|
Алгоритм работы над курсовым исследованиемСтр 1 из 5Следующая ⇒
Работа над темой включает подготовительный, рабочий и заключительный этапы. На подготовительном этапе бакалавр: - определяет цель, задачи, структуру и методы исследования; - осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование) и определяет ее объем; - тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования; - составляет план курсовой работы. На рабочем этапе бакалавр: - пишет черновой вариант работы и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам; - работает над выводами по параграфам и главам; - оформляет научно-справочный аппарат работы (сквозные ссылки, список литературы). На заключительном этапе бакалавр: - исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя; - пишет окончательный вариант работы с учетом требований научного оформления; - представляет работу научному руководителю на отзыв; - защищает курсовую работу.
Процесс работы бакалавра над выбранной темой выстраивается в соответствии с календарным планом: § последний месяц семестра, предшествующего по учебному плану курсовой работе, – выбор темы курсовой работы и ее предварительное обсуждение с руководителем; § первый месяц семестра – поиск, подбор, систематизация и анализ материалов по теме курсовой работы, составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем; § второй месяц семестра – написание чернового варианта первой главы курсовой работы; § третий месяц семестра – написание чернового варианта второй главы курсовой работы; § четвертый месяц семестра – представление окончательного варианта курсовой работы на отзыв научному руководителю и ее защита.
В зависимости от индивидуальных особенностей бакалавра, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.
2.7. Апробация курсовой работы Предварительные (промежуточные) или окончательные результаты курсовой работы могут быть оформлены бакалавром в виде доклада или сообщения на семинарском занятии, научной конференции, заседании кафедры. 2.8. Защита и оценка курсовой работы
Защита любой курсовой работы проходит в форме публичного доклада на заседании предметной либо тематической секции в соответствии с расписанием. На защите могут присутствовать, задавать вопросы, выступать по содержанию курсовой работы все желающие. Примерный порядок защиты курсовой работы может быть следующим: Бакалавр делает краткое сообщение (7-10 минут), в котором излагает научно-практическую значимость избранной темы, цель и задачи работы, её основные разделы и методы исследования, выводы и их обоснование; отвечает на заданные вопросы, дает пояснения и уточнения. Бакалавру может быть задан любой вопрос по содержанию работы как научным руководителем, так и любым из присутствующих. В целом защита должна показать, насколько бакалавром осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось курсовое исследование, насколько достоверны и значимы его результаты.
Оценка курсовой работы При оценке курсовой работы учитываются не только содержание и оформление письменного текста, но и умение бакалавра излагать свои мысли в устном, спонтанном общении, отвечать на вопросы, логично и корректно вести научную полемику. В ходе дискуссии проверяется и оценивается профессиональная, общекультурная подготовка и эрудиция бакалавра. Курсовая работа не может быть оценена положительно, если в процессе ее защиты установлен факт плагиата (присвоения авторства чужих идей и произведений). Оценку по курсовой работе выставляет научный руководитель (либо кафедральная комиссия, которая принимает во внимание устный отзыв научного руководителя). При этом оценивается не только сам текст курсовой работы, но и выступление бакалавра на защите, характер и уровень его ответов на вопросы на защите, соблюдение графика работы над курсовой. Основные требования, предъявляемые к качеству курсовой работы представлены ниже. Критерии оценки курсовой работы - «отлично»: тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень владения исследовательскими методиками. Курсовая работа правильно оформлена. Защита прошла успешно, автор содержательно выступил и ответил на поставленные вопросы. График представления работы соблюден.
- «хорошо»: тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области аналитической либо в экспериментальной части работы. Защита прошла не вполне убедительно, автор не сумел ответить на ряд вопросов. Есть ошибки в оформлении работы. Нарушен график представления работы.
- «удовлетворительно»: работа несамостоятельная, носит откровенно реферативный характер. Число источников, статей и книг, к которым обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа является «подражательной». Неубедительная защита. Отсутствие ответов на большинство вопросов комиссии. Ошибки в оформлении работы. Допущены нарушения графика представления курсовой работы.
Оценка «неудовлетворительно» на защите, как правило, не ставится: столь слабые работы не допускаются к защите научным руководителем, который обязывает бакалавра довести уровень работы хотя бы до удовлетворительного. Однако выставление оценки «неудовлетворительно» на защите возможно, если будут установлены грубые нарушения, например, факт прямого плагиата, когда курсовая работа полностью списана с курсовой бакалавра более старшего курса, с какой-либо книги (с копированием ссылок на издания, которые бакалавр на самом деле не видел), когда курсовая взята из Интернета, или установлен факт заказа ее написания стороннему лицу.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 3.1. Общие положения
Дипломная работа представляет собой один из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной программе профессиональной подготовки высшего профессионального образования. Целью данного вида итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям федерального государственного образовательного стандарта (включая национально-региональный (вузовский) компонент). Выпускные квалификационные работы выполняются всеми выпускниками 4-х курсов в форме дипломных работ. В задачи выполнения данного вида учебной работы входит следующее: 1) систематизация, закрепление и совершенствование теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также их расширение и углубление в рамках ограниченной научной проблемы; 2) совершенствование практических умений и навыков работы с языковым материалом; 3) развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и экспериментально-методической работы, а также использования в ее процессе разнообразного научного инструментария в виде методов, методик и приемов лингвистических исследований; 4) определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.
3.2. Тематика дипломных работ
Дипломная работа может выполняться по методике преподавания русского языка или риторики в школе, по подготовке и организации элективных курсов по русскому языку или риторике, внеклассных мероприятий и кружков, а также по лингвокраеведению. При этом в первой главе обязательно дается анализ научной литературы по методике преподавания русского языка (какого-либо отдельного языкового уровня, например морфологии) или анализируется конкретный метод обучения. Во второй главе описываются результаты применения конкретного метода обучения, методические разработки, упражнения, игры и т.д., предложенные бакалавром в соответствии с темой работы. Тематика выпускных квалификационных работ должна соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ФГОС ВПО. Она отражает научно-исследовательские интересы выпускника и не влияет на содержание итогового государственного экзамена. Тематика работ должна быть актуальной и быть в русле современных методических направлений и школ, а также отражать потребности практики обучения русскому языку. Тема необходимо кратко отражает объект и предмет исследования. Проводимое исследование должно касаться чисто методической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника. Темы дипломных, а также научные руководители определяются в конце предыдущего учебного года и подтверждаются соответствующими заявлениями бакалавров на имя ректора, которые сдаются на кафедру. Они утверждаются на заседании кафедры, после чего самостоятельное изменение темы работы и научного руководителя строго запрещено. Корректировка тем дипломных, а также назначение рецензентов осуществляется на заседании кафедры. Допускается лишь частичная корректировка темы работы. Более радикальное ее изменение возможно лишь с разрешения ректора при наличии соответствующего заявления. 3.3. Структура и содержание дипломной работы
Дипломная работа должна иметь исследовательский или обзорно-аналитический характер, быть актуальной, содержать элементы новизны, обладать теоретической значимостью и практической направленностью. Работа состоит из оглавления, введения, нескольких глав (как правило, двух), заключения, списка используемой литературы, приложения (факультативный компонент). Структура работы может варьироваться в зависимости от направленности и характера ее содержания. Каждый из этих основных разделов структуры работы начинается с новой страницы. Параграфы в составе главы следуют подряд и отделяются друг от друга пробелом. Введение имеет четкую структуру. В нем последовательно должны получить отражение следующие вопросы: актуальность (обоснование выбора темы), объект, предмет, языковой материал, цель, задачи, методологическая основа (включая методы), положения, выносимые на защиту, новизну, теоретическую значимость и практическую ценность исследования, а также описание апробации и структуры работы. Актуальность научного исследования определяется не отсутствием работ по данной проблеме, а необходимостью и значимостью изучения методики преподавания какого-либо языкового явления в средней школе. Объектом работы является то, на что направлено внимание исследователя: процесс обучения русскому языку и риторики в средней школе. Предметом – те свойства и признаки объекта, которые подвергаются в работе научному описанию, например конкретные методы обучения языку в школе, например дидактическая игра как метод обучения русскому языку в 5-7 классах. Цель исследования носит самый общий характер. Ее детализация осуществляется в задачах, которых может быть 3-5. Положения, выносимые на защиту, в краткой форме представляют предполагаемые результаты исследования. Положения и задачи должны коррелировать между собой: они совпадают в количественном и содержательном аспектах (каждой задаче соответствует одно положение). Методология исследования включает в себя три уровня: 1) общую философскую методологию, принципы и законы которой определяют ориентацию, направление и принципы исследования в науке, опирающейся на эту философию; 2) общенаучную методологию, включающую методы и принципы, применяемые в группах наук; 3) частную методологию, включающую методы данной науки. Методология определяет подход к объекту языкознания, взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингвистического исследования. Тесно связанная с лингвистической теорией, она в значительной степени обусловливает научные результаты исследования. Методология - это философская база любой науки. Общефилософскую методологическую основу научного исследования составляют следующие принципы: 1) материальной и объективной сущности языка; 2) социальной (общественной) природы языка; 3) диалектической взаимосвязи между языком и мышлением; 4) системного характера языка; 5) историзма. На общефилософской основе формируются общенаучные методологические принципы исследования. К ним относят следующую триаду, обнаруживаемую во всех научных исследованиях филологической направленности: системность, антропоцентризм и детерминизм. Частнонаучную методологическую основу исследования формируют принципы и подходы, обусловленные спецификой того раздела языкознания, в рамках которого выполняется конкретное исследование. Описание методов, применяемы в методике преподавания русского языка, смотри в разделе 2. В данной части перечисляются все основные и вспомогательные методы, используемые в работе для решения поставленных задач. При наличии специфики применения общеизвестных методов дается краткое описание технологии их применения. Раздел новизна исследования должен содержать краткое описание того, что в настоящей работе выполнено впервые. Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических положений определенного раздела методики преподавания русского языка. Практическая ценность – в описании прикладного аспекта осуществляемого исследования. Описание апробации работы содержит указание на имеющиеся у исследователя публикации или выступления на конференциях по данной проблеме. Раздел структура работы кратко перечисляет структурные части исследования с указанием библиографического списка, а также приложения, если таковое имеется. Объем введения составляет 3-5 страниц. Каждая глава должна включать в свой состав не менее двух параграфов. Объем параграфа в среднем составляет 5-10 страниц. Каждый параграф должен заканчиваться небольшими выводами. Объем глав, как правило, пропорционален. При этом теоретическая часть исследования составляет примерно 1/3 всей работы, а практическая соответственно – 2/3. Каждая глава заканчивается выводами (1-2 страницы), которые оформляются в виде самостоятельного раздела (Выводы). Общий объем дипломной работы (без библиографии и приложений) должен составлять 50-70 страниц. Количество источников в списке литературы должно быть не менее 50. Первая глава имеет, как правило, теоретический характер. В ней описывается история вопроса, общее состояние исследуемой проблемы в современной методике, приводятся различные точки зрения при определении объекта изучения, а также существующие подходы к его описанию. Первая глава должна носить не реферативный характер, а критически освещать предмет исследования, указывая на достоинства и недостатки различных научных концепций, а также иметь четкие указания на авторские предпочтения. Основная часть работы (как правило, вторая глава) должна представлять собой развернутое описание практического применения методики преподавания в школе изучаемого в работе языкового явления, осуществленного на основе анализа научных работ по методике обучения русскому языку в первой главе. Она содержит изложение результатов проведенного исследования. В каждой главе освещается отдельный вопрос исследуемой проблемы. В заключении содержится самостоятельное краткое обобщение полученных результатов в виде связного рассказа. Заключение должно четко показать, как реализованы поставленные задачи, а также какие существуют перспективы дальнейшего изучения данной проблемы. В заключении не должно быть цитат и примеров. В приложении даются таблицы, схемы, графики и другие материалы, иллюстрирующие и подтверждающие основные положения и выводы работы. Приложение, как правило, имеет название, отражающее его содержание. Об оформлении этих частей дипломного сочинения смотри в разделе 4 данной работы.
3.4. Руководство дипломной работой и ее рецензирование
Руководство дипломной работой осуществляется преподавателем кафедры, который выбирается бакалавром самостоятельно или назначается заведующим кафедрой. Руководителем в начале учебного года составляется задание на выполнение бакалавром научно-исследовательской работы с указанием сроков исполнения отдельных его частей. Руководитель проводит регулярные консультации: помогает подобрать тему работы, разработать план, предлагает первоначальный список специальной научной литературы, контролирует ход выполнения работы. На заседании кафедры (за 2 месяца до защиты) руководители докладывают о степени готовности дипломных работ, формулируют свои предложения по допуску бакалавров к защите. На основании решения кафедры издается приказ по вузу о допуске дипломных работ к защите. Дипломные работы, не попавшие в приказ, к защите не допускаются. Окончательный вариант работы переплетается бакалавром, подписывается и сдается руководителю на проверку за 1 месяц до защиты. По результатам проверки руководитель пишет отзыв на работу, высказывая свое мнение о качестве ее выполнения. Далее работа передается рецензенту, который, как правило, назначается из числа сотрудников кафедры. Рецензия должна иметь оценочный характер. В ней объективно описываются результаты исследования, его актуальность, новизна, теоретическая ценность и практическая значимость. Рецензия не может сводиться к простому описанию структуры и содержания работы. Критерии оценки выпускных квалификационных работ: 1) обоснованность выбора и актуальность темы исследования; 2) уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов; 3) четкость структуры работы и логичность изложения материала; 4) методологическая обоснованность исследования; 5)применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы; 6) объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме; 7) владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность; 8) соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ; 9) содержание отзывов руководителя и рецензента; 10) качество устного доклада; 11) глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы. В конце рецензии предлагается общая оценка работы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «высокая оценка», «положительная оценка».
3.5. Порядок защиты дипломных работ
Порядок защиты дипломных работ выпускниками вузов по специальностям педобразования определяется федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального (педагогического) образования и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 25.03.03. Защита дипломных осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) на принципах гласности, открытости и публичности. Защита работы включает в себя следующие этапы: 1) выступление бакалавра с кратким изложением основных положений работы (до 10 мин.); 2) вопросы членов ГАК и присутствующих выступающему и его ответы; 3) выступление руководителя с общей оценкой хода выполнения работы, ее качества и характеристикой бакалавра (до 3 мин.); 4) выступление рецензента (до 5 мин.); 5) ответное слово бакалавра на содержание рецензии и отзыва руководителя; 6) свободная дискуссия (выступление членов ГАК и присутствующих); 7) заключительное слово бакалавра. В докладе сбакалавру необходимо осветить основные вопросы, характеризующие проблему исследования (актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования и т.д.), раскрыть суть полученных результатов, описать содержание предлагаемых решений, а также перспективы дальнейшей работы. Во время выступления рекомендуется использовать наглядные материалы, отражающие специфику исследования (таблицы, графики, схемы, методические разработки и пособия, учебные программы, аудио- и видеоматериалы и т.п.). Защищающийся должен показать хорошее знание теоретического материала, умение вести научную дискуссию и отстаивать свою точку зрения. Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании ГАК. Научный руководитель и рецензент имеют право совещательного голоса. После обсуждения результатов защиты ГАК определяет оценку по каждой работе. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания аттестационной комиссией. Оценка «неудовлетворительно» не выставляется, а комиссия принимает решение о том, что выпускник работу не защитил, соответствующие записи делаются в протоколе ГАК и экзаменационной ведомости. При неудовлетворительной оценке работы бакалавр имеет право повторной защиты не ранее, чем через год (но не позднее трех лет) после соответствующей доработки. Кроме оценки за работу, государственная аттестационная комиссия может принять следующее решение: - отметить в протоколе работу как выделяющуюся из других; - рекомендовать работу к опубликованию; - рекомендовать автора к поступлению в аспирантуру. Выпускные квалификационные работы хранятся на кафедре в течение трех лет, затем списываются по акту.
3.6. Требования к отзыву руководителя и рецензента на ВКР
Выпускающая кафедра должна представить выпускную квалификационную работу вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента ответственному секретарю ГАК не позднее, чем за один день до защиты. Получение отрицательного отзыва не является препятствием к представлению работы на защиту.
Отзыв научного руководителя В отзыве научный руководитель характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные бакалавром в период написания выпускной квалификационной работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам соответствующего уровня, рекомендует выпускную квалификационную работу к защите (приложение Е). Рецензия В рецензии должен быть дан анализ содержания и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки работы. В заключение рецензент дает характеристику общего уровня выпускной квалификационной работы и оценивает ее (по 10-балльной шкале), после чего подписывает титульный лист работы. Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста. Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу оформляется в соответствии с приложением И.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|