|
Предельные характеристики культурыУ культуры есть две предельных характеристики: 1. связана с сущностью культуры (культура имеет универсальный, всеобщий характер) 2. связана с локальным проявлением этой сущности (любое всеобщее проявляет себя через отдельное) Каждую локальную культурно-историческую эпоху проявляли себя феноменально только несколько этнических культур. Феномен-явление, через которое познается сущность. Каждая эпоха давала 2-3 феномена. зачем все остальные культуры себя так берегут? Если перестать поддерживать свою культуру, а ездить в страны с феноменальной культурой, то разрушится народность или нация. Разные культуры в разное время становились феноменальными, нет гарантии, что наша культура в свое время не станет таковой. Каждая культура является уникальной, такой не было и не будет. Культурологический подход выделяет следующие основные характеристики культуры. 1. Культура - содержательное наполнение совместной жизни людей. 2. Культура - ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений. 3. Культура включает в себя предметный мир, мир вещей - то, что, как правило, называется материальной культурой. 4. Культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, мышления, поведения, выраженные в символической форме. 5. В рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов. Культурно-исторические феномены Формирование гуманитарного подхода в науке и развитие философии истории за последние 50 лет привело к повороту от «социальной истории» к «культурной истории», что в свою очередь потребовало новых подходов к традиционным культурам. Если раньше мировая история воспринималась как однолинейный эволюционный процесс, то новый «цивилизационный» подход предложил понимание исторического процесса как процесса существования различных культурно-исторических систем. Между тем изучение локальных историко-культурных процессов способствует пониманию мировых цивилизационных процессов. Очевидна необходимость сосредоточения на наименее изученном в историко-культурном плане материале – целостном осмыслении бытия традиционной культуры, ее ценностно-смысловой преемственности. Феномен-явление, через которое познается сущность. Каждая эпоха давала 2-3 феномена. Античная эпоха: др. греция, др. рим. Средневековье: рим, испания. Возрождение: италия. Новое время: германия, англия, франция. зачем все остальные культуры себя так берегут? Если перестать поддерживать свою культуру, а ездить в страны с феноменальной культурой, то разрушится народность или нация. Разные культуры в разное время становились феноменальными, нет гарантии, что наша культура в свое время не станет таковой. Каждая культура является уникальной, такой не было и не будет. Познание, язык, культура Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение определены стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала. Познание языков является процессом окультуривания человека. Из эпохи в эпоху речь, язык и письменность приобретает все новые формы, осмысляется по новому, что то уходит, а что то приходит. Роль культуры в процессе антропосоциогинеза. Социализация и инкультурация. Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной; его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Эта проблема нуждается для своего решения в синтезе достижений различных наук. Антропос-человек. Социум-общество. Генезис-наука о происхождении, возникновении объектов. Процесс начинается с трудовой деятельности. 1 шаг-берет в руки палку(инстинкт самосохранения), расширяется кругозор(когда встаешь на ноги). Сознание-особое отображение, преображение мира. Развитие кисти, появление речи(устной, письменной) Речь дает язык-форму мышления. Язык становится импульсом, толчком к развитию наших мыслей. Только человек имеет способность к абстрактно-логическому мышлению(разум). Рожденный ребенок умеет только 2 вещи(в отличие от животных)-ползать и сосать. В настоящее время не вызывает сомнений, что без инкультурации и социализации человек не может существовать как член общества, поэтому миновать эти процессы невозможно. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур. В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли. Как процессы инкультурации, так и процессы социализации, в основном, идут под руководством старших и на собственном опыте. Инкультурация-процесс осовоения индивидом норм общественной жизни и культуры. социальзация- процесс вхождения человека в человеческое сообщество, есть 3 стадии: идентификация (возникновение индивидума, уподобление другим людям), индивидуализация(человек формирует себя как индивидуальность), персонализация(формирование личности). На стадии персонализации возникает проблема личности. 2 типа поведения человека: конформист(я как все) и нонконформист (человек, который говорит о себе не как все) 2 причины: 1) знание. Унего нет собственных знаний, не может обосновать свою точку зрения; 2) психологическая, Спокойнее, проще быть конформистом, но сохранение и развитие культуры зависит от нонкоформистов. Архаическая культура. В этот период проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство. Культура архаичного периода продолжалась вплоть до V века до н. э. — времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время: формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология, вошедшая в культуру всех европейских народов. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э. В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея» В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши и женщины с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность. Миф как культурный феномен Миф - это образная, метафорически-целостная модель мира, поэтическая интерпретация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры. 1. Миф - это синкретичный образ, воспринимаемый как реальность. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального. Миф отличается от религии. Отличие его заключается в том, что он не признает различия между естественным и сверхъестественным. Его содержание разыгрывается по-настоящему, а его чудеса рассматриваются как вполне реальные и обыденные вещи. Художественное начало проявлялось в его образно-символическом единстве. Научно-познавательное - в способности объяснять и выдвигать гипотезы о том, что неизвестно. Религиозное начало проявлялось в том, что все то, что привносилось человеком требовало уважения и поклонения. 2. Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа - полубоги и первопредки племени, они же - культурные герои. Они создают землю, солнце и луну, начинают двигать время, побеждают на земле фантастических чудовищ и делают землю пригодной для жизни. Они учат людей ремеслам и искусству, задают должный порядок всему. В мифе накапливается первое знание человека о мире. Миф - это скорее модель поведения, регулятор действия. На основе мифа устанавливаются первые запреты - табу. 3. Миф есть проявление, прежде всего, коллективного, а не индивидуального. Его творцом является не отдельный человек, а сообщество людей. 4. Миф обладает и эстетичностью. Он может быть высоким, гуманным, а может быть и низменным. Первый воспевает мощь и силу человека, его способность преодолевать враждебные силы, второй устрашает человека, показывая ему его слабость. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|