Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Река Волга в творчестве Гончарова





Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович и мать Авдотья Матвеевна принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

1840-е годы – начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом.

Чудесная природа Поволжья запечатлена в романе «Обрыв». Введение в структуру книги знаменитой русской реки придает динамику частям романа, рисующим жизнь хозяев и обитателей Малиновки. Образ Волги-реки весьма активно вплетается в судьбы, в повседневную жизнь практически всех персонажей романа. Река Волга – это та часть его композиции, которая позволяет автору передавать весь образ жизни персонажей. События в "Обрыве" выходят благодаря реке Волге за рамки родного гнезда, за узкий круг родственных и дружеских связей.

Река Волга, ее образ, показан в «Обрыве» в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство: «В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину – и там в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, – именно “Обрыв”». Река Волга у Гончарова больше, чем просто «предмет природы». Общаясь с нею, чаще опосредованно, чем лично, персонажи романа, подчас не замечая того, сами приоткрывают свой характер, мечты и настроения. Вне реки Волги роман вряд ли мог быть построен. Его действие невозможно, к примеру, «на берегах Невы» или где-то вне России; трудно представить поступки и судьбы героев «Обрыва» в другой российской провинции, где нет могучей Волги.



Исторически сложившийся уклад жизни во многом предопределен местом действия. Так, в «Обрыве» «с одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор» (ч. I, гл. VII). Это и география романа, и указание автора на главный пейзаж его книги. Одну из структурных особенностей «Обрыва» можно видеть в тесной связи действующих лиц с волжскими пейзажами, четкими и осязаемыми. Последние то подробно воссозданы автором, то лишь попутно упомянуты. Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина... Волга – доминанта русского пейзажа в книге Гончарова.

Волжский пейзаж в "Обрыве" составляет тот структурный элемент, который способствует и помогает читателю понять духовные искания гончаровских героев, этих людей середины XIX в., их надежды, настроения, их духовные запросы, наконец, силу любви. Огромная любовь к русской природе у И. А. Гончарова сосредоточена на Волге, ее просторах, ее берегах и, конечно же, на людях, там живущих.

Музей И.А. Гончарова

Историко-мемориальный центр-музей И.А.Гончарова в Ульяновске был открыт 17 июня 1982 года. Он разместился на первом этаже дома, в котором родился писатель. Экспозиция музея построена по тематико-хронологическому принципу и максимально воссоздает атмосферу эпохи И.А.Гончарова. В 8 залах музея подробно освещаются основные этапы жизни писателя и его творчества. Последний зал – «Гончаров и современность» – рассказывает о сегодняшнем восприятии гончаровских романов и образов. В музее представлена уникальная коллекция вещей, принадлежавших И.А.Гончарову, его родным и близким, предметы быта и мебель XIX века, рукописи и редкие книги XVIII-XIX столетий, иконография писателя, портреты родственников и современников, документы и фотографии.

Яркой страницей в жизни И.А.Гончарова стало его путешествие на фрегате «Паллада» (1852-1855 гг.). Гончаров исполнял должность секретаря дипломатической миссии адмирала Е.В.Путятина, которая направлялась к берегам Японии для установления с этой страной торговых и дипломатических отношений. В экспозиции на карте 1841 г. представлен маршрут путешествия: Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь. Украшением экспозиции является модель фрегата «Паллада» (1:50) и уголок-интерьер «Каюта на фрегате середины XIX в.», в котором также демонстрируется подлинная акварель, привезённая писателем из путешествия. Итогом путешествия стала книга очерков И.А.Гончарова «Фрегат “Паллада”», первое издание которой (1858 г.) можно увидеть в экспозиции.

Л.Н. Толстой: Ясная Поляна

1.6.1. Ясная Поляна в жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Ясная Поляна – усадьба в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), ведущая свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь ее первых владельцев – Карцевых. Это место жизни и творчества писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. Здесь в "соавторстве" с родными, дорогими сердцу местами было написано около 200 произведений, принесших ему мировую известность. Самые известные из них – романы «Война и мир» и «Анна Каренина».

Родовое имение с его пейзажами, лучшими традициями усадебного быта, семейными преданиями служило Толстому неисчерпаемым источником творческих сил и вдохновения и неизменно присутствовало в его произведениях. Описание родных мест Толстой дает в "Романе русского помещика", "Войне и мире", "Анне Карениной". Образы старопомещичьих усадеб Вронских и Ростовых во многом списаны с Ясной Поляны. Пейзажи в «Анне Карениной» также созданы под впечатлением от яснополянских

Усадьба пережила несколько этапов перестройки, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л. Н. Толстого, князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого.

Дед писателя соединил старые черты планировки (регулярный парк «Клины», аллея «Прешпект») с новыми элементами композиции (архитектурный ансамбль, «Аглицкий» парк). «Все, что строил мой дед, – говорил Л. Н. Толстой, – было изящно и не пошло и твердо, прочно, капитально. У него было очень тонкое эстетическое чувство».

От Н. С. Волконского Ясная Поляна перешла к его единственной дочери, матери Л. Н. Толстого Марии Николаевне. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, увеличил сад и хозяйственные службы.

Леса Ясной Поляны: Абрамовская посадка, Чепыж, Старый Заказ – места прогулок и детских игр братьев Толстых. На краю оврага Старого Заказа, где, будучи детьми, они искали «зеленую палочку счастья», Л. Н. Толстой завещал похоронить себя.

Превращение Ясной Поляны в музей было сложным и длительным процессом. В 1911 г. Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. С. А. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л. Н. Толстого. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л. Н. Толстого: Сергей Львович (автор первого путеводителя по Ясной Поляне, 1914) и Александра Львовна.

В 1921 г. усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии.

В 1951 г. была проведена серьезная реставрация усадьбы; был восстановлен яблоневый сад, вымерзший во время войны, по воспоминаниям жителей деревни и фотографиям – реконструированы хозяйственные постройки (кучерская изба, житня).

Постепенно Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых, царит мир русских дворянских усадеб XIX в.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.