|
Б.Спиноза и его метафизика монизма. «Этика» Спинозы.
Спиноза скептически относился к религиозной жизни общины, был изгнан из Амстердама, переселился в деревню, занимался шлифовкой стёкол, умер в 45 лет от чахотки. Главные произведения: "Богословско-политический трактат" и "Этика". Концепция Спинозы в чём-то была продолжением концепции Декарта, в её основании тоже лежат некие аксиомы, получает из них логические следствия - перенос в Ф. дедуктивного метода, свойственного математике. В основе лежит единая всеобъемлющая субстанция, она же Бог. Эта субстанция имеет в себе необходимые и достаточные условия своего существования - Бог самодостаточен. Эта субстанция существует, потому что верен тезис Декарта о существовании мышления. С. называет эту субстанцию природой (natura): 1.Natura naturata - "Природа производящая", т.е. активное начало; 2.Naturanaturans - "Природа производимая", пассивное начало, следствие природы производящей. Природа производящая обладает бесчисленным кол-вом атрибутов - свойств, к-ые являются свойствами творящими. Эти свойства существуют сами по себе, ни в чём не нуждаются. Мы (люди) знаем 2 из этих свойств (к-ых на самом деле бесчисленное множество): мышление и протяжённость. Возникает вопрос: А как быть со всеми остальными? - мы их просто не можем представить. Природа произведённая обладает бесконечным кол-вом модусов - свойств отдельных вещей. Модус конкретной вещи - это следствие мира. Атрибуты относятся к природе. Природа произведённая состоит из некоторых общих качеств. Следствие этой системы основоположений: Рассмотрим понятия свободы отдельного человека. Это модус (не атрибут). Значит надо выяснить, чем она обусловлена. Свобода ч-ка - это его возможность совершать различные действия, выбирать из вариантов поведения. Возникает вопрос: существует ли свобода в сфере природы производящей? - Нет, свободы нет, есть атрибуты, формирующие пространство атрибутов. Свобода ч-ка является следствием чего-то в пространстве атрибутов. Если пространство атрибутов самодостаточно (а оно самодостаточно и полностью задано), то это "что-то" является необходимостью: оно есть такое, какое оно есть. Значит, свобода ч-ка вытекает из необходимости. Для того чтобы поступать эффективно, ч-к должен осознать эту необходимость: свобода - осознанная необходимость. У С. это 47 теорема в "Этике". Вольные рассуждения: Если свобода - это познанная необходимость, приходится поступать так, как складывается (необходимость первична), следовательно, поступать надо в соответствии с ней, что и есть свобода ч-ка. Получается некая психологическая установка ч-ка - быть ведомым. Это следствие Ф. С. С. пытался применить эту концепцию к общественной жизни (в "Богословско-политическом трактате"). Он ввёл понятие естественного права индивидов: жить в соответствии с их свободой (с необходимостью). Гражданское право должно быть построено на основании естественного права индивидов, отсюда рождается концепция общественного договора: люди, осознавая свою необходимость, отдают часть полномочий и ф-ций гос-ву. Отсюда следующий вывод: гос-во должно обслуживать гражданское общ-во, далее - гос-во как нанятый менеджер, обслуживающий общество. Монизм (от. греч. monos — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. Существует две категории монизма: · материалистический монизм; - В качестве субстанции бытия выступает материя. · идеалистический монизм. - В качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное.
Г.В. Лейбниц родился в 1646 г. в Ганновере. Умер в 1716 г. Главные философские труды Лейбница - "Рассуждение о метафизике" (1686); "Новая система природы" (1695); "Монадология" (1714); "Теодицея" (1710); "Новые опыты о человеческом разумении" (1700-1705). Лейбниц — один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм или монадология. Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Каждая монада отличается от другой. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. Простые субстанции созданы Богом одномоментно, и могут быть уничтожены только все сразу. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кроме Бога. Лейбниц в своей одной из итоговых работ, «Монадология», использует следующее метафорическое определение автономности существования простых субстанций: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». Монада способна к изменению своего состояния, и все естественные изменения монады исходят из её внутреннего принципа. Деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады называется стремлением. Все монады способны к перцепции или восприятию своей внутренней жизни. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия или апперцепции. Для простых субстанций, имеющих только стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. Таким образом, не существует совершенно неодушевлённой природы. Поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна или обморока. Каждая, самая неразвитая монада может быть волей Бога вызвана к осознанной жизни, совершив определённый прогресс в своём развитии. Лейбниц делает утверждение, что пространство и время субъективны — это способы восприятия монад. В действительности, пространство может не исчерпываться тремя известными нам измерениями. Несмотря на свой атомизм, Лейбниц считал, что монады излучаются и поглощаются Богом, функцией которого является поддержание предустановленной гармонии между монадами. Монадология Лейбница и концепция восприятий Лейбниц - сторонник идеи единства телесного и психического. Но, в отличие от Спинозы, в основу этого единства он кладет духовное начало и тем самым выступает как сторонник идеалистического направления. · Основные свойства монады - деятельность восприятия и активность. В зависимости от уровня развития этих внутренних качеств монады различаются между собой и составляют следующую иерархическую лестницу: o "чистые монады", которым присуща активность, но отсутствуют какие-либо представления (неживая, но активная материя); o "монады-души", обладающие смутными представлениями; ни одно восприятие у них не достигает уровня ясного сознания, а лишь доходит до памяти (растения и животные); o "монады-духи", обладающие ясным и отчетливым восприятием; o Бог и ангелы, свободные от телесной оболочки и олицетворяющие абсолютную полноту, ясность и осознанность знаний. Таким образом, эволюция души рассматривается Лейбницем как развитие представлений: от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым (апперцепциям). Лейбниц исходит из представления о том, что монады - замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким-либо влияниям извне: "У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой. По сути, речь идет о существовании изолированных субстанций (подход, развиваемый Декартом, Спинозой). Применительно к человеку, эта проблема переформулируется как вопрос о соотношении души и тела. "Я объяснил согласованность души и тела примером синхронного движения двух маятников часов различной конструкции в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами: o 1) согласовать их таким образом, чтобы они непременно качались синхронно; o 2) поручить кому-нибудь регулировать их движения, делая их синхронными; o 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. o Без сомнения, последний путь наилучший". То есть Лейбниц, в отличие от Декарта, говорившего о механическом взаимодействии души и тела, впервые вводит принцип психофизиологического параллелизма, или функционального соответствия, психических состояний и телесных изменений. Основой этого соответствия выступает Бог как создатель самого принципа "предустановленной психофизиологической гармонии". Благодаря ему явления одной субстанции согласуются с феноменами другой, обеспечивается целостное бытие и функционирование организма и мира.
Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия. Принципы утилитаризма также развиваются в работе англичанина Дэвида Пирса «Гедонистический императив». В обиходе утилитаризмом называется всякая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.
21. Дж. Локк и создание критического эмпиризма. Человек как «табула раса». Джон Локк родился в 1632 г. в семье адвоката. Окончил Оксфордский университет. В 1658 г. получил степень магистра. Самостоятельно изучал медицину, анатомию, физиологию, физику. Участвовал в политической деятельности, выступал за создание парламентарной монархии. Во время поездки во Францию знакомится с картезианством. Умер в 1704 г. Главная научная проблема, занимавшая Локка, - определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.
Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается "непосредственно". Этот род познания, согласно Локку, "самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…". Локк несколько опережал развитие сенсуализма, оно начинается через 30-40 лет. Ребёнок рождается со знанием равным нулю (Tabula rasa). Затем появляются ощущения, а на их основе воображения, мысли и т.д. Рассмотрим 2 ситуации воздействия на органы чувств: 1. Адекватные 2. Неадекватные восприятия (напр., взрыв такой силы, что он воспринимается как вспышка света, а не как звук). Адекватные - первичные, неадекватные - вторичные ощущения. Возникают теории первичных и вторичных качеств. К первичным качествам относятся: протяжённость, покой. А в принципе неадекватными являются ощущения цвета: согласно Локку, должен быть к.-то механизм, переводящий цвет в движение. Он предугадал концепцию о длине волны, к-ая воспринимается ч-ческим глазом как определённый цвет. Другой пример: согласно Локку, тепло (и температура вообще) тоже должна переводится к движение. Другой пример - запах: запах - движение различных частиц. Например, попался нам специфический скунс, те частицы, к-ые он испускает неподвижны относительно нас. В этом случае запаха скунса мы не почувствуем. Промежуточный вывод: в тёплой среде запах передаётся лучше, чем в холодной. Другой подход: у ч-ка есть тело и внутренние ощущения (напр., заболело сердце). Эти ощущения также делятся на адекватные и неадекватные. Если у ч-ка перестало биться сердце, ч-к ощущает сильную боль, между тем как это только отсутствие движения. Принципиальная установка сенсуализма: все идеи являются следствием ощущений. Сначала возникают простые идеи: обобщают одно отдельное ощущение. Идеи имеют особенность комбинироваться в сложные идеи - о нескольких ощущениях сразу. Простые идеи относительно внешнего превращаются в сложные идеи относительно внешнего, простые идеи относительно внутреннего - в сложные идеи относительно внутреннего. На каком-то этапе сложные идеи совмещаются, переходя одна в другую. На уровне простых идей ч-к созерцает, на уровне сложных - размышляет самостоятельно. Когда ч-к созерцает, генерирует простые идеи, когда фантазирует - сложные. Концепция Локка получила продолжение - идеалистический сенсуализм. Кроме этого возник агностический и материалистический сенсуализм. Это доведение до крайностей системы Локка. Пример: Идеалистический сенсуализм - мира нет, есть только ощущения; М. С. - материалистический мир есть, он продуцирует наши ощущения; А.С. - мир, может есть, может, нет. Выяснить это невозможно.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|