Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление размещением заказов для государственных и муниципальных нужд





1. Международная и российская системы управления государственными и муниципальными заказами: сравнительная характеристика законодательной базы, цели и задачи реализации.

2. Правила закупок международных финансовых институтов.

3. Размещение заказа государственными и муниципальными заказчиками.

4. Особенности проведения открытого конкурса.

1. Международная и российская системы управления государственными и муниципальными заказами: сравнительная характеристика законодательной базы, цели и задачи реализации

Международное сообщество активно использует конкурсные технологии заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг при расходовании общественных средств, будь то средства налогоплательщиков (государственные закупки развитых стран мира) или же участников международных финансовых институтов (закупки по проектам Всемирного банка, ЕБРР и т.п.).

Общим является понимание того, что конкурентные закупки способствуют снижению затрат на приобретение товаров, работ и услуг, обеспечивают большую эффективность расходования и снижают уровень коррупции при размещении заказов за счет го­сударственных или общественных средств.

Рассмотрим более подробно основные положения междуна­родных базисных документов в сфере государственных закупок.

I. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г. на 27-й сессии Комиссии ООН по пра­ву международной торговли.

Документ, который аккумулировал весь имеющийся междуна­родный опыт и практические наработки в области как государствен­ных, так и общественных закупок в условиях рыночной экономики. Данный закон был разработан Организацией Объединенных Наций в качестве модельного по построению современной эффективной рыночной модели размещения государственного заказа и предна­значался в первую очередь для стран Восточной Европы с переход­ным типом экономики, а также для развивающихся государств.

Основными целями Типового закона ЮНСИТРАЛ являются максимальное развитие конкуренции, обеспечение справедливо­го отношения к поставщикам и повышение уровня открытости и объективности при проведении госзакупок. Закон рекомендуется применять во всех случаях проведения государственных закупок, за исключением закупок, связанных с обеспечением национальной обороны и безопасности.

К числу базовых положений этого документа относятся:

1. В части открытости и прозрачности — ведение отчетности о проведении закупок в письменной форме (отчетность должна отражать все существенные меры, принимаемые государственны­ми заказчиками при проведении конкурсов и иных способов за­купок), а также публичное уведомление как о намерении государ­ственных заказчиков заключить государственные контракты, так и о подписании этих контрактов.

2. В части квалификации — четкая регламентация возможных требований к квалификации поставщиков, порядок и процедуры изучения квалификации, а также порядок проведения предвари­тельного квалификационного отбора.

3. В части процедур — открытый конкурс в качестве основно­го способа закупок; кроме открытого конкурса предусматривается закрытый конкурс, запрос котировок и закупка у единственного источника для простой продукции; двухэтапные конкурсы, кон­курентные переговоры, запрос предложений для закупки сложной продукции и консультационных услуг.

4. Процедура открытого конкурса предусматривает публика­цию извещения; направление потенциальным поставщикам усло­вий конкурса (конкурсная документация); подготовку конкурс­ных заявок, включая изменения и разъяснения; подачу конкурс­ных заявок; публичную процедуру вскрытия конкурсных заявок; оценку заявок; акцепт заявок и вступление договора о поставках в законную силу. Закон также описывает процедуры иных способов закупок, достаточно детальное определение дано процедурам за­купок услуг (двухэтапные конкурсы, запрос предложений и кон­курентные переговоры).

5. В части разрешения разногласий сторон законом предусмо­трено право поставщика (подрядчика) на обжалование размеще­ния государственного заказа в закупающей организации, а также в административном или судебном порядке.

В настоящее время можно утверждать, что Типовой закон ЮНСИТРАЛ сыграл свою роль модельного закона. В основе действующего законодательства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии и других стран СНГ и Восточной Европы лежат положе­ния и подходы данного документа.

2. Многостороннее Соглашение по правительственным за­купкам (Agreement on Government Procurement), принятое по ре­зультатам Уругвайского раунда многосторонних торговых пере­говоров в 1994 г. Оно является одним из элементов Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и заключается страна­ми в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО).

Подписание Соглашения по правительственным закупкам не является обязательным условием для вступления страны в ВТО.

Соглашение должно способствовать открытию национальных рынков госзакупок и предоставлению поставщикам из стран, под­писавших данный документ, равных с национальными поставщи­ками условий участия. Целями данного документа являются разви­тие международной торговли, запрет на дискриминацию иностран­ных поставщиков, обеспечение прозрачности законодательства и применяемых процедур закупок. Таким образом, государственные заказчики не должны предоставлять каким-либо отдельным по­ставщикам или группам поставщиков (сформированным по на­циональному или иному признаку) льготных условий получения госзаказов. Запрещается установление к закупаемой продукции технических требований, ограничивающих международную тор­говлю; технические требования к закупаемым товарам, работам или услугам должны базироваться на международных стандартах.

Соглашением о правительственных закупках определены три вида процедур размещения госзаказа: открытые, селектив­ные и ограниченные. Открытыми являются процедуры, при которых заявку могут представить любые заинтересованные поставщики товаров или услуг. Селективными считаются про­цедуры, при которых заявку вправе подать только поставщики, получившие от закупающего ведомства соответствующее пред­ложение. Ограниченные процедуры — действия, при которых закупающее ведомство вступает в контакт с поставщиками товаров или услуг индивидуально, строго на установленных со­глашением условиях.

Процедуры торгов и иных способов закупки должны соответ­ствовать определенным правилам. В частности:

· запрещается предоставлять каким-либо поставщикам или группам поставщиков информацию о проведении госзаку­пок на льготных условиях;

· публикация информации о проведении торгов должна осу­ществляться в том числе в международных изданиях на одном из официальных языков ВТО;

· квалификационные требования должны быть едиными для всех поставщиков — участников процедур закупок;

· при проведении торгов срок подготовки конкурсных заявок не должен быть менее 40 дней, в остальных случаях — не ме­нее 25 дней;

· устанавливаются требования к содержанию документации по торгам (конкурсной документации);

· определены условия подачи и вскрытия конкурсных заявок, обеспечивающие соблюдение гласности и сохранности пред­ложений;

· принят ряд других условий, направленных на обеспечение конкуренции и прозрачности процесса госзакупок.

3. Свод правил государственных закупок (США).

Общую координацию деятельности в области госзакупок США осуществляет Управление федеральной закупочной поли­тики (Office of Federal Procurement Policy), которое было создано в 1974 г. в качестве консультативного органа при Министерстве управления и бюджета, а в 1988 г. превратилось в самостоятель­ный постоянно действующий орган государственной власти.

Все закупки, проводимые федеральными закупочными агент­ствами, регламентируются Сводом правил государственных заку­пок (Federal Acquisition Regulation, FAR1), разработанным в 1984 г. и описывающим все этапы проведения закупок, начиная с плани­рования и заканчивая вопросами управления заключенными госу дарственными контрактами (вплоть до их завершения). Деклари­руемая цель FAR — соблюдение всеми агентствами, проводящими закупки для федеральных государственных нужд, единой закупоч­ной политики и использование единых закупочных правил. Мис­сией FAR является предоставление всем госзаказчикам продукции с наилучшим соотношением цена/качество (цена/затраты) с уче­том ограниченного времени на проведение закупок.

В соответствии с FAR при размещении госзаказа США приме­няются следующие процедуры:

· открытые торги;

· двухэтапные торги;

· проведение переговоров;

· упрощенные способы закупок.

Упрощенные способы закупок (Simplified Acquisition Methods), не встречающиеся в других странах, применяются при небольшой стоимости контрактов (до 100 тыс. долл.) и в сумме не должны превышать 5 млн долл. в год. При этом налагается запрет на ис­кусственное дробление объема закупки. К упрощенным способам относятся:

· запрос ценовых котировок (Price Quotations);

· использование корпоративных закупочных пластиковых карт при особо малых закупках — до 2500 долл. (Governmental-wide Commercial Purchasing Card);

· размещение заказов на закупку (Purchase Orders);

· использование рамочных соглашений (Blanket Purchase Agree­ment) для регулярных закупок широкого ассортимента про­дукции (типичный пример — канцелярские товары и прочие расходные материалы для работы офисов, а также снабжение запасными частями автохозяйств заказчиков) и др.

Формирование и размещение государственных заказов США осуществляется по двум основным направлениям: для текущего обеспечения деятельности (материально-техническое снабжение) и закупки по профилю работы конкретного государственного ор­гана (прежде всего НИР и ОКР, а также капитальные вложения).

Для учета закупок в области национальной обороны и безо­пасности в Соединенных Штатах используется особое государ­ственное регулирование. Данный вид госзаказа размещается на основании специального документа — дополнения к своду пра­вил государственных закупок для нужд национальной обороны (Defense Federal Acquisition Regulation — Supplement, DFARS). Эти инструкции применяются Министерством обороны США и дру­гими ведомствами при закупках продукции исключительно воен­ного назначения.

Вопросы текущего обеспечения нужд федеральных органов власти США решаются централизованно, через специальную организацию — Администрацию общих услуг (General Services Administration, GSA), благодаря которой заказчики могут закупить широкий ассортимент товаров, работ и услуг, «единых и стандарт­ных» для всех ведомств, независимо от их профиля. Госзаказчикам предлагается выбор более чем из 4 млн наименований продукции, централизованно закупаемой Администрацией общих услуг. При этом одной из немаловажных задач GSA является снижение за­трат на осуществление самих закупочных процедур. Так, расходы GSA на проведение закупок в 2002 г. составили 2,07% от общих расходов на проводимые закупки, а в 2004 и 2005 гг. снизились до 1,75%.

4. Правовые акты, обеспечивающие единые условия прове­дения закупок в странах Евросоюза для государственных нужд.

Размещение государственных заказов в ЕС регламентируется, в зависимости от объемов и других условий, тремя уровнями зако­нодательного регулирования: международным, законодательством Евросоюза и национальным.

К международному регулированию закупок Евросоюза в пер­вую очередь относятся требования ранее упомянутого Соглашения о правительственных закупках Всемирной торговой организации.

При регламентации на уровне Евросоюза действует ряд право­вых актов, обеспечивающих единые условия проведения закупок для государственных нужд. Необходимо отметить, что период с 2004 по 2006 г. являлся переходным, когда параллельно действо­вало два вида документов — «старые» директивы и заменяющие их «новые».

Принципиальные изменения в регламентации государствен­ных закупок Евросоюза направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и предполагают:

· исключение из сферы действия общего законодательства по государственным закупкам отдельных секторов экономи­ки, традиционно являющихся естественными монополиями (водоснабжение, энергетика, транспорт и сфера почтовых услуг);

· введение в практику закупок более гибких процедур, в част­ности процедуры конкурентных переговоров, а также заклю­чение рамочных соглашений;

· учет новых форм организации и ведения бизнеса: концессии и другие формы партнерства между частным и обществен­ным сектором;

· внедрение электронных закупок.

5. Коммюнике «О законодательстве Европейского сообще­ства в области государственных закупок и использовании госу­дарственных закупок для проведения социальной политики».

· ЕС рассматривает государственные закупки как инструмент не только для удовлетворения текущей деятельности органов го­сударственного управления, но и для реализации социальной политики. В частности, в коммюнике «О законодательстве Евро­пейского сообщества в области государственных закупок и ис­пользовании государственных закупок для проведения социаль­ной политики» указывается, что при заключении контрактов на поставки продукции для государственных и общественных нужд необходимо принимать во внимание социальные цели. Особо от­мечается, что реализация социальных программ возможна в рам­ках существующего законодательства и практики его применения. Указываются и основные подходы к осуществлению социального подхода при закупках, в числе которых: разработка соответствующих технических спецификаций и условий контракта, включая требования к условиям работы;

· правильный выбор поставщиков;

· исключение из числа поставщиков тех, деятельность кото­рых не соответствует законодательству в области социальной сферы;

· использование дополнительных социальных критериев при выборе поставщиков.

Этот же документ предусматривает реализацию экологической политики при размещении госзаказов:

· разработку соответствующих технических спецификаций;

· использование определенного сырья и материалов;

· использование специфических технологических процессов;

· выбор соответствующих поставщиков;

· рекомендации по оценке предложений и выбору наилучшего предложения с учетом экологических требований.

Закупки стран, входящих в Евросоюз, по-прежнему осущест­вляются органами государственного управления согласно нацио­нальному законодательству. Однако при этом во внимание прини­маются не только национальные правила закупок, но и законода­тельство и рекомендации Европейского сообщества.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.