Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б.Спиноза и его метафизика монизма. «Этика» Спинозы.





 

Спиноза скептически относился к религиозной жизни общины, был изгнан из Амстердама, переселился в деревню, занимался шлифовкой стёкол, умер в 45 лет от чахотки.

Главные произведения: "Богословско-политический трактат" и "Этика".

Концепция Спинозы в чём-то была продолжением концепции Декарта, в её основании тоже лежат некие аксиомы, получает из них логические следствия - перенос в Ф. дедуктивного метода, свойственного математике.

В основе лежит единая всеобъемлющая субстанция, она же Бог. Эта субстанция имеет в себе необходимые и достаточные условия своего существования - Бог самодостаточен. Эта субстанция существует, потому что верен тезис Декарта о существовании мышления.

С. называет эту субстанцию природой (natura):

1.Natura naturata - "Природа производящая", т.е. активное начало;

2.Naturanaturans - "Природа производимая", пассивное начало, следствие природы производящей.

Природа производящая обладает бесчисленным кол-вом атрибутов - свойств, к-ые являются свойствами творящими. Эти свойства существуют сами по себе, ни в чём не нуждаются. Мы (люди) знаем 2 из этих свойств (к-ых на самом деле бесчисленное множество): мышление и протяжённость.

Возникает вопрос: А как быть со всеми остальными? - мы их просто не можем представить.

Природа произведённая обладает бесконечным кол-вом модусов - свойств отдельных вещей. Модус конкретной вещи - это следствие мира. Атрибуты относятся к природе.

Природа произведённая состоит из некоторых общих качеств.

Следствие этой системы основоположений:

Рассмотрим понятия свободы отдельного человека. Это модус (не атрибут). Значит надо выяснить, чем она обусловлена. Свобода ч-ка - это его возможность совершать различные действия, выбирать из вариантов поведения.

Возникает вопрос: существует ли свобода в сфере природы производящей? - Нет, свободы нет, есть атрибуты, формирующие пространство атрибутов.

Свобода ч-ка является следствием чего-то в пространстве атрибутов.

Если пространство атрибутов самодостаточно (а оно самодостаточно и полностью задано), то это "что-то" является необходимостью: оно есть такое, какое оно есть. Значит, свобода ч-ка вытекает из необходимости. Для того чтобы поступать эффективно, ч-к должен осознать эту необходимость: свобода - осознанная необходимость. У С. это 47 теорема в "Этике".

Вольные рассуждения: Если свобода - это познанная необходимость, приходится поступать так, как складывается (необходимость первична), следовательно, поступать надо в соответствии с ней, что и есть свобода ч-ка. Получается некая психологическая установка ч-ка - быть ведомым. Это следствие Ф. С.

С. пытался применить эту концепцию к общественной жизни (в "Богословско-политическом трактате"). Он ввёл понятие естественного права индивидов: жить в соответствии с их свободой (с необходимостью). Гражданское право должно быть построено на основании естественного права индивидов, отсюда рождается концепция общественного договора: люди, осознавая свою необходимость, отдают часть полномочий и ф-ций гос-ву.

Отсюда следующий вывод: гос-во должно обслуживать гражданское общ-во, далее - гос-во как нанятый менеджер, обслуживающий общество.

Монизм (от. греч. monos — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

Существует две категории монизма:

· материалистический монизм; - В качестве субстанции бытия выступает материя.

· идеалистический монизм. - В качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное.

 


18. Г.В.Лейбниц и метафизика плюрализма. Монады и концепция «предустановленной гармонии» в системе Лейбница.

 

Г.В. Лейбниц родился в 1646 г. в Ганновере. Умер в 1716 г.

Главные философские труды Лейбница - "Рассуждение о метафизике" (1686); "Новая система природы" (1695); "Монадология" (1714); "Теодицея" (1710); "Новые опыты о человеческом разумении" (1700-1705).

Лейбниц — один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм или монадология. Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Каждая монада отличается от другой. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов.

Простые субстанции созданы Богом одномоментно, и могут быть уничтожены только все сразу. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кроме Бога. Лейбниц в своей одной из итоговых работ, «Монадология», использует следующее метафорическое определение автономности существования простых субстанций: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». Монада способна к изменению своего состояния, и все естественные изменения монады исходят из её внутреннего принципа. Деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады называется стремлением.

Все монады способны к перцепции или восприятию своей внутренней жизни. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия или апперцепции.

Для простых субстанций, имеющих только стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. Таким образом, не существует совершенно неодушевлённой природы. Поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна или обморока. Каждая, самая неразвитая монада может быть волей Бога вызвана к осознанной жизни, совершив определённый прогресс в своём развитии.

Лейбниц делает утверждение, что пространство и время субъективны — это способы восприятия монад. В действительности, пространство может не исчерпываться тремя известными нам измерениями.

Несмотря на свой атомизм, Лейбниц считал, что монады излучаются и поглощаются Богом, функцией которого является поддержание предустановленной гармонии между монадами.

Монадология Лейбница и концепция восприятий

Лейбниц - сторонник идеи единства телесного и психического. Но, в отличие от Спинозы, в основу этого единства он кладет духовное начало и тем самым выступает как сторонник идеалистического направления.
Идея целостности мира и человека раскрывается Лейбницем в его учении о монадах. Он утверждает, что мир состоит из деятельных простых и неделимых субстанций - монад. Монады - элементы всех вещей. Понятие "монада" (от греч. единица) у Лейбница, по сути, тождественно понятию "субстанция". Монада - целостная неделимая субстанция как мирообразующее начало.
При описании монады вскрываются психологические представления Лейбница. Каждая монада психична и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Монада - это начало силы и способности действовать.
Монада выступает у него как нематериальное образование, как аналог психической деятельности. Она неделима, но богата по содержанию, как и разум человека, являющийся единым и одновременно включающим различные представления. Монада обладает потенциалом внутреннего совершенства. И разум, переходя от одного представления к другому, характеризуется тенденцией постоянного обновления.

· Основные свойства монады - деятельность восприятия и активность. В зависимости от уровня развития этих внутренних качеств монады различаются между собой и составляют следующую иерархическую лестницу:

o "чистые монады", которым присуща активность, но отсутствуют какие-либо представления (неживая, но активная материя);

o "монады-души", обладающие смутными представлениями; ни одно восприятие у них не достигает уровня ясного сознания, а лишь доходит до памяти (растения и животные);

o "монады-духи", обладающие ясным и отчетливым восприятием;

o Бог и ангелы, свободные от телесной оболочки и олицетворяющие абсолютную полноту, ясность и осознанность знаний.

Таким образом, эволюция души рассматривается Лейбницем как развитие представлений: от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым (апперцепциям).
Лейбниц дифференцирует "простое" и "сознательное" восприятие, используя для определения последнего понятие "апперцепция". Если восприятие - общее свойство всех монад, то апперцепции свойственны только особым монадам, относящимся к душе и разуму. Но даже в монадах, характеризующихся апперцепцией, присутствует огромное число бессознательных восприятий. Лейбниц утверждает, что человек, будучи разумным существом и обладая апперцепцией, между тем, многое не осознает, воспринимает бессознательно: "Часто мы испытываем состояние, при котором ничего не помним и воспринимаем не отчетливо, например, когда находимся в обмороке или погружены в глубокий сон без сновидений. В таком состоянии душа не очень заметно отличается от простой монады, однако, поскольку подобное состояние длится недолго, душа освобождается и становится чем-то большим" (Лейбниц Г.В., 1982). Эти идеи Лейбница перечеркивают идущее от Декарта рационалистическое представление о тождестве психики и сознания. Они изменили и расширили представление о психическом, его границах. Выдвинутые Лейбницем положения о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции вошли в содержание предмета психологии. Лейбниц говорит о связи человека как "микромира" со Вселенной, "макромиром" ("любое существо связано со всей остальной Вселенной"). А потому человек включен в общие законы развития мира, предопределенные Богом, хотя, будучи активным существом, отражает их по-своему: "Всякая субстанция - как целый мир, как живое зеркало Бога или же всей вселенной, она отражает ее по-своему…" Человек, по Лейбницу, - вершина мироздания, созданного Творцом. Дух стоит всего мира, потому что не только отражает его, как остальные монады, но и сознательно его познает, исследует причины вещей. Он бессмертен, ибо не только находится в бытии, но и сохраняет собственную индивидуальность.
Лейбниц выдвигает принцип всеобщих различий, индивидуализации, подчеркивает бесконечное индивидуальное разнообразие всех явлений мира, указывает, что нет двух неразличимых субстанций. Это относится и к человеку.

Лейбниц исходит из представления о том, что монады - замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким-либо влияниям извне: "У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой. По сути, речь идет о существовании изолированных субстанций (подход, развиваемый Декартом, Спинозой). Применительно к человеку, эта проблема переформулируется как вопрос о соотношении души и тела.

"Я объяснил согласованность души и тела примером синхронного движения двух маятников часов различной конструкции в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами:

o 1) согласовать их таким образом, чтобы они непременно качались синхронно;

o 2) поручить кому-нибудь регулировать их движения, делая их синхронными;

o 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции.

o Без сомнения, последний путь наилучший".

То есть Лейбниц, в отличие от Декарта, говорившего о механическом взаимодействии души и тела, впервые вводит принцип психофизиологического параллелизма, или функционального соответствия, психических состояний и телесных изменений. Основой этого соответствия выступает Бог как создатель самого принципа "предустановленной психофизиологической гармонии". Благодаря ему явления одной субстанции согласуются с феноменами другой, обеспечивается целостное бытие и функционирование организма и мира.
Предустановленная гармония - признание установленных богом гармонических причинно-следственных связей, всеобщей согласованности в материальной и духовной сферах. Учение о П. г. представляет попытку преодоления дуализма духовной и материальной субстанций. Согласно Лейбницу, мир И каждое из наполняющих его существ развивается собственными силами, но сами эти силы созданы и избраны богом т. обр., чтобы.предустановить наилучший миропорядок. Смысл этой теории в следующем: «в простых монадах бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога, поскольку в идеях Божиих одна монада с основанием требует, чтобы Бог, устанавливая в начале вещей порядок между другими монадами, принял в соображение и её». Поэтому Бог изначала сотворил каждую субстанцию таким образом, «что в ней все рождается из её собственных источников, путем полной самопроизвольности в отношении к ней самой и, однако, при полном соответствии с внешними вещами».

 


19. Утилитаризм как направление в этике – суть концепции, основные представители.

Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия. Принципы утилитаризма также развиваются в работе англичанина Дэвида Пирса «Гедонистический императив». В обиходе утилитаризмом называется всякая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.

 

21. Дж. Локк и создание критического эмпиризма. Человек как «табула раса».

Джон Локк родился в 1632 г. в семье адвоката. Окончил Оксфордский университет. В 1658 г. получил степень магистра. Самостоятельно изучал медицину, анатомию, физиологию, физику. Участвовал в политической деятельности, выступал за создание парламентарной монархии. Во время поездки во Францию знакомится с картезианством. Умер в 1704 г.
Основные работы Дж. Локка: "Опыт о человеческом разумении", которую он писал около 20 лет и опубликовал в 1690 г.; "Письма о веротерпимости" (1691); "Мысли о воспитании" (1693) и др.
Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания

Главная научная проблема, занимавшая Локка, - определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.
В связи с этим он подвергает критике Декартову теорию "врожденных идей". Ей он противопоставляет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт.
Критике теории врожденных идей Локк посвящает первую книгу "Опыта". Он ставит задачу опровергнуть основной аргумент, используемый для подтверждения наличия врожденных идей - всеобщее согласие. Локк считает, что всеобщее согласие людей по поводу идей, если бы оно даже существовало, можно было бы объяснить и без ссылки на их "врожденность".
Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения.
Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами. Ссылкой на разнообразие культур опровергает Локк также вывод о врожденности идеи Бога: есть народы, у которых "нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа". Указанные аргументы приводят Локка к однозначному и категорическому отказу от идей априоризма. В то же время им признается наличие врожденных анатомо-физиологических задатков, от которых зависит способность приобретения знания посредством опыта.
Разум человека, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Из него она получает материал для познания. Ученый является одним из основоположников эмпиризма в европейской философско-психологической мысли XVII в.
"Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало".
Локк выделял два источника и типа опыта - ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души. Из этих двух источников опыта возникают два разных типа "простых идей": "идеи ощущения" и "идеи рефлексии". К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, чувства.
Ощущение - итог взаимодействия человека с миром, воздействия внешних предметов на органы чувств. Внешний мир выступает, таким образом, как главный источник идей. Локк утверждает, что познание начинается с чувств, что "нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях". Ощущения дают идеи отдельных вещей.
Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как особой внутренней деятельностью души, заключающейся в восприятии ею собственных состояний.
И простые идеи ощущения и простые идеи рефлексии становятся предметом осмысления сознанием; из них как из строительного материала возникает все содержание сознания, и только на их основе начинается сам процесс мышления. Локк пишет: "… я не вижу повода считать, что душа начинает думать до того, как органы чувств принесут ей идеи; и по мере того, как возрастает их количество, они удерживаются в памяти, душа, путем упражнения во всех своих частях, улучшает свою способность думать. Затем, приводя в порядок эти идеи и рефлексируя, душа наращивает свое достояние, а вместе с ним совершенствует свои способности запоминать, воображать, рассуждать и использовать другие способы мышления".
Каково же соотношение внутреннего и внешнего опыта? Приоритет Локк отдает внешнего опыту, которому отводится роль исходного, первичного, базового источника познания. Внешний опыт доставляет чувственные идеи, которые становятся материалом для рефлексивного осмысления. Рефлексия является вторичным процессом, обусловленным внешним опытом человека. Это особое "внутреннее чувство", внутренний опыт, опыт об опыте.
Если внешний опыт связан со сферой чувственных образов, то продуктом рефлексии как мыслительного процесса являются рациональные знания (сложные идеи, понятия). Из этого вытекает заключение о связи рационального познания с чувственным. Тем самым Локк преодолевает дуализм чувственного и рационального, представленный в концепциях Декарта, Лейбница, Спинозы. Наметив связь внутреннего и внешнего опыта, Локк в то же время не увидел их причинной зависимости. Рефлексия у него опирается на чувственные данные, черпает в них материал для переработки и осмысления, но не вырастает из внешнего опыта. Ее основой выступает особая рефлексирующая духовная субстанция.
Отсюда следует понимание сознания у Локка как восприятия душой того, что происходит в ней самой. Это определение сознания как непосредственного восприятия своих мыслей стало манифестирующим положением интроспективной психологии. Объектом сознания при таком подходе выступают не внешние предметы и явления, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.) в том их виде, в каком они предстают перед внутренним взором наблюдающего за ними субъекта.
Из этого постулата выводилось и понимание предмета психологии, в качестве которого выступают явления сознания, порождаемые внешним опытом, исходящим от органов чувств, и внутренним опытом, накапливаемым разумом индивида.
Локк развивает учение о первичных и вторичных качествах, выдвинутое впервые Демокритом, а также представленное в работах Декарта и Г. Галилея. Первичные качества - это "реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя…)". Они объективны и воспроизводятся в идеях в виде точных своих отражений и копий. Вторичные качества - "комбинации первичных качеств" (вкус, цвет, запах и т.п.). Они носят субъективный характер, являются результатом воздействия объекта на субъект и представлены в виде идей, неадекватных реальным качествам вещей (в реальности такие качества отсутствуют).
Ощущения как исходный простой элемент опыта - это отпечатки внешних воздействий в органе чувств, и их возникновение не требует активной деятельности души. Но простые элементы чувственного опыта дают материал, который начинает перерабатываться душой, и побуждают, тем самым, ее активность: она начинает "комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи, кроме того, она способна отделять некоторые идеи от остальных, с которыми они связаны (следовательно, абстрагировать), и формировать новые идеи".
Сложные идеи строятся путем комбинирования простых идей, осуществляющегося на основе механизмов ассоциации, соединения, отношения, обособления.
Локк вводит само понятие "ассоциация", обозначая им процесс связи психических явлений, впервые описанный Аристотелем и рассматриваемый Декартом, Гоббсом, Спинозой. Но ассоциация у него не является основным механизмом психической деятельности. Более того, она определяется как проявление ложных, случайных связей, "вид сумасшествия". Приоритет он отдает тем способам образования сложных идей, которые совершаются под контролем разума (соединение, сравнение, абстрагирование).
Познание понимается Локком как установление степени согласованности идей. "Мне кажется, познание - это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание". Очевидно, что при таком понимании сущности познания критерием его истинности выступает внутренний опыт человека, что отражает субъективный характер воззрений Локка.

  • Локк выделяет 3 уровня познания:
    • чувственный;
    • демонстративный (доказательный);
    • интуитивный.

Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается "непосредственно". Этот род познания, согласно Локку, "самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…".
Таким образом, в истории психологии Дж. Локк занимает особое место. Он является создателем сенсуалистической теории познания. В его работах опровергаются учение о врожденных истинах, преодолевается дуализм чувственного и рационального. Введенное им понимание рефлексии как единственного и достоверного знания о душевной деятельности определяет его место как родоначальника интроспективной эмпирической психологии. Локк стоит у истоков ассоциативной психологии. Его работы стали переходным звеном между Декартом и эпохой Просвещения.

Локк несколько опережал развитие сенсуализма, оно начинается через 30-40 лет.

Ребёнок рождается со знанием равным нулю (Tabula rasa). Затем появляются ощущения, а на их основе воображения, мысли и т.д.

Рассмотрим 2 ситуации воздействия на органы чувств:

1. Адекватные

2. Неадекватные восприятия (напр., взрыв такой силы, что он воспринимается как вспышка света, а не как звук).

Адекватные - первичные, неадекватные - вторичные ощущения. Возникают теории первичных и вторичных качеств. К первичным качествам относятся: протяжённость, покой. А в принципе неадекватными являются ощущения цвета: согласно Локку, должен быть к.-то механизм, переводящий цвет в движение. Он предугадал концепцию о длине волны, к-ая воспринимается ч-ческим глазом как определённый цвет.

Другой пример: согласно Локку, тепло (и температура вообще) тоже должна переводится к движение. Другой пример - запах: запах - движение различных частиц. Например, попался нам специфический скунс, те частицы, к-ые он испускает неподвижны относительно нас. В этом случае запаха скунса мы не почувствуем. Промежуточный вывод: в тёплой среде запах передаётся лучше, чем в холодной.

Другой подход: у ч-ка есть тело и внутренние ощущения (напр., заболело сердце). Эти ощущения также делятся на адекватные и неадекватные. Если у ч-ка перестало биться сердце, ч-к ощущает сильную боль, между тем как это только отсутствие движения.

Принципиальная установка сенсуализма: все идеи являются следствием ощущений.

Сначала возникают простые идеи: обобщают одно отдельное ощущение. Идеи имеют особенность комбинироваться в сложные идеи - о нескольких ощущениях сразу. Простые идеи относительно внешнего превращаются в сложные идеи относительно внешнего, простые идеи относительно внутреннего - в сложные идеи относительно внутреннего. На каком-то этапе сложные идеи совмещаются, переходя одна в другую.

На уровне простых идей ч-к созерцает, на уровне сложных - размышляет самостоятельно. Когда ч-к созерцает, генерирует простые идеи, когда фантазирует - сложные.

Концепция Локка получила продолжение - идеалистический сенсуализм. Кроме этого возник агностический и материалистический сенсуализм. Это доведение до крайностей системы Локка.

Пример:

Идеалистический сенсуализм - мира нет, есть только ощущения;

М. С. - материалистический мир есть, он продуцирует наши ощущения;

А.С. - мир, может есть, может, нет. Выяснить это невозможно.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.