|
Методика оценки влияния параметров и характеристик автомобильных дорог на комплексный показатель их транспортно-эксплуатационного состояния
Для оценки влияния отдельных параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния КП д определяют частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости движения на каждом характерном участке. При определении коэффициентов обеспеченности расчетной скорости движения аналитическим путем учитывают следующие особенности: • не принимают во внимание общие ограничения скорости Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зоне автобусных остановок, в зонах действия дорожных знаков и др.); • в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных уклонах горных дорог), кроме дорог I категории, значение коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения принимают по наименьшему значению из двух направлений движения; на дорогах I категории следует выполнять оценку их состояния по направлениям движения раздельно; • не учитывают участки постепенного перехода скорости движения от одного значения к другому, т. е. строят ступенчатую эпюру показателей. Значение итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения на каждом участке для осенне-весеннего расчетного, по условиям движения, периода года принимается равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке:
Для этого строят линейный график, на который наносят сокращенный продольный профиль, план дороги, основные параметры и характеристики, частные и итоговые значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения, а также линии нормативного и предельно допустимого значений показателей качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Для получения итогового значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения определяют частные коэффициенты, учитывающие ширину основной укрепленной поверхности (укрепленной поверхности) и габарита моста - К р.с1; ширину и состояние обочин - К р.с2; интенсивность движения и состав транспортного потока - К р.с3; продольный уклон и видимость поверхности дороги - К р.с4, радиус кривой в плане и уклон виража - К р.с5; продольную ровность дорожного покрытия - К р.с6; коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием - К р.с7, состояние и прочность дорожной одежды - К р.с8; ровность в поперечном направлении (глубину колеи) - К р.с9; безопасность движения - К р.с10. Частный коэффициент К р.с1 определяется исходя из ширины проезжей части и краевых укрепленных полос, которые вместе составляют ширину основной укрепленной поверхности В1, с учетом влияния в осенне-весенний период года укрепления обочин на фактически используемую для движения ширину этой поверхности В 1ф.
При наличии краевых укрепленных полос
В1 ф = (В п + 2ау) Ку, (10.18)
где В п - ширина проезжей части, м; ау - ширина краевой укрепленной полосы, м; Ку - коэффициент, учитывающий влияние вида и ширины укрепления на фактически используемую для движения ширину основной укрепленной поверхности, иначе коэффициент используемой ширины основной укрепленной поверхности (табл. 10.7). При отсутствии краевых укрепленных полос
В1 ф = В п Ку. (10.19)
На мостах, путепроводах, эстакадах
В1 ф = Г - 3 h б, (10.20)
где Г - габарит моста, м; h б - высота бордюра, м.
Таблица 10.7
Примечания: 1. В числителе значения для дорог I - II категорий, в знаменателе - для дорог III - V категорий. 2. Значения Ку даны для ширины полосы укрепления обочины 1 м и более. При меньшем значении ширины полосы укрепления значения Ку принимают следующими: для оценки укрепления покрытия асфальтобетоном или другими обработанными вяжущими как для оценки укрепления щебнем или гравием; для оценки укрепления покрытия щебнем или гравием как для оценки укрепления засевом трав; для оценки укрепления покрытия засевом трав как для оценки неукрепленной обочины.
За характерные по ширине укрепленной поверхности принимаются участки с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дороги с одинаковой шириной проезжей части. При этом не учитываются колебания ширины в пределах до 0,2 м. В случае уменьшения или увеличения ширины основной укрепленной поверхности на смежном участке более чем на 0,2 м он выделяется как характерный. При разнице ширины В1 ф смежных участков, превышающей 0,5 м, участок с меньшей шириной относится к местным сужениям, в длину которого включаются зоны влияния по 75 м от начала и конца сужения. Значения К р.с1 в зависимости от ширины основной укрепленной поверхности, используемой для движения, числа полос и интенсивности движения приведены в табл. 10.8 - 10.11.
Таблица 10.8
Окончание табл. 10.8
Таблица 10.9
Частный коэффициент К р.с2 определяется по значению ширины обочины (табл. 10.12). В общем случае в состав обочины входят краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки транспортных средств и прибровочная полоса.
Таблица 10.10
Таблица 10.11
Окончание табл. 10.11
Таблица 10.12
Окончание табл. 10.12
Примечания: 1. При наличии на обочине крупных промоин, продольной колеи вдоль кромки проезжей части или краевой укрепленной полосы, а также при расположении поверхности обочины выше или ниже поверхности покрытия на проезжей части или краевой полосе более чем на 40 мм значения К р. с2 принимаются как для неукрепленной обочины, независимо от типа укрепления. 2. Значения К р. с2 для обочин, укрепленных засевом трав, принимаются, когда на всей ширине укрепленной полосы имеется сплошной травяной покров высотой не более 5 см. При наличии на полосе, укрепленной засевом трав, разрушений травяного покрова значения К р. с2 принимаются как для неукрепленной обочины.
За характерные по ширине обочин принимаются отрезки дороги с одинаковой шириной обочин. В случае разницы ширины правой и левой обочин в расчет принимают меньшую. При выделении характерных участков не учитывают колебания ширины обочины в пределах до 0,1 м при общей ширине обочины до 1,5 м и в пределах до 0,2 м при ширине обочины более 1,5 м. В случае изменения ширины обочины на величину больше указанных значений (0,1 м 0,2 м) участок выделяется как характерный. В случае, когда проезжая часть и краевые укрепленные полосы или проезжая часть и укрепленные обочины имеют один тип покрытия, и между этими элементами нет четко видимых различий (например, для гравийных и щебеночных покрытий), ширину краевых укрепленных полос или укрепленных обочин условно принимают следующей: (10.21)
где а у - ширина краевой укрепленной полосы или укрепленной обочины, имеющей одинаковый с проезжей частью тип покрытия, м; В у - общая ширина укрепленной поверхности, имеющая один тип покрытия, м; В o - оптимальная ширина укрепленной поверхности, соответствующая данной интенсивности движения, м. Оптимальная ширина укрепленной поверхности В о зависит от интенсивности движения:
Интенсивность движения: авт./сут……………………………….До 100 100-600 600-1200 1200-3600 Более 3600 В о, м…………………………………….4,5 7 7,5 8 9,5
Для трехполосных дорог или проезжей части автомагистралей с тремя полосами движения оптимальная ширина укрепленной поверхности 12,75 м, для четырехполосной проезжей части автомагистралей - 16 м. При наличии на всей ширине обочины одного типа укрепления значения К р.с2 принимают по табл. 10.12 в зависимости от общей ширины обочины для данного типа укрепления. Аналогично принимают значения К р.с2 при отсутствии укрепления на всей ширине обочины. При наличии на обочине краевой укрепленной полосы и (или) укрепленных разными материалами, а также неукрепленных полос значения К р.с2 определяют как средневзвешенное значение для данных типов укрепления по формуле
где b i - ширина полосы обочины с разным типом укрепления, м; К р.с2i - коэффициент обеспеченности расчетной скорости движения для данного типа укрепления полосы, принятый из предположения, что этот тип укрепления распространяется на всю ширину обочины; B об - общая ширина обочины, м; п - число типов укреплений на обочине. Частный коэффициент К р.с3 определяется в зависимости от интенсивности движения и состава транспортного потока по формуле
К р.с3 = К р.с1 - ΔК р.с, (10.23)
где ΔК р.с - снижение коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения при изменении интенсивности движения и состава транспортного потока (табл. 10.13, 10.14).
Таблица 10.13
Примечание. β - коэффициент, учитывающий состав транспортного потока; численно равен доле грузовых автомобилей и автобусов в транспортном потоке.
За характерный по интенсивности движения и составу транспортного потока принимается отрезок дороги, на котором эти показатели одинаковы и отличаются более чем на 15...20 % от показателей на смежных участках. Интенсивность движения и состав транспортного потока принимаются по результатам наблюдений в теплый период года. Частный коэффициент К р.с4 определяется по значению продольного уклона для расчетного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на подъем (табл. 10.15) и на спуск (табл. 10.16). При этом между точками перелома продольного профиля уклон допускается считать постоянным без учета его смягчения на вертикальных кривых.
Таблица 10.14
_________________ * См. примеч. к табл. 10.13.
Таблица 10.15
Частный коэффициент К р.с4 принимается для мокрого чистого дорожного покрытия на участках, где ширина укрепленной обочины из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими, вместе с краевой укрепленной полосой составляет 1,5 м и более. На других участках значения К р.с4 принимаются для мокрого загрязненного дорожного покрытия. На каждом участке из двух значений К р.с4 (одно для движения на подъем, другое - на спуск) выбирается меньшее и заносится в линейный график. Частный коэффициент К р.с5 определяется по значению радиуса кривой в плане и уклона виража по табл. 10.17 для расчетного состояния поверхности автомобильной дороги в весенне-осенний период года, которое принимается с учетом типа и ширины укрепления обочин. В длину участка кривой в плане включается длина круговой и переходных кривых. Кроме того, при радиусах закругления 400 м и менее в длину участка включаются зоны влияния по 50 м от начала и конца кривой. В промежутках между смежными участками кривых в плане принимают К р.с5 = КП н. Частный коэффициент К р.с6 определяется по сумме неровностей покрытия проезжей части (табл. 10.18). В расчет принимается худший из показателей ровности дорожного покрытия для разных полос движения на данном участке. Частный коэффициент К р.с7 определяется по измеренному значению коэффициента сцепления при расстоянии видимости поверхности дороги, равном нормативному для данной категории дороги (табл. 10.19). В расчет принимается наиболее низкий из коэффициентов сцепления по полосам движения на данном участке. Частный коэффициент К р.с8 определяется в зависимости от состояния дорожного покрытия и прочности дорожной одежды только на тех участках, где визуально установлено наличие трещин, колейности, просадок или проломов, а коэффициент обеспеченности расчетной скорости движения по ровности дорожного покрытия меньше нормативного для данной категории дороги (К р.с6 < КП н).
Таблица 10.16
Таблица 10.17
Примечание. Знак «-» соответствует обратному поперечному уклону проезжей части на кривой в плане.
Таблица 10.18
Таблица 10.19
Примечания: 1. Значения коэффициента сцепления приведены для условий: скорость движения 60 км/ч, шины с рисунком и мокрое дорожное покрытие из асфальтобетона или цементобетона или из щебня и гравия, обработанных вяжущими. 2. При коэффициенте сцепления φ > 0,5 принимают К р.с7 = КП н.
Значение К р.с8 определяют по формуле
К р.с8 = ρ ср КП н, (10.24)
где ρ ср - средневзвешенный показатель, учитывающий состояние дорожного покрытия и прочность дорожной одежды на однотипном участке:
где ρ i, l i - соответственно показатель и протяженность частных микроучастков i с практически одинаковым состоянием дорожной одежды; п - число частных микроучастков в составе однотипного участка. Виды дефектов, их оценка в баллах и соответствующие значения показателя ρ i для вычисления приведены в табл. 10.20. Частный коэффициент К р.с9 определяется в зависимости от параметров колеи табл. 10.21.
Таблица 10.20
Продолжение табл. 10.20
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|