Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отношения собственности, как основной объект государственного регулирования экономики.





 

Собственность-это отнош. Между эк-ми агентами по поводу присвоения эк. Ресурсов и потребит. Благ рез. Хоз. Дея-ти в сферах пр-ва,обмена и потребления.

В любом гос-ве отнош. Собственности является основой эк. Системы.

К эк. Агентам относятся:

-домашние хозяйства отдельных лиц и семей.

-предпр-ия всех видов собственности в т.ч. и ИП

- гос-во в лице гос. Учреждений, предпр. И органов гос. Управления

-неком. Орг.

Формы собств. В ком.-админ. Эк-ке:

1.обще народная,а в реальности гос-нная

2 кооперативная

Хар-ные особенности:

-производств. Ресурся находятся в рукох гос-ва

-Непосредственные производители выступали собственниками только знаний и раб. Силы

-распределение рез. Хоз. Дея-ти были довольно равномерны.

Фор собственности в рын.эк.

1.частная

2. гос-ная

3. смешанная

Частная собств.

-индивидуальная

-корпоративная

Регулирование отнош. Собств. В рын. Эк. Заключ.:

1.в разработке и подтверждении законодательной базы собств.

2.в обеспечении неприкосновенности частной и др. форм собств. Эк. Агентов.

3.управление гос. И муницип. Собственностью.

4. участие в управлении смешанным предприятием и получение прибыли

5 определение оптимальных пропорций в различ. Формах собственности на различ. Этапах развития эк-ки.

Главным в регулировании в отнош собственности явл. Приватизация.

3. Содержание сферы материального производства. Задачи и содержание госрегулирования сферы материального производства.

К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы — здравоохранения, просвещения и т.д. Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (про­мышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.),

Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на по­лучение прибыли. Предпринимательство с привлечением наем­ного труда имеет форму предприятия, а без использования на­емного труда — индивидуальной трудовой деятельности.

совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21.

Сущность государственного регулирования экономики. Эволюция основных теоретических взглядов на государственное регулирование.

ГРЭ- это процесс воздействия гос-ва на хоз. Жизнь общества и связанные с ней процессы.

1.Военный коммунизм.,как этап становления админ.-ком. Сист. 1917-1921

-трудовая повинность

-продовольствие и др. выдавалось по картам

-отбирание частной собст. В гос-во

2.НЭП(1921-1927) восстановлена ден. Система, фондовая биржа,возник товарный рынок, гос-во стало использовать финансовые рычаги для рег.эк-ки,внешняя торговля.

3.Формир админ.-ком. Сист. В окончательном виде(1928-1940)

Появились министерства,карточная система,введена система нематериальных стимулов,индустриализация гос-ва.

4.ВОВ и восстановление народного хоз-ва(1941-1953)Сталин. Главный орган-гос. Комитет оьороны

5.Политика реформирования админ.-ком. Системы (1953-64)Хрущёв. Резкий одъём производства товаров потребления, освоение целены,решение продовольственной проблемы, преобразование в соц сфере:5 раб. Дней, пенсионное обеспечение, растёт мин. Оплаты труда,отменено платное образование.

6.Реформы 1965 года, как новая политика совершенствования админ.-ком. Системы(65-71) Косыгин.

Рын. Преобразования: сократились плановые показатели для предприятия, расширились эк. Права предприятия, предприятия стали заключать хоз. Договора между друг другом, на преприят. Появились фонды эк. Стимулирования.

7.Наростание кризисных явлений в сист.(71-91) Брежнев. Системный кризис гос-ва.Начало перехода к рын.эк.

Характеристика основных форм собственности в российской экономике.

Собственность-это отнош. Между эк-ми агентами по поводу присвоения эк. Ресурсов и потребит. Благ рез. Хоз. Дея-ти в сферах пр-ва,обмена и потребления.

В любом гос-ве отнош. Собственности является основой эк. Системы.

К эк. Агентам относятся:

-домашние хозяйства отдельных лиц и семей.

-предпр-ия всех видов собственности в т.ч. и ИП

- гос-во в лице гос. Учреждений, предпр. И органов гос. Управления

-неком. Орг.

Формы собств. В ком.-админ. Эк-ке:

1.обще народная,а в реальности гос-нная

2 кооперативная

Хар-ные особенности:

-производств. Ресурся находятся в рукох гос-ва

-Непосредственные производители выступали собственниками только знаний и раб. Силы

-распределение рез. Хоз. Дея-ти были довольно равномерны.

Фор собственности в рын.эк.

1.частная

2. гос-ная

3. смешанная

Частная собств.

-индивидуальная

-корпоративная

Регулирование отнош. Собств. В рын. Эк. Заключ.:

1.в разработке и подтверждении законодательной базы собств.

2.в обеспечении неприкосновенности частной и др. форм собств. Эк. Агентов.

3.управление гос. И муницип. Собственностью.

4. участие в управлении смешанным предприятием и получение прибыли

5 определение оптимальных пропорций в различ. Формах собственности на различ. Этапах развития эк-ки.

Главным в регулировании в отнош собственности явл. Приватизация.

Содержание и характеристика производства общественных благ как важная функция государства.

Деятельность государства в экономике неразрывно связана с существованием категории общественных благ, которая изучалась многими учеными.

Согласно общепринятому определению, общественными называются блага, обладающие признаками неисключаемости (доступности к одновременному потреблению множеством индивидов) и нежелательности ограничения (из-за высоких затрат или социальных причин).

Уточняя данное определение, ученые отмечают, что не способ производства, а характеристики блага делают его общественным, так как все общественные блага на какой-то стадии производства являются частными. К характеристикам общественных благ относят следующие:

1. Общественные блага возникают как результат усилий по осуществлению контроля за "побочными внешними эффектами" или "эффектом бесплатного потребителя";

2. Общественные блага обеспечиваются общим образом, потому что они не могут быть "расфасованы" по отдельным потребителям;

3. Общественные блага имеют своей целью поддержание предпочтительного состояния дел в обществе.

Можно отметить, что, помимо чисто общественных благ, имеются "смешанные блага", которые в силу сложившихся параметров экономической системы не могут быть произведены частным образом и при этом не удовлетворяют второму из вышеуказанных признаков.

На наш взгляд, целесообразно расценивать блага как общественные, если они удовлетворяют не менее чем двум из трех указанных признаков, причем исключаться может только второй признак.

Экономические функции государства, выделяемые в общей экономической теории - стабилизационная и распределительная - направлены на приведение экономической системы в желательное состояние, включают в себя контроль за действием внешних эффектов и эффектов безбилетника, и не могут быть расфасованы по отдельным потребителям, поэтому могут быть отождествлены с производимыми государством общественными благами.

Институциональные теории, подходящие к деятельности государства в экономике более комплексно, выделяют в качестве основных следующие экономические функции государства - "государство защищающее" и "государство производящее".

Первая функция представляет государство как спецификатора прав собственности в обществе, что упорядочивает воспроизводственный процесс и снижает неопределенность, вторая - как производителя общественных благ, участника процессов производства, обмена, распределения и потребления.

Такое деление, на наш взгляд, небесспорно. Спецификация и защита прав собственности удовлетворяют признакам обществен-ного блага, так как возникают в результате контроля за "побочными внешними эффектами" и "эффектом бесплатного потребителя", обеспечиваются общим образом, так как не могут быть "расфасованы" по потребителям и поддерживают предпочтительное состояние дел в обществе. Это особый вид общественного блага, производство которого в частном порядке на отдельной стадии хоть и возможно, но приобретение полного комплекса потребительских качеств, если так можно выразиться, происходит только после стандартной процедуры реализации государством. Это даже не один, а два вида общественных благ, различных по своему составу и способу производства.

Можно выделить следующие основные виды производимых государством общественных благ: 1. Институциональные общественные блага - формальные и неформальные институты, нормы и правила, обязательные для исполнения всеми гражданами национального государства, включая закрепленный механизм защиты от нарушения;

2. Защитные организационно-институциональные блага блага, связанные с механизмом реализации функций государства как гаранта физической безопасности и безопасности трансакций, реализацией механизма защиты от нарушения норм и правил, закрепленных в обществе;

3. Общественные блага чистого и смешанного характера - вещественные и невещественные блага, производство которых осуществляет государство как проводник принципа социальной справедливости данного общества;

4. Управленческие системообразующие блага - услуги по управлению процессом социальноэкономического развития общества, включая постановку и реализацию целей сохранения целостности и развития общества.

Рассматривая роль государства в воспроизводственном процессе, можно отметить, что его экономическая деятельность представляет собой производство общественных благ разных видов в условиях ограниченной рациональности индивидов, борьбы индивидуальных и групповых экономических интересов, воздействию которой подвержены все экономические субъекты, положительных трансакционных издержек и непрерывного процесса конкуренции и развития институтов.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно рассматривать производство общественных благ в качестве единственной глобальной экономической функции государства в воспроизводственном процессе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22.

1. Государственное регулирование экономики. Пирамида целей госрегулирования, их содержание.

Пирамида целей.

1.Высшая(центральная) цель ГРЭ: формирование наиболее благоприятных усл. Для соц.-экон развития и стабилизации гос-ва.

2.Цели первого порядка.

2.1 обеспечение темпов роста эк-ки соизмеримых с хоз. Потенциалом страны

2.2. Минимизация безработицы

2.3 обеспечение относительной стабильности цен

2.4 обеспечение внешнеэк. Равновесия

3. Цели второго порядка

3.1 создание благоприятных усл. Для конкуренции и увеличение прибыли всех эк. Агентов

3.2 стимулирование умеренного экон.роста

3.3 сглаживание эк. Цикла

3.4 обеспечение соц. Приемлимого уровня занятости и уровня жизни населения

3.5 непрерывная модернизация инфраструктуры эк-ки и производств. Аппарата

3.6 предотвращение чрезмерных различий доходов населения

3.7 поддержание высокой конкурентоспособности нац. Производителей на внутр. И внеш. рынках

3.8 поддержание бездефицитного или умеренно дефицитного платёжного баланса гос-ва и макроэн. Равновесия.

3.9 поддерж. Удвл. Сост. Окружающей среды

2. Приватизация – главное содержание трансформации собственности в переходной экономике.

Приватизация – это продажа или безвозмездная передача гос. Собственности в руки отдельных граждан,трудовых коллективов или юр.лиц.

Приватизация заключ. В трансформации предприятий производителя в пред-тие базирующиеся на капитале.

Объектами приватизации является государственное и муници­пальное имущество. Действующий Закон о приватизации в каче­стве объекта приватизации называет государственное и муници­пальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предпри­ятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объ­екты. Возникает вопрос: какие объекты?
Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся:

· земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе иму­щественные комплексы;

· природные ресурсы;

· государственный и муниципальный жилищный фонд;

· государственный резерв;

· государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

· государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Феде­рации;

· культовые здания и сооружения с относящимися к ним зе­мельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного на­значения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

· государственное и муниципальное имущество при отчужде­нии в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учрежде­ний;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закре­пленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

· государственное и муниципальное имущество на основа­нии судебного решения;

· акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации - это государственное и муници­пальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. По­этому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предпри­ятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов прива­тизации входят также имущественные права (например, доли Рос­сийской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).
Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее поло­жение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.
К субъектам приватизации относятся государство, субъек­ты Российской Федерации, муниципальные образования, пред­приятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функ­цию.

3. Социальная политика государства. Сущность, задачи и содержание.

 

Соц. Политика гос-ва – это деятельность гос-ва и др. субъектов (профсоюзов,фондов,цехов, направленных на обеспеч. Благоприятной жизни и труда населения)

Осн. Задачи соц. Политики:

1. недопущение массовой бедности

2.сдерживание безработицы и мат. Поддержка безработицы

3.развитие соц. Сферы(культура, исскуство,ЖКХ)

Гос программы стабилизации доходов имеются во всех странах. Их осн. Сост. Программы помощи населению.

Распределение средств по прогрпмм. Помощи осущ. По 3 направлениям:

1часть помощи получ. Населением находится в зависимости оттруда населения

2. выплаты не имеют связи с трудом,а берутся в расчёт потребности,кот. Необходимо удовлетворить.

3.выплаты не явл. Денежными,а население получат помощь в натур. Форме.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23.

Система методов госрегулирования экономики. Содержание прямых и косвенных методов.

Инструментарий ГРЭ (методы, ср-ва, формы) – гос-во реализует цели регулирования с исп-ем методов прямого и косвенного воздействия на экономику.

- Методы прямого воздействия на экономику - реализ-ся адм.-правовыми и эк-ми функциями.

- Методы косвенного воздействия на эк-ку – реализ-ся только экономическими средствами.

Отличит.черты адм.-правовых средств состоит в том, что они: а) базируются на силе и авторитете гос.власти; б) они не связаны с созданием дополнительных мат-ых стимулов для их реализации. Основные адм.-правовые средства: 1) законодат.акты, нормативные док-ты и положения; 2) стандарты и нормы; 3) разрешения, запреты, лицензии и квоты (огранич.), 4) санкции; 5) гос-ое регулирование цен; 6) упр-ие гос. собственностью и гос. предприятия.

Основные эк-ие средства: 1) гос-ое прогнозирование, планирование и программирование, 2) налоги и гос. бюджет, 3) кредитно-денежные инструменты, 4) валютные инструменты, 5) гос. инвестиции и субсидии, 6) гос. заказ, 7) внешнеэк. Инструменты.

Методы (формы) регулир-ия экономики: I. По характеру воздействия на эк-ку: 1)краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика), 2) долгосрочное регулирование (набор таких инструментов, к-ые направлены на модернизацию эк-ку) II. По конкурентному применению инструментария, характерно для российской экономики: 1) непоср-ое гос-ые упр-ия гос. собственности и гос. предприятиями, 2) налоговое регулирование (меры по опр-ию налогов. Объектов налогооблажения, налоговых ставок, опр-ие гос. пошлин) III. По денежно-кредитному регулированию. IV. По бюджетному регулированию – гос-во формирует и расходует бюджет по различным направлениям, опр-ет дефицит V. Ценовое регулирование – гос-во уст-ет предельные цены на продукцию, компенсир.убытки от предельных уровней цен. VI. Регулирование трудовых отношений, оплаты труда, условий труда и соц-ых опросов уст-ся min размер оплаты труда VII. Регулирование охраны и восст-ие окр. среды (меры по защите природы) VIII. Гос. антимонопольное регулирование (ограничение, запрет деят-ти предприятия - монополистов) IX. Гос. внешнеэк-их регулирование (функц-ие эк-их агентов в условиях внешней деятельности).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.