|
Модели социальной реальности.Дискурсы социального или определенные модели социальной реальности представляют, прежде всего, конкретизацию определенного метода исследования социального, результат, достигнутый в данном типе анализа социума. В этом случае мы имеем дело со своеобразной социальной картиной мира или картиной социального мира. Данные модели лежат в основании любых социальных воззрений, т. е. определяют формы и методы не только гуманитарных дисциплин, но и естественных наук в их практической ориентированности, так как объясняют содержание социальной практики вообще. При всем многообразии представлений о «социальном» в современной литературе принято выделять четыре модели, в которых осуществляется последовательный переход от представлений о некоей внешней по отношению к социуму субстанции до выделения индивида в качестве таковой. В первой из них — натуралистической — субстанцией социального признается Природа, во второй — реалистической — трансцендентный субъект, в третьей — деятельностной — само общество, в четвертой — феноменологической — поведение индивида. В учебных курсах социальных дисциплин отдельные дискурсы могут быть представлены не как модели, а как способы описания отдельных сфер социальной действительности. Натуралистический дискурс используется для анализа проблем «Природа и Общество», а также некоторых характеристик Человека в разделах социально-философской антропологии. Реалистический дискурс применяется в анализе «духовной жизни общества». Деятельностный дискурс — для рассмотрения экономической, социальной и политической жизни общества. Феноменологический дискурс представлен в анализе общественной психологии и идеологии, роли личности в истории. В целом можно констатировать, что подобная эклектичность учебных курсов вызывает неадекватное представление о содержании конкретных социально-философских теорий, представляющих определенный дискурс. Так, прежде всего, произошло с марксизмом, который в «учебном» варианте оказался насыщен несовместимыми с ним и даже альтернативными ему взглядами. В социально-философской традиции модели социальной реальности принято разделять на материалистические и идеалистические, которые обозначаются терминами социальный реализм и социальный номинализм. Собственно реалистический дискурс отождествляется с идеалистической моделью. К социально-номиналистическим моделям чаще всего относят феноменологический дискурс. Более того, исторические исследования свидетельствуют о доминировании определенных дискурсов на отдельных этапах развития философского знания. Так, реалистическая модель отождествляется со средневековой философией, появление натуралистической и деятельностной модели — результаты развития новоевропейской философии, а феноменологическая модель характерна для постклассического периода развития философии в Новейшей истории. Следует отметить, что в своей исторической форме ни одна из моделей не удовлетворительна сама по себе. В современных социально-философских исследованиях предпринимаются попытки синтеза достижений этих моделей в рамках развития одного из дискурсов. Для рассмотрения исторических и экономических проблем наиболее актуальным является деятельный дискурс, в рамках которого они, собственно говоря, имеют право на самостоятельное существование. Данное исследование изначально построено в развитии деятельностного дискурса социально-философского анализа. Однако необходимо кратко осветить направления и достижения иных моделей, способные обогатить и развить методологию социально-философских исследований. Натуралистическая модель отчетливо выбирает естественнонаучный подход к социальной действительности. Природа как окружающая среда рассматривается как средство для жизнедеятельности. Общество же — биоморфно и представляет собой «социальный организм». Человек рассматривается как биологический вид, избравший в процессе эволюции особый способ взаимодействия с окружающей средой — социальный, а, следовательно — существо биосоциальное. Основными представителями данного социально-философского дискурса являются фрейдизм и социобиология от социал-дарвинизма и евгеники до современной глубокой экологии. Положительной стороной данной модели является подчеркнутая взаимозависимость человека, общества и человечества в целом с жизнью на Земле и во всей Вселенной. В этом несомненный эвристический потенциал данного дискурса. Его недостатки связаны с попыткой применения к сложным социальным процессам механизма биологической редукции. В тех случаях, где на первый план исследования выходят феномены духовной сферы, данный дискурс беспомощен. Реалистический дискурс часто называют идеалистическим, так как он постулирует дихотомию двух социальных миров: горнего и дольнего. То общество, которое доступно нашему позитивно-социологическому исследованию, есть не что иное, как теофания, т. е. обнаружение божественного начала в дольнем мире. Существенным понятием этого дискурса является ксеносис — нисхождение божества, акт, дающий безусловную этическую норму для самоопределения человека в мире. Реалистическая модель предполагает сочетание практических действий с мистическими актами. В конструировании социальной реальности важнейшая роль отводится языку и слову. Всякое действие имеет подчеркнуто символическую природу, и любая реальность становится смысловой определенностью. Социальная действительность в этой модели представлена опредмеченной речью — текстом, а ее познание — многоуровневой экзегезой. Реалистическая модель обнаруживает, прежде всего, аксиологический аспект социально-философского исследования. Она незаменима в анализе структуры ценностных ориентиров теократических обществ, как в истории, так и в современности. В современной литературе реалистический дискурс развивает положения «диалогического персонализма» Мартина Бубера (1878-1965) и «научно-религиозной феноменологии» П. Тейяр де Шардена. Эта модель представлена в традиции мистического рационализма русской религиозной философии. Самостоятельное значение получили этические концепции современного глобального развития, такие как философия справедливости Дж. Ролза. Деятельностный дискурс часто отождествляют с прагматической социально-философской позицией. Именно в нем проводится различие между представлениями о реальности и действительности как о реальном и идеальном бытии. Часто социальная реальность характеризуется как мифореальность, а действительность как реальность. Наиболее интересным в деятельностной модели представляется темпоральная структура, что делает данный дискурс историчным. Характерными чертами деятельностной модели считают: рациональность; техноморфность; иерархичность и институционализацию. Деятельностные модели в социально-философском исследовании чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Следует отметить, что основным их недостатком признается крайняя идеологичность социальных результатов и выводов этих теорий. Однако, современные экономические и исторические исследования и их критический анализ возможны только в рамках данного дискурса. Автор предлагаемой вниманию читателя работы также основывается на деятельностном дискурсе. Феноменологический дискурс предполагает отказ от суждений о субстанциональности «социального», что формулируется в позиции гуссерлевского эпохе, развитому в принцип феноменологической редукции. Классические принципы, от которых предполагается воздерживаться в данном дискурсе, — это детерминизм и аксиология. Основным постулатом феноменологической модели является утверждение о том, что социальный мир конструируется смыслами, а не действиями. Смыслы экстернализируются в языке и социальная реальность существует в социально организованных актах интерпретации. Феноменологическая модель молода, по сравнению с иными дискурсами. Это дает возможность говорить о ней как о формирующейся модели, развитие которой приводит к некоторым парадоксам. К несомненным достоинствам следует отнести ее способность к синтезу с любыми дискурсами. Особое внимание в современной литературе обращается на сопоставление моделей социальной реальности.
1.2.2.Конкретно-историческое содержание структуры ценностей Раскрытие содержания социальной реальности представляет основную проблему философии истории. Любые исторические теории своим основанием имеют источниковедческую базу, которая исследуется и оценивается учеными для получения достоверных исторических фактов. Таким образом, складывается фактология истории или событийная трактовка взглядов современников на их жизнь, составляющая основу понимания исторического процесса. Она наиболее популярна в обыденном сознании и составляет необходимый аспект эрудированности. Собственного говоря, этот аспект включает в себя ответы на разнообразные вопросы по типу: «Что? Где? Когда?». Событийная трактовка исторического процесса лежит в основе такой исторической дисциплины как хронология. Однако уже в рамках хронологии событийная история перерастает в критическую, которая соотносит исторические факты, устанавливая между ними различные связи и отношения. Основополагающими в критической истории признаются причинно-следственные связи и отношения. Таким образом, складываются представления об исторических процессах как существенных и необходимых связях исторических фактов. Критическая история строится на выявлении закономерностей исторического процесса и характеристике фактов как исторических явлений. В истории социально-философских исследований эпоха критической истории завершилась созданием в середине XIX века двух конкурирующих теорий: позитивистской социологии и марксистского исторического материализма. Теоретические различия в критической истории связаны с трактовкой самого исторического явления, которое в снятом виде включает в себя осуществленную основополагающую причину и осуществляемое доминирующее следствие. Таким образом, критическая история выделяет линию закономерных явлений, определяющих все остальные и сам исторический процесс в целом. Это обусловило появление экономической, политической и идеологической трактовок всеобщей истории. «Конец XX в. — время складывания новой методологии истории. Позитивизм конца прошлого столетия, столь много давший нам в разработке приемов анализа текстов, окончательно исчерпал себя. Марксистская методология истории, извращенная догматизмом эпохи «реального социализма», рушится на наших глазах, несмотря на то что, с нашей точки зрения, было бы желательно, чтобы Маркс, очищенный от компрометирующих его учение измышлений наследников, оставался в числе тех, кто вдохновляет современные исследования в области истории и других общественных наук. Квантитативная история, сыгравшая в свое время полезную роль, ныне обнаружила ограниченность своих возможностей. (Клиометрия или квантитативная история представляет собой систематическое применение математических методов в исторических исследованиях — П. Е.). Известны неоднократные попытки вернуться к повествовательной, событийной истории, утратившей, однако, свой престиж». (Ле Гофф Жак С небес на землю. (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII—XIII вв.). / Одиссей. Человек в истории. М., 1991, С. 25). Обновленная методология истории складывается как целостность, учитывающая все достижения предшествующих дискурсов философии истории. В рамках этого движения современной исторической мысли можно вычленить несколько новых перспективных направлений. Среди них особенно выделяются три: 1) история интеллектуальной жизни, которая представляет собой изучение социальных навыков мышления и развития форм коллективного сознания; 2) история ментальности, т. е. историю коллективных автоматизмов в ментальной сфере или конкретно-исторических мифологем; 3) история ценностных ориентаций как содержания социальной реальности. Как известно, общество не может существовать ни без целеполагания, ни без грез и мечтаний. История этих мечтаний и грез — это история мира воображения. История же целей, которыми задается общество, — это история признаваемых им ценностей, образцов деятельности индивидуумов и социума в целом. Понятие ценностной ориентации заменяет собой понятие идеи как движущей силы, выработанное в философии конца XIX в., и отличается рядом черт. Оно позволяет при изучении истории учитывать динамику, охватывает феномен человеческих желаний и устремлений; восстанавливает этику прошлых обществ. Широко опираясь на достижения истории представлений, история ценностных ориентаций помогает структурировать ряд исторических явлений, понять влияние этих ориентаций на эволюцию общества, экономики, философии, культуры, политики. В целом история ценностных ориентаций позволяет принципиально по-новому подойти к анализу исторических источников. Каждый из них содержит интерпретацию исторических событий современниками сквозь призму системы ценностей конкретно-исторического сообщества. Такая интерпретация, в первую очередь, характеризует не само событие, а систему ценностных ориентиров эпохи и автора. Понимание же исследователя связано с его интерпретацией источника в системе современных ценностных ориентиров. В этом смысле источниковедение является полем столкновения ценностных структур, которое искажает понимание прошлого, но проясняет ценностные ориентиры как прошлого, так и настоящего. В историческом знании фактически доминирует апологетическая составляющая. Под ней понимается формирование взглядов на прошлое в качестве обоснования определенных позиций рассмотрения настоящего. Настоящее же интерпретируется как такая социальная реальность, которая не только соответствует ценностным ориентирам исследователя, но и с необходимостью вытекает из так понятого прошлого. Понимание настоящего и интерпретация прошлого создают вектор представлений о «закономерном» будущем. Методология выделения конкретно-исторических ценностных ориентаций позволяет преодолевать стереотипы и мифологемы исторической апологетики.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|