|
Алгоритм трансактного анализа1. Составить матрицу:
2. Выделить субъекты МЛВ (Sи – инициатор, Sм – мишень). 3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д. 4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице. 5. По матрице определить сумму расхождений в позициях. 6. Сделать вывод: А) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации; Б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации. Примеры: 1. На совещании у руководителя одно из должностных лиц заявляет другой: «Вы сорвали выполнение поставленной руководством задачи». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, потому что не обеспечили для этого необходимыми материальными средствами».
Если линии на матрице пересекаются, то – конфликт. Курсант обращается к преподавателю на экзамене: «Почему вы поста- вили мне четверку, а не пятерку?». Преподаватель: «Давайте разберемся».
Если линии на матрице не пересекаются – это свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации. Таким образом, конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Конфликт не всегда приводит к разрушениям. При определенных условиях конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости определенных отношений. Итак, динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В динамике конфликта выделяют ряд периодов, этапов и фаз. Знания сущности конфликта, причин его возникновения, структуры и динамики развития позволят управлять им. Вопросы для контроля: 1. Раскройте универсальную понятийную схему описания конфликтов. 2. Каковы принципы изучения, эволюция и функции конфликтов? 3. Какова роль конфликтов в жизни человека и общества и их причины? Глава 3. Управление конфликтами 3.1. Понятие и содержание управления конфликтами Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внут- реннем и внешнем.Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в следующей теме нашего пособия. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности. Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему. Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т.п. Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается «управления конфликтом», то можно дать следующее его общее определение: Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. В предложенном нами определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии – деструктивной конфликтологии. Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных. Важно уяснить особенности управления конфликтами (Е.М.Бабосов, 2000). Во-первых, на первый план выдвигается задача управления людьми. Во-вторых, существенное значение и учет всех без исключения факторов и мотивов человеческого поведения (объективные и субъективные, материальные и духовные, эмоциональные и рациональные, привычки, симпатии, антипатии, надежды, ожидания, опасения, тревоги и т.п.). Здесь существует известная вероятность непредсказуемости. В-третьих, управление конфликтом – это чаще всего управление равными людьми с точки зрения не их социального статуса или должностных обязанностей, а с точки зрения их взаимных требований, претензий и притязаний. Среди участников конфликта чаще всего не бывает абсолютно неправой стороны. В-четвертых, управление конфликтами есть управление на базе интересов. Только правильно понятый интерес участников конфликтного противоборства открывает возможность успешного разрешения этого противоборства, непременное условие соглашения, устраивающего обе враждующие стороны. В-пятых, возможно не всегда удается устранить конфликтные противоречия, но необходимо научиться минимизировать издержки и ущербы разрушительных последствий вражды. В-шестых, надо всегда стараться искать и находить неконфронтационные способы разрешения конфликтов. Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложнейшего социального явления. Важным принципом управления конфликтами А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (2001) считают принцип компетентности. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликта, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную содержательную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. Управление конфликтами, включает в себя несколько видов деятельности (рис.3.1).
Рис.3.1. Виды деятельности по управлению конфликтами
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответст- вии с их динамикой, которая отражена в табл.3.1. Таблица 3.1. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|