Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Осмысление понятия «культура» в XX веке





20 век – век научно технических революций, век перехода к информационному обществу. Происходит резкое повышение роли науки и техники.

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс». Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. формируется кубизм. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм.

Модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре.Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм, ярче всего- как неореализм Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

Развитие теории культуры в России

Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к правосла­вию.

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывало срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Основной проблемой в русской культурологической мысли становится выяснение соотношения культур Востока и Запада. Со временем возникло два основных направления в русской культурологии, называемые славянофилами и западниками.

Западники утверждали, что Россия будет развиваться только при условии приобщения к более прогрессивной западной культуре. Они относили русскую культуру к европейскому типу, но считали ее несколько своеобразной, так как она развивалась в рамках православно-христианской традиции. Славянофилы, наоборот, утверждали, что у России свой самостоятельный путь развития, отличающийся своеобразием.

Ф.М. Достоевский пришел к выводу, что Россия может спастись только путем религиозного возрождения и внутреннего преображения русского человека. Он разработал теорию почвеничества. Ее суть заключалась в стремлении примирить крайности славянофильства и западничества, объединить народ и интеллигенцию, доказать, что русскую самобытность следует искать только на национальной почве. Надо уважать другие народы, но сохранять при этом собственную самобытность.

Особенности: 1) Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя фак­ты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в гео­графическом пространстве, так и в историческом времени. 2) Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура - явление относительно молодое. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интен­сивного исторического развития. 3) Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература.

Генезис понятия «культура». Определение понятия.

Культура как способ и содержание жизни людей на основе воспроизводства и потребле­ния необходимых благ возникла с отделением человека от природной среды, завершением его социального формирования и образовани­ем общества.

Само слово "культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно означало возделывание, обработку земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. Главными становятся образованность, разумная жизнь и природные ценности. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижение человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как "вторая природа", «сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть. также культура, означающая "возделывание души".Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Между дух. и мат. культурой нет жесткой границы, они взаимодействуют. 1)высокий уровень мат. культуры создает возможность для повышения уровня дух. культуры и наоборот. 2)через явление мат. культуры до определенной степени можно проследить уровень дух. культуры человека. 3)человек все свои жизненные потребности удовлетворяет по-человечески, т.е. социально, одухотворенно.У мат. и дух. культуры есть формальные отличия: мат культура всегда существует как вещь, а дух. культура может существовать и как вещь и как акт деятельности. Мат. культура себя во времени изживает(раритет), а дух. культура переживает, она востребована и насущна. Мат. культура знает предел потребления, а у дух культуры предела насыщения нет.





Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.