|
Река Волга в творчестве ГончароваИван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович и мать Авдотья Матвеевна принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве». 1840-е годы – начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Чудесная природа Поволжья запечатлена в романе «Обрыв». Введение в структуру книги знаменитой русской реки придает динамику частям романа, рисующим жизнь хозяев и обитателей Малиновки. Образ Волги-реки весьма активно вплетается в судьбы, в повседневную жизнь практически всех персонажей романа. Река Волга – это та часть его композиции, которая позволяет автору передавать весь образ жизни персонажей. События в "Обрыве" выходят благодаря реке Волге за рамки родного гнезда, за узкий круг родственных и дружеских связей. Река Волга, ее образ, показан в «Обрыве» в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство: «В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину – и там в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, – именно “Обрыв”». Река Волга у Гончарова больше, чем просто «предмет природы». Общаясь с нею, чаще опосредованно, чем лично, персонажи романа, подчас не замечая того, сами приоткрывают свой характер, мечты и настроения. Вне реки Волги роман вряд ли мог быть построен. Его действие невозможно, к примеру, «на берегах Невы» или где-то вне России; трудно представить поступки и судьбы героев «Обрыва» в другой российской провинции, где нет могучей Волги. Исторически сложившийся уклад жизни во многом предопределен местом действия. Так, в «Обрыве» «с одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор» (ч. I, гл. VII). Это и география романа, и указание автора на главный пейзаж его книги. Одну из структурных особенностей «Обрыва» можно видеть в тесной связи действующих лиц с волжскими пейзажами, четкими и осязаемыми. Последние то подробно воссозданы автором, то лишь попутно упомянуты. Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина... Волга – доминанта русского пейзажа в книге Гончарова. Волжский пейзаж в "Обрыве" составляет тот структурный элемент, который способствует и помогает читателю понять духовные искания гончаровских героев, этих людей середины XIX в., их надежды, настроения, их духовные запросы, наконец, силу любви. Огромная любовь к русской природе у И. А. Гончарова сосредоточена на Волге, ее просторах, ее берегах и, конечно же, на людях, там живущих. Музей И.А. Гончарова
Л.Н. Толстой: Ясная Поляна
Ясная Поляна – усадьба в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), ведущая свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь ее первых владельцев – Карцевых. Это место жизни и творчества писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. Здесь в "соавторстве" с родными, дорогими сердцу местами было написано около 200 произведений, принесших ему мировую известность. Самые известные из них – романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Родовое имение с его пейзажами, лучшими традициями усадебного быта, семейными преданиями служило Толстому неисчерпаемым источником творческих сил и вдохновения и неизменно присутствовало в его произведениях. Описание родных мест Толстой дает в "Романе русского помещика", "Войне и мире", "Анне Карениной". Образы старопомещичьих усадеб Вронских и Ростовых во многом списаны с Ясной Поляны. Пейзажи в «Анне Карениной» также созданы под впечатлением от яснополянских Усадьба пережила несколько этапов перестройки, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л. Н. Толстого, князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого. Дед писателя соединил старые черты планировки (регулярный парк «Клины», аллея «Прешпект») с новыми элементами композиции (архитектурный ансамбль, «Аглицкий» парк). «Все, что строил мой дед, – говорил Л. Н. Толстой, – было изящно и не пошло и твердо, прочно, капитально. У него было очень тонкое эстетическое чувство». От Н. С. Волконского Ясная Поляна перешла к его единственной дочери, матери Л. Н. Толстого Марии Николаевне. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, увеличил сад и хозяйственные службы. Леса Ясной Поляны: Абрамовская посадка, Чепыж, Старый Заказ – места прогулок и детских игр братьев Толстых. На краю оврага Старого Заказа, где, будучи детьми, они искали «зеленую палочку счастья», Л. Н. Толстой завещал похоронить себя. Превращение Ясной Поляны в музей было сложным и длительным процессом. В 1911 г. Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. С. А. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л. Н. Толстого. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л. Н. Толстого: Сергей Львович (автор первого путеводителя по Ясной Поляне, 1914) и Александра Львовна. В 1921 г. усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. В 1951 г. была проведена серьезная реставрация усадьбы; был восстановлен яблоневый сад, вымерзший во время войны, по воспоминаниям жителей деревни и фотографиям – реконструированы хозяйственные постройки (кучерская изба, житня). Постепенно Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых, царит мир русских дворянских усадеб XIX в. ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|