Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Познавательный процесс : память. Виды. Индивидуальные особенности. Процессы памяти и условия эффективности. Развитие памяти.





Познавательный процесс: память. Виды. Индивидуальные особенности. Процессы памяти и условия эффективности. Развитие памяти.

Цель: - изучение индивидуальных свойств памяти; ознакомление с приемами развития памяти;

-ознакомление с условиями формирования и развития внимания, изучение основных свойств различных видов внимания, изучение индивидуальных свойств внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Память

1.1.Память как психический процесс.

1.2.Основные виды, процессы и механизмы памяти

1.3.Характеристики памяти.

1.4.Учет закономерностей памяти при построении урока и организации учебной деятельности.

1.5.Развитие памяти.

Основные понятия: внимание, произвольное, послепроизвольное, непроизвольное внимание, память, запоминание, узнавание, воспроизведение, эйдетизм.

Литература: 6, 7, 10, 18, 19, 20, 23. 24, 25, 28.

Практические задания:

1. Тест «Объем кратковременной памяти». Вариант Б «Словесный материал». // с.400 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

2. «Зависимость запоминания от установки личности» // с. 402 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

3. «Осмысленность восприятия в запоминании» // с. 402 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

4. Методика «Корректурная проба» // с. 395 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

5. «Прием информации» // с. 396 - - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

Основные виды памяти

Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное еще П. П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

* двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

* эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;

* образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

* словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на:

* непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания;

* произвольную - имеется специальная мнемическая задача, а сам процесс требует волевого усилия..

По способу запоминания выделяются:

* механическая, не опирающаяся на понимание,

смысловая, память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов (А. А. Смирнов).

По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на:

* кратковременную. Этот вид памяти характеризуется коротким сохранением воспринимаемой информации.

* долговременную.

Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия.

Когда мы осуществляем арифметическое действие, то осуществляем его по частям. При этом удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА С УЧЕТОМ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Изучая мнемические способности, студенты, анализируя урок, должны ответить на следующие вопросы:

1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?

2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что подлежало запоминанию?

3. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников?

4. Как учитываются средние показатели памяти в организации учебной деятельности?

5. Как учитываются индивидуальные показатели памяти в организации учебной деятельности?

6. Как учитываются половые и возрастные особенности в организации учебной деятельности?

7. Как учитывается на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?

8. Как учитываются эффекты проактивного и ретроактивного

торможения?

9. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление?

10. Как организуется повторение?

 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Развитие памяти представляет собой процесс перехода от запоминания более простыми и менее эффективными способами к запоминанию более сложному и более эффективному.

В процессе обучения личности и созревания мозга память становится более управляемой, произвольной, способной запоминать разнообразный материал.

В связи с этим увеличиваются и показатели продуктивности памяти: объем запомненного и воспроизведенного, скорость, точность, вероятность длительного и точного запоминания и воспроизведения.

Память развивается в течение всей школьной жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте появляется только тенденция к опосредствованному и произвольному запоминанию. Для этого периода (7—8 лет) характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал.

Экспериментальные исследования показывают, что испытуемые этого возраста на вопросы «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» и т. д. чаще всего отвечают: «Просто запоминал и все». Это отражается и на результативной стороне памяти.

Например, при исследовании опосредствованного запоминания по методу Л. С. Выготского количество правильно запомненных и воспроизведенных слов было меньше, нежели при непосредственном запоминании сходного набора слов.

Это доказывает мысль о том, что для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».

К младшему подростковому возрасту память становится более произвольной и более опосредствованной (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко).

Этот процесс особенно заметен у детей 10—12 лет. Причем появляющиеся элементы опосредствованного запоминания и непосредственная память функционируют с ряде случаев независимо друг от друга.

Так, любой материал, который можно запомнить, механически повторяя, запоминается именно так, и только в случае невозможности запомнить таким образом ученик начинает искать способы обработки информации. Это явление А.Н. Леонтьев назвал «дивергентностью непосредственного и опосредствованного запоминания».

В старшем подростковом возрасте это явление становится все менее заметным, и к концу школьной жизни любой материал может запоминаться опосредствованно.

Опосредствованная память становится доминирующей. Это вовсе не означает, что непосредственное запоминание отсутствует и не развивается. Эти процессы имеют место в течение всей жизни человека, но элементы непосредственного запоминания с развитием памяти вычленить труднее, так как развитая память функционирует как единый сложный процесс.

Итак, процесс развития памяти можно представить как переход от непроизвольной к произвольной памяти, от непосредственной к опосредствованной или, другими словами, от механической к логической.

Именно этим обусловлен рост показателей продуктивности памяти. Субъект, обладающий развитой памятью, может запомнить любой материал.

Если младший школьник легче запоминает конкретный материал, то уже для подросткового возраста становится доступен и абстрактный, и конкретный, и образный, и вербальный, и осмысленный, и бессмысленный материал. Например, школьник 7-8 лет из 15 слов безошибочно запоминает и воспроизводит слова типа дом, стол, гриб, ручка, книга, но иногда забывает или воспроизводит с ошибками слова следующего характера: страдание, удивление, разочарование и т. п.

Чем же обусловлены эти перемены? Прежде всего тем, что в структуре памяти появляются новые образования — мнемические действия. Человек рождается с памятью, в которой мнемические действия отсутствуют, а появляются благодаря обучению и созреванию.

Появление мнемических действий составляет сущность развития памяти. Именно благодаря мнемическим действиям появляется возможность запоминать любой материал, запоминать быстро, прочно и много. Что же нужно делать педагогу, чтобы в структуре памяти появились мнемические действия?

Учитель должен:

во-первых, учить школьника различным способам запоминания;

во-вторых, создавать в учебном процессе ситуации, когда учащимся необходимо использовать мнемические приемы.

Другими словами, учитель должен создавать ситуации, где будет иметь место противоречие между желанием запомнить и невозможностью это сделать с помощью уже имеющихся мнемических действий. Этого можно добиться благодаря увеличению объема материала, изменению его содержания, характера преподнесения и т. д.

Результатом появляющихся и разрешающихся противоречий и будет проявление в структуре памяти новых мнемических действий.

 

 

Концентрация внимания

Бывают дни, когда вы, уставившись в книгу, скользите взглядом по строчкам и переворачиваете страницы, так ничего и не прочитав. Все это время мечтаете о чем-нибудь другом. Чаще всего это происходит при изучении предмета, который вас не интересует. Вас так и тянет отвлечься, посмотреть в окно или прислушаться к посторонним звукам.

Как можно избежать такого рода «занятий»?

В большинстве методов, направленных на повышение сосредоточения, делается попытка свести к минимум отвлекающие факторы и поддерживать постоянный интерес к изучаемому материалу.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что учеба наиболее результативна тогда, когда для занятий отведено специальное место. При появлении отвлекающих мыслей лучше покинуть место занятий и вернуться туда лишь тогда, когда вы будете готовы их продолжить.

Важно также, чтобы в учебной зоне не было никаких фотографий и прочих предметов, которые могли бы увести ваш ум в сторону от предмета.

Сидеть лучше прямо, а не развалившись на диване или в мягком кресле.

Необходимо активно работать с изучаемым материалом. Полезно подчеркивать важные места, пользуясь маркерами, чтобы выделить главное или отмечать важные места на полях или делать на них заметки.

Использование карточек с определениями важных терминов и понятий и проведение самопроверок.

Один из наиболее успешных методов активного вовлечения студентов в процесс учебы носит название ОВЧПП, то есть «Обзор, вопрос, чтение, пересказ, повторение».

Первый шаг метода – провести общий обзор заданного материала, просмотрев основные заголовки, чтобы получить общее впечатление о предмете, который вы собираетесь изучать.

Прочитав заголовки, поставьте к каждой теме по одному достаточно общему вопросу. Затем начинайте читать, причем при чтении ищите ответы на поставленные вами вопросы.

Затем ответьте на свои вопросы. Говорить лучше вслух, чтобы получить дополнительную сенсорную информацию.

Заключительный шаг – это повторение материала с акцентом на тех местах, которые вызвали затруднения при ответах на вопросы.

Важным достоинством этого метода является наличие обратной связи.

Как сдавать экзамены

При любой контрольной проверке знаний сначала отвечать на легкие вопросы. Тогда останется больше времени на более сложные задания.

При ответе на трудный вопрос иногда удается подстегнуть память с помощью свободных ассоциаций. Запишите первое, что придет вам в голову по этому вопросу. Свободные ассоциации могут помочь при извлечении из памяти остальной информации. Но никогда не тратьте на один вопрос слишком много времени. Правильно рассчитав время, вы сэкономите несколько минут на то, чтобы, окончив работу, успеть ее перечитать.

Для того чтобы преодолеть экзаменационное волнение, психологи разработали три метода.

Первым из них является десенсибилизация. Представив себе обстановку экзамена и письменно ответив на вопросы заранее, будучи в спокойном состоянии, вы можете стать менее чувствительным и не так сильно нервничать и во время настоящего экзамена.

Вторая возможность – учить «с запасом». Продолжайте заниматься даже после того, как вам покажется, что вы достигли полного понимания и знания материала. Тогда вы будете чувствовать больше уверенности в себе и вам будет легче вспомнить правильные ответы, когда разволнуетесь.

Этим методом пользуются театральные актеры: они настолько хорошо заучивают свою роль, что какой бы сильный страх их не охватывал на сцене, слова роли произносятся как бы сами собой.

Третий метод заключается в том, чтобы постараться успокоиться перед тем, как войти в экзаменационную аудиторию. Панические разговоры с товарищами могут усиливать экзаменационное волнение.

Представьте себе что-нибудь успокаивающее – например, что вы загораете на песочке под шум морского прибоя. Этот метод следует применять только в том случае, если вы склонны к сильному волнению.

 

 

Теория внимания Т.Рибо

Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т.Рибо, который считал, что эмоции всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием.

Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимания как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций.

Особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела – лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне.

Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания.

Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, заключается в способности управлять движением. Поэтому неслучайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Познавательный процесс: память. Виды. Индивидуальные особенности. Процессы памяти и условия эффективности. Развитие памяти.

Цель: - изучение индивидуальных свойств памяти; ознакомление с приемами развития памяти;

-ознакомление с условиями формирования и развития внимания, изучение основных свойств различных видов внимания, изучение индивидуальных свойств внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Память

1.1.Память как психический процесс.

1.2.Основные виды, процессы и механизмы памяти

1.3.Характеристики памяти.

1.4.Учет закономерностей памяти при построении урока и организации учебной деятельности.

1.5.Развитие памяти.

Основные понятия: внимание, произвольное, послепроизвольное, непроизвольное внимание, память, запоминание, узнавание, воспроизведение, эйдетизм.

Литература: 6, 7, 10, 18, 19, 20, 23. 24, 25, 28.

Практические задания:

1. Тест «Объем кратковременной памяти». Вариант Б «Словесный материал». // с.400 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

2. «Зависимость запоминания от установки личности» // с. 402 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

3. «Осмысленность восприятия в запоминании» // с. 402 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

4. Методика «Корректурная проба» // с. 395 - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.

5. «Прием информации» // с. 396 - - Столяренко Л.Д. Основы психологии.: “Логос”, Ростов - на - Дону, 1995- 736 с.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.