Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Жанр «экспериментального романа»





Эмиль Золя создает новый жанровый тип романа, получивший название роман-эксперимент (см. сб. статью Золя «Экспериментальный роман»). Структура произведения определяется тем, что герои, обладающие конкретным набором наследственных черт, задающими становление их судьбы в одном направлении, помещаются автором в другую среду и неожиданные социальные ситуации – с тем, чтобы изучить, поддаются ли изменению при таких метаморфозах основополагающие черты их характеров. Автор тем самым выступает как ученый, как естествоиспытатель, он ставит «эксперимент» над своими героями и проверяет таким образом власть наследственности и ее границы.

При этом подчеркнем, что «биологически-наследственный» взгляд на человека распространяется у Золя на всю нацию; он представлял Францию как живой «организм», «республику с нервными центрами». Натуралистической. По мнению Золя, должна быть и политика: «Спасение Франции, – писал он, – зависит от того, примет ли молодежь натурализм».

Вдохновляясь примером Бальзака, Э.Золя задумал многотомный цикл романов «Ругон-Маккары», состоящий из 20 произведений, в каждом из которых был бы аналитически представлен с позиций натурализма тот или иной социальный слой общества. Эпопея была создана на протяжении 1870-1880-х гг. Название эпопеи образовано из фамилий двух семей, – Ругонов и Маккаров; их члены образуют брачные союзы, отсюда происходит смешение наследственных свойств, позволяющее автору «экспериментировать» в поисках путей личностного и социального становления героев.

Свою эпопею Золя рассматривал как акт гражданского звучания. Задача художника, полагал он, – указать на «больные стороны действительности». Это грандиозное социальное воплощение действительности, выражающее целостное представление об эпохе и психофизиологической структуре и человека и среды. Подзаголовок «Ругон-Маккаров» таков: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи»; по сути это история падения и вырождения рода Ругон-Маккаров. Наследственность превращается для них в рок, в западню. Писателю важна не внешность героя, а его темперамент.

Самые известные романы Золя – «Чрево Парижа», «Дамское счастье», «Западня», «Жерминаль», «Разгром». Исследователи творчества Золя отмечают, что его произведения отличает предельная сосредоточенность на низком и уродливом; прославление прекрасного для этого писателя значительно менее значимо, в сравнении с акцентом на «язвы общества».

Второй принцип Золя – установка на документальность. В предисловиях к своим романам он часто называет документальный источник сюжета и указывает, когда и где произошло определенное событие. Отметим, что, говоря о натурализме своего метода, Золя включает в это понятие и реализм и называет натуралистами всех писателей, кто принимал за основу «природу» – Стендаля, Бальзака, Флобера.

Натурализм и экспрессионизм

Натурализм во французской литературе развивается в последние десятилетия Х1Х века, когда наряду с ним появляются и другие нереалистические течения и направления. Очень интересная особенность стиля у Золя – его пристальное и продуктивное внимание к поэтике цвета и звука; особенно в этом отношении получили известность его романы «Чрево Парижа», рассказывающий о жизни главного рынка Франции, и «Дамское счастье», действие которого происходит в огромном универсальном магазине, предлагающем всевозможные товары для женщин (название магазина стало названием всего романа). Поразительно яркое, многоцветное описание товаров на рынке или оттенков цвета тканей свидетельствует о творческом взаимодействии Золя с эстетическими принципами импрессионистов. Приведем в пример фрагмент из романа «Чрево Парижа».

Натюрморты, украшенные всевозможными завитушками и розетками, отличались такой сладостной, акварельной мягкостью, что даже сырое мясо на них отливало розовыми тонами, как фруктовое желе. В этом ласкающем глаз обрамлении открывалась выставка товаров; тарелки с яствами были изящно убраны листьями папоротника, отчего казались букетами, окруженными зеленью. То был мир лакомых, сочных, жирных кусочков.

На первом плане, у самого стекла витрины, выстроились в ряд горшочки с ломтиками жареной свинины, вперемежку с баночками горчицы. Над ними расположились окорока с вынутой костью, добродушные, круглорожие, желтые от сухарной корочки, с зеленым помпоном на верхушке. Затем следовали изысканные блюда: страсбургские языки, варенные в собственной коже, багровые и лоснящиеся, кроваво-красные, рядом с бледными сосисками и свиными ножками; потом – черные кровяные колбасы, смирно свернувшиеся кольцами, затем нафаршированные потрохами колбасы, так и прыщущие здоровьем; копченые колбасы в фольге, смахивающие на спины певчих в парчовых стихарях; паштеты, еще совсем горячие, с крохотными флажками этикеток; куски телятины в желе, прозрачном, как растопленный сахар. И еще там стояли широкие глиняные миски, где в озерах застывшего жира покоились куски фарша. Между тарелками, на подстилке из голубых стружек, были расставлены стеклянные банки с острыми соусами, с консервированными трюфелями и гусиной печенкой… (пер. А. Ясной)

Данный пример может показать, что «натуралистический» подход, при всем его биологическом «фатализме», давал, без сомнения, и глубоко позитивные возможности выразить природную, естественную радость бытия и его жизнеутверждающую силу; закономерно один из популярных романов Золя был назван автором «Радость жизни».

В заключение отметим, что произведения Э.Золя были с большим интересом восприняты в России; тиражи его романов, опубликованных на русском языке на протяжении ХХ века, значительно более велики, чем у других французских писателей Х1Х века.

 

Резюме

Материал главы кратко представляет литературное направление, сформировавшееся под влиянием естественно-научной мысли в последние десятилетия XIX века сначала во французской литературе, а затем и в ряде других национальных литератур. Необходимость обсуждения вопросов, актуализируемых здесь, связана с тем, что некоторые положения натуралистической эстетики стали определяющими для целого ряда художественных явлений последующего времени, вплоть до наших дней.

Принципиальная проблема натурализма – разработка новой концепции человека и общества; отсюда обосновывается предметное рассмотрение категориального уровня эстетики натурализма – триады раса –среда –момент, введенной в опыт художественной традиции французским ученым-позитивистом Ипполитом Тэном. Анализ всех трех понятий показывает, какие перемены происходят в эстетической мысли, сравнительно с критическим реализмом: на первое место в понимании человеческой личности и ее взаимосвязей с обществом выходит идея врожденных свойств, не поддающихся социальной нивелировке. Таким образом, принцип детерминизма теряет социально-исторический смысл и получает значение природного фактора. Таким образом,понятие темперамента становится ведущим в новой модели автора и героя.

В главе обозначены поэтологические константы, складывающееся под влиянием натуралистических идей: создание Э. Золя жанра «экспериментального романа», в котором разрабатывается конфликт нового типа – между природно-биологическим и социальным началами общественного бытия.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите имена писателей, творчество которых относится к направлению натурализма.

2. Объясните содержательный смысл каждого из компонентов триады «раса-среда-момент».

3. Как вы понимаете смысл названия цикла романов Э.Золя «Ругон-Маккары»?

4. Охарактеризуйте жанр «экспериментального романа».

5. Назовите сходства и отличия в концепции личности и общества в эстетике реализма и натурализма.

6. Как связаны натурализм и импрессионизм?

Глава 5. Символизм

Принцип соответствий

Символизм важнейшее литературное направление нескольких десятилетий, завершающее Х1Х век и открывающее век ХХ-й. Он зарождается и бурно развивается сначала во Франции; в другие европейские страны и Россию он приходит как уже сложившееся, эстетически организованное явление, способное оказать – и оказывающее – повсеместное и могучее влияние.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.