Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 3. Основные направления регулирования территориальных пропорций и региональных рынков.





Государственное территориальное регулирование является составной частью управления экономикой, отражающей специфический пространственный аспект процессов воспроизводства материальных благ, рабочей силы, производственных отношений л решения проблем социального и экономического характера. Оно представляет собой важнейшую функцию управления процессами территориального разделения труда, специализацией и комплексным экономическим и социальным развитием регионов. Задачами государственного территориального регулирования являются: определение перспектив развития каждого региона с общегосударственных позиций, имея в виду, что экономика страны есть единый хозяйственный комплекс; обеспечение пропорционального развития экономики каждого региона на основе комплексного и рационального использования территориальных ресурсов многоцелевого назначения (трудовых, земельных, водных, энергетических и др.); выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение рациональной системы территориального размещения населения, исходя из потребностей производства и социального развития.
 
Для государственного регулирования территория страны разделяется на ряд экономических районов. Каждый из районов, как правило, включает несколько административных единиц. Признаками для выделения района служат: общность территорий; однородность природных условий; общая направленность решаемых хозяйственных задач на основе исторически сложившейся региональной экономической структуры, имеющей ряд характерных особенностей. В результате целенаправленной хозяйственной деятельности, освоения новых природных богатств и развития производства сетка экономического районирования может изменяться. Экономический район или грппа районов (зона) являются основной таксономической единицей для определения главных направлений размещения производительных сил. Государственное территориальное регулирование в настоящее время проявляется в поддержке северных регионов страны путем льготного кредитования и 50%-ной компенсации транспортных расходов, финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях; в дополнительной селективной поддержке как регионов, признаваемых депрессивными (республики Ингушская, Тыва, Алтай, Бурятия, Калмыкия и др.), так и регионов, чрезвычайное государственное стимулирование которых ориентируется на превращение их в зоны устойчивого развития (Волгоградская, Саратовская, Самарская области и др.). Аналогичные меры селективной поддержки принимаются и в целях структурной перестройки экономики регионов, находящихся в экстремальных природно-климатических условиях и малоосвоенных (республики Саха (Якутия), Коми, Карелия, Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Сахалинская области). Подобного рода государственная поддержка оказывается также регионам, отличающимся исключительным экономико-географическим положением (Калининградская область) либо оказавшимся приграничными (Псковская, Новгородская, Смоленская области, Краснодарский край и республики Северного Кавказа). Финансовая поддержка оказывается также так называемым закрытым административно-территориальным образованиям, в которых расположены организации и предприятия Минатома и Минобороны России.
Государство создает предпосылки для формирования региональных рынков: разграничение собственности по уровням управления, определение статуса федеральных и региональных природных ресурсов, разграничение функций между центром и регионами в сфере финансов, налогообложения, внешних связей и т.д. Региональные рынки формируются под воздействием реализуемых федеральных целевых программ, для финансирования которых используются бюджетные средства, а также другие формы поддержки регионов. После распада СССР 35 субъектов Российской Федерации стали приграничными регионами, а вместе с прибрежными — 43. Такие изменения обусловили необходимость более полного учета интересов регионов при осуществлении внешнеэкономических связей России. Государство содействует вхождению регионов в международное сотрудничество, поддерживает их внешнеэкономическую деятельность, способствующую развитию и улучшению условий жизни населения. При огромных расстояниях между регионами России торговля с соседними странами позволяет резко сократить транспортные издержки. Экономическое взаимодействие регионов с зарубежными партнерами позволяет им также ускорять решение своих проблем, минуя центр. Регулирующая роль государства в отношении региональных рынков проявляется по многим другим направлениям. Так, за счет получения дотаций из бюджета поддерживаются на соответствующем уровне цены. Важное значение придается борьбе с монополизмом на региональных рынках. Региональные рынки особого рода формируются в границах свободных экономических зон.1

 

Билет № 18

Вопрос 1. Экономическая система. Определение, содержание, понятия. Типы и виды экономических систем

Экономическая система(ЭС) – совокупность всех экон процессов, совершающ в обществе, на основе сложившихся отношений собственности и хоз механизмов.

В мире сущ следующие типы и виды экон систем:

1. рыночная ЭС

Рын эк-ка свободной конкуренции(чистый капитализм), сущ-ла в большинстве гос-в до конца 19века

Современная рын эк-ка(современ капитализм, смешанная эк-ка, гос капитализм) сущ в большенстве стран с начала 20 века

2. нерыночная ЭС

Традиционная ЭС ущ до наст вр в наиболее отсталых странах Азии и Африки

Адм-ком ЭС сущ-ла и сущ-ет в социалистических странах

ЭС переходного типа не относ ни к 1-ой ни ко 2-ой ЭС, присуща гос-вам, осущ переход от адм-ком к рын ЭС(переходный период)

Осн эл-ты, отличающие одну систему от др:

Отношение собственности, формы собственности на эк ресурсы и результаты хоз деят-ти

Хоз механизм – способ регулирования хоз деят-ти на макро и микро уровне

Орг-правовая формы хоз деят-ти

Чистый капитализм – частная собств-ть на все эк рес-су, рын механизм регулирования на основе свободной конкуреции при минимал вмешательстве гос-ва в эк-ку.

Овременный капитализм – многообразие форм собств-ти при главной роли частной собственности, активное влияние гос-ва на развитие нац эк-ки и соц сферы.

Традиционная ЭС – все ресурсы и рез-ты деят-ти принадлежат общинам, родам, все эк проблемы решаются на основе обычаев и традиций.

Адм-ком ЭС – обществ, а в реал гос собств-ть на все эк рес-сы, полная монополизация эк-ки, централизованное директивное управление эк-кой на макро и микро уровне.

 

Вопрос 2 Роль государственного регулирования экономики в переходном периоде. Средства госрегулирования и их содержание.

Роль гос-ва в регулир-ии эк-ки в переходный период намного выше, чем в другие период.

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.