Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функциональная направленность конфликтов и их последствия





Функции конфликта Направленность и последствия конфликтов
  Позитивные Негативные
Интеграция -разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; -согласование индивидуальных и коллективных интересов; -образование и консолидация формальных и неформальных групп; -углубление и стабилизация общих интересов. -ослабление организованности и единства коллектива; -нарушение баланса интересов между личностями и группами; -проявление недобросовестного отношения к делу и стремление к выгоде для себя за счет других; -потворство эгоизму, своеволию, анархии.
Активизация социальных связей -придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; -усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства. -несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; -ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; -возведение препятствий на пути к сотрудничеству.
Сигнальная -выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; -обнаружение недостатков в условиях и охране труда; -реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива -резкое выражение недовольства действиями руководства; -протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц (коррупция); -нарастание не удовлетворенности службой.
Инновация, содействие творческой инициативе -повышение активности и мотивации к работе; -стимулирование роста профессионализма; -содействие творчеству, новым и оптимальным решениям. -создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; -подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; -уход от альтернативных решений.
Трансформация (преобразование) деловых отношений -создание здорового социально-психологического климата; -утверждение уважительного отношения к службе; -повышение уровня взаимного доверия. -ухудшение морально-психологической атмосферы; -усложнение процесса восстановления деловых отношений и сотрудничества.  
Информационная -повышение уровня осведомленности сотрудников о положении дел в ОВД; -нахождение «общего языка». -усиление недружественного поведения; -уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями.
Профилактическая -урегулирование разногласий на взаимной основе; -ослабление конфронтации в служебных отношениях. -нагнетание напряженности и враждебности; -уклонение от примирительных процедур.

 



При любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на коллектив и его сотрудников. В этом воздействии, как в фокусе, проявляются функции и значение конфликта, его высокая целесообразность или, напротив, крайняя нецелесообразность. Важно избежать преувеличений в оценке и позитивных, и негативных последствий случившегося конфликтного столкновения.

Основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту, по возможности, функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.

Как мы уже убедились, конфликт – это сложное социальное явление, характеризующееся многими параметрами. В психологии впервые понятийная схема описания конфликта была предложена социальным психологом Л.А.Петровской, а в последующем расширена А.Я.Анцуповым.

Важнейшими компонентами являются сущность и функции, рассмотренные выше, а также структура, классификация, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика конфликта.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака:

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

3. Эмоциональный фон.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Не лишне помнить также о так называемых «сигналах конфликта», которыми он всегда предваряется, на это указывают Х.Корнелиус и Ш.Фэйр (1992). Среди ни них: кризис, напряжение, недоразумение, инцидент, дискомфорт.

Кризис как сигнал достаточно очевиден. Он сопровождается разрывом социальных связей. Человек становится способным на крайности - в своем воображении, а иногда и на самом деле.

Напряжение искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши отношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Чувства изменяются в худшую сторону.

Недоразумение иногда может быть результатом эмоциональной напряженности, что способствует ложным выводам из сложившейся ситуации.

Инциденты как сигналы вроде незначительны, их можно сравнить с капающим краном на кухне. Вроде мелочь, но в определенный момент чашка, стоявшая в раковине, вдруг переполняется, и вода просто бежит через край. Но именно такие «мелочи» могут привести к эскалации конфликта.

Дискомфорт – это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно, но в данном случае к нему лучше прислушаться.

Если Вы научитесь опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновения напряжения, недоразумений и кризисов.

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем, «какие именно события происходят» в конфликте.

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование, по мнению Н.В.Гришиной (2001), невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер.

Структуру конфликта можно представить в виде следующей схемы рис.2.3. (ее предлагает С.М. Емельянов, 2009):

 


Рис. 2.3. Схема конфликта

Требуют некоторого пояснения основные структурные элементы конфликта.

Стороны конфликта– это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта– это то, из-за чего возникает конфликт. Это всегда та объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в коллективе, и т.п.

Предмет конфликта (иногда выделяют еще и «объект») – это конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны; ею может стать и какое-то имущество, а также социальная реальность в виде гарантии занятости, должностной вакансии, размеров оплаты труда и т.п. – все, что представляет собой объект личных, групповых и общественных интересов.

Наша точка зрения заключается в том, что в принципе предмет и объект конфликта, как правило, одно и тоже.

Вместе с тем, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (2001) настаивают на выделении объекта конфликта, как самостоятельного структурного элемента. Они считают его непременным атрибутом конфликта. Причем сразу выделить объект конфликта, по их мнению, в каждом случае не всегда удается. Объект лежит глубже, чем предмет конфликта, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта, по их мнению, может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы сторон в конфликте.При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп.

Мотивы в конфликте– это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Базисными побудителями активности сторон в конфликте являются потребности.

Мотивация находит выход в двух существенно различающихся между собой формах. В одних случаях (например, при конфликте интересов) цели одной стороны оказываются достижимыми только путем лишения других сторон возможности реализовать их цели. В других же случаях (например, при конфликте ценностей) противостояние сторон находится преимущественно в плоскости восприятия, точек зрения, аксиом.

Позиции конфликтующих сторон– это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, по мнению А.В.Дмитриева (2001), необходимо определить его границы, т.е. внешние пределы в пространстве и во времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.

Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От этого зависит, прежде всего, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени.

Внутрисистемные границы. Всякий конфликт происходит в определенной системе. Внутрисистемные связи сложны и многообразны. Например, конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным.

Кроме того, конфликт как социально-психологическое явление, связанное с взаимодействием людей, носящее характер противоборства на межличностном или межгрупповом уровнях, с точки зрения психологии характеризуется взаимодействием ряда компонентов: познавательных, эмоциональном, волевых и мотивационном (рис.2.4).

Рис. 2.4. Основные компоненты психологической структуры конфликта

Характерными познавательными (когнитивными) явлениями (И.Б.Понамерёв, 2002) у противодействующих в конфликте сторон являются: противоречивость взаимного восприятия; искаженность представлений об индивидуальных особенностях друг друга, их действиях, условиях жизни и деятельности, поводах и причинах конфликта; акцентирование внимание не на целостной картине происходящих событий, а на её отдельных фрагментах; недостаточная переключаемость внимания на иные виды деятельности на других лиц, заостренность памяти на негативных обстоятельствах, связанных с контактами конфликтующих сторон в прошлом; взаимное непонимание; навязчивость и постоянное возвращение мыслей в русло противоборства; низкая критичность мышления и связанное с ней нежелание «опрокинуть» проблему на себя; поиск аргументов, оправдывающих свое поведение; эффект сужения сознания.

У конфликтующих сторон может складываться и правильное взаимное восприятие, представление о недостатках и упущениях каждой из них. Знание существа противодействия, осознание факторов, обусловивших специфику конфликта, понимание основ противоречивости поступков людей, а также обоюдная рефлексия и творческое воображение позволяют участникам адекватно оценивать ситуацию, действия друг друга, предвидеть последствия и намечать соответствующие пути разрешения разногласий.

Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников. Соответствие этих переживаний реальному противодействию людей в конфликте связано с эмоциональной чувствительностью, особенностями эмоциональной сферы.

Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

В конфликте могут проявляться и положительные волевые акты. Им способствуют такие личностные особенности, как выдержка и самообладание, стойкость, смелость, энергичность, инициативность, целеустремленность, что позволяет локализовать конфликт, пресечь его эскалацию.

Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро, характеризуют сущность несовпадения позиций участников. Объективно мотивы открываются в результате анализа поступков, предметной деятельности каждой из конфликтующих сторон. Субъективно - в форме осознания переживаний, желаний, стремлений к достижению взаимоисключающих целей общего либо частного порядка.

На уровне обыденного сознания психологические компоненты структуры конфликта выступают в обобщенном, свернутом виде.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.