Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка архитектурных качеств автомобильной дороги





И обслуживания проезжающих

 

Большое влияние на безопасность и удобство движения оказывают архитектурные качества автомобильной дороги. Благоприятный ландшафт, плавная трасса и хорошие архитектурные качества дороги не вызывают переутомления водителей, тем самым способствуя предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Под архитектурными качествами дороги понимается:

соблюдение требований к сочетанию элементов трассы в пространстве в отношении ее плавности и ясности направления для водителя, удобства и безопасности дорожного движения;

создание систем зрительных ориентиров, которые позволяют водителям предвидеть на большом расстоянии, в том числе за пределами видимости, изменение направления дороги и дорожных условий, выбрать безопасный режим движения;

вписывание дороги и всех ее элементов в ландшафт для улучшения удобства движения, раскрытия красоты окружающей местности;

дополнение и улучшение ландшафта озеленением, оборудованием и оформлением дороги.

Все элементы автомобильной дороги - проезжая часть, мосты и путепроводы, линейные здания, зеленые насаждения, оформление, обстановка пути - составляют единый архитектурный ансамбль.

Дорожный ландшафт должен быть разнообразным для предупреждения появления «дорожного гипноза», при котором резко снижается активность водителя и появляется сонное состояние, приводящее к аварийной ситуации. В то же время в оформлении каждой дороги необходимо соблюдение единого стиля.

При движении по дороге в поле зрения водителя в каждый момент времени попадаются участки дороги определенной линии, обычно отличающиеся своими архитектурными качествами. В связи с этим дорога разделяется на участки с едиными архитектурными качествами, которые называются архитектурными бассейнами.



Границами архитектурных бассейнов являются заметные выпуклые переломы продольного профиля, границы разных ландшафтов, совпадающие с населенными пунктами или мостовыми переходами, отдельные глубокие выемки, крупные мостовые переходы, резкие повороты трассы в плане. Длина архитектурных бассейнов соответствует участку дороги, проходимому автомобилем, который движется с расчетной скоростью в течение 3...5 мин, и составляет для дорог I категории 10...16 км, для дорог II, III категорий - 8...10 км, для дорог IV, V категорий - 6...8 км.

Для обеспечения соответствия дороги, представляющей собой единый архитектурный ансамбль, гармонично вписанный в ландшафт при обязательном обеспечении расчетной скорости и безопасности дорожного движения, высоким эстетическим требованиям

в ее создании наряду с работниками дорожной службы должны принимать участие и специалисты по архитектурно-ландшафтному проектированию.

При обследовании автомобильных дорог с точки зрения ее архитектурно-ландшафтных качеств оценивают:

трассу дороги и поперечные профили земляного полотна;

размещение и состояние монументального оформления дороги;

состояние и внешний вид, а также степень архитектурной выразительности мостовых переходов, путепроводов и пересечений в разных уровнях;

состояние и внешний вид зданий и сооружений дорожной службы, зданий и сооружений обслуживания движения, их размещение;

декоративные качества озеленения, породы, возраст и состояние древесной и кустарниковой растительности в придорожной полосе шириной 50 м в каждую сторону;

снегозащитные, пескозащитные и укрепительные качества озеленения.

Основным документом, подготавливаемым по результатам оценки архитектурно-ландшафтных качеств автомобильной дороги, является линейный график архитектурного состояния (рис. 7.7).

На этом графике отражены основные архитектурные показатели дороги: архитектурные бассейны, их характеристики, отличие друг от друга, элементы разграничения, доминирующие элементы внутри каждого бассейна.

Кроме того, на линейном графике архитектурного состояния дороги показывают сокращенный продольный профиль, основные размеры прямых и кривых в плане, главные элементы придорожного ландшафта, леса, пересекаемые дороги, реки, мосты, наиболее заметные здания, автозаправочные станции, автобусные остановки, пересечения, постоянные посты ГИБДД МВД России, расположение монументов, памятников и др.

Анализ линейного графика архитектурного состояния дороги в сочетании с визуальным осмотром дороги позволяет установить недостатки архитектурного плана и наметить необходимые мероприятия по их устранению.

Трасса автомобильной дороги должна плавно вписываться в окружающий рельеф, обеспечивать хорошее обозрение живописных мест, гармоничность и красоту расположения самой дороги на местности. Для этого в холмистой местности и в лесу при обследовании дороги намечают места расчистки леса, устройства специальных лужаек или вырубок длиной 70...150 м в зависимости от расчетной скорости движения.

 

Рис. 7.7. Линейный график архитектурного состояния

автомобильной дороги

 

Детально оценивают эффективность использования существующей растительности в пределах полосы отвода и ее состояние.

Эффективность снегозадерживающих посадок устанавливают путем осмотра и наблюдений в зимний период, опроса дорожников, обслуживающих дорогу, а также анализируют материалы дорожно-эксплуатационной службы.

Для оценки снегозащитных и укрепительных качеств придорожного озеленения используют следующие показатели:

данные об эффективности работы посадок за последние 3 - 5 лет;

возраст и состояние деревьев и кустарников;

плотность и размеры всей полосы посадок;

ориентировочный прогноз снегозащитной работы зеленых насаждений на последующие 10 лет.

Выявляют также засоренность полосы сорняками и заражение прилегающих сельскохозяйственных угодий сорняками и сельскохозяйственными вредителями.

Декоративные качества придорожной растительности оценивают по степени воздействия на водителей, на траектории и режим движения, а также по эстетическим показателям.

Одной из важнейших задач обследования автомобильных дорог является разработка мероприятий по улучшению придорожного ландшафта. Для этого фиксируются местоположение существующих деревьев и групп кустарников, схема их расположения, расстояние от проезжей части, породы и возраст деревьев и кустарников.

Вместе с тем при обследовании может ставиться задача разработки мероприятий по озеленению дороги в связи с изменением ее трассы. В результате обследования составляют перечень существующих деревьев на придорожной полосе или вдоль новой трассы, которые необходимо сохранить при выполнении работ по реконструкции дороги или ее капитальному ремонту. На таких деревьях с северной стороны делают пометки масляной краской.

Важное место при обследовании автомобильных дорог занимает оценка обслуживания проезжающих по дороге - наличие и оборудование автобусных остановок, стоянок, площадок отдыха, столовых, мотелей, автозаправочных станций и т.п.

Существующие здания и сооружения обслуживания отмечают в специальной ведомости или на линейном графике дороги, где фиксируют их местоположение, удаление от проезжей части, размеры участка земли, вместимость и размеры стоянок автомобилей, число съездов на стоянку, наличие переходно-скоростных полос, наибольшее число автомобилей, наблюдавшееся на стоянке.

Выявляют места наиболее частых остановок автомобилей вдоль дороги (вблизи столовых, магазинов, гостиниц и ресторанов). В этих местах должна быть предусмотрена стоянка с покрытием капитального типа. Отмечают наличие элементов благоустройства существующих стоянок и рассматривают возможность их расширения на большее число автомобилей.

На международных, туристических и курортных маршрутах вне крупных городов должны быть построены мотели, представляющие собой гостиницы для автомобилистов, оборудованные стоянкой для автомобилей, автозаправочной станцией и пунктом питания (ресторан или столовая).

Для этого необходима территория размером 7...12 га. Около таких гостиниц устраивают автобусные остановки.

Потребное число мест для стоянки автомобилей возле мотелей, в которых имеется тф посадочных или спальных мест, определяют по формуле

 

(7.10)

 

где β - коэффициент запаса, β = 1,06...1,2; Т - период работы предприятия, ч;

а - средняя загрузка автомобилей каждого типа людьми; δ - показатель учета местной клиентуры, т.е. доля клиентуры, не пользующейся в данный момент автомобилем, отн. ед.;

t - суммарная длительность периода наибольшей загрузки предприятия, ч.

Площадки отдыха на дорогах общего пользования устраивают через 8...25 км, но не ближе 10 км от крупных городов, областных и республиканских центров, не ближе 1 км от ближайшей деревни. Площадки, располагаемые на обрезах, оборудуют двумя съездами (въезд и выезд), их отметки не должны отличаться от уровня проезжей части дороги более чем на 0,5...1 м.

Площадку отделяют от дороги посадками шириной 8...15 м и оборудуют столом, скамьями, навесом, мусоросборником и замаскированным посадками туалетом.

Среднее расстояние между площадками отдыха, км, может быть определено по формуле

(7.11)

 

где υp - расчетная скорость движения, км/ч; q - среднее число мест на стоянке площадки отдыха; Nc - среднегодовая интенсивность движения, авт./сут; tст - средняя продолжительность пребывания автомобилей на стоянке, ч.

Обследуется также расположение автобусных остановок. Совместно с представителями автобусного предприятия оценивается перспективная потребность в автобусных остановках.

С архитектурной и информационной точек зрения важно четкое оформление въезда в город, которое должно быть видимым издалека.

Комплексное обследование архитектурных качеств дорог и уровня обслуживания проезжающих позволяет разрабатывать наиболее эффективные мероприятия по повышению удобства движения, а также качества обслуживания проезжающих.

7.8. Оценка инженерного обустройства автомобильных дорог

 

Под инженерным обустройством автомобильной дороги понимают комплекс средств, обеспечивающих организацию и безопасность дорожного движения: дорожные знаки, разметку проезжей части, указатели направлений движения, ограждения, направляющие столбики.

Безопасность дорожного движения в значительной степени определяется степенью продуманности применения всех элементов инженерного обустройства автомобильной дороги. Поэтому внимательная оценка эффективности и сбор данных о существующей на дороге системе расстановки знаков и схем разметки имеют большое значение для разработки практических мероприятий по улучшению условий движения.

При оценке инженерного обустройства дорог работы выполняют в три этапа:

сбор данных по фактическому инженерному обустройству;

камеральная обработка наблюдений и разработка усовершенствованной схемы инженерного обустройства с использованием линейных графиков скоростей движения, коэффициентов аварийности и безопасности;

анализ собранных данных и рекомендаций после повторного проезда по дороге.

Наиболее важными и трудоемкими являются сбор данных о расстановке дорожных знаков и разработка рекомендаций по совершенствованию схемы их расстановки.

Данные о фактической расстановке знаков собираются либо в процессе изысканий (пикетажистом), либо при проезде на автомобиле со скоростью 40...50 км/ч. Наблюдатель регистрирует все знаки в пикетажном журнале. Запись в журнале ведется раздельно для каждого направления движения. Привязка мест расстановки знаков к пикетажу при проезде на автомобиле делается по спидометру. Отмечается также положение знака в поперечном профиле дороги (расстояние от кромки проезжей части, расположение знака на обочине, на бровке земляного полотна или за его пределами на обрезе).

Видимость знаков оценивается с проезжей части на полосе встречного движения к знаку на расстоянии 100...250 м вне населенных пунктов и 50...100 м в населенных пунктах. Одновременно отмечается нахождение знака на откосе выемки или на открытой местности, закрытие его листвой или расположение в окружении разных предметов, которые могут отвлекать внимание водителя от знака или скрывать его.

Особое внимание уделяется оценке видимости знаков в ночное время при освещении фарами автомобиля. При этом в первую очередь проверяется видимость знаков, отстоящих более чем на 5 м от кромки проезжей части, знаков, устанавливаемых в пределах кривых в плане или на переломах продольного профиля, на откосах выемок.


 

 

Рис. 7.8. Схема расстановки дорожных знаков

 

После первого проезда все полевые записи оформляют в виде линейного графика (рис. 7.8).

На линейный график наносят также данные о режимах движения на всем протяжении дороги, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, расстояние видимости в плане и продольном профиле, прямые и радиусы кривых в плане, продольные уклоны.

Наличие такого графика позволяет разработать рекомендации по совершенствованию расстановки знаков с учетом условий движения, сложившихся на дороге.

При разработке рекомендаций по совершенствованию расстановки дорожных знаков руководствуются основным принципом - знаки устанавливаются с ориентиром на водителей, впервые попадающих на этот участок и нуждающихся в подробной информации о дорожных условиях и направлении дороги.

Дорожные знаки располагают в местах, привлекающих к себе внимание водителя. Нельзя помещать знаки вблизи от предметов, среди которых они могли бы затеряться (деревья, кустарник, заборы и т.д.). Маршрутные схемы и указатели должны быть ясными и простыми по содержанию. Недопустимо, когда дополнительные таблички осложняют понимание дорожных знаков.

Знаки должны быть видимы на расстоянии, достаточном для принятия соответствующего решения и маневра, обеспечивающего безопасность дорожного движения.

Необходимо соблюдение строгого единообразия в расстановке знаков, чтобы водитель мог ожидать появления их в своем поле зрения примерно в одном и том же месте по отношению к кромке проезжей части.

Для достаточной видимости знаков ночью их снабжают световозвращающими элементами или освещают и устанавливают на достаточно близком расстоянии от кромки проезжей части.

Число устанавливаемых знаков должно быть минимальным и определяться строгой необходимостью. Неправильная, случайная установка нескольких знаков приводит к тому, что водители перестают уделять должное внимание остальным знакам.

При проезде по дороге выявляют существующие на дороге ограждения, их тип, состояние, длину, степень соответствия принятых конструкций ограждений и их расположения требованиям безопасности дорожного движения. Полученные данные наносят на линейный график.

При повторном проезде по дороге намечают участки, на которых необходимо установление дополнительных ограждений или исправление существующих. Перед повторным проездом детально анализируют виды дорожно-транспортных происшествий, их распределение вдоль дороги, фиксируют участки дороги с высокими насыпями.

Для обеспечения максимальной безопасности дорожного движения конструкция и расположение ограждений должны отвечать следующим требованиям:

обладать достаточной прочностью для удержания автомобиля, исключая резкий отброс автомобиля в сторону, заклинивание в ограждении, переезд через ограждение или опрокидывание;

наносить минимальные, легко поддающиеся устранению повреждения наехавшим автомобилям и ограждениям;

плавно замедлять и исправлять траекторию движения автомобиля, не отбрасывая его на проезжую часть после удара и направляя его после удара вдоль линии, параллельной кромке проезжей части;

не ограничивать видимость, служить хорошим зрительным ориентиром в разные периоды года и суток;

соответствовать требованиям технической эстетики;

не препятствовать восприятию водителем других объектов информации бросающейся в глаза пестрой окраской или мельканием ярких стоек;

привлекать к себе внимание водителя и предупреждать его об опасном месте;

подчеркивать контуры опасных зон, дублируя другие технические средства, информирующие о сужении дороги и внезапных изменениях ее плана и профиля;

предотвращать возможность столкновения автомобилей с торцевыми частями опор, перил мостов и самих ограждений;

не затруднять работы по ремонту и содержанию дороги;

не способствовать отложению на дороге снега;

быть долговечными и экономичными, легко разбираться для ремонта и замены поврежденных элементов.

В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют ограждения из прокатных металлических полос.

При разработке практических рекомендаций особое внимание уделяют правильному выбору типа ограждения с учетом дорожных условий.

Тросовые ограждения рекомендуется применять при углах наезда автомобиля более 20 ° на участках с преобладанием свободного движения; на снегозаносимых участках; на разделительной полосе в сочетании с сетками; для усиления ограждений из металлических планок на мостах и крутых кривых в плане. Невозможно применение тросового ограждения на мостах, при ограждении пешеходных зон, подпорных стен и обрывов в горной местности.

Железобетонные балочные ограждения применяют в исключительных случаях при углах наезда менее 12 °. На мостах и узких разделительных полосах целесообразно применять ограждение, удерживающее автомобиль.

Важное место в инженерном обустройстве дорог занимают ориентирующие столбики и разметка проезжей части.

Ориентирующие столбики предназначены для ориентирования водителя в направлении дороги ночью. Данные о наличии таких столбиков заносят в тот же журнал, где фиксируют ограждения. Конструкция столбиков должна быть такой, чтобы обеспечивалась ненаносимость повреждения автомобиля при наезде на них.

Данные о существующей разметке проезжей части фиксируют на линейном графике. Затем на основании анализа режимов движения и распределения дорожно-транспортных происшествий разрабатывают рекомендации по совершенствованию существующей схемы разметки. Намеченную схему разметки проезжей части корректируют после второго проезда по дороге.

Разметка проезжей части должна четко ориентировать водителя в выборе траектории движения и обязательно соответствовать требованиям установленных дорожных знаков.

Все разработанные рекомендации по инженерному обустройству дороги оформляют в виде альбома, одна страница которого включает в себя 1 км дороги (рис. 7.9). Альбом согласуется с представителями ГИБДД МВД России.

Рис. 7.9. Общий вид одного листа альбома комплексного инженерного обустройства горной дороги (пунктиром показаны намечаемые мероприятия):

 

1 - туалет; 2 - знак «Место стоянки»; 3 - знак «Ограничение скорости»;

4 - указание исправить поперечный профиль проезжей части;

5 - плакат «До аварийного съезда 100 м»; 6 - знак «Тупик»

 

Все схемы вычерчивают в масштабах: продольном 1:2000, поперечном 1:5000. На сложных пересечениях используют масштаб 1:5000.

 

Контрольные вопросы

 

1. С какой целью проводят обследование автомобильных дорог?

2. Какие существуют виды обследований автомобильных дорог?

3. Как организуются работы по обследованию автомобильных дорог?

4. Как измеряют основные параметры автомобильных дорог?

5. Какие измерения можно выполнять с помощью универсальной линейки?

6. Какими способами можно определить радиус кривой в плане?

7. Как определяют расстояние видимости на дороге?

8. Какие преимущества дает использование фотограмметрической и аэрофотосъемки, ходовых лабораторий для определения геометрических элементов автомобильных дорог?

9. Какие работы выполняют при обследовании состояния земляного полотна дороги?

10. Как определяют прочность грунта?

 

190

11. Какие обследования проводят для оценки условий водоотвода и водного режима?

12. Какие работы выполняют при обследовании состояния дорожной одежды?

13. Как определяют прочность дорожной одежды?

14. Как определяют ровность, степень скользкости и шероховатость дорожного покрытия?

15. Какое влияние на безопасность и удобство движения оказывает архитектурное качество дороги?

16. С какой целью строят линейный график архитектурного состояния дороги?

17. Чем определяется уровень обслуживания проезжающих по дороге?

18. Что понимается под инженерным обустройством дороги?

19. Как влияют на безопасность дорожного движения схемы расстановки дорожных знаков и ограничений?

 

ГЛАВА 8

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.