|
Из истории лермонтовской усадьбыГосударственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс – это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс – имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова. Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова. Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку – «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» – в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях – прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку. На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное – Яковлевское, обиходное – Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви. 19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге. Устройство усадьбы «… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был службами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана» (П.А. Висковатов. Из кн. «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»). Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское – близ Москвы; Гатчина и Павловск – близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла. Чем дальше от обеих столиц в глубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи. Именной такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами. Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий – все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний. С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной – хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары. Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы. В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой». Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской». В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть – все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской. «Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр» (В. В. Афанасьев. Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»). Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта. Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII – начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода – чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле – Евангелие, изданное в конце XVIII века. Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|