Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Постмодернизм как духовное состояние и образ жизни





 

В социальной сфере постмодернизм = общество потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), в нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления - главным образом материального - выступает основным критерием деления на социальные слои. Все труднее применять понятие "народ", поскольку последний превращается в массу "потребителей" и "клиентов".Интеллигенция уступила место интеллектуалам - лицам умственного труда. Интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. Они делают карьеру

Писатель и художник, творец уступают место журналисту и эксперту.

Весьма типичной и распространенной фигурой выступает "яппи", что в буквальном смысле означает "молодой горожанин-профессионал". Это преуспевающий представитель среднего слоя, лишенный каких-либо "интеллигентских комплексов", целиком принимающий удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не совсем уверенный в своем благополучии.

Постмодерный человек склонен жить одним днем, главным стимулом для него становится профессиональный и финансовый успех.

Еще один тип - "Зомби ", представляет собой запрограммированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле слова массовый человек, его нередко сравнивают с магнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма,

Мировоззрение постмодерного человека лишено достаточно прочной опоры, потому что все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. – «софт-идеология».

Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.

В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.

Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью.

Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей.

Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры

Важную черту постмодерна составляет театрализация. Все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу.

Политика постмодерна наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается и даже возрастает. В некотором смысле политика становится религией постмодерного человека.

Некоторые постмодернисты призывают к отказу от христианства и возврату к дохристианским верованиям или же к отказу от веры вообще. Однако в целом преобладает положительный взгляд на религию. Постмодернизм всячески стремится восстановить прежнее, традиционное положение религии, возвысить ее роль и авторитет, возродить религиозные корни культуры, вернуть Бога как высшую ценность.

Что касается науки, то она подвергается со стороны постмодернизма серьезной критике. Наука в концепциях постмодернистов перестает быть привилегированным способом познания. Наука подвергается критике за то, что абсолютизирует рациональные методы познания, игнорирует другие методы и способы - интуицию и воображение.

Многие существенные черты постмодерна получают наиболее зримое воплощение в постмодернистском искусстве. Две основные тенденции: 1) массовая культура. Ее участники отвергают страсть к экспериментированию, погоню за новизной, устремленность в будущее.

Тенденция: эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и манер, используя для этого приемы цитирования, коллажа, повторения. 2) Пессимизм, ностальгия по прошлому, гедонизм (наслаждение) настоящего.

 

Философия постмодернизма

Гегелевская философия покоится на категориях: бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

 

Предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим

Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее "утренней" или "дополуденной". Она ему виделась как философствование или духовное состояние человека,

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма.

Эти и другие идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, Дж. Ваттимо.

Жак Деррида (р. 1930) Создатель деконструктивизма. Подвергает критике основания философии. Вслед за Хайдеггером он определяет ныне существующую философию как метафизику сознания, субъективности и гуманизма. Главный ее порок - догматизм. Таковой она является в силу того, что из множества известных дихотомий (материя и сознание, дух и бытие, человек и мир, означаемое и означающее, сознание и бессознательное, содержание и форма, внутреннее и внешнее, мужчина и женщина и т.д.) метафизика, как правило, отдает предпочтение какой-нибудь одной стороне, каковой чаще всего оказывается сознание и все с ним связанное: субъект, субъективность, человек, мужчина.

Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, как и Ж. Деррида, представляют постструктурализм в философии постмодернизма. Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) также говорит о своем антигегельянстве. В ответ на гегелевское положение о том, что "истина - это целое", он призывает объявить "войну целому", он считает эту категорию центральной для гегелевской философии и видит в ней прямой источник тоталитаризма. Одной из основных тем в его работах является критика всей прежней философии как философии истории, прогресса, освобождения и гуманизма.

Либерализм обещал избавление от бедности, полагаясь на прогресс науки и техники

эти грандиозные замыслы по освобождению человека потерпели провал, поэтому постмодерн испытывает "недоверие по отношению к метарассказам".

Крах Идеала гуманизма. После "Освенцима" говорить о гуманизме уже невозможно.

Сначала прогресс был развитием, а сегодня все больше вызывает сомнение.

Вместе с тем Лиотар уточняет, что наука не может претендовать на роль объединяющего начала в обществе

Исключение Лиотар делает для справедливости. Книга "Спор" (1983). Идея: отказ от всякой универсализации и абсолютизации чего бы то ни было, утверждение настоящего плюрализма, в сопротивлении всякой несправедливости.

Мишель Фуко (1926-1984) опирается на Ф. Ницше. В 60-е годы разрабатывает концепцию европейской науки и культуры, основу которой составляет "археология знания", а ее ядром выступает проблематика "знания - языка", в центре которой находится понятие эпистемы. Эпистема представляет собой "фундаментальный код культуры", определяющий конкретные формы мышления, знания и наук для данной эпохи.

 

Джанни Ваттимо (р. 1936) представляет герменевтический вариант постмодернистской философии. В своих исследованиях он опирается на Ф. Ницше, М. Хайдеггера и X. Г. Гадамера. В отличие от других постмодернистов слову "постмодерн" он предпочитает термин "поздняя современность", считая его более ясным и понятным.

 

Итоги: основные черты и особенности постмодернистской философии:

 

  • Наибольшее влияние Ф. Ницше, М. Хайдеггер.
  • В методологическом плане = принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется "множественность порядков", между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.
  • Отказ от категории бытия, которое в прежней философии означало некий "последний фундамент", добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.
  • Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания.
  • Скептически смотрит на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм и гуманизм.
  • Разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.
  • Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.
  • В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.
  • Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.