|
Глава 5. Мировые рынки товаров и услугСтр 1 из 7Следующая ⇒ Глава 5. Мировые рынки товаров и услуг Международные торговые классификации товаров
Международная торговля промышленными и сырьевыми товарами основывается на международных торговых классификаторах. В них все товары делятся на разделы, группы, подгруппы и т.д. по тем или иным признакам. Перечень товарных наименований в соответствующей классификационной системе называется товарной номенклатурой. Международные товарные номенклатуры используются в качестве основы построения таможенного тарифа (чем подробнее товарная номенклатура, тем эффективнее может быть использован тариф в протекционистских целях), применяются для классификации товаров в статистике, в транспортных тарифах. Они позволяют упорядочить сведения о внешнеторговых связях, являются эффективным методом сохранения информации и упрощение процедуры поиска нужной товарной позиции. Для классификации товаров в международной торговле используют: Стандартную международную торговую классификацию (СМТК) ООН В СМТК классификация товаров на уровне групп осуществляется: по видами сырья, из которого изготовлен товар; по степени обработки товара; по назначению товара; по месту товара в международной торговле. В 3-ем издании СМТК состоит из 9 разделов, 67 групп, 261 подгруппы, 1033 базисных товарных позиций и 3118 субпозиций, которые могут детализироваться в национальных номенклатурах (табл. 5.1). Таблица 5.1
Классификационная схема СМТК (3-я редакция)
Классификатор используется для публикации данных о внешней торговли странами-членами ООН и международными организациями. На основе этой классификации определяются сравнительные показатели объема и структуры экспорта и импорта разных стран, кроме того, с помощью специального «ключа» можно делать перегруппировку товаров в другие классификации. Гармонизированная система описания и кодирования товаров представляет собой международные требования к классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю (табл. 5.2).
Таблица 5.2 Классификационная схема ГС
Гармонизированная система была разработана Комитетом по гармонизованной системе Совета по таможенному сотрудничеству (СТС). СТС – это межправительственная организация, играющая ведущую роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики, и являющаяся координационным и методическим центром в области таможенного контроля. СТС в 1983 г. принял Международную Конвенцию о Гармонизированной системе, которую в конце 1987 г. ратифицировали 53 страны и страны-члены ЕС. Гармонизированная система является приложением к Конвенции. С 1 января 1988 г. большинство стран мира перешло на новый таможенный тариф, построенный по ГС. Все страны-участницы ВТО, на долю которых приходится свыше 90% мировой торговли, приняли Гармонизированную систему. Целью ГС является: § упрощение составления и обработки коммерческих и таможенных документов; § сокращение расходов по описанию, классификации и учету внешнеторговых грузов по объему, стоимости, странам назначения и другим параметрам; § упрощение сбора, учета данных, проведения экономического анализа о внешней торговле; § упрощение обмена тарифными скидками в рамках ВТО. Структура номенклатуры Гармонизированной системы (НГС) состоит из системы классификации и системы кодирования. Система классификации состоит из 21 раздела, 96 групп, 33 подгрупп, 1241 товарной позиции, 3553 подпозиций, 5019 субпозиций, то есть система имеет 6 степеней. Товары в НГС группируются по таким признаками: § происхождение (продукты растительного, животного происхождения); § назначение (продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, которое включает инструменты; транспортные средства; промышленные товары народного потребления); § степень обработки (сырьевые товары производственного и непроизводственного назначения; полуфабрикаты производственного и непроизводственного назначения; готовые изделия). Гармонизованная система содержит подробные объяснения, которые способствуют одинаковому пониманию классификационных группировок, определению ставок пошлины, сравнимости статистических данных о внешней торговле. Система кодирования в ГС дает возможность представить информацию в удобной форме для сбора, передачи и обработки, а также осуществлять ее компьютерную обработку. Код каждого товара имеет шесть цифр. Первые две цифры указывают товарную группу, четыре (две первые и две последующие) – товарную позицию, шесть (две последние и четыре предыдущие) – субпозицию. Систему ГС применяет большинство стран мира. На ней основывается и товарная классификационная схема Единого таможенного тарифа Украины (товарная номенклатура). Это способствует унификации, совершенствова-нию статистического учета и усилению контроля за экспортно-импортными операциями. Товарная номенклатура Украины систематизирована в 21 разделе, 97 группах, 1241 товарной позиции и 5019 товарных подпозициях. Классификатор товаров по укрупненным экономическим группиров-кам применяется для статистики международной торговли. Схема КУЭГ представлена в табл. 5.3. Таблица 5.3 Мировые товарные рынки На мировых товарных рынках осуществляется торговля промышленными и сырьевыми товарами. Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле товарами представлены в табл. 5.4. Таблица 5.4 В мировой торговле услугами
В структуре мирового экспорта услуг половина его стоимостного объема приходится на международные транспортные услуги (23,0%) и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки (27,0%). Доля транспортных услуг и поездок в общем объеме торговли услугами по регионами мира приведена в табл. 5.11. Таблица 5.11 Доля транспортных услуг и поездок в экспорте и импорте услуг отдельных регионов мира, %
Источник: [http//www.wto.org]
Структуру экспорта остальных услуг по регионам мира и направлениям иллюстрирует рис. 5.1.
Для мирового рынка услуг характерной чертой является развитие быстрыми темпами рынка финансовых услуг. Так, в течение ближайших 15 лет, как считают эксперты “Mercer Oliver Wyman”, темпы прироста сектора мировых финансовых услуг значительно ускорятся и до 2020 г. его доля будет составлять почти 10% мирового ВВП. Общий объем доходов сектора мировых финансовых услуг увеличится в 3 раза (с 2 трлн до 6 трлн долл. к 2020 г.) Доходы сектора финансовых услуг в странах Северной Америки и странах Западной Европы будут расти на 5,5% ежегодно. В других регионах этот показатель будет расти еще более высокими темпами (например, в России, Бразилии, Индии и Китае он будет расти вдвое быстрее, чем в других странах мира). Менее благоприятной будет ситуация на рынке финансовых услуг стран Латинской Америки и Африки. В последние годы наблюдается уменьшение объема импорта между странами ЕС, который отражает укрепление торговых связей ЕС с другими странами. Следует отметить, что общеевропейский рынок услуг еще не создан. Причиной этого является наличие многочисленных национальных барьеров в этой сфере, начиная от создания новой компании, которая регулируется разными правовыми нормами, по установлению продажных цен, на уровень которых влияют разные налоговые режимы. Отсутствие единственного рынка ЕС порождает ряд негативных моментов. Во-первых, в связи с тем, что роль услуг в совокупном валовом продукте стран ЕС достигает 70 %, проблемы, с которыми сталкиваются определенные компании, влияют на экономику региона в целом. Во-вторых, компании, особенно малые, не имеют возможности для расширения рынков сбыта своей продукции и несут дополнительные расходы. В-третьих, для потребителей затрудняется доступ к более квалифицированным и дешевым услугам, которыми они бы смогли воспользоваться в условиях общеевропейской конкуренции между компаниями. В-четвертых, поставщики услуг испытывают сложности в проведении рекламных компаний внутри ЕС, а также существуют многочисленные бюрократические формальности при заключении контрактов на работу и разные ставки косвенных налогов. Развивающиеся страны на рынке услуг предлагают услуги из тех секторов, в которых имеется потенциал развития экспортной торговли. Например, из финансовых, телекоммуникационных, строительных, медицинских и других секторов. Большое количество этих стран в значительной мере зависит от импорта услуг, от либерализации которого получают преимущества, их импорт услуг постоянно растет, поскольку производительность промышленности тесно связана с доступными и недорогими финансовыми, компьютерными и информационными услугами. Предприятия в поисках иностранных рынков должны тратить значительно больше, чем раньше, на маркетинговые и научные исследования, рекламу и т.п. Технологический прогресс в области коммуникаций дает поставщикам, которые были раньше привязаны к национальным рынкам, возможность действовать на международной арене. Банки и страховые компании, используя факсимильную связь, электронную почту могут действовать значительно эффективнее. С помощью современных информационных технологий архитекторы, инженеры могут передавать свои проекты и наблюдать за ходом строительства с тысячекилометрового расстояния. Таким образом, современный мировой рынок услуг является целостной системой, состоящей из транспортной, туристической, финансовой, строительной, страховой и других подсистем. Они тесно взаимосвязаны между собой, чувствительны к рыночным изменениям, причиной которых являются постоянные колебания в спросе и предложении услуг на рынке, характеризуются высокой скоростью оборота капитала, что связано с коротким производственным циклом в сфере услуг, а также постоянным ростом ассортимента.
По отдельным отраслям
Источник: [www.wto.org]
В Украине в 2005-2008 гг. постоянно росли объемы внешней торговли услугами, но в 2009 г. они снизились: темп роста экспорта по сравнению с 2008 г. составил 81,1%, импорта – 79,9%. Внешнеторговые операции с услугами осуществлялись с 209 странами мира. Главные торговые партнеры Украины в торговле услугами приведены в табл. 5.16. Таблица 5.16 Основные страны - партнеры Украины в экспорте и импорте услуг
Источник: [www.ukrstat.gov.ua]
Из общего объема экспорта услуг 46% составляют услуги в страны СНГ и 23% – в страны ЕС. Российская Федерация остается основным партнером из стран СНГ (36,26% объема всех оказанных услуг). Объем экспорта услуг вырос только в Мальту, Канаду и Панаму. Крупнейшими импортерами услуг в 2009 г. были Российская Федерация, США и Кипр. Существенно увеличился объем импортируемых услуг из Франции (430%) и Беларуси (151,3%). Товарную структуру услуг за 2009 г. иллюстрируют данные табл. 5.17. Таблица 5.17 Глава 5. Мировые рынки товаров и услуг ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|