Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм культурных процессов





Механизм культурного процесса = традиция +новация. Между ними диалектическое единство. Режим распредмечивания и опредмечивания. Например, роман Достоевского. Рапредмечивание – роман в виде идеи. Опредмечивание – написанный роман. Ни одна новация не будет традицией, пока она не будет распредмечена большим количеством людей(внутренний мир многих людей). Традицию нельзя разрушить не распредметив ее.

Культурные процессы имеют особенности протекания. В таком случае говорят об особенностях их механизмов. К механизмам культурных изменений относят аккультурацию, трансмиссию, экспансию, диффузию, дифференциацию и др.

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа (более развитого) полно или частично воспринимается культурой другого народа (менее развитого). Может носить характер свободного заимствования.

Распространение культуры есть особая форма движения. В таком случае культура выступает как нечто самостоятельное. Культура, которая заимствует - реципиент. Культура, отдающая - донор.

Культурная трансмиссия - процесс передачи от предшествующих поколений культурных ценностей к последующим через образование, что обеспечивает преемственность в культуре.

Культурная экспансия - расширение доминирующий национальной культуры за первоначальные или государственные пределы.

Диффузия (рассеивание)- пространственное распространение культурных достижений одних об-в в другие. Возникнув в одном об-ве, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ

Дифференциация - качество изменений в культуре, к-рое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

13. Культура и цивилизация Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Термин "цивилизация" использовался двух смыслах -широком и узком. Первый из них означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости.В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Между культурой и цивилизацией нельзя ставить непроницаемую стенку, так как все происходит в рамках одной системы.Сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. О. Шпенглер "Закат Европы". Культура (творит первое сословие-дворянство, духовенство; культура опирается на чел. разум; культурный человек проявляет способности к философии и искусству; созидание, добро, человечность, приоритет духовной жизни).Цивилизация(четвертое сословие-масса, толпа; господствуют животные инстинкты; не проявляет способности к философии, господствует разрушение; зло, бесчеловечность, погоня за материальным успехом).

Культура и гуманизм

Слово "гуманизм" родственно древнему латинскому слову homo (человек). В наше время понятие "гуманизм" включает основной его признак "человечность", под которой подразумевается отношение к человеку как высшей ценности.

Нет такой культуры, которая не предполагала бы за человеком определенного, важного места (роли, назначения) в своей системе мироздания. Уже архаические культуры оставляли решающую роль человеческому коллективу в поддержании предустановленного миропорядка. И в эпоху Древности человек ясно сознавал свою роль в исполнении традиции, которую обоготворял.

Культура Средних веков тоже была культурой людей и для людей. творцом мироздания и человека в нем, творцом всех смыслов и целей был признан Бог, называемый также Творцом или Создателем. До поры до времени вера в Бога, предполагающая в нем единый и единственный источник всякой созидающей воли, как бы поглощала массу частных человеческих хотений. Лишь на поздней границе Средневековья эта вера и противоречащая ей реальность повседневной жизни достигли нестерпимого раздвоения. К этому времени своеволие человека успело наглядно доказать свою созидательную силу в постройках небывалых городов, в быстрых хозяйственных успехах в ремесле

После этого уже трудно было верить, что мир есть нечто раз и навсегда данное, а человек в нем лишь исполнитель замысла Творца. И европейцы начали создавать культурную систему. Формирование культуры Нового времени" было отмечено решительными переменами почти всех форм жизни.

Еще с XV века в Европе постепенно складывался новый облик государств, утверждалась новая сфера человеческого существования частная жизнь, складывалось новое отношение государств и их граждан к религии и Церкви.

Самая большая ценность человека-он сам. Но в разные эпохи выдвигали определенные качества человека:

первобытное(человек сильный, быстрый, ловкий)

античная эпоха(человек, приносящий пользу обществу)

средневековье(святость)

возрождение(творчество)

эпоха нового времени(человек разумный)

эпоха просвещения(система образования)

Социальные функции культуры

Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве.

Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):

функция приспособления к среде (способность совместной организации быта в древности – как защита от природы, создания государств и законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч. “антикультурных”),

познавательная функция (способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке),

информативная функция (способность передачи следующим поколениям или другим группам и развития ими социального, научного и духовного опыта при отсутствии механизма биологического наследования культурных ценностей),

коммуникативная функция (способность быстрого распространения культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык, технические достижения в области хранения информации),

регулятивная функция (способность поддержания равновесия между группами людей, через устоявшиеся нормы морали, обычаи, обряды, нормы права, нормы поведения),

оценочная функция (способность всегда анализировать “что хорошо, а что плохо”),

функция разграничения и объединения групп (способность объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен информацией между группами),

функция “социализации” (самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.