Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Владенья наши, дом наш и приют.





Вот наше царство, нет ему границ

Главный герой – воплощение внутренней силы, беспримерного мужества и вместе с тем – демонического одиночества.

Покорны все: сам Конрад их ведет.

И кто судить его приказ дерзнет?

Загадочен и вечно одинок,

Казалось, улыбаться он не мог;

При имени его у храбреца

Бледнели краски смуглого лица;

Он знал искусство власти, что толпой

Всегда владеет, робкой и слепой,

Постиг он приказаний волшебство,

И с завистью все слушают его…

Во внешности Конрада поражают «огненный взор», «чернота густых кудрей» и «дьявольская усмешка на устах»; лицо отражает «полет тайных дум» и «горение неведомых страстей». Герой Байрона – «разочарованный» герой; трагические события в прошлом сделали его нелюдимым, отчаявшимся.

Он средь людей тягчайшую из школ –

Путь разочарования – прошел…

Оттолкнут, оклеветан с юных дней,

Безумно ненавидел он людей…

Его – хоть был он дик и одинок-

Ни пожалеть, ни презирать не мог

Никто. Страшило имя, странность дел,

Всяк трепетал, но пренебречь не смел. (1814 г. Пер. Г. Шенгели)

Произведения Байрона оказали огромное воздействие на европейский и русский романтизм. Черты «байронического героя» мы увидим в персонажах Пушкина, Лермонтова и других русских авторов. Многие писатели-романтики, погружаясь в «бездны» внутреннего мира личности, высказали трагизм одиночества, силу отчаяния с беспримерной художественной силой. Яркий пример – поэма «Ворон» (1845), которое написал виднейший американский поэт и новеллист Эдгар Алан По. Тему произведения сам По определял как «смерть молодой прекрасной женщины» (в основе такого объяснения лежит биографический факт – поэт очень рано потерял горячо любимую жену), но наиболее распространено другое, более общее толкование – противостояние человека року. Приведем заключительную строфу:

И, венчая шкаф мой книжный,

Неподвижный, неподвижный,

С изваяния Минервы не слетая никуда,

Восседает Ворон черный, несменяемый дозорный,

Давит взор его упорный, давит, будто глыба льда.

И мой дух оцепенелый из-под мертвой глыбы льда

Не восстанет никогда. (пер. М. Донского)

Если мы перечтем произведения немецких романтиков, то увидим, что их внимание сконцентрировано на герое-поэте, герое-музыканте или живописце. Такой герой находится целиком во власти искусства, которому он служит беззаветно и всей душой, подчиняя ему всю свою жизнь. Но такого рода служение, с одной стороны, воспеваемое автором, с другой стороны, неизбежно будет нести в себе некую раздвоенность, поскольку делает надежду на гармоничное бытие весьма призрачной. Посмотрим на иронически окрашенную самохарактеристику студента Ансельма, главного героя знаменитой новеллы Гофмана «Золотой горшок» (1814):

…Я родился на свет для всевозможных испытаний и бедствий! Я уже не говорю о том, что никогда не попадал в бобовые короли, что я ни разу не угадал в чет и нечет, что мои бутерброды всегда падают на землю намасленной стороной, – обо всех этих злополучиях я не стану и говорить; но не ужасная ли это судьба, что я, сделавшись наконец студентом назло всем чертям, должен все-таки быть и оставаться чучелом гороховым? Случалось ли мне надевать новый сюртук без того, чтобы сейчас же не сделать на нем скверного жирного пятна или не разорвать его о какой-нибудь проклятый, не к месту вбитый гвоздь? Кланялся ли я хоть раз какой-нибудь даме или какому-нибудь господину советнику без того, чтобы моя шляпа не летела черт знает куда или я сам не спотыкался на гладком полу и постыдно не шлепался? Не приходилось ли мне уже и в Галле каждый базарный день уплачивать на рынке определенную подать от трех до четырех грошей за разбитые горшки, потому что черт несет меня прямо на них, словно я полевая мышь? Приходил ли я хоть раз вовремя в университет или в какое-нибудь другое место?... (пер. Вл. Соловьева)

Здесь отчетливо проступает особая стилистическая интонация, открытая немецкими писателями-романтиками; в научной литературе она получила имя романтической иронии. Важно отметить, что данное определение было сформулировано самими романтиками – о «романтической иронии» писали и немецкие философы Шлегель, Шеллинг, Ф. Зольгер, и некоторые из их единомышленников в Германии. В смысловом богатстве понятия «романтической иронии» сосуществуют и противоборствуют разнообразные слои творческой рефлексии: неколебимая вера в искусство как высшую сферу реализации личности и одновременно – светлый юмор, несущий с собой оттенок сомнения в том, что полное отвержение практической стороны жизни в пользу занятий искусством всегда и несомненно будет верным.

Принцип двоемирия

Итак, уже очевидно, что категория «я», выведшая художественное самосознание на уровень автора-творца и определившая новое эстетическое содержание понятия «герой», имеет подспудный конфликтный смысл: два мира, мир фантазии и свободного творчества, и мир обыденности, требующий от человека трезвого здравомыслия и житейской расчетливости, неизбежно входят в конфликт.

История романтизма оставила нам в наследство множество прекрасных своей поэтической глубиной художественных текстов. Один из них – книга «Ночные бдения» (1805) неизвестного автора, выступившего под псевдонимом Бонавентуры; исследователи пришли к выводу, что автором книги мог быть Шеллинг или Гегель. В этом произведении принцип двоемирия проявлен исключительно ярко: главный герой – ночной сторож, который в силу условий своей профессии способен как никто иной узнать, насколько резко отличаются «дневная», – с ее жесткими и неотменимыми правилами, и «ночная» сторона человеческой жизни – влекущая в царство свободы и творческого полета мысли: вооруженный пикой, он должен обходить город в течение всей ночи и, трубя в рог, провозглашать наступление каждого «часа» – час ночи, два часа ночи и т.д. При этом он внимательно следит за всем происходящим – заглядывает в окна, прислушивается к разговорам в каждом «неспящем» доме, отмечает передвижения жителей, оказываясь невольным наблюдателем жизненных драм. Приведем фрагмент из вступительной главы «Первое бдение», репрезентирующий архитектонику «двоемирия» и основной стилистический прием, которым она воплощается – это принцип контраста:

Пробило полночь; я закутался в мое причудливое одеяние, взял пику и рог в руки, вышел во мрак и выкрикнул час, осенив себя сперва крестным знамением, чтобы оборониться от злых духов.

Была одна из тех жутких ночей, когда свет и мрак чередуются со странной быстротою. По небу мчались облака, гонимые ветром, словно диковинные призраки великанов, и каждое появление месяца мгновенно сменялось исчезновением. Внизу на улицах царила мертвая тишина, лишь высоко в воздухе вихрь хозяйничал, как невидимый дух. Это было как раз по мне, и я упивался одиноким звуком шагов моих, ибо мнилось, будто я сказочный принц в заколдованном городе, где злые чары превратили в камни все живые существа, а, быть может, чума или потоп истребили всех, и я один остался в живых.

Последнее уподобление заставило меня содрогнуться, и я был рад увидеть высоко над городом в тесноте вольного чердачного пристанища одинокий тусклый огонек.

Я-то знал, кто там царил в вышине; это был поэт-неудачник, бодрствовавший в ночи, пока почивали его кредиторы, а к последним не принадлежали только музы.

Я не мог не обратиться к нему со следующей речью, которая заставила меня замедлить шаг:

«О ты, колобродящий там наверху, я хорошо понимаю тебя, ибо однажды я был подобен тебе! Но я променял это занятие на честное ремесло, которое, по крайней мере, кормит меня, и отнюдь не лишено поэзии, коли умеешь находить ее. Я стою на твоем пути и здесь на земле прерываю напоминанием о времени и быстротечности грезы о бессмертии, посещающие тебя в твоей выси. Оба мы ночные сторожа; сожалею об одном: твои ночные бдения ничем тебя не вознаграждают в это холодное прозаическое время, тогда как мои как-никак всегда оправдывают себя. Когда я посвящал поэзии ночи, как ты, мне приходилось голодать, как тебе, и петь для глухих; последним занимаюсь я и теперь, но мне за это платят. О друг поэт, творчество противопоказано тем, кто теперь хочет жить. Если пение – твой врожденный порок, и ты не можешь от него избавиться, становись ночным сторожем, как я; это единственная солидная должность, где пение оплачивается и тебя не заставляют умирать с голоду». (пер. В. Б. Микушевича)

По наблюдениям исследователей, принцип двоемирия нашел наиболее полное художественное выражение в немецкой литературе. Однако нужно подчеркнуть, что он по-своему, творчески структурирован в каждой из национальных литературных традиций. Так, в немецком художественном сознании «двоемирие» соотносилось прежде всего с конфликтом между искусством и жизнью; тогда как во Франции, в силу особенностей французского Просвещения, на почве которого вырастал романтизм, более значимы оказались общественно-политические коннотации понятия. В романе известного французского писателя Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» (1836) анализируется историческая ситуация времени, и при этом автор отмечает следующее:

В человеке, несомненно, живут две тайные силы, которые борются между собой до самой смерти: одна, прозорливая и холодная, придерживается действительности, обдумывает, взвешивает ее и судит прошлое; другая жаждет будущего и устремляется к неизвестности. Когда страсть побеждает человека, рассудок следует за ним, рыдая, и предупреждает об опасности, но как только, послушавшись голоса рассудка, человек остановится, как только он скажет себе: «Безумец, куда я шел?», страсть крикнет ему: «А я? Значит, я обречена на смерть?»

Итак, ощущение неизъяснимого беспокойства начинало бродить во всех юных сердцах. Осужденные властителями мира на бездействие, праздность и скуку, отданные во власть всякого рода тупых педантов, юноши видели, как пенистые волны, для борьбы с которыми они уже напрягали свои мускулы, отступают перед ними. Все эти гладиаторы, приготовившиеся к бою, в глубине души ощущали невыносимую тоску … Не обошлось без политики: вступали в драку с солдатами, охранявшими вход в законодательную палату, неистовствовали на похоронах депутата-либерала... (пер. Д.Г. Лившиц и К.А. Ксаниной)

Пейзаж

Из выше приведенного отрывка можно было увидеть и то, как виртуозно умеют романтические авторы соотнести состояние души своих героев с состоянием природы. Писатели-романтики внесли в литературную традицию бесценный художественный опыт, которого не было ранее – именно романтиками были раскрыты неисчерпаемые возможности изображения внутреннего мира человеческой личности через ее взаимосвязанность с природными явлениями – солнечным и лунным светом, ночным или дневным воздухом и ветром, гармоничным и радостным настроением природы или напротив: ураган, шторм, ненастье любого рода позволяло выразить и душевные бури, и душевное «ненастье». Интуитивно точное, и при этом необъяснимое рационально «соответствие» между состоянием природы и состоянием души, найденное романтиками и введенное ими в сферу художественного слова – одно из замечательных эстетических завоеваний эпохи романтизма. Приведем в пример описание места действия глазами главного героя в новелле Э.А. По «Падение дома Ашеров». Предчувствие грозящей и неизбежной катастрофы (новелла завершится тем, что поместье Ашеров будет уничтожено вместе с его обитателями) пронизывает экспозицию новеллы, заключающуюся в описании ландшафта, лирически переживаемом в сознании героя:

Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам – и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние. Нестерпимое оттого, что его не смягчала хотя бы малая толика почти приятной поэтической грусти, какую пробуждают в душе даже самые суровые картины природы, все равно скорбной или грозной. Открывшееся мне зрелище – и самый дом, и усадьба, и однообразные окрестности – ничем не радовало глаз: угрюмые стены… безучастно и холодно глядящие окна… кое-где разросшийся камыш… белые мертвые стволы иссохших дерев … от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе … Чувство это я могу сравнить лишь с горечью возвращения к постылым будням, когда вновь спадает пелена, обнажая неприкрашенное уродство. (пер. Н. Галь)

Темы музыки и искусства

Тема музыки, искусства в целом, которое одно придает смысл мирозданию для творческого «я», замечательно разработана романтиками. Известный немецкий лирик Йозеф Эйхендорф писал:

Мир всего лишь заколдован:

В каждой вещи спит струна.

Разбуди волшебным словом –

Будет музыка слышна. (1835 г. Пер. А. Герасимовой).

Темы любви и дружбы

Темы любви и дружбы – центральные у романтиков; после творчества – но и рядом с ним – эти две темы наполняют их произведения как никакие иные; ведь талант любви и талант дружбы – высшие ценности в мире, где все определяется максимальной интенсивностью душевной жизнью индивидуального «я». Любовь – вселенское, космическое чувство; любовь к женщине понималась как любовь к природе, миру в целом. Ф. Новалис писал:

Что любишь, то повсюду находишь и повсюду видишь похожее. Возлюбленная – прообраз вселенной, вселенная – прообраз возлюбленной. Тому, кто дружен с науками, они подносят и все цветы и все дары для возлюбленной. («Вера и любовь», 1797. Пер. А.В. Михайлова)

Переход к реализму

Предельная сконцентрированность романтиков на внутреннем мире личности определила общую направленность их творчества; и результаты их писательской деятельности были глубоко продуктивными: духовно-эмоциональная сфера человеческого «я» получила объемное и выразительнейшее воплощение. В будущем наследие романтической эпохи получило самое широкое признание; произведения Д.Лондона, М. Горького и многих других выдающихся авторов и ХIХ-го, и ХХ века невозможно себе представить без их романтических истоков.

Вместе с тем, под влиянием эстетических и поэтологических ориентиров писателей эпохи романтизма, в литературном сознании неизбежно уходил в тень второй план бытия – социальный, внеличностный. Чтобы он смог найти свой язык и обрести тем самым полновесное эстетическое существование, требовались «переходные» произведения. Одним из таких текстов стала повесть «Полевые цветы» (1842) Адальберта Штифтера, классика австрийской литературы Х1Х века. Высокое значение А. Штифтера в литературе его эпохи во многом определяется тем, как писатель преодолевал романтические идеи и шел к созданию новой, реалистической эстетики.

В повести «Полевые цветы» вся сюжетная линия, герои, а также темы и мотивы имеют романтический характер. С другой стороны, уже можно увидеть готовящийся уход писателя от романтизма. Так, творчество, любовь и дружба, интерес к мифу и легендам, к античной культуре остаются и для Штифтера главными ценностями, и в этом он разделяет эстетические убеждения всех романтиков. Но в его произведении уже нет трагического конфликта между героем-художником и действительностью, т.е. «двоемирия» как такового, произведение венчает счастливый и гармоничный финал. Штифтер показывает, что самое главное для человека – не воображаемый мир, а мир реальный, и нужно найти свое место в обычной жизни, уметь ее ценить и понимать.

Поэтому в его повести говорится с иронией о претензиях героя подчинить все исключительно искусству («шут», «дурак», «козлиная бородка»- таковы эпитеты, прилагаемые повествователем к герою-живописцу), а на первый план выдвигается сама жизнь, – в образе семьи и дома, родных и близких людей. Эти люди любят музыку и искусство, но при этом стремятся укрепить свой достаток, и заняты обычными трудами и обязанностями.

Смену эстетических ориентиров можно увидеть в поэтике заглавий произведения Штифтера. Оно состоит из 19 глав, и каждая носит название полевого цветка – «Незабудка», «Примула» и т.д. При этом важно знать, что романтики создали свой особый символ, под знаком которого и воспринималось их искусство в последующее время – это неизъяснимый, непостижимый и никому не ведомый «голубой цветок» (голубая роза, которой в реальности не существует), символизирующий высокую мечту, неизъяснимый идеал. и введенный в литературу Новалисом. У Штифтера же, в чем ясно видна уже назревшая потребность культуры в новой эстетике, на главное место выходит не «голубой цветок», которого стремятся найти герои других писателей, но при этом его никто и никогда не видел, а простые полевые цветы. Их красота не столь поразительна, но зато она настоящая, и потому эти цветы дороже и ценнее любых фантазий. Таким образом, внимание писателя переключается с романтического на реальный мир, и уже можно представить, что именно А. Штифтер, наряду и с другими писателями, будет создателем нового направления в европейской литературе реализма.

Резюме

В главе сжато рассмотрена западноевропейская литература рубежа XVIII – XIX вв. и первых десятилетий XIX в., составившая романтизм как литературную и культурную эпоху. Были репрезентированы ведущие категории романтической философии – «творимая жизнь» и субъективная индивидуальность («я»). На данной основе была выявлена эстетическая специфика произведений романтиков.

Предметом специального разбора стали принципы поэтики, разработанные в период романтизма: принцип двоемирия как смыслообразующий в построении художественного мира; концепция творческой личности, ставшая эстетическим открытием романтиков.

Конкретно характеризуется поэтология художественного текста на уровне автора и героя; на уровне тем дружбы, любви, искусства и творчества; определена новая, лирическая составляющая в пейзаже. В финальной части главы ставится вопрос о переходе от романтизма к реализму, вызвавшем кардинальные сдвиги в художественном сознании в целом: лирический субъект начинает постепенно заменяться субъектом эпическим.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные эстетические особенности литературы романтизма.

2. Охарактеризуйте представления романтиков о творческой личности.

3. Назовите немецких, английских, французских писателей-романтиков.

4. Как вы понимаете литературоведческий термин «двоемирие»?

5. Дайте характеристику романтического героя (отличительные черты его внутреннего мира; жизненные ценности)

6. Что такое «романтическая ирония»?

7. Назовите главные литературные жанры, которые разрабатывались романтиками.

8. Какие русские поэты творчески восприняли опыт Д.Г. Байрона?

Глава 3. Реализм XIX века







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.