|
Культура Древней Греции и РимаГреция не образовывала единого государства, оставаясь культурно-этнической и политической целостностью. В полисах осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Самый крупный полис - Спарта. Первоначально власть царя была наследственной. Позднее эта должность стала выборной и поменяла название: царь превратился в выборного правителя. Греки создали институт свободного человека. Для того, чтобы быть свободным надо не только не быть рабом, но еще и быть в согласии с обществом и самим собой. Полисный человек-воин и государственный деятель. Появляется гражданское занятие, особое место в котором принадлежит досугу. К ним относятся театр, философские размышления. Греческие религиозные верования представлены мифологией и имеют специфические отличия: -Обожествление природы; -Отсутствие влиятельного духовенства; Наиболее почитаемы были олимпийцы: -Зевс-бог неба, погоды, молнии и грозы, самый могущественный и самый добрый из богов. -Аполлон-бог гармонии и света. -Гермес-проводник путешественников и душ в преисподнюю, бог торговцев и купцов и защитник от воров. -Дионис -бог виноделия и театра. Культурные достижения 1. философское мышление. 2. демократия. 3. научные знания (Пифагор), геометрия Эвклида, Архимед заложил основы механики и пр. 4. гражданская свобода и гражданский долг. Древний Рим Многое римской культурой было заимствовано у греков Черты римской культуры: 1. сила, а не утонченность, 2. мощь, а не быстрота, 3. массивность, а не красота, 4. факт, а не воображение доминируют в искусстве; Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей - мужества, верности, стойкости. Во главе империи стоял император. Все население римских владений делилось на две категории: граждане и иноземцы. Социальный характер религии -- связь религии с правом, с политической борьбой. Все божества религиозной системы римлян условно делились на духов, защитников дома и духов почитаемых как охранителей основ государственности. Именно последним приносили особо значимые жертвоприношения в виде животных. Христианство - как государственная религия Римской империи (принцип равенства, любви и мира) В Древнем Риме театр был частью увеселительных мероприятий. В Риме родилась комедия и сатира. Средневековый идеал христианской цивилизации. Важнейшей особенностью средневековой культуры являетсяособая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран. Церковь оказывала влияние непосредственно на сознание населения. христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Средневековый европеец был, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства добра и зла. Библию читали и слушали в средние века Средневековый европеец был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности даже духовенства. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т. п. Тексты Библии считались слишком сложными и недоступными для восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако и их образованность и грамотность была очень невысока. Молитвы, заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы — все это формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Слово было универсально, объясняло все. Поэтому для средневекового сознания культура прежде всего приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии. Гуманистический идеал эпохи Возрождения. Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом. Отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено на человека. Самопознание и самосозидание человека –главные идеи возрожденческого гуманизма. Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Основными чертами культуры эпохи Возрождения являются: · антропоцентризм, · гуманизм, · модификация средневековой христианской традиции, · особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии, · новое отношение к миру. Культура нового времени. Новое время начинается с буржуазных и промышленных революций. К 17 в. складывается новая картина мира в основе которой научные знания. Происходит становление европейской культуры. Основные черты: 1. Антропоцентризм 2. Динамизм 3. Рационализм 4. Европоцентризм 5. Усиление религиозной тематики 6. Повышение эмоциональности образов В 17 в. происходит подъем искусства в Европе. Успехи естествознания дали новый взгляд на природу и человека, что обусловило особое значение портрета и пейзажа. В 17 в. существуют барокко и классицизм, рококо и сентиментализм. Барокко. Этот стиль возникает в Италии в 16 в. Происхождение термина точно не известно. Барокко долго не признавали. 17 в эпоха усиления борьбы религиозной и светской власти, борьбы между католиками и протестантами, поэтому в центре внимания барокко-человек мучающийся в ситуации религиозных и этнических конфликтов. На смену оптимизму возрождения приходит осознание тяжести и безнадежности борьбы человека, поэтому говорят о трагическом гуманизме барокко. Этот стиль использовали католические церкви для усиления своего влияния. Интерьеры украшались многоцветной скульптурой. В данном стиле оформлялись и сады. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Интерес для классицизма представляет только вечное. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Рококо — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Сентиментализм - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли "цивилизации". ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|