Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опасности на пути к прощению





 

Начиная прощать и искать прощения, мы рискуем: нас могут осудить и начать порицать, далеко не все считают прощение добродетелью. Некоторые люди могут заключить, что мы просто излишне мягки и слабохарактерны. Для них прощение идет вразрез с чувствами, которые постоянно подсказывают необходимость кого-то осуждать, отчитывать обидчика.

Э. Л. Ворсингтон

 

Поиск прощения — путешествие, которое невозможно совершить за один миг. Как и в любом путешествии, необходимо учитывать опасности, которые могут подстерегать на пути.

 

Первая опасность — погруженность в себя.

 

Мы можем настолько сильно сосредоточиться на себе, на ожидании наград, которые мы ищем, что потеряем всякие перспективы дальнейшего развития. Путь к прощению — не просто путь к избавлению от боли. Когда мы переживаем сильную боль, она естественным образом становится чем-то главным в нашей жизни. Если ударить по пальцу молотком, этот палец станет центром всего вашего мира.

 

Мы убеждаем себя, в том, что мы спокойны, хотя внутри нас бушует скрытая ярость. Там, в глубине, наша ненависть открывает источники злобы, которые самым непредсказуемым образом отравляют наши взаимоотношения с окружающими. Отрицаемая ненависть, скрываемая под маской теплоты и радости, погружает нас в холод ада.

Льюис Б. Смидс

 

Точно так же, когда нас отвергают или предают, накладывается определенный отпечаток на мышление, чувства и жизнь в целом. Когда мы все время думаем о своей «жертвенности», нас засасывает водоворот, и мы погружаемся в себя.

 

Другой риск заключается в том, что окружающие (и мы сами) могут начать воспринимать нас как тряпку, о которую можно вытирать ноги.



 

Ведь мы берем на себя инициативу и начинаем добиваться примирения, желая восстановить утраченную справедливость, и можем показаться другим слабовольными.

Начиная прощать и искать прощения, мы рискуем: нас могут осудить и начать порицать, далеко не все считают прощение добродетелью. Некоторые люди могут заключить, что мы просто излишне мягки и слабохарактерны. Для них прощение идет вразрез с чувствами, которые постоянно подсказывают необходимость кого-то осуждать, отчитывать обидчика.

 

Огонь вашего гнева по отношению к врагу может быть так силен, что опалит вас самих.

Вильям Шекспир

 

Несмотря на наше стремление прощать, у нас возникает ряд вопросов: не пойдем ли мы, прощая, вопреки справедливости? Если простим нанесенную нам обиду, означает ли это, что мы смиримся с несправедливостью? В книге Саймона Висентела «Подсолнух» Роберт МакАфи Браун — один из героев — пишет: «Прощение может быть путем морального бегства, который позволяет злу действовать, не опасаясь последствий». Существует множество способов пойти наперекор справедливости. Например, мы можем оправдать обидчика, поверив, что он не сделал ничего плохого, даже если это не так на самом деле. Можем простить чужое прегрешение, просто закрыв глаза на него и продолжая жить, будто ничего не случилось. Иногда мы прощаем и прекращаем гонку за справедливостью, поскольку чувствуем себя довольными. Дитрих Бонхоффер назвал это «дешевым прощением».

 

Раны человека, который начинает мстить, остаются свежими, хотя при других обстоятельствах они могли бы зажить.

Френсис Бейкон

 

Человек, выбирающий путь мести, сам выкапывает себе могилу.

Китайская пословица

 

Есть еще один риск, возникающий, когда мы желаем восстановить разорванные отношения, и заключается он в опасности вновь быть отвергнутыми. В результате наша боль может только усилиться, рана, которая уже частично заросла, откроется вновь. Обида, которую мы уже, казалось бы, пережили, снова овладеет нами.

Наконец, существует опасность разочарования в прощении, которое не всегда облегчает душевную боль. Конечно, мы в силах даровать обидчику прощение, то есть не будем стремиться отомстить. Даже можем принять решение не избегать его общества (если, конечно, дальнейшее взаимодействие с ним не таит в себе опасности). Или же приложить усилия к тому, чтобы отношения с этим человеком вернулись в первоначальное состояние. Осознанное прощение предполагает искреннее намерение всегда контролировать свое поведение.

Однако даже осознанное прощение не ослабляет душевную боль. Оно не освобождает нас магическим образом от грусти, боязни снова быть уязвленным, злобы и ощущения необходимости отгородиться от окружающих.

 

Кровь невозможно смыть кровью.

Персидская пословица

Слабые не умеют прощать. Прощение — удел сильных.

Ганди

 

Мы можем испытывать горечь, обиду, враждебность, ненависть и неумолимость по отношению к человеку. Подобные негативные эмоции, вытекающие из неумения прощать, пожирают нас и разрушают изнутри, приводят к дисгармонии, что естественно скажется на отношениях с близкими не в лучшую сторону. Отрицательные эмоции способны навредить духовной жизни, нарушить ощущение умиротворения и гармонии и даже негативно повлиять на взаимоотношения с Богом, который, по всеобщему мнению, учит нас прощать и не приемлет ненависти. Помимо умения осознанно прощать, мы должны овладеть способностью прощать эмоционально. Для большинства из нас это будет непросто.

 

Риски, возникающие тогда, когда мы не желаем прощать

Тем не менее, при любом риске мы не должны отказываться от пути прощения. Как только выбор сделан, начинается взаимодействие и с обидами, и с обидчиками. Если мы будем убеждать себя, что никакой обиды не было, рискуем столкнуться с ней вновь.

 

Проблемы не исчезнут, как от них ни отмахивайся.

 

Новое столкновение с теми же проблемами неизбежно, но при этом мучения и неразбериха, которые эти проблемы за собой повлекут, становятся намного сильнее.

 

Справедливость в ее правильном понимании предполагает прощение. Нигде в Евангелии прощение или милосердие как его источник не предполагают потакания злу, греху, несправедливости и обидам.

Папа Римский Иоанн Павел II

Отказываясь разбираться с обидами, мы обращаем мир против себя. Поначалу все стараются быть милыми и добрыми. Но вскоре враждебность, рожденная в болоте наших мыслей, начинает пронизывать взаимоотношения с обидчиком. В нас разгорается стремление к конфликту. Если мы долго размышляем над причиненной нам обидой, в результате теряем друзей и отравляем свои взаимоотношения с домашними.

Если не работать над обидами, они начнут набирать силу. Знакомая мне супружеская пара не захотела разбираться с причиняемыми друг другу обидами. Вскоре взаимонепонимание и размолвки дошли до того, что между супругами выросла глухая стена высотой в тысячу футов. Теперь они не могут общаться друг с другом. У каждого из них свои интересы, развлечения, хобби. И несмотря на общий дом и общую постель, они редко соприкасаются друг с другом — как эмоционально, так и физически.

 

Мой опыт пребывания в тюрьме научил меня: прощение — это не просто религиозная сентиментальность; это, подобно закону гравитации, фундаментальный закон существования человеческого духа. Пытаясь нарушить закон гравитации, вы рискуете сломать шею; пытаясь нарушить закон прощения, вы рискуете нанести своему духу смертельную рану и порождаете цепную реакцию, которая способна навредить одновременно многим людям.

Лоуренс ван дер Пост

 

В 1900 году исследователь сэр Эрнест Шекльтон, готовясь отправиться в путешествие к Антарктике, адресовал искателям приключений такое объявление: «Ищу людей для участия в опасном путешествии. Оплата низкая, холод жуткий, вокруг постоянная тьма и опасность. Шансы вернуться невредимым невелики. В случае успеха предприятия гарантируются слава и признание».

Позже Шекльтон сказал, что получил несметное количество отзывов на свое объявление.

Требования, которые Шекльтон предъявил своим потенциальным компаньонам, могут быть с легкостью удовлетворены любым человеком, решившим прощать.

 

Некоторые говорят, что прощение — это удел слабых. Я же говорю, что слабаки и неженки не могут прощать, прощать способны только отважные.

 

Отправляясь в путешествие, мы не знаем, что ждет нас впереди. Джон Р. Р. Толкиен писал своего «Хоббита» как историю приключений, как сказку о путешествии «туда и обратно». В противоположность этому путешествие к прощению больше соответствует трилогии «Властелин колец». Это не столько приключение, сколько поиск, поиск силы.

 

Прощение не изменяет прошлое, оно распространяется только на будущее.

Поль Боезе

 

Независимо от того, решаемся мы на путешествие к прощению или нет, мы так или иначе рискуем столкнуться с опасностями. Но я убежден: в конце пути нас всегда ждет сокровище.

Священное Писание подбадривает нас: «Братья, встречайте же все испытания с радостью в сердце. Испытывая свою веру, вы обретаете стойкость, и стойкость эта сделает вас зрелыми и совершенными, не нуждающимися ни в чем» (Евангелие от Иоанна).

Встать на путь прощения — значит выбрать путь роста. Иногда мы перестаем расти, поскольку нам не удается поймать соответствующий шанс. Дерево, которое растет в саду, худосочно и имеет чахлые корни. Корни дуба, растущего на холме, продуваемом ветром, сильны и глубоки. Я призываю вас укреплять свои корни и начать противостоять ветру.

 

Избавление от зла и греховности, от ран и обид — условия, необходимые для прощения.

Папа Римский Иоанн Павел II

 

Путь к сокровищам

 

Большинство людей не ассоциируют слово «сокровище» со словом «прощение». Мы ищем иные сокровища: здоровье, мир, счастье, комфорт, свободу от боли и страданий. Мы, однако, не понимаем, что, выбрав путь прощения, мы обретем все эти сокровища.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.