Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 5. Мировые рынки товаров и услуг





Глава 5. Мировые рынки товаров и услуг

Международные торговые классификации товаров

 

Международная торговля промышленными и сырьевыми товарами основывается на международных торговых классификаторах. В них все товары делятся на разделы, группы, подгруппы и т.д. по тем или иным признакам. Перечень товарных наименований в соответствующей классификационной системе называется товарной номенклатурой. Международные товарные номенклатуры используются в качестве основы построения таможенного тарифа (чем подробнее товарная номенклатура, тем эффективнее может быть использован тариф в протекционистских целях), применяются для классификации товаров в статистике, в транспортных тарифах. Они позволяют упорядочить сведения о внешнеторговых связях, являются эффективным методом сохранения информации и упрощение процедуры поиска нужной товарной позиции.

Для классификации товаров в международной торговле используют: Стандартную международную торговую классификацию (СМТК) ООН
(3-я редакция 1986 г.), Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (ГС); Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировками (КУЭГ) ООН (редакция 1989р.) [31, с. 246; 82, с. 65; 59,
с. 292-298].

В СМТК классификация товаров на уровне групп осуществляется: по видами сырья, из которого изготовлен товар; по степени обработки товара; по назначению товара; по месту товара в международной торговле.

В 3-ем издании СМТК состоит из 9 разделов, 67 групп, 261 подгруппы, 1033 базисных товарных позиций и 3118 субпозиций, которые могут детализироваться в национальных номенклатурах (табл. 5.1).

Таблица 5.1

 

Классификационная схема СМТК (3-я редакция)

Коды разделов и их наименования Количество
Группы, их коды Под-группы Позиции Субпози-ции
0. Продовольственные товары и живые животные 10 (00-09)      
1. Напитки и табак 2 (11-12)      
2. Сырье непродовольственное, кроме топлива 9 (21-29)      
3.аМинеральное топливо, смазки и подобные им товары 4 (32-35)      
4. Жиры, масла и воски растительного и животного происхождения 3 (41-43)      
5. Химические продукты 9 (51-59)      
6. Обработанные изделия, классифицированные преиму-щественно по материалам 9 (61-69)      
7.Машины, оборудование и транспортные средства 9 (71-79)      
8. Разные готовые изделия 8 (81-85, 87-89)      
9. Товары и сделки, не включенные в вышеперечис-ленные разделы 4 (91,93, 96,97)      
Итого        

 

Классификатор используется для публикации данных о внешней торговли странами-членами ООН и международными организациями. На основе этой классификации определяются сравнительные показатели объема и структуры экспорта и импорта разных стран, кроме того, с помощью специального «ключа» можно делать перегруппировку товаров в другие классификации.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров представляет собой международные требования к классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю (табл. 5.2).

 

Таблица 5.2

Классификационная схема ГС

Наименование разделов Количество
Групп (коды) пози-ций субпозиций  
I. Живые животные и продукты животно-водства 5 (01-05)    
ІІ. Продукты растительного происхожде-ния 9 (06-14)    
ІІІ. Жиры и масла животного и расти-тельного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения 1 (15)    
ІV. Продукты пищевкусовой промыш-ленности; алкогольные и безалкогольные напитки; табак и искусственные замени-тели табака 9 (16-24)    
V. Минеральные продукты 3 (25-27)    
VI. Продукция химической и смежных отраслей промышленности 11 (28-38)    
VII. Пластмассы и изделия из нее; каучук и резиновые изделия 2 (39-40)    
VIII. Кожевенное сырье; кожа; пушнина; пушно-меховое сырье; изделия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности; сумки и аналогичные товары; изделия из кишок 3 (41-43)    
IX. Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка; изделия из пробки; изделия из соломы, ольфы и других материалов для плетения; корзины и другие плетеные изделия 3(44-46)    
X. Бумажная масса из древесины или других целлюлозно-волокнистых материа-лов; бумажная и картонная макулатура; бумага, картон и изделия из них 3 (47-49)    
XI. Текстиль и текстильные изделия 14 (50-63)    
ХІІ. Обувь, головные уборы, зонты, трости, хлысты и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы, изделия из волос 4 (64-67)    
ХІІІ. Изделия из камня, гипса, алебастра, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него 3 (68-70)    
ХІV. Жемчуг натуральный или культиви-руемый, полудрагоценные и драгоценные камни, драгоценные металлы, неблагород-ные металлы, плакированные драгоцен-ными металлами, и изделия из них; бижутерия и монеты 1(71)    
ХV. Черные и цветные металлы и изделия из них 11 (72-76,78-83)    
ХVІ. Машины, оборудование и механи-ческие приспособления, электрооборудо-вание и их части; звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура; видеоаппа-ратура, их части и приспособления 2 (84-85)    
ХVІІ. Средства наземного, воздушного, космического, водного транспорта, оборудование и части для них 4 (86-89)    
ХVІІІ. Приборы и аппараты оптические, фотографические и кинематографические, измерительные, контрольные, прецизион-ные, медикохирургические инструменты и аппараты; часы; музыкальные инстру-менты и их части 3 (90-92)    
ХІХ. Оружие и боеприпасы, их части 1 (93)    
ХХ. Разные готовые изделия 3 (94-96)    
ХХІ. Произведения искусства, предметы для коллекционирования и антиквариат 1 (97)    
Итого      

 

Гармонизированная система была разработана Комитетом по гармонизованной системе Совета по таможенному сотрудничеству (СТС). СТС – это межправительственная организация, играющая ведущую роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики, и являющаяся координационным и методическим центром в области таможенного контроля. СТС в 1983 г. принял Международную Конвенцию о Гармонизированной системе, которую в конце 1987 г. ратифицировали 53 страны и страны-члены ЕС. Гармонизированная система является приложением к Конвенции. С 1 января 1988 г. большинство стран мира перешло на новый таможенный тариф, построенный по ГС. Все страны-участницы ВТО, на долю которых приходится свыше 90% мировой торговли, приняли Гармонизированную систему.

Целью ГС является:

§ упрощение составления и обработки коммерческих и таможенных документов;

§ сокращение расходов по описанию, классификации и учету внешнеторговых грузов по объему, стоимости, странам назначения и другим параметрам;

§ упрощение сбора, учета данных, проведения экономического анализа о внешней торговле;

§ упрощение обмена тарифными скидками в рамках ВТО.

Структура номенклатуры Гармонизированной системы (НГС) состоит из системы классификации и системы кодирования.

Система классификации состоит из 21 раздела, 96 групп, 33 подгрупп, 1241 товарной позиции, 3553 подпозиций, 5019 субпозиций, то есть система имеет 6 степеней.

Товары в НГС группируются по таким признаками:

§ происхождение (продукты растительного, животного происхождения);

§ назначение (продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, которое включает инструменты; транспортные средства; промышленные товары народного потребления);

§ степень обработки (сырьевые товары производственного и непроизводственного назначения; полуфабрикаты производственного и непроизводственного назначения; готовые изделия).

Гармонизованная система содержит подробные объяснения, которые способствуют одинаковому пониманию классификационных группировок, определению ставок пошлины, сравнимости статистических данных о внешней торговле.

Система кодирования в ГС дает возможность представить информацию в удобной форме для сбора, передачи и обработки, а также осуществлять ее компьютерную обработку. Код каждого товара имеет шесть цифр. Первые две цифры указывают товарную группу, четыре (две первые и две последующие) – товарную позицию, шесть (две последние и четыре предыдущие) – субпозицию.

Систему ГС применяет большинство стран мира. На ней основывается и товарная классификационная схема Единого таможенного тарифа Украины (товарная номенклатура). Это способствует унификации, совершенствова-нию статистического учета и усилению контроля за экспортно-импортными операциями. Товарная номенклатура Украины систематизирована в 21 разделе, 97 группах, 1241 товарной позиции и 5019 товарных подпозициях.

Классификатор товаров по укрупненным экономическим группиров-кам применяется для статистики международной торговли. Схема КУЭГ представлена в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Мировые товарные рынки

На мировых товарных рынках осуществляется торговля промышленными и сырьевыми товарами.

Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле товарами представлены в табл. 5.4.

Таблица 5.4

В мировой торговле услугами

 

  Экспортеры   Объем, млрд долл.   Доля %   Импортеры   Объем, млрд долл.   Доля %
1. США 521,4 13,8 1. США 367,9 10,5
2. Великобритания 283,0 7,5 2. Германия 283,0 8,1
3. Германия 241,6 6,4 3. Великобритания 196,2 5,6
4. Франция 160,5 4,2 4. Япония 167,4 4,8
5. Китай 146,4 3,9 5. Китай 158,0 4,5
6. Япония 146,4 3,9 6. Франция 139,4 4,0
7. Испания 142,6 3,8 7. Италия 131,7 3,8
8. Италия 121,9 3,2 8. Ирландия 106,2 3,0
9. Индия 102,6 2,7 9. Испания 104,3 3,0
10. Нидерланды 101,6 2,7 10. Корея 91,8 2,6
11. Ирландия 99,2 2,6 11. Нидерланды 90,8 2,6
12. Гонконг 92,3 2,4 12. Канада 86,6 2,5
13. Бельгия 86,1 2,3 13. Индия 83,6 2,4
14. Сингапур 82,9 2,2 14. Бельгия 81,9 2,3
15. Швейцария 75,2 2,0 15. Сингапур 78,9 2,3
16. Корея 74,1 2,0 16. Российская Федерация 74,6 2,1
17. Дания 72,0 1,9 17. Дания 62,3 1,8
18. Швеция 71,6 1,9 18. Швеция 54,3 1,6
19. Люксембург 68,9 1,8 19. Таиланд 46,3 1,3
20. Канада 64,8 1,7 20. Гонконг 45,8 1,3
21. Австрия 61,7 1,6 21. Австралия 45,5 1,3
22. Российская Федерация 50,7 1,3 22. Бразилия   44,4 1,3
23. Греция 50,4 1,3 23. Норвегия 43,9 1,3
24. Австралия 45,6 1,2 24. ОАЕ 42,8 1,2
25. Норвегия 45,6 1,2 25. Австрия 42,6 1,2
26. Польша 35,3 0,9 26. Люксембург 40,7 1,2
27. Турция 34,5 0,9 27. Швейцария 36,6 1,0
28. Тайвань 33,6 0,9 28. Саудовская Аравия 34,6 1,0
29. Таиланд 33,4 0,9 29. Тайвань 33,6 1,0
30. Малайзия 29,3 0,8 30. Польша 29,9 0,9
Всего (мир) 3780,0 100,0 Всего (мир) 3490,0 100,0

 

В структуре мирового экспорта услуг половина его стоимостного объема приходится на международные транспортные услуги (23,0%) и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки (27,0%).

Доля транспортных услуг и поездок в общем объеме торговли услугами по регионами мира приведена в табл. 5.11.

Таблица 5.11

Доля транспортных услуг и поездок в экспорте и импорте услуг отдельных регионов мира, %

Экспорт Регионы Импорт
Транспортные услуги Поездки Транспортные услуги Поездки
  30,2 Северная Америка 28,8 27,2
24,3 47,2 Южная и Центральная Америка 36,7 24,0
22,8 26,8 Европа 23,4 28,5
22,8 25,7 ЕС 22,8 28,1
24,7 49,7 Африка 41,5 19,7
28,1 25,4 Азия 34,7 25,1

Источник: [http//www.wto.org]

 

Структуру экспорта остальных услуг по регионам мира и направлениям иллюстрирует рис. 5.1.


Для мирового рынка услуг характерной чертой является развитие быстрыми темпами рынка финансовых услуг. Так, в течение ближайших 15 лет, как считают эксперты “Mercer Oliver Wyman”, темпы прироста сектора мировых финансовых услуг значительно ускорятся и до 2020 г. его доля будет составлять почти 10% мирового ВВП. Общий объем доходов сектора мировых финансовых услуг увеличится в 3 раза (с 2 трлн до 6 трлн долл. к 2020 г.)

Доходы сектора финансовых услуг в странах Северной Америки и странах Западной Европы будут расти на 5,5% ежегодно. В других регионах этот показатель будет расти еще более высокими темпами (например, в России, Бразилии, Индии и Китае он будет расти вдвое быстрее, чем в других странах мира). Менее благоприятной будет ситуация на рынке финансовых услуг стран Латинской Америки и Африки.

В последние годы наблюдается уменьшение объема импорта между странами ЕС, который отражает укрепление торговых связей ЕС с другими странами.

Следует отметить, что общеевропейский рынок услуг еще не создан. Причиной этого является наличие многочисленных национальных барьеров в этой сфере, начиная от создания новой компании, которая регулируется разными правовыми нормами, по установлению продажных цен, на уровень которых влияют разные налоговые режимы.

Отсутствие единственного рынка ЕС порождает ряд негативных моментов.

Во-первых, в связи с тем, что роль услуг в совокупном валовом продукте стран ЕС достигает 70 %, проблемы, с которыми сталкиваются определенные компании, влияют на экономику региона в целом.

Во-вторых, компании, особенно малые, не имеют возможности для расширения рынков сбыта своей продукции и несут дополнительные расходы.

В-третьих, для потребителей затрудняется доступ к более квалифицированным и дешевым услугам, которыми они бы смогли воспользоваться в условиях общеевропейской конкуренции между компаниями.

В-четвертых, поставщики услуг испытывают сложности в проведении рекламных компаний внутри ЕС, а также существуют многочисленные бюрократические формальности при заключении контрактов на работу и разные ставки косвенных налогов.

Развивающиеся страны на рынке услуг предлагают услуги из тех секторов, в которых имеется потенциал развития экспортной торговли. Например, из финансовых, телекоммуникационных, строительных, медицинских и других секторов. Большое количество этих стран в значительной мере зависит от импорта услуг, от либе­рализации которого получают преимущества, их импорт услуг постоянно растет, поскольку производительность промышленности тесно связана с доступными и недорогими финансовыми, компьютерными и информационными услугами. Предприятия в поисках иностранных рынков должны тратить значительно больше, чем раньше, на маркетинговые и научные исследования, рекламу и т.п.

Технологический прогресс в области коммуникаций дает поставщикам, которые были раньше привязаны к национальным рынкам, возможность действовать на международной арене. Банки и страховые компании, используя факсимильную связь, электронную почту могут действовать значительно эффективнее. С помощью современных информационных технологий архитекторы, инженеры могут передавать свои проекты и наблюдать за ходом строительства с тысячекилометрового расстояния.

Таким образом, современный мировой рынок услуг является целостной системой, состоящей из транспортной, туристической, финансовой, строительной, страховой и других подсистем. Они тесно взаимосвязаны между собой, чувствительны к рыночным изменениям, причиной которых являются постоянные колебания в спросе и предложении услуг на рынке, характеризуются высокой скоростью оборота капитала, что связано с коротким производственным циклом в сфере услуг, а также постоянным ростом ассортимента.

 

По отдельным отраслям

Отрасль Количество стран-экспортёров Место Украины среди стран-экс-портёров Лидеры на рынке данной отрасли
1. Транспортные средства     Франция, Германия, Республика Корея
2. Химикаты     Германия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург, Сингапур
3. Неэлектронная продукция машиностроения     Германия, Италия, Швеция, Швейцария
4. Средства информатики     Япония, Республика Корея, Сингапур, Ирландия
5. Комплектующие к электронной технике     Германия, Франция, Япония, Италия
6. Минеральное сырье     Австралия, Великобритания, ЮАР, Россия
7. Базовая продукция обрабатывающей промышленности     Германия, Швеция, Италия, Япония
8. Другая продукция обрабатывающей промышленности     Германия, Нидерланды, Швейцария, Япония
9. Необработанные товары продовольственного назначения     Нидерланды, Франция, Австралия, Дания
10. Продукция пищевой промышленности     Нидерланды, Франция, Дания, Бельгия и Люксембург
11. Продукция лесного комплекса     Швеция, Финляндия, Австрия, Малайзия
12. Одежда     Италия, Китай, Португалия, Республика Корея
13. Текстиль     Италия, Германия, Республика Корея, Бельгия и Люксембург
14. Изделия из кожи     Италия, Тайвань, Республика Корея, Бельгия и Люксембург.

Источник: [www.wto.org]

 

В Украине в 2005-2008 гг. постоянно росли объемы внешней торговли услугами, но в 2009 г. они снизились: темп роста экспорта по сравнению с 2008 г. составил 81,1%, импорта – 79,9%. Внешнеторговые операции с услугами осуществлялись с 209 странами мира.

Главные торговые партнеры Украины в торговле услугами приведены в табл. 5.16.

Таблица 5.16

Основные страны - партнеры Украины в экспорте и импорте услуг

Страны Экспорт Страны Импорт
Стоимость, тыс. долл. США % к 2008 г. доля в общем объеме, % Стоимость, тыс. долл. США % к 2008 г. доля в общем объеме, %
Российская Федерация 3452191,6 89,6 36,26 Российская Федерация 652017,6 72,9 12,61
Объединённое Королевство 538453,2 77,5 5,66 Австрия 226300,4 67,8 4,38
США 441454,9 79,5 4,64 Кипр 668281,4 101,0 12,93
Кипр 457721,4 71,8 4,81 Объединенное Королевство 641162,3 74,2 12,40
Германия 369488,5 67,5 3,88 Германия 362864,6 70,9 7,02
Швейцария 301129,1 48,7 3,16 США 302327,3 70,9 5,85
Виргинские острова, Британские 247077,0 91,3 2,60 Франция 301511,8 107,8 5,83
Бельгия 228540,6 96,1 2,40 Виргинские острова, Британские 26737,2 54,2 0,52
Турция 175870,9 88,3 1,85 Бельгия 228102,2 88,4 4,41
Австрия 162987,7 62,4 1,71 Австрия 226300,4 67,8 4,38
Канада 134029,3 111,2 1,41 Турция 177856,4 78,5 3,44
Италия 120201,1 72,5 1,26 Швеция 129340,1 88,5 2,50
Нидерланды 118080,3 72,9 1,24 Нидерланды 125508,9 94,3 2,43
Панама 115930,6 100,4 1,22 Польша 114860,5 49,8 2,22
Эстония 108085,8 57,0 1,14 Бельгия 67032,7 84,9 1,30
Мальта 103799,3 178,2 1,09 Чешская Республика 66204,6 95,2 1,28
Казахстан 95858,9 84,8 1,01 Норвегия 5648,6 82,4 0,11
Франция 86537,1 70,0 0,91 Македония 50046,7 429,9 0,97
Белорусь 84821,6 68,8 0,89 Канада 50119,5 151,3 0,97
Греция 83061,2 59,1 0,87 Италия 48074,3 88,3 0,93
Прочие 2095437,2 - 22,01 Прочие 698506,1 - 13,51
Всего 9520757,3 81,1   Всего 5168803,6 79,9  

Источник: [www.ukrstat.gov.ua]

 

Из общего объема экспорта услуг 46% составляют услуги в страны СНГ и 23% – в страны ЕС. Российская Федерация остается основным партнером из стран СНГ (36,26% объема всех оказанных услуг). Объем экспорта услуг вырос только в Мальту, Канаду и Панаму.

Крупнейшими импортерами услуг в 2009 г. были Российская Федерация, США и Кипр. Существенно увеличился объем импортируемых услуг из Франции (430%) и Беларуси (151,3%).

Товарную структуру услуг за 2009 г. иллюстрируют данные табл. 5.17.

Таблица 5.17

Глава 5. Мировые рынки товаров и услуг







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.