|
Виды конституций. Конституция Республики БеларусьНесмотря на имеющиеся различия в содержании, конституции могут быть классифицированы по различным признакам. Приведем несколько классификаций конституций. I. По сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия (в самой конституции прямо указывается срок ее действия). Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. являются постоянными (например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, США, Мексики и др.). Однако, это не гарантирует их устойчивости. Необходимо учитывать, что в постоянные конституции могут быть внесены поправки. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Наиболее стабильной является Конституция США, которая была принята в 1787 году, и действует уже более двухсот лет. В нее было внесено всего 27 поправок. Нередко вводятся ограничения на изменения конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (Бразилия, 1988 г.) закреплялось, что они не могут быть изменены в течении определенного срока, например, пяти лет. Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Подобные правила действуют в Испании, Румынии, Эстонии. II. В зависимости от формы или структурыразличают писаные (принятые в виде единого документа) и неписаные (представляющие собой совокупность законодательных актов) конституции. Существуют конституции, которые по своей структуре состоят не из одного, а из нескольких конституционных законов (Канада, Швеция и др.). В Великобритании и Новой Зеландии конституции не имеют четкой структуры. На практике к ним относят группу актов, составляющих некодифицированную конституцию. III. По способу принятия конституции подразделяются на: - принятые путем народного голосования (референдума); - принятые законодательным органом; - принятые специально создаваемым для этих целей учредительным органом (например, Конституционная ассамблея, учредительное собрание и т.п.); - введенные в действие посредством октоирования – одностороннего акта «дарования» конституции народу. Так, например, во Франции одна из конституций была «дарована» императором Наполеоном I, а в 1990г. король Непала также даровал конституцию народу. Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон нашего государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, порядок осуществления избирательной системы, формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране. Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года, 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 в нее были внесены существенные изменения и дополнения. Структура Конституции нашей страны представляет собой систему конституционных норм и их последовательное расположение. Конституционные нормы включают разделы и главы. Сегодня структура Конституции Республики Беларусь выглядит следующим образом: Преамбула Раздел I. Основы конституционного строя. Раздел II. Личность, общество, государство. Раздел III. Избирательная система. Референдум. Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд. Раздел V. Местное управление и самоуправление. Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля. Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Раздел VII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Раздел IX. Заключительные и переходные положения. Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимосвязанности. За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций: в 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и 1994 г. Первые четыре конституции имели специфические черты, но общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность и многообразие форм собственности. Все было подчинено интересам социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике. Иногда подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
3.3 Права и свободы человека и гражданина. Конституционные Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться. Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Права и свободы можно классифицировать по различным признакам. I. С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить: - права и свободы человека; - права и свободы гражданина. II. По сфере проявления человеческой деятельности: - личные; - политические; - экономические; - социальные; - культурные. Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет где бы он ни находился. Права гражданина – совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан. Личные права и свободы закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относят: - право на жизнь (ст. 24); - право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25); - право не считаться виновным в совершении преступления, пока вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда – презумпция невиновности (ст. 26); - право не давать показаний против себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27); - право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28); - право на неприкосновенность жилища (ст. 29); - и др. К политическим правам и свободам, закрепленным Конституцией нашего государства, относят: - право на управление делами государства (ст. 37); - право избирать и быть избранным (ст. 38); - право на обращение в государственные органы (ст. 40); - свобода объединений (ст. 36); - свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35); - право на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ст. 39); - и др. В Конституции Республики Беларусь закреплены также и экономические, социальные, культурные права: - право на труд (ст.41); - на вознаграждение за труд (ст.42); - право на отдых (ст. 43); - право собственности (ст.44); - право на охрану здоровья (ст. 45); - право на жилище (ст.48); - право на образование (ст. 49); - право сохранить свою национальную принадлежность (ст.50); - право на участие в культурной жизни (ст.51); - и др. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции. Помимо прав у каждого гражданина Республики Беларусь существует ряд обязанностей: 1. Соблюдать Конституцию, уважать законы Республики Беларусь и национальные традиции (ст. 52). 2. Уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53). 3. Бережно относиться к историко-культурному, духовному наследию и другим национальным ценностям (ст. 54). 4. Охранять природную среду (ст. 55). 5. Финансировать государственные расходы путем уплаты государственных пошлин, налогов и иных платежей (ст. 56). 6. Защищать Республику Беларусь (ст. 57).
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|