Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы развития административно-командной экономической системы в России





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Экономическая система. Определение, содержание, понятия. Типы и виды экономических систем

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственных механизмов.

В мире существуют следующие типы и виды экономических систем:

1) рыночные экономические системы

-рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), существовала в большинстве государств до конца 19 века

-современная рыночная экономика (современный капитализм, смешанная экономика, государственный капитализм), существует в большинстве стран с начала 20 века.

2)нерыночные экономические системы

-традиционная экономическая система, существует до настоящего времени в наиболее отсталых странах Азии и Африки

-административно-командная экономическая система, существовала и существует в социалистических странах

-экономическая система переходного типа, не относится ни к первой, ни ко второй экономической системе, осуществляется переход от административно-командной к рыночной (переходный период)

Основные элементы, отличающие одну экономическую систему от другой:

-отношение собственности, формы собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности

-хозяйственный механизм-способ регулирования экономической деятельности на макро и микроуровнях

-организационно-правовые формы хозяйственной деятельности

Чистый капитализм - частная собственность на все экономические ресурсы, рыночный механизм регулирования на основе свободной конкуренции при минимальном вмешательстве государства в экономику.



Современный капитализм - многообразие форм собственности при главной роли частной собственности, активное влияние государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Традиционная экономическая система - все ресурсы и результаты деятельности принадлежат общинам, родам, все экономические проблемы решаются на основе обычаев и традиций.

Административно-командная экономическая система - общественная, а в реальности государственная собственность на все экономические ресурсы, полная монополизация экономики, централизованное директивное управление экономикой на микро - и макроуровнях.

В каждом государстве экономические системы имеют свои особенности.

2. Государственное прогнозирование, программирование и планирование. Определение и содержание.

Государственное прогнозирование-система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выявление тенденций развития экономики и социальной жизни общества.

Главные задачи прогнозирования:

- предсказание пороговых величин процессов развития общества;

- выявление возможных сроков крупных сдвигов в экономике и социальной сфере.

Основные методы государственного прогнозирования:

-экстраполяция -моделирование -экспертные оценки

Виды государственного прогнозирования:

-краткосрочное (до 2 лет)

-среднесрочное (до 10 лет)

-долгосрочное (до 20 лет)

Без государственного прогнозирования невозможно составление государственных правил и программ.

Государственное планирование-процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения, в результате которого принимаются правильные решения, и организуется целенаправленная деятельность.

Принципы государственного планирования:

-научность

-социальная направленность планирования

-повышение эффективности производства

-пропорциональность и сбалансированность

-приоритет общественного развития

-согласование краткосрочных и долгосрочных планов

Основные методы планирования:

-нормативный

-расчётно-аналитический

-балансовый

-экономико-математическое моделирование

метод оптимизации плановых решений

Основные виды государственного планирования:

-директивное планирование, характерно для административно-командной системы, а в рыночной экономике применяется только в государственном секторе

-индикативное планирование, характерно для рыночной экономики и представляет собой централизованное определение стратегических целей и задач экономического и социального развития, направления деятельности экономических агентов на достижение этих целей с помощью экономических регуляторов (ставки налогов, % за кредит, норма амортизации).

Государственное программирование- представляет собой процесс решения проблем социально-экономического развития, отражённых в государственных планах с помощью программно-целевого метода.

Целевая программа представляет собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам комплексы различных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, социального, инвестиционного, культурного, экологического развития государства или отдельных регионов.

Программно-целевой метод является основным, т.к. существует множество проблем и ограниченное количество ресурсов различной принадлежности (федеральные, субъекты федерации, муниципалитет, бизнес)

Целевая программа является уникальным инструментом потому что:

-она содержит организационный механизм согласования интересов всех участников социально-экономических процессов

-она содержит экономический механизм объединения ресурсов различной принадлежности

-содержит политический механизм принятия совместных решений.

Условие использования программно-целевого метода:

-необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций в экономике и социальной сфере

-комплексность возникшей социально-экономической проблемы

-отсутствие возможности решить проблему стандартными способами

-необходимость координирования использования ресурсов различной принадлежности.

3. Содержание сферы материального производства. Задачи и содержание госрегулирования сферы материального производства.

В экономической теории экономику разделяют на секторы:

1) первичный (сельское хозяйство, охота, рыболовство, лесное0

2) вторичный (промышленность, строительство)

3) третичный (производство услуг)

Первичный и вторичный сектор вместе составляют сферу материального производства - важнейший объект государственного регулирования, к которому относятся:

-совокупность отраслей экономики, производящих средства производства и предметы потребления. в этих отраслях либо создаётся стоимость продукции, либо увеличивается стоимость ранее произведённой продукции.

Государственное регулирование сферы материального производства осуществляется через воздействие государства на отрасли, подотрасли.

В настоящее время в составе материального производства РФ выделяют 14 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и т.д. Например, в составе промышленности 20 подотраслей - электроэнергетика, машиностроение, лёгкая промышленность и т.д.

Основные межотраслевые комплексы - военнопромышленный, агропромышленный, транспортный, топливно-энергетический и т.д.

Основные задачи регулирования сферы материального производства:

-стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства

-прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства (изменения соотношения между перерабатывающими и добывающими отраслями, повышение роли наукоёмких производств)

-техническое перевооружение отраслей материального производства

-взаимовыгодная интеграция российских предприятий в мировой экономике в качестве равноправных партнёров

-ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей

-повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках

-рациональное размещение объектов материального производства по регионам

-обеспечение экономической безопасности материального производства.

В условиях рыночной экономики основой сохранения за государством рычагов регулирования сфер материального производства является владение им факторами материального производства (недры, водные ресурсы, энергетический ресурс и т.д.)

В условиях рыночной экономики большое значение при реализации, регулировании, воздействии на сферу материального производства имеют методы косвенного воздействия, которые базируются на экономическом стимулировании экономических агентов (средства финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики).

Государственное регулирование сферы материального производства осуществляется в рамках государственной промышленной политики - инструмент государственной стратегии развития экономики, который заключается в оптимизации отношений государства с экономическими агентами и регулирование рыночных механизмов в социально-экономической сфере с целью обеспечения роста экономики социальной сферы.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

Содержание и характеристика производства общественных благ как важная функция государства

Производство общественных благ является одной из главных функций государства, т.к. рыночный механизм не может или не хочет предоставлять. Производство общественных благ является главным средством воздействия на экономику через формирование предложения.

К общественным благам относятся такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами:

àнесоперничество

àнеисключаемость из потребления

àсоциальная оборона

àправопорядок

àуличное освещение

àдорожная разметка и знаки

àзаконотворческая деятельность и т.д.

Государство производит общественные блага либо на государственных предприятиях, учреждениях, либо за государственный счёт на коммерческих предприятиях, учреждениях.

Кроме общественных благ в экономике существуют блага, которые к ним не относятся, но государство должно брать на себя их финансирование, т.к. рынок не способен обеспечить производство из-за своей неполноты (издержки производства данного блага гораздо выше цены, которую могут заплатить за него экономические агенты).

Билет № 5

Вопрос 1. Государственное регулирование экономики. Пирамида целей госрегулирования, их содержание.

Гос.регулирование эк-ки - это процесс воздействия гос-ва на хоз-ую жизнь общ-ва и связанные с ней соц.процессы.гос. регул. в рамках экономич. и соц-ой политики гос-ва.

Пирамида целей ГРЭ.1. Высшая, центральная цель – формирование наиболее благоприятных условий для соц.-экономич. развития и стабилизации гос-ва. 2.Цели 1-го порядка (магический четырёхугольник регулирования) а)обеспечение темпов роста экономики, соизмеримых с хоз-ым потенциалом страны.б) минимизация безработицы.в)обеспечение относительной стабильности цен.г)обеспечение внешнеэкономического равновесия. 3. Цели второго порядка: 1) создание благоприятных условий для конкуренции и увеличения прибыли всех эк-их аспектов. 2) стимулирование умеренного эк-го роста. 3) сглаживание эк-го цикла. 4) обеспечение соц. приемлемого уровня занятости и уровня жизни населения. 5) непрерывная модификация (модернизация) инфраструктуры эк-ки и произ-го аппарата. 6) предотвращение и нивелирование чрезмерного развития в доходах населения. 7) поддержание высокой конкурентоспособности нац-ых производителей на внутреннем и внешнем рынке. 8) поддержание бездефицитного или умеренно дефицитного платёжного баланса гос-ва и макроэкономического равновесия. 8) поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды.

Билет № 6

Вопрос 1. Система методов госрегулирования экономики. Содержание прямых и косвенных методов.

Инструментарий ГРЭ (методы, ср-ва, формы) – гос-во реализует цели регулирования с исп-ем методов прямого и косвенного воздействия на экономику.

- Методы прямого воздействия на экономику - реализ-ся адм.-правовыми и эк-ми функциями.

- Методы косвенного воздействия на эк-ку – реализ-ся только экономическими средствами.

Отличит.черты адм.-правовых средств состоит в том, что они: а) базируются на силе и авторитете гос.власти; б) они не связаны с созданием дополнительных мат-ых стимулов для их реализации. Основные адм.-правовые средства: 1) законодат.акты, нормативные док-ты и положения; 2) стандарты и нормы; 3) разрешения, запреты, лицензии и квоты (огранич.), 4) санкции; 5) гос-ое регулирование цен; 6) упр-ие гос. собственностью и гос. предприятия.

Основные эк-ие средства: 1) гос-ое прогнозирование, планирование и программирование, 2) налоги и гос. бюджет, 3) кредитно-денежные инструменты, 4) валютные инструменты, 5) гос. инвестиции и субсидии, 6) гос. заказ, 7) внешнеэк. Инструменты.

Методы (формы) регулир-ия экономики:I. По характеру воздействия на эк-ку: 1)краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика), 2) долгосрочное регулирование (набор таких инструментов, к-ые направлены на модернизацию эк-ку) II. По конкурентному применению инструментария, характерно для российской экономики: 1) непоср-ое гос-ые упр-ия гос. собственности и гос. предприятиями, 2) налоговое регулирование (меры по опр-ию налогов. Объектов налогооблажения, налоговых ставок, опр-ие гос. пошлин) III. По денежно-кредитному регулированию. IV. По бюджетному регулированию – гос-во формирует и расходует бюджет по различным направлениям, опр-ет дефицит V. Ценовое регулирование – гос-во уст-ет предельные цены на продукцию, компенсир.убытки от предельных уровней цен. VI. Регулирование трудовых отношений, оплаты труда, условий труда и соц-ых опросов уст-ся min размер оплаты труда VII. Регулирование охраны и восст-ие окр. среды (меры по защите природы) VIII. Гос. антимонопольное регулирование (ограничение, запрет деят-ти предприятия - монополистов) IX. Гос. внешнеэк-их регулирование (функц-ие эк-их агентов в условиях внешней деятельности).

Вопрос 2. Рыночная цена. Законы рыночного ценообразования. Цена «пола» и «потолка». Примеры цен .

Основной закон рыночного ценообразования: 1) цена на рынке приводит к такому уровню, при к-ом спрос = предложению. 2) если под воздействием неценовых факторов изм-ся спрос или предложение, то на рынке уст-ся новая цена, соот-ая новому состоянию спроса и предложения.

Рыночный механизм действует т.о., что любое нарушение повлечёт за собой его автоматич. Восстановление, но однако это равновесие преднамеренно разрушает в рез-те возд-ия гос-ва или вследствие деят-ти монополий. Гос-во преднамеренно нарушает равновесие для того, чтобы достичь его на более хорошем уровне. При этом гос-во: 1) возд-ет на создание рыночного спроса (гос. заказ , гос. закупки, повышение з/п, пенсий, дотации, кредит); 2) воздействует на предложение ( продукция гос. предприятий, пр-во общ.благ гос-ом или за счёт средств гос-ва). 3) уст-ие предельных уровней цен на нек-ые эк-ие блага (цены «пола» и «потолка»); 4) регламентации неценовой конкуренции в рыночной эк-ке (поощ-ся закон.методы неценовой конкуренции и пресекаются незаконные). Неценовая конкуренция - состязательность эк-их агентов, при к-ых их самостоят. Действия эффективно ограничивают возможности других односторонне воздейств-ть на условия обращения эк-их благ. Законодат. Методы неценовой конкуренции: а) более выс. Надёжность Т, б) меньшая цена потр-ия блага, в) совр. Дизайн, г) предоставление большего комплекса услуг при потреблении Т, д) зачёт старого сданного Т, е) поставка оборудования «под ключ», ж) меньшее энергопотребление, снижение металлоемкости, з) экологич. Характеристики, и) реклама. Незаконные методы: а) промыш. Шпионаж, б) копирование образцов, в) выпуск схожих внешне Т с низким качеством, г) переманивание кадров.

Билет № 7

Вопрос 1. Государственное регулирование экономики. Основные формы регулирование и их содержание.

гос.регулирование эк-ки - это процесс воздействия гос-ва на хоз-ую жизнь общ-ва и связанные с ней соц.процессы.гос. регул. в рамках экономич. и соц-ой политики гос-ва.

Пирамида целей ГРЭ.1. Высшая, центральная цель – формирование наиболее благоприятных условий для соц.-экономич. развития и стабилизации гос-ва. 2.Цели 1-го порядка (магический четырёхугольник регулирования) а)обеспечение темпов роста экономики, соизмеримых с хоз-ым потенциалом страны.б) минимизация безработицы.в)обеспечение относительной стабильности цен.г)обеспечение внешнеэкономического равновесия. 3. Цели второго порядка: 1) создание благоприятных условий для конкуренции и увеличения прибыли всех эк-их аспектов. 2) стимулирование умеренного эк-го роста. 3) сглаживание эк-го цикла. 4) обеспечение соц. приемлемого уровня занятости и уровня жизни населения. 5) непрерывная модификация (модернизация) инфраструктуры эк-ки и произ-го аппарата. 6) предотвращение и нивелирование чрезмерного развития в доходах населения. 7) поддержание высокой конкурентоспособности нац-ых производителей на внутреннем и внешнем рынке. 8) поддержание бездефицитного или умеренно дефицитного платёжного баланса гос-ва и макроэкономического равновесия. 8) поддержание удовлет-го состояния окр.среды.

Объекты гос.регулирования – это отрасли эк-ки, предприятия, регионы, а так же соц.-эк.процессы, т.е. всё то, на что направлено регулирование воздействия гос-ва. Основные объекты: 1. отрасли эк-ки, предприятия всех форм собст-ти и регионы страны; 2. процесс воспроиз-ва и эк-ие циклы; 3. условия и источники накопления капитала; 4. стр-ра форм собственности на эк-ие ресурсы и результаты хоз.деят-ти; 5. конкурентная среда и предпринимательство; 6. соц. сфера занятости, трудовые отношения; 7. гос. сектор эк-ки; 8. денежное обращение и ден.система; 9. цены на некоторые Т и У; 10. инвестиции в эк-ку; 11. платёжный баланс страны; 12. внеш. эк-ая деят-ть агентов; 13. окр. среда.

Органы ГРЭ(субъекты). Для регулирования эк-ки в гос-ве имеются законодат., исполнит-ые, правовые (судебные) органы гос-го регулирования на федеральном уровне и уровне субъектной федерации (в Твери – муницип. управление). Законодат. Орган – принимает законы, постановления, др.законодат.акты, к-ые уст-бт главное правило функц-ия эк-ки соц. сферы (федеральное собрание). Исполнителный орган - выполняют законы и приводит их в действие и явл-ся главными в гос-ом регулировании (прзидент, адм-ция, правит-во). Правовые (судебные) органы - следят за соблюдением законов, пресекают их нарушение и разрешают споры (прокуратура, арбитраж. органы).

Инструментарий ГРЭ (методы, ср-ва, формы) – гос-во реализует цели регулирования с исп-ем методов прямого и косвенного воздействия на экономику.

- Методы прямого воздействия на экономику - реализ-ся адм.-правовыми и эк-ми функциями.

- Методы косвенного воздействия на эк-ку – реализ-ся только экономическими средствами.

Отличит.черты адм.-правовых средств состоит в том, что они: а) базируются на силе и авторитете гос.власти; б) они не связаны с созданием дополнительных мат-ых стимулов для их реализации. Основные адм.-правовые средства: 1) законодат.акты, нормативные док-ты и положения; 2) стандарты и нормы; 3) разрешения, запреты, лицензии и квоты (огранич.), 4) санкции; 5) гос-ое регулирование цен; 6) упр-ие гос. собственностью и гос. предприятия.

Основные эк-ие средства: 1) гос-ое прогнозирование, планирование и программирование, 2) налоги и гос. бюджет, 3) кредитно-денежные инструменты, 4) валютные инструменты, 5) гос. инвестиции и субсидии, 6) гос. заказ, 7) внешнеэк. Инструменты.

Методы (формы) регулир-ия экономики:I. По характеру воздействия на эк-ку: 1)краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика), 2) долгосрочное регулирование (набор таких инструментов, к-ые направлены на модернизацию эк-ку) II. По конкурентному применению инструментария, характерно для российской экономики: 1) непоср-ое гос-ые упр-ия гос. собственности и гос. предприятиями, 2) налоговое регулирование (меры по опр-ию налогов. Объектов налогооблажения, налоговых ставок, опр-ие гос. пошлин) III. По денежно-кредитному регулированию. IV. По бюджетному регулированию – гос-во формирует и расходует бюджет по различным направлениям, опр-ет дефицит V. Ценовое регулирование – гос-во уст-ет предельные цены на продукцию, компенсир.убытки от предельных уровней цен. VI. Регулирование трудовых отношений, оплаты труда, условий труда и соц-ых опросов уст-ся min размер оплаты труда VII. Регулирование охраны и восст-ие окр. среды (меры по защите природы) VIII. Гос. антимонопольное регулирование (ограничение, запрет деят-ти предприятия - монополистов) IX. Гос. внешнеэк-их регулирование (функц-ие эк-их агентов в условиях внешней деятельности).

Билет №8

Билет 9

1. Органы государственного регулирования экономики в переходный период, их цели и задачи.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей (парламент, дума), которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета. Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование (в России это Госкомитет по антимонопольной политике). Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.

Формирование рыночной экономики в переходный период заключается в необходимости решения 4 взаимосвязанных задач:

1) проведение систем изменений в экономике:

включает в себя институциональные и структурные преобразования. Институциональные необходимы для того, чтобы создать основы рыночной системы и привести в действие движущие силы экономики. Они включают изменения в отношении собственности, создание законодательной базы, инфраструктуры рынка, рынков труда и капитала.

Структурные преобразования представляют собой процесс адаптации структуры национальной экономики к потребностям мирового и внутреннего рынка, привести структуру национального рынка к структуре внутреннего и внешнего спроса.

2) либерализация:

предполагает сокращение и принципиальное изменение функций гос-ва в эк-ке: сокращение государственной регламентации экономической жизни, устранение законодательных и бюрократических барьеров в экономической деятельности, отказ от жёсткого регулирования цен на все товары и услуги, отказ от централизованного распределения ресурсов, снятие административных ограничений во внешней торговле, отказ от использования твёрдых национальных валют, формирование открытой эк-ки.

3) макроэкономическая стабилизация:

была необходима для всех государств и включала: - жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения; - регулирование гос-вом размера з/п; - регулирование обменного курса национальной валюты, но не жесткое.

4) формирование системы соц. защиты населения, адекватной рыночному хозяйству:

должно решаться в рамках социальной политики государства и включает в себя следующие основные направления: - удовлетворение социальных потребностей людей в любых условиях; - поддержание приемлемого уровня жизни населения; - развитие отраслей предприятий и организаций социальной сферы (образов., здравоохран., культ. и искусство); - обеспечение конституцией социальных гарантий; - формирование новой финансовой базы социальной политики.

 

2. Отношения собственности, как основной объект государственного регулирования экономики.

 

Любая национальная экономика включает 3 типа экономических отношений:

1. Технико-экономические отношения, которые определяются уровнем развития производительных сил.

2. Организационно-экономические отношения, которые связаны с вопросами регулирования экономической жизни.

3. Социально-экономические отношения, отношения собственности являются основополагающим для первых двух типов.

Собственность – отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ (результатов хозяйственной деятельности) в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

Присвоение экономических ресурсов является первичным или определяющим по отношению к присвоению результатов хоз. деятельности.

В любом гос-ве отношения соб-ти являются основой эк.системы, юридически регулируются законом и позаконными актами, Конституцией РФ.

Отличительной чертой эк.агентов является принятие и реализация самостоятельных решений хоз.деятельности. К эк.агентам относятся:

- домашние хозяйства отдельных лиц и семей;

- предприятия всех форм соб-ти, в т.ч. ИП;

- гос-во в лице гос.учреждений, предприятий, органов гос.управления;

- некоммерческие организации.

Некоторые эк.агенты только потребляют эк.блага, а некоторые производят и потребляют. Положение и роль каждого эк.агента определяется его отношением к факторам производства.

Одни эк.агенты располагают капиталом, поэтому обладают эк.властью, определенной формы хоз.деятельности, участвуют в управлении, занимаются предпринимательством, могут получать прибыль. Другие не располагают капиталом, собственной рабочей силой, поэтому их возможности влияния на распределение доходов минимальны.

Основными эк.агентами являются предприятия, которые различаются по формам соб-ти, размерам и масштабам, видам производственной деятельности.

Для административно-командной системы было характерно 2 формы соб-ти: - государственнвя и кооперативная. В рыночной эк-ке: частная, государственная и смешанная.

Регулирование отношений соб-ти в рыночной эк-ке заключается в:

1) разработке и поддержании законодательной базы соб-ти;

2) обеспечении неприкосновенности частной и др. форм соб-ти частных эк. агентов;

3) управлении государственной и муниципальной соб-тью;

4) участии в управлении смешанными предприятиями и повышением прибыли;

5) определении оптимальных пропорций различных форм соб-ти на различных этапах развития эк-ки.

Главным направлением регулирования в отношениях форм соб-ти в переходный период является приватизация – продажа или безвозмездная передача государственной соб-ти в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц.

 

3. Государственное регулирование финансового рынка. Денежная система государства. Взаимоотношение государства и финансового рынка.

 

Финансовый рынок - часть общего рынка, на котором формируется механизм перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заёмщиками на основе спроса и предложения финансовых средств.

Главная функция финансового рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Основные сегменты фин. рынка:

- рынок денежного капитала (кредитов);

- рынок ценных бумаг;

- валютный рынок.

Все системы взаимосвязаны и регулирование фин. рынка осуществляется по каждому сегменту.

Основные участники финансового рынка:

- государство;

- предприятия всех форм соб-ти;

- физические лица;

- банки и др. кредитные организации;

- фонды (пенсионные, социального страхования)

- страховые компании;

- паевые инвестиционные фонды.

 

Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством.

Денежное обращение – движение денег при выполнении ими своих функций.

Основой денежного обращения является общественное разделение труда и развитие товарного производства. С помощью денег идет процесс обмена совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение судного капитала и доходов различных социальных групп.

Денежное обращение осуществляется в двух формах:

1. наличной;

2.безналичной.

Такие деньги используются в целях кругооборота товаров и услуг, а также для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий и т.д. Они включают движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением, юридическими лицами и государством.

Налично-денежное обращение производится с помощью банкнот, металлических денег, векселей, чеков, кредитных карточек. Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ России.

 

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с рыночной экономикой занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки. Поэтому роль органов государственного регулирования возрастает с увеличением финансовых потоков, расширением финансовых инструментов рынка, появлением новых его участников.

Билет 10

1. Государственное прогнозирование, программирование и планирование. Определение и содержание.

 

Государственное прогнозирование - система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выявление тенденций развития экономики и социальной жизни общества.

Главные задачи прогнозирования:

- предсказание пороговых величин процессов развития общества;

- выявление возможных сроков крупных сдвигов в экономике и социальной сфере.

Основные методы государственного прогнозирования:

- экстраполяция

- моделирование

- экспертные оценки

Виды государственного прогнозирования:

- краткосрочное (до 2 лет)

- среднесрочное (до 10 лет)

- долгосрочное (до 20 лет)

Без государственного прогнозирования невозможно составление государственных правил и программ.

Государственное планирование - процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения, в результате которого принимаются правильные решения, и организуется целенаправленная деятельность.

Принципы государственного планирования:

- научность

- социальная направленность планирования

- повышение эффективности производства

- пропорциональность и сбалансированность

- приоритет общественного развития

- согласование краткосрочных и долгосрочных планов

Основные методы планирования:

- нормативный

- расчётно-аналитический

- балансовый

- экономико-математическое моделирование

- метод оптимизации плановых решений

Основные виды государственного планирования:

- директивное планирование, характерно для административно-командной системы, а в рыночной экономике применяется только в государственном секторе

- индикативное планирование, характерно для рыночной экономики и представляет собой централизованное определение стратегических целей и задач экономического и социального развития, направления деятельности экономических агентов на достижение этих целей с помощью экономических регуляторов (ставки налогов, % за кредит, норма амортизации).

Государственное программирование - представляет собой процесс решения проблем социально-экономического развития, отражённых в государственных планах с помощью программно-целевого метода.

Целевая программа представляет собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам комплексы различных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, социального, инвестиционного, культурного, экологического развития государства или отдельных регионов.

Программно-целевой метод является основным, т.к. существует множество проблем и ограниченное количество ресурсов различной принадлежности (федеральные, субъекты федерации, муниципалитет, бизнес)

Целевая программа является уникальным инструментом потому что:

- она содержит организационный механизм согласования интересов всех участников социально-экономических процессов

- она содержит экономический механизм объединения ресурсов различной принадлежности

- содержит политический механизм принятия совместных решений.

Условие использования программно-целевого метода:

- необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций в экономике и социальной сфере

- комплексность возникшей социально-экономической проблемы

- отсутствие возможности решить проблему стандартными способами

- необходимость координирования использования ресурсов различной принадлежности.

 

2. Варианты перехода к рыночной экономике и специфика российских реформ переходного периода.

 

Мировая практика показывает, что есть 2 варианта перехода к рыночной эк-ке:

I– *Шоковая терапия* или проведение максимального числа радикальных реформ в кратчайшие сроки.

II – *Градуализм* или проведение частичных преобразований в отдельной области эк-ки и регионах с их поэтапным углублением.

«Шоковая терапия»:

Чтобы исключить возможность возврата к старой экономической системе.

Основные направления:

- быстро создать условия для развития частного сектора;

- в кратчайшие сроки приватизировать соб-ть;

- радикально расширить права эк.агентов;

- отмена валютного контроля;

- проведение политики открытости национальной экономики;

- проведение жесткой социальной политики (замораживание роста з/п и доходов, резкое сокращение бюджетных расходов);

- ужесточение условий предоставления кредитов.

«Градуализм»:

Сторонники считают, что «шоковая терапия» - это слишком дорогое мероприятие, особенно с т. зр. благосостояния населения, которое резко падает. Кроме этого мероприятие «шоковая терапия» может вызвать волнения населения, способные восстановить старую экономическую систему. Сторонники считали, что любое проведение реформ и преобразований не должно существенно сказываться на благосостоянии народа и на стабильности экономической и социальной жизни.

Градуализм предполагает последующее распространение успешного опыта на другие отрасли и регионы.

Специфика российских реформ в переходный период.

Стратегической целью переходного периода в РФ было формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной сферой.

Условия достижения цели:

- добиться преобладания частной собственности в экономике;

- создать конкурентную среду в экономике;

- создать эффективное государство, которое обеспечит условия экономического роста и защиту преобразований

- создать открытую конкурентоспособную на мировом рынке экономику









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.