Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная кибернетика как фактор формирования управленческой культуры специалистов





Значение такого направления, как "социальная кибернетика", состоит в приложении идей и методов кибернетики к анализу социальных систем и процессов.

Опыт ее преподавания накоплен в Российском открытом университете (факультет-колледж информатики и документалистики, кафедра социальной кибернетики), МГУ (социологический факультет, кафедра социологии труда), Российском государственном гуманитарном университете (факультет управления, кафедра организационного развития).

Специалистами отмечается[197], что информационно-психологическое моделирование — это методология, становящаяся в кибернетике существенной, а в социальной кибернетике — главной.

Особое значение имеют в социальной кибернетике — что свидетельствует о пересечении ее предметной области с социологией — теория тестов, анкетирование, а также контент-анализ (лингвистический, социологический, кибернетический, цитационный).

Социология информатизации как отдельный учебный курс должна составить основу специальной подготовки. На наш взгляд, в дальнейшем, после накопления более значительного научного и учебного "багажа", будет правомерна постановка вопроса об открытии новой специальности "социология информатизации".

Существенный акцент в учебной подготовке будет сделан на проблематику когнитивной социологии, изучение тонких (когнитивных) структур общества, процесса становления и развития структур социального интеллекта.

Это позволит говорить об университетской подготовке специалистов требуемого сегодня уровня, глубоко понимающих сущность глобализации социальных процессов.

Социологическая информатика как комплекс учебных, теоретических и практических занятий поможет будущим специалистам овладеть всем арсеналом новых информационных технологий, необходимых для анализа и прогнозирования не только процессов информатизации общества, но и всего многообразия социальных процессов.

Прикладной уровень подготовки по специальности "Социальная информатика" со специализацией "социология информатизации" обязательно предполагает преподавание социологической информатики. Как нами уже отмечалось, социологическая информатика "обслуживает" не только анализ процессов информатизации общества, но и другие направления социологической теории и практики.

Специализация "социологическая информатика" уже реализуется в настоящее время при подготовке в МГСУ специалистов по специальности "Информатика".

Необходимо воспитать у студентов высокую математическую культуру в результате изучения целого комплекса дисциплин, в том числе теории измерений и анализа данных, добиться понимания того, что измерение — это моделирование реальности. Тогда, по мнению Ю.Н. Толстовой[198], они смогут не "привязывать" себя к числу, поймут, что нет принципиальных границ между мягкими и жесткими методами опроса, между разными методами шкалирования и т.д.

Упомянутые выше концептуальные подходы уже реализованы в рассмотренном Советом Академии социологии и управления проекте Учебного плана подготовки по перспективной специальности "Социальная информатика".

Система спецкурсов будет посвящена наиболее актуальным теоретическим и прикладным проблемам направления, в частности проблемам адаптации различных социальных групп к современной информационной среде, в том числе взрослого населения, лиц с ограниченными физическими возможностями и т.д.

Ассоциацией кафедр социальной информатики возбужден перед ВАК РФ вопрос о внесении в номенклатуру специальностей научных работников и системы диссертационных советов новой специальности "Социальная информатика".

В заключение подчеркнем, что в условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным продолжает оставаться вопрос о воспитании личности профессионала с конкретными целевыми жизненными установками.

 

Вопросы для повторения к главе 3:

1) Обоснуйте значение глубокого осмысления будущими социологами-информатиками понятия "социальная сфера", феномена "социальное".

2) Какие понятия и подходы теоретической информатики необходимо включать в подготовку социолога-информатика?

3) Как может быть оценена прикладная значимость дисциплин направления "социальная информатика" при подготовке специалистов социального профиля?

4) В чем заключаются особенности профессионального мышления и профессиональных качеств социолога-информатика?

5) Каковы цели и задачи открытия специальности "Социальная информатика" со специализацией "социолог-информатик"?

6) Что лежит в основе концепции создания новой учебной специальности "Социальная информатика"?

7) Определите место учебного курса "Когнитивная социология" в университетской подготовке специалистов требуемого сегодня уровня, глубоко понимающих проблематику глобализации социальных процессов.

8) Почему проблематика информационной безопасности личности, общества, государства должна стать атрибутом современной социологической подготовки?

9) Какое место в подготовке социологов-информатиков должна занимать проблематика социальной синергетики?

10) Почему социальная кибернетика является существенным фактором формирования управленческой культуры будущих специалистов-социологов?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобализация процесса общественного развития актуализировала перед социологическим знанием проблему статуса и дальнейшей судьбы социологии как науки, уточнения предмета ее исследования. Традиционные, устоявшиеся подходы предметом исследования социологии полагают, как правило, различные сферы социальной системы, новые (альтернативные) подходы видят предметом социологии развитие этих сфер во всей их динамике и сложности. Такое видение прокладывает себе дорогу достаточно медленно, и в этом смысле значительную роль играет некая отстраненность современной социологии от общественной динамики и от развития междисциплинарного подхода, а также, применительно к нашей проблеме, от фундаментальной и прикладной информатики.

На наш взгляд, только развитие в контексте социального моделирования и прогнозирования с применением специальных для современной информационной среды методов анализа информации позволит социологии как науке стать во главе адекватного информационного отражения действительности. И в этом смысле одной из самых актуальных и сложных проблем развития социологического знания можно считать глобализацию социального отражения.

Стремительное развертывание процессов информатизации общества наиболее активно стимулирует развитие проблемной области, находящейся на пересечении предметных полей социальной информатики и социологии. Очевидно, что современные условия требуют, чтобы оба эти научные направления развивались во взаимодействии. Освоение проблематики социологических аспектов информатизации общества может и должно внести свой вклад в "перелом" социальных последствий информатизации в позитивную, социокультурную сторону.

Требует более интенсивной научной и прикладной проработки и множество других важных социальных аспектов информатизации — экономических, правовых, психологических, педагогических, экологических и других.

Особое значение приобретает в контексте информатизации проблематика экологобезопасного, устойчивого развития общества, продвижения социума к ноосфере. Лишь на путях становления развития информационного общества может быть в принципе решена проблема устойчивого развития человечества, ибо решение глобальных проблем под силу только коллективному интеллекту, вооруженному достижениями интеллекта искусственного.

Необходимость в будущем успешной профессиональной деятельности, социализации человека в целом определяет актуальность и важность становления и развития опережающего типа образования.

В мире поступательно происходит смена самой парадигмы образования — осуществляется переход от обучения конкретике стремительно устаревающих фактов к обучению умению думать. Новые информационные технологии на базе достижений искусственного интеллекта становятся основой для развития новых подходов к образованию, усиления и углубления индивидуального мышления и творчества.

Однако проблема практического осуществления, разработки конкретных технологий реализации идеи опережающего образования остается по-прежнему нерешенной, что в значительной степени определяется ее сложностью и междисциплинарным характером.

Для современного социологического образования России большое значение имеет сокращение отставания содержания вузовских учебников по классической социологии и социальной информатике от текущего состояния современной науки, особенно по так называемой информационной составляющей, которое сегодня, по оценкам специалистов, составляет в среднем 5—7 лет.

Необходимо с целью сокращения разрыва фундаментальной и вузовской науки в целом создание в университетах и институтах единых научно-образовательных комплексов (центров) академической и вузовской науки. Так, например, с целью укрепления взаимосвязи вузовской и академической науки при активном участии факультета социальной информатики идет создание Научно-образовательного центра ЮНЕСКО на базе МГСУ совместно с Институтом проблем информатики РАН.

Современное социологическое образование, в полной мере востребовав идеи и подходы социальной информатики, должно готовить специалистов с высокой информационной культурой, позволяющей им адекватно адаптироваться в профессиональном плане к условиям новой информационной среды общества.

Высокая информационная культура социолога, а социолога-информатика в особенности, предполагает владение методологическими подходами к анализу информатизации общества как социального явления, наличие когнитивного типа мышления, выражающегося в умении видеть "интеллектуальный срез" социальных объектов и процессов, а также умение применять современные информационно-телекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Конституирование специальной социологической теории, предметом которой являются социологические аспекты информатизации общества, открытие новой научной и учебной специальности "социальная информатика" позволит, на наш взгляд, осуществлять более качественную подготовку социологов, востребованных в современных условиях.

Развитие социальной информатики, углубление социологического анализа предпосылок и последствий информатизации позволяет в принципе совершенствовать теоретические основы информационной политики, на осуществлять более четкую ее направленность на социокультурный вариант информатизации, обеспечение национальной безопасности, информационной безопасности личности, общества и государства.

 

 

УКАЗАТЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА................................ 3

Глава 1. Феномен информатизации современного общества......................................................................... 3

Концепции постиндустриального и информационного общества............................................................... 3

Критерии перехода общества к постиндустриальной, информационной стадиям развития....................... 3

Технический критерий................................................................................................................................. 4

Соотношение понятий "постиндустриальное" "информационное" общество.............................................. 6

Основные направления исследований информатизации общества............................................................. 6

Гуманитарные проблемы информатизации................................................................................................. 7

Понятие "информатизация общества": различные подходы....................................................................... 9

Вопросы для повторения к главе 1:.......................................................................................................... 11

Глава 2. Глобализация информационного отражения социального пространства как социологическая проблема 11

Теоретико-методологические предпосылки информатизации................................................................... 12

Технический аспект социальных предпосылок информатизации............................................................... 12

Социальные проблемы информатизации и подходы к их решению........................................................... 14

1. Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности — лишь в этом случае новая информационная среда в принципе может снять проблему отклонения отдельно взятого человека от так называемого "стандарта"................................................. 14

2. Социально-психологические проблемы информатизации. У людей, как известно, различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих в современных условиях потоков информации.............................................................................................................................................. 15

3. Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации, поэтому ее электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие позитивного общественного мнения о нормальности подобной ситуации — тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема......................... 15

4. Проблема информационной безопасности личности, общества, государства3. Главная социальная функция ин-................................................................................................................................................................. 16

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды: сущность и различие........................ 17

Система социальной информации в России............................................................................................. 17

Информационные ресурсы общества: направления научных исследований............................................. 18

Информационно-обменные процессы в обществе: сущность и исторический аспект развития................ 18

Глобальная сеть Интернет: различные подходы к анализу и оценке развития.......................................... 19

Искусственный интеллект в контексте социокультурного варианта развития общества........................... 20

Вопросы для повторения к главе 2:.......................................................................................................... 22

Глава 3. Социальная информатика и социология: пересечение предметных полей исследований............... 23

Генезис социальной информатики как отрасли научного знания.............................................................. 23

Социальная информатика и социология: концепция "пересечения" предметных полей............................ 26

Социальная информатика и другие отрасли научного знания................................................................... 27

Структура социальной информатики как научного знания........................................................................ 28

Социология информатизации как специальная социологическая теория.................................................. 28

Социальные условия становления социальной информатики и социологии информатизации как новых научных направлений............................................................................................................................................. 29

Социальная информатика и прикладные (специальные) информатики...................................................... 30

Схема пересечения предметных полей социальной информатики, социологии и социологической информатики................................................................................................................................................................. 30

Иерархия понятий социальной информатики............................................................................................ 31

Понятия теоретической информатики в предметном поле социальной информатики............................... 31

Базовые понятия предметного поля социальной информатики................................................................ 32

Понятия специальной социологической теории — социологии информатизации...................................... 34

Обоснование статуса социологии информатизации как специальной социологической дисциплины........ 38

Вопросы для повторения к главе 3:.......................................................................................................... 38

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ.............................................................................................................. 39

Глава 1. Специфика социологического измерения в современной информационной среде......................... 39

Направления развития социологической информатики............................................................................. 39

Классификация методов социальной информатики в целом.................................................................... 40

Использование методов классической эмпирической социологии в условиях становления информационного общества.................................................................................................................................................. 40

Классические статистические методы анализа социологических данных.................................................. 41

Социометрия и метод экспертных оценок в социальной сфере................................................................ 41

Проблемы применения экспертных систем в социологии......................................................................... 42

Новые программные системы в социологии............................................................................................. 42

Базы данных как важнейший источник социологической информации...................................................... 42

2. Развитие новых подходов к измерению процессов информатизации общества................................... 44

Специфика и проблемы социологических исследований в компьютерных сетях...................................... 44

Проблема адекватности исследовательского поиска в Интернете........................................................... 44

Проблемы развития сетевых поисковых систем....................................................................................... 44

Гипертекстовые технологии при анализе процессов информатизации общества..................................... 45

Инструментарий исследовании развития проблематики социальной информатики в сети Интернет........ 45

Анализ зарегистрированных Web-страниц по следующим направлениям................................................. 45

Вопросы для повторения к главе 1:.......................................................................................................... 46

Глава 2. Социологический анализ процессов информатизации российского общества............................... 46

Прогнозы темпов развития информатизации России................................................................................ 46

Готовность российского общества к информатизации............................................................................. 46

Социальные условия информатизации..................................................................................................... 47

Техносфера.............................................................................................................................................. 47

Специфика информатизации России и ее социальные последствия......................................................... 48

Информационные ресурсы. Проблема "утечки умов" из России.............................................................. 49

Расположение баз данных по территории России.................................................................................... 49

2. Интернет в системе массовых коммуникаций: социальные аспекты...................................................... 50

Социальные аспекты развития сети Интернет в России............................................................................ 51

Основные проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет...................................... 52

Специфические особенности информатизации России в целом порождают целый ряд проблем и в развитии Интернета................................................................................................................................................. 52

3. Проблемы формирования информационной среды.............................................................................. 53

4. Изменение образа жизни....................................................................................................................... 53

Информатизация в решении проблем различных социальных групп........................................................ 54

Проблемы интеллектуализации социально-культурной сферы................................................................. 54

Вопросы для повторения к главе 2:.......................................................................................................... 55

Глава 3. Проблемы управления и прогнозирования информатизации общества......................................... 56

Изменения социальной структуры в ходе информатизации...................................................................... 56

Информатизация и автономия личности................................................................................................... 56

Возникновение синергетических систем в ходе НТР................................................................................. 57

Информатизация и решение проблемы занятости.................................................................................... 57

Проблема стимулирования трудовой деятельности в информационном обществе................................. 59

Информатизация и "общество потребления"............................................................................................ 59

Варианты информатизации и решения социокультурных проблем........................................................... 60

Основные социальные последствия информатизации.............................................................................. 60

Информационная безопасность России................................................................................................... 63

Альтернативные варианты информатизации России................................................................................. 64

Вопросы для повторения к главе 3:.......................................................................................................... 65

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.................. 66

Глава 1. Новые подходы к образованию личности в современной информационной среде........................ 66

Новые информационные технологии (НИТ) в образовательной сфере..................................................... 66

Учащиеся.................................................................................................................................................. 67

Влияние НИТ на взаимоотношения учащихся и преподавателей............................................................... 67

Преподаватели......................................................................................................................................... 67

Специфика, традиции российского образования...................................................................................... 68

Новые подходы к среднему образованию................................................................................................ 69

Педагогическая информатика как новое научное и учебное направление................................................ 69

Концепция опережающего образования................................................................................................... 70

Внедрение мультимедиа технологий в образование................................................................................. 70

Проблемы и подходы к развитию процесса информатизации образования в МГСУ................................. 71

Вопросы для повторения к главе 1:.......................................................................................................... 72

Глава 2. Социальная информатика как комплекс учебных дисциплин.......................................................... 73

Общая характеристика социальной информатики как комплекса учебных дисциплин в университетском образовании 73

Предпосылки введения курса социальной информатики в образовательную концепцию университета... 73

Цели преподавания учебного курса "Социальная информатика".............................................................. 73

Задачи учебного курса "Социальная информатика"................................................................................. 73

Особенности преподавания проблематики социальной информатики в МГСУ......................................... 74

Основные проблемы учебного курса "социальная информатика"............................................................ 74

Методическое обеспечение преподавания социальной информатики в МГСУ.......................................... 74

2. Преподавание проблем социальной информатики в различных предметных областях........................ 74

Изучение социально-экономических проблем информатизации............................................................... 74

СМИ в условиях информатизации: структура учебного курса.................................................................. 75

Обучение по специализации "социолог-информатик"................................................................................ 76

Преподавание когнитивной социологии.................................................................................................... 77

3. Особенности реализации специальности "Информатика" в университете классического типа.............. 77

Стандарт МГСУ по специальности "Информатика"................................................................................... 78

Специализация "социологическая информатика" в рамках специальности "информатика"....................... 78

Содержание обучения информатике специалистов социального профиля............................................... 79

Учебный курс "методика преподавания информатики"............................................................................. 81

Альтернативные подходы в области информационной подготовки.......................................................... 81

Вопросы для повторения к главе 2:.......................................................................................................... 81

Глава 3. Концепция специальности "Социальная информатика в профессиональном образовании социологов. 82

Значение изучения теоретической информатики в подготовке социолога информатика.......................... 82

Формирование глубокого понимания понятия "социальная сфера".......................................................... 83

Воспитание культуры речи....................................................................................................................... 83

Особенности профессионального мышления и профессиональных качеств социолога-информатика..... 84

Цели и задачи открытия специальности "социальная информатика" со специализацией "социолог-информатик"................................................................................................................................................................. 85

Когнитивная социология как инновация в системе социологического образования.................................. 85

Социальная синергетика как научное направление и учебная дисциплина................................................ 86

Социальная кибернетика как фактор формирования управленческой культуры специалистов................ 87

Вопросы для повторения к главе 3:.......................................................................................................... 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................. 89

УКАЗАТЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ............................................................................................................... 90

ФОНД ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ........................................................................................................................ 93

по учебному курсу "Социальная информатика"........................................................................................... 93

ТЕСТ № 1.................................................................................................................................................. 93

ТЕСТ № 2.................................................................................................................................................. 94

ТЕСТ № 3.................................................................................................................................................. 96

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................... 98

Законодательная база информатизации общества...................................................................................... 98

Монографии, брошюры................................................................................................................................ 98

 

 


ФОНД ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

по учебному курсу "Социальная информатика"

ТЕСТ № 1

Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответов с соответствующими номерами. Обведите кружочком номер того из предложенных вариантов, который кажется Вам правильным. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа.

 

1. Социальная информатика — научное направление, являющееся отраслью:

а) информатики

б) социологии

в) это междисциплинарное направление

2. Кто из ниже перечисленных ученых является автором термина "социальная информатика"?

а) А.Д. Урсул

б) А.В. Соколов

в) К.К. Колин

3. Какой год может быть назван годом провозглашения нового научного направления "социальная информатика"?

а) 1989

б) 1995

в) 1974

 

4. Кто из ученых является автором концепции постиндустриального общества?

а) О. Тоффлер

б) Д. Белл

в) 3. Бжезинский

 

5. Раскройте смысл и значение понятия "ноосфера":

 

6. Занятость в какой сфере большинства трудоспособного населения означает вступление страны в постиндустриальный период своего развития?

а) в сфере информационно-интеллектуальных услуг

б) в сфере услуг

в) в сфере материального производства

 

7. Что можно считать главной технической предпосылкой развертывания информатизации?

а) достаточное количество компьютеров

б) уровень телефонизации (развития сетей)

в) развитое программное обеспечение

 

8. Отметьте этапы общественного развития, на которых по критерию занятости населения находится в настоящее время США и Россия.

8.1. США:

а) индустриальное общество

б) постиндустриальное общество

в) информационное общество

8.2. Россия:

а) индустриальное общество

б) постиндустриальное общество

в) информационное общество

 

9. В чем состоит главное отличие двух основных теоретико-методологических подходов к информатизации общества?

а) в степени распространения

б) во времени появления

в) в провозглашаемых целях информатизации

 

10. Какова, с Вашей точки зрения, основная цель информатизации общества?

 

11. Какое слагаемое, образующее структуру процесса информатизации, должно занимать наивысшее по иерархии положение в его структуре?

а) компьютеризация

б) медиатизация

в) интеллектуализация

 

12.Назовите по одной, наиболее важной, из объективных и субъективных причин господствующего в теории и на практике отождествления понятий "информатизация" и "компьютеризация".

12.1. Объективные причины:

а) стремительный прогресс компьютерной и телекоммуникационной техники

б) недостатки государственной политики в области информатизации

в) неправильная подача материалов по проблеме информатизации в СМИ

12.2. Субъективные причины:

а) идейный технократизм

б) недостаточное знакомство с сутью проблемы

в) получение политических и экономических дивидендов

 

13.Успехи массовой социокультурной информатизации связаны с компьютерами интеллектуального типа, с так называемым "дружественным интерфейсом". Назовите основные слагаемые этого понятия:

 

14. Кто из специалистов ввел количественную меру информации - "бит"?

а) Н. Винер

б) К. Шеннон

в) Р. Хартли

 

15.Дайте определение понятия "бит":

 

16.Какая из перечисленных ниже систем классификации знаний лежит в основе актуальных ныне гипертекстовых технологий?

а) иерархическая

б) реляционная

в) древовидная

 

17.Главное отличие традиционной и новой информационной технологии:

а) тип техники, на которой она реализована

б) сфера ее применения

в) тип алгоритма, лежащего в ее основе

 

18.В чем состоит основная проблема языковой формы информационного обмена?

а) в несовпадении тезаурусов

б) в явлении полисемии

в) в обилии информации

 

19.Каково главное отличие компьютерной фазы от предшествующих фаз информационного обмена?

а) опосредованность контактов между людьми

б) общение человека с электронной памятью машины

в) безбумажный вариант коммуникаций

 

20.Определите основные, с Вашей точки зрения, социокультурные проблемы компьютерной фазы информационного обмена:

 

ТЕСТ № 2

Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответов с соответствующими номерами. Обведите кружочком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа.

 

1. Почему информатизация имеет важнейшее значение в преодолении экологического кризиса, обеспечении мирового устойчивого развития? Отметьте главную причину.

а) компьютерная техника позволит оперативно и глубоко анализировать ситуацию в мире

б) информированность населения будет способствовать снижению экологической напряженности

в) информационная система послужит основой системы коллективного интеллекта

 

2. Проблематика информационных ресурсов в мире актуализировалась в контексте частичного разрешения информационного кризиса на базе внедрения средств персональной информатики. Это произошло в:

а) 70-е годы

б) 80-е годы

в) 90-е годы

 

3. Какой исследователь может быть назван основоположником разработки понятия "национальные информационные ресурсы"?

а) А.И. Ракитов

б) Г.Р. Громов

в) А.Б. Антопольский

 

4. Что, по Вашему мнению, является атрибутом понятия "информационный ресурс общества"?

а) формализованные знания

б) любые знания, в том числе и в вербальной форме

в) создатели знаний (ученые, специалисты)

 

5. Назовите основные проблемы развития российских информационных ресурсов.

 

6. Отметьте соответствующий вариант расположения слагаемых такого явления, как "утечка мозгов", по степени убывания размера и опасности социальных последствий:

Слагаемые явления "утечки мозгов' Количественный размер Степень опасности социальных последствий
  6.1 6.2
  (\Г) 2) 3) D Г2)Л 3)
Внешняя 'а;          
Внутренняя            
Сетевая U*          

 

7. Какова структура фактографических баз социальных данных?

 

8. Какое из ниже перечисленных ведомств обладает наиболее значимой базой данных о населении в РФ?

а) Министерство труда и социального развития РФ

б) Госкомстат РФ

в) Пенсионный фонд РФ

 

9. В чем заключается отличие двух подходов к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации?

 

10.Реализация предпосылок информатизации в какой из сфер общества является, на Ваш взгляд, наиболее важной?

а) в политической

б) в экономической

в) в социальной

 

11.Какова, по Вашему мнению, главная причина популярности таблицы К. Хессига, отражающей социальные последствия информатизации?

а) большой объем фактического материала

б) системный характер

в) представительность данных

 

12.Определите главный фактор, определяющий положительный или отрицательный варианты развития процессов информатизации:

а) время начала информатизации

б) уровень демократизации страны

в) уровень финансирования информатизации

 

13.Как Вы относитесь к утверждению — "Для России необходим альтернативный вариант информатизации общества"?

а) не поддерживаю, информатизация происходит по обще мировому сценарию

б) поддерживаю, альтернативность необходима из-за специфики национального менталитета

в) вопрос нуждается в дополнительной проработке

 

14.Каковы, по Вашему мнению, должны быть слагаемые альтернативного варианта развития информатизации в России?

 

15.Какая разновидность социальных структур входит в понятие "информационный потенциал общества"?

а) политические структуры

б) когнитивные структуры

в) экономические структуры

 

16.Дайте определение понятия "информационный потенциал общества" через понятие "информационный ресурс общества":

 

17.Что в наибольшей степени определяет для Вас понятие "информационная среда"?

а) компьютеры

б) информация

в) сети связи

 

18. В чем заключается отличие ресурсного и социокультурного подходов к рассмотрению понятия "информационная среда"?

 

19.Назовите мирового лидера производства электронных баз знаний. Это:

а) Япония

б) США

в) Великобритания

 

20.Отм







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.