Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 2. Главные условия и направления формирования рыночной экономики в переходный период.





Переходный период (эк-ка переходного типа) – исторически непродолжительный период, во время к-го происходит ликвидация или коренные преобразования адм.-командн. Эк-ой системы и формир-ся основы рыночной эк-ой сист-мы.

Исходные условия, опред-щие длит-ть переходного периода и глкбину перемен: 1) длительность существования адм.-командн. Сис-мы в стране. 2) доля чсатного сектора в экономике на начале переходного периода, 3) преобладающий хоз.менталитет населения, 4) открытость эк-ки и общ-ва по сравнению со странами с рынчной эк-кой. 5) размер структурных диспропорций в эк-ке гос-ва, 6) уровень инфляции и размер внешнего дрлга на начало переходного периода.

!Формирование рыночной эк-ки в переходный период заключ-ся в необх-ти решения 4-ых взаимосв-ых задач: 1. Проведение сис-ых изменений в эк-ке, 2. Либерализация эк-ки, 3. Макроэкономоческая стабилизация, 4. Формирование сис-мы соц.защиты населения адекватно рыночному хоз-ву.

1.Проведение системых изм-ий в эк-ке вкл-ет в себя проведение институц-ых и структурных преобразований. Институциональные преобразования - необходимы, чтобы создать основы рыночной эк-ой сис-мы и привести в действие (рыночные) движущие силы – предпринимат-во и конкуренция. Институц.преобразования вкл.: 1) изменения в отноршениях собств-ти, 2) создание законодат.базы рыночной эк-ки, создание инфраструктуры рынка, 3) формирование р-ка труда и капитала. Структурные преобразования - представляют собой процесс адаптации структуры нац.эк-ки потребностям мирового и внутреннего рынка (привести стр-ру эк-ки в структуру внешенго и внутреннего спроса).

2. Либерализация экономики – предполагает принципиально изм-ся функции гос-ва и их сокращение в экономике. 1) сокращение гос. Регламентаций эк. Жизни. 2) устранение законодат. И бюр-их барьеров в эк-ой деят-ти. 3) отказ от жёсткого регулирования цен на все Т и У. 4) отказ от централиз-го распред-ия ресурсов. 5) снятие адм. Ограничений во внешней торговле. 6) отказ от исп-ия твёрдой нац. Валюты. 7) формирование открытой эк-ки.

3. Макроэк-ая стабилизация (необх-ма была для всех гос-в, особенно в обл-ти финансов), вкл. В себя: 1) жёсткие бюджетные и денежно-кредитные огр-ия, 2) регулирование гос-вом размера з\п, 3) регулирование обменного курса нац.валют, но не жёстко.

4. Формирование сис-мы соц.защиты – должна реш-ся в рамках соц.политики гос-ва и вкл.в себя следующие осн.направления: 1) удовл-ие соц. потребностей людей в любых условиях, 2) поддержание приемлемого уровня жизни, 3) обеспечение конституц.соц.гарантий, 4) развитие отраслей предприним-ва, орг-ий соц.сферы (образ-ие, здравоохранение, культура и искусство, спорт, соц.обеспечение, общ.питание, коммун.обслуживание, пассажирский транспорт и связь). 5) формирование новой финансовой базы соц. политики.

В условиях переходного периода соц.политика должна строится на следующих принципах: - всеобщность в сочетании с дифф-ым подходом к различным группам населения, - активный характер и усиление влияния на эф-ть общ-го произ-ва, - комплексновть, целевой хар-ер и адресность, -динамизм и гибкость, - соц.партнёрство, - раграничение компетенций на федеральном и региональном ур-ях, - применение научно-обосн.нормативной базы соц.политики.

Эк-ка переходного периода явл-ся специфич. И хар-ся следующими осн-ми чертами: а) временной промежуточный хар-ер по сравнению с др.эк-ми сис-ми, б) неоднородность структуры, в) неустойчивость, т.к она возникает в процессе кризисов и подвержена неустойчивому развитию.

Функции гос.регулирования эк-ки в переходный период можно разделить на 3 группы: I.а) обеспечение институц.-правовой основы д-ти эк-их агентов (опр.форм собст-ти и т.д.), б) ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения эк-их агентов, в) поддержание норм-го функционирования нац.эк-ки. Эти функции гос-во будет решать и после окончания переходного периода в рыночной эк.системе. II. Функции, к-ые гос-во будет решать только в переходный период: а) разработка нового хоз. законодательства, адекватного рынку, б) демонополизация эк-ки, зарождение и укрепление предприним-ва и конкуренции, в) приватизация гос.соб-ти. III. Функции, к-ые гос-во берёт на себя в начале, потом может передать др. эк.агентам: а) глобализация фин.ресурсов для инвестиций в эк-ке, б) регулир-ие отделных видов эк-ой деят-ти.

Роль ГРЭ в переходный период намного важнее, чем в др. периоды.

Вопрос 3. Государственная политика занятости. Задачи и основные направления деятельности государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка труда осущ-ся гос-ой политикой занятости и гос-ой соц.политикой. Гос.политика занятости зак-ся в осущ-ии гос-вом комплекса мер по содействию полной продуктивной и свободной избираемой занятости населения, обесп-ия проф.подготовки, переподготовки и повышению квалификации высвобожд-их граждан, сдерживая массовую безработицу и повышение эффективности гос-ой службы занятости.

Гос.политика занятости основыв-ся на прогнозировании занятости экономически активной части населения. Основу гос.политики занятости составляют 4 стратегии: 1. Компенсационная стратегия (её объект – высвобод.граждане, к-ых надлежит переподготовить и соц-но поддержать). 2. Стимулирующая стратегия ( т.е. создание и реализация соц-ых механизмов, обеспеч-щих заинтересованное и ответственное отношение к труду граждан). 3. Стратегия социальной адаптации (система мер, обеспечив. Плюрализм трудового образа жизни). 4. Стратегия социального партнёрства (достижение согласия во всех аспектах трудовой деятельности между государством и работодателем).

Основной формой реализации государственной политики является федеральные, региональные и местные программы.

 

Билет 9

1. Органы государственного регулирования экономики в переходный период, их цели и задачи.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей (парламент, дума), которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета. Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование (в России это Госкомитет по антимонопольной политике). Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.

Формирование рыночной экономики в переходный период заключается в необходимости решения 4 взаимосвязанных задач:

1) проведение систем изменений в экономике:

включает в себя институциональные и структурные преобразования. Институциональные необходимы для того, чтобы создать основы рыночной системы и привести в действие движущие силы экономики. Они включают изменения в отношении собственности, создание законодательной базы, инфраструктуры рынка, рынков труда и капитала.

Структурные преобразования представляют собой процесс адаптации структуры национальной экономики к потребностям мирового и внутреннего рынка, привести структуру национального рынка к структуре внутреннего и внешнего спроса.

2) либерализация:

предполагает сокращение и принципиальное изменение функций гос-ва в эк-ке: сокращение государственной регламентации экономической жизни, устранение законодательных и бюрократических барьеров в экономической деятельности, отказ от жёсткого регулирования цен на все товары и услуги, отказ от централизованного распределения ресурсов, снятие административных ограничений во внешней торговле, отказ от использования твёрдых национальных валют, формирование открытой эк-ки.

3) макроэкономическая стабилизация:

была необходима для всех государств и включала: - жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения; - регулирование гос-вом размера з/п; - регулирование обменного курса национальной валюты, но не жесткое.

4) формирование системы соц. защиты населения, адекватной рыночному хозяйству:

должно решаться в рамках социальной политики государства и включает в себя следующие основные направления: - удовлетворение социальных потребностей людей в любых условиях; - поддержание приемлемого уровня жизни населения; - развитие отраслей предприятий и организаций социальной сферы (образов., здравоохран., культ. и искусство); - обеспечение конституцией социальных гарантий; - формирование новой финансовой базы социальной политики.

 

2. Отношения собственности, как основной объект государственного регулирования экономики.

 

Любая национальная экономика включает 3 типа экономических отношений:

1. Технико-экономические отношения, которые определяются уровнем развития производительных сил.

2. Организационно-экономические отношения, которые связаны с вопросами регулирования экономической жизни.

3. Социально-экономические отношения, отношения собственности являются основополагающим для первых двух типов.

Собственность – отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ (результатов хозяйственной деятельности) в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

Присвоение экономических ресурсов является первичным или определяющим по отношению к присвоению результатов хоз. деятельности.

В любом гос-ве отношения соб-ти являются основой эк.системы, юридически регулируются законом и позаконными актами, Конституцией РФ.

Отличительной чертой эк.агентов является принятие и реализация самостоятельных решений хоз.деятельности. К эк.агентам относятся:

- домашние хозяйства отдельных лиц и семей;

- предприятия всех форм соб-ти, в т.ч. ИП;

- гос-во в лице гос.учреждений, предприятий, органов гос.управления;

- некоммерческие организации.

Некоторые эк.агенты только потребляют эк.блага, а некоторые производят и потребляют. Положение и роль каждого эк.агента определяется его отношением к факторам производства.

Одни эк.агенты располагают капиталом, поэтому обладают эк.властью, определенной формы хоз.деятельности, участвуют в управлении, занимаются предпринимательством, могут получать прибыль. Другие не располагают капиталом, собственной рабочей силой, поэтому их возможности влияния на распределение доходов минимальны.

Основными эк.агентами являются предприятия, которые различаются по формам соб-ти, размерам и масштабам, видам производственной деятельности.

Для административно-командной системы было характерно 2 формы соб-ти: - государственнвя и кооперативная. В рыночной эк-ке: частная, государственная и смешанная.

Регулирование отношений соб-ти в рыночной эк-ке заключается в:

1) разработке и поддержании законодательной базы соб-ти;

2) обеспечении неприкосновенности частной и др. форм соб-ти частных эк. агентов;

3) управлении государственной и муниципальной соб-тью;

4) участии в управлении смешанными предприятиями и повышением прибыли;

5) определении оптимальных пропорций различных форм соб-ти на различных этапах развития эк-ки.

Главным направлением регулирования в отношениях форм соб-ти в переходный период является приватизация – продажа или безвозмездная передача государственной соб-ти в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц.

 

3. Государственное регулирование финансового рынка. Денежная система государства. Взаимоотношение государства и финансового рынка.

 

Финансовый рынок - часть общего рынка, на котором формируется механизм перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заёмщиками на основе спроса и предложения финансовых средств.

Главная функция финансового рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Основные сегменты фин. рынка:

- рынок денежного капитала (кредитов);

- рынок ценных бумаг;

- валютный рынок.

Все системы взаимосвязаны и регулирование фин. рынка осуществляется по каждому сегменту.

Основные участники финансового рынка:

- государство;

- предприятия всех форм соб-ти;

- физические лица;

- банки и др. кредитные организации;

- фонды (пенсионные, социального страхования)

- страховые компании;

- паевые инвестиционные фонды.

 

Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством.

Денежное обращение – движение денег при выполнении ими своих функций.

Основой денежного обращения является общественное разделение труда и развитие товарного производства. С помощью денег идет процесс обмена совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение судного капитала и доходов различных социальных групп.

Денежное обращение осуществляется в двух формах:

1. наличной;

2.безналичной.

Такие деньги используются в целях кругооборота товаров и услуг, а также для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий и т.д. Они включают движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением, юридическими лицами и государством.

Налично-денежное обращение производится с помощью банкнот, металлических денег, векселей, чеков, кредитных карточек. Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ России.

 

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с рыночной экономикой занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки. Поэтому роль органов государственного регулирования возрастает с увеличением финансовых потоков, расширением финансовых инструментов рынка, появлением новых его участников.

Билет 10

1. Государственное прогнозирование, программирование и планирование. Определение и содержание.

 

Государственное прогнозирование - система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выявление тенденций развития экономики и социальной жизни общества.

Главные задачи прогнозирования:

- предсказание пороговых величин процессов развития общества;

- выявление возможных сроков крупных сдвигов в экономике и социальной сфере.

Основные методы государственного прогнозирования:

- экстраполяция

- моделирование

- экспертные оценки

Виды государственного прогнозирования:

- краткосрочное (до 2 лет)

- среднесрочное (до 10 лет)

- долгосрочное (до 20 лет)

Без государственного прогнозирования невозможно составление государственных правил и программ.

Государственное планирование - процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения, в результате которого принимаются правильные решения, и организуется целенаправленная деятельность.

Принципы государственного планирования:

- научность

- социальная направленность планирования

- повышение эффективности производства

- пропорциональность и сбалансированность

- приоритет общественного развития

- согласование краткосрочных и долгосрочных планов

Основные методы планирования:

- нормативный

- расчётно-аналитический

- балансовый

- экономико-математическое моделирование

- метод оптимизации плановых решений

Основные виды государственного планирования:

- директивное планирование, характерно для административно-командной системы, а в рыночной экономике применяется только в государственном секторе

- индикативное планирование, характерно для рыночной экономики и представляет собой централизованное определение стратегических целей и задач экономического и социального развития, направления деятельности экономических агентов на достижение этих целей с помощью экономических регуляторов (ставки налогов, % за кредит, норма амортизации).

Государственное программирование - представляет собой процесс решения проблем социально-экономического развития, отражённых в государственных планах с помощью программно-целевого метода.

Целевая программа представляет собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам комплексы различных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, социального, инвестиционного, культурного, экологического развития государства или отдельных регионов.

Программно-целевой метод является основным, т.к. существует множество проблем и ограниченное количество ресурсов различной принадлежности (федеральные, субъекты федерации, муниципалитет, бизнес)

Целевая программа является уникальным инструментом потому что:

- она содержит организационный механизм согласования интересов всех участников социально-экономических процессов

- она содержит экономический механизм объединения ресурсов различной принадлежности

- содержит политический механизм принятия совместных решений.

Условие использования программно-целевого метода:

- необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций в экономике и социальной сфере

- комплексность возникшей социально-экономической проблемы

- отсутствие возможности решить проблему стандартными способами

- необходимость координирования использования ресурсов различной принадлежности.

 

2. Варианты перехода к рыночной экономике и специфика российских реформ переходного периода.

 

Мировая практика показывает, что есть 2 варианта перехода к рыночной эк-ке:

I – *Шоковая терапия* или проведение максимального числа радикальных реформ в кратчайшие сроки.

II – *Градуализм* или проведение частичных преобразований в отдельной области эк-ки и регионах с их поэтапным углублением.

«Шоковая терапия»:

Чтобы исключить возможность возврата к старой экономической системе.

Основные направления:

- быстро создать условия для развития частного сектора;

- в кратчайшие сроки приватизировать соб-ть;

- радикально расширить права эк.агентов;

- отмена валютного контроля;

- проведение политики открытости национальной экономики;

- проведение жесткой социальной политики (замораживание роста з/п и доходов, резкое сокращение бюджетных расходов);

- ужесточение условий предоставления кредитов.

«Градуализм»:

Сторонники считают, что «шоковая терапия» - это слишком дорогое мероприятие, особенно с т. зр. благосостояния населения, которое резко падает. Кроме этого мероприятие «шоковая терапия» может вызвать волнения населения, способные восстановить старую экономическую систему. Сторонники считали, что любое проведение реформ и преобразований не должно существенно сказываться на благосостоянии народа и на стабильности экономической и социальной жизни.

Градуализм предполагает последующее распространение успешного опыта на другие отрасли и регионы.

Специфика российских реформ в переходный период.

Стратегической целью переходного периода в РФ было формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной сферой.

Условия достижения цели:

- добиться преобладания частной собственности в экономике;

- создать конкурентную среду в экономике;

- создать эффективное государство, которое обеспечит условия экономического роста и защиту преобразований

- создать открытую конкурентоспособную на мировом рынке экономику

- создать новую эффективную систему социальной защиты населения.

В РФ исходные условия на начало перехода были крайне неблагоприятны:

- самое длительное существование принципиально нерыночной экономики государства;

- крайне слабая хозяйственная инициатива большинства населения (законодательно пресекалось);

- крайне высокая степень огосударствления экономики и полное отсутствие легального частного сектора;

- сильно искаженная структура национальной экономики;

- полная закрытость экономики;

- неконкурентоспособность большинства отраслей промышленности и особенно с/х.

Геополитические и исторические особенности и черты переходного периода в РФ:

1) Формирование рыночной экономики происходило на фоне взаимосвязанных экономических, социальных и политических кризисов, что привело к увеличению срока перехода и болезненности переходных процессов.

2) В социально-культурном плане РФ – это связывающее звено между цивилизациями западного и восточного типа.

3) В экономическом плане российское общество сформировалось как восточное и сохранило следующие черты:

А) огромная роль государства как регулятора и собственника;

Б) неразвитость частной собственности на землю;

В) отсутствие автономного от государства гражданского общества;

Г) неразрывная связь между властью и собственностью;

Д) слабость личной инициативы при сильных коллективистских тенденциях.

4) Другие особенности экономического развития

А) затруднено разграничение между государством и рыночной структурой;

Б) затруднено формирование конкурентной среды;

В) неравномерность перехода к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах эк-ки, регионах;

Г) антагонизм между государством и предпринимательством;

Д) в начале перехода использовали вариант «шоковая терапия», в последние годы использование сочетания «градуализма» и «шоковой терапии».

3. Содержание регулирования рынка кредитов.

Регулирование рынка денежного капитала (кредитов) часть финансового рынка, который занимается особой сферой финансовых отношений, обеспечением оборотного денежного капитала. Главным инструментом является кредит (движение денежного капитала на началах срочности, возвратности и платности).

Через кредитный рынок денежного капитала выполняются следующие функции:

- перераспределение средств между экономическими агентами;

- ускорение, концентрация и централизация капитала;

- содействие экономии издержек обращения.

Основные участники:

- первичные инвесторы – экономические агенты, имеющие свободные финансы;

- специализированные посредники в лице кредитно-финансовых отношений;

- заёмщики.

Рынок денежного капитала имеет 4 базовые сегмента:

1 – денежный рынок;

2 – рынок капитала;

3 – фондовый рынок;

4 – ипотечный рынок.

Основными субъектами являются банки и другие кредитные организации. Основным органом, через который государство регулирует рынок денежного капитала, является ЦБ РФ, который выполняет следующие функции:

1) является органом банковского регулирования;

2) является органом надзора за деятельностью.

Главная цель регулирования рынка денежного капитала – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Задачи ЦБ РФ по регулированию:

1. Установление обязательного для всех кредитных организаций правила проведения банковских операций и отчетности по ним.

2. Запрашивает и получает в кредитных организациях любую необходимую информацию.

3. Регистрирует кредитные организации.

4. Предъявляет квалификационные требования к руководителям кредитных организаций.

5. Выдает кредитным организациям лицензии и отзывает их.

Для обеспечения устойчивости кредитных организаций устанавливает обязательные нормативы:

- минимальный размер уставного капитала;

- предельный размер неденежной части уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заёмщика;

- максимальный крупных кредитных рисков;

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения;

- минимальный размер резервов банка;

- максимальный размер выдаваемых кредитов, гарантий и поручительств для своих акционеров

Основные рычаги воздействия ЦБ на рынок денежного капитала:

1) регулирование величины учетной ставки банковского процента

2) регулирование размеров обязательных резервов коммерческих банков

3) регулирование объемов операций коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг.

Кроме ЦБ Правительство РФ вместе с ним создают агентство по реструктуризации кредитных организаций (ЗАО), которое предназначено для защиты интересов кредиторов банков и преодолению финансовой неустойчивости, а при необходимости ликвидации коммерческих банков.

Билет 11

1. Виды и методы государственного планирования и их содержание

Государственное планирование - процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения, в результате которого принимаются правильные решения, и организуется целенаправленная деятельность.

Основные виды государственного планирования:

- директивное планирование, характерно для административно-командной системы, а в рыночной экономике применяется только в государственном секторе

- индикативное планирование, характерно для рыночной экономики и представляет собой централизованное определение стратегических целей и задач экономического и социального развития, направления деятельности экономических агентов на достижение этих целей с помощью экономических регуляторов (ставки налогов, % за кредит, норма амортизации).

Основные методы планирования:

- нормативный

- расчётно-аналитический

- балансовый

- экономико-математическое моделирование

- метод оптимизации плановых решений

1) Нормативный метод основан на использовании различных нормативов развития экономики и социальной сферы – технические, социальные, экономические, технико-экономические.

Экономический норматив в регулировании выполняет следующие функции: собственно регулирующие; стимулирующие; распределительные; оценочные.

Классификация экономических нормативов:

- Регулирующие: государство с их помощью регулирует деятельность эк.агентов. Они закреплены в нормативных документах. (Налоги; финансовые нормативы; банковские нормативы; нормативы охраны труда, оплаты труда, социальной сферы).

- Оценочные (расчетные) экономические нормативы: нормативы, используемые для определения эффективности финансово-экономической деятельности эк.агентов. (Нормативы эффективности производства; нормативы затрат труда; нормативы капитальных вложений)

Основное преимущество нормативного метода состоит в том, что устанавливается связь между ресурсами, в росте которых заинтересованы как вышестоящие органы управления, так и предприятия, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

2) Суть расчетно-аналитического метода заключается в корректировке базовых показателей (достигнутых результатов) на предполагаемые изменения в наступающем плановом периоде с учетом тенденций роста (снижения) взаимосвязанных данных, намечаемых мероприятий по совершенствованию их структуры, ускорению роста и других количественных и качественных показателей.

3) Балансовый метод планирования исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой — ресурсом для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод планирования означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются.

4) Экономико-математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов. Современная экономическая теория на макро- и микроуровне включает в качестве естественного, необходимого элемента математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем. Во-первых, выделить формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов. Во- вторых, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, например, оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям.

5) Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, т. е. составляется несколько бюджетов разной продолжительности с разной детализацией, параллельно прорабатывается несколько вариантов плана.

 

2. Роль государственного регулирования экономики в переходном периоде. Средства госрегулирования и их содержание.

 

Роль гос-ва в регулир-ии эк-ки в переходный период намного выше, чем в другие период.

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

 

3. Содержание регулирования фондового рынка.

 

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, который обеспечивает распределение денежных средств между эк.агентами через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, погашаться и покупаться.

Ценная бумага – титул собственности, который дает владельцу право на получение дохода в виде девиденда или процента (акции, облигации).

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок ценных бумаг – такой рынок, на котором ценные бумаги продаются впервые.

Вторичный рынок ценных бумаг – такой рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги, находящиеся во владении.

Доля вторичных рынков намного больше.

Основные функции, которые выполняет рынок ценных бумаг:

1) Централизация временно свободных денежных средств для финансирования экономики;

2) Перелив капитала для его концентрации в технически и экономически прогрессивной отрасли и перспективные регионы;

3) Ликвидация дефицита государственного бюджета в его кассовом исполнении;

4) Информация экономических агентов о состоянии экономической коньюктуры.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется на основе Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» Федеральной Комиссией по ценным бумагам, которая подчиняется Правительству.

Федеральная Комиссия по ценным бумагам в рамках своих полномочий определяет:

- виды ценных бумаг и виды операций на рынке ценных бумаг;

- порядок регистрации и купли-продажи ценных бумаг;

- порядок формирования и работы бирж и торговых систем.

Кроме Федеральной Комиссии по ценным бумагам некоторые функции по его регулированию осуществляют СРО: национальная организация участников фондового рынка; профессиональные ассоциации регистраторов, трансферагентов и депозитариев.

Билет 12

1. Закон спроса. Определение, механизм действия. Влияние неценовых факторов на рыночный спрос.

Для того, чтобы ГРЭ было эффективным, оно должно основываться и использовать в своих механизмах законы развития экономики и социальной сферы.

Экономический закон (принцип) - проверенная и успешно применяемая для прогнозирования и управления хозяйственной жизнью закономерность. Особенность экономических законов в том, что они являются больше тенденциями, чем жёсткими правилами.

К основным экономическим законам, которые государство использует в механизмах регулирования, относятся:

- закон спроса

- закон предложения

- основной закон рыночного ценообразования

Закон спроса - при прочих равных условиях величина спроса на товар тем больше, чем ниже цена этого товара и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса.

Цена - количество денег, за которое продаются и покупаются экономические блага. Цена определяется в результате взаимодействия продавцов и покупателей, которые сравнивают спрос и предложение на товар и устанавливают цену.

Цена зависит от двух факторов:

- предельная полезность

- издержки производства

Рыночный спрос - количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в определённый период времени при всех возможных ценах на товар.

Действие закона спрос объясняется существованием эффектов дохода и замещения.

Эффект замещения - при изменении цены товара покупатель стремится заменить эти товары другими, цены на которые не изменялись.

Действие закона спроса ограничено:

1) при ажиотажном спросе, вызванным ожиданием повышения цен (соль);

2) для некоторых редких и дорогих товаров, являющихся средством накопления;

3) при переключении спроса на более новые и качественные товары.

Неценовые факторы спроса:

- изменение в доходах населения (увеличение пенсии);

- изменение в структуре населения;

- изменение цен на другие товары, дополняющие или замещающие данный товар;

- изменение вкусов и привычек населения;

- ожидание относительных цен в будущем;

- действие закона.

2. Содержание и изменение функций институтов госрегулирования экономики в переходном периоде.

 

Функции государственного регулирования экономики в перехо







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.