Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прощение как осознанный выбор





В основе психического и духовного здоровья лежит личностный рост. Генетическая предрасположенность способна вызвать нарушение психического здоровья. Но в подобных проблемах нельзя обвинять только наши гены. Люди, как правило, сами выбирают, в какой среде им находиться. Например, я могу иметь те же гены, что и Арнольд Шварценеггер, но если я не буду ходить в тренажерный зал и качаться, у меня никогда не будет такого же тела, как у Шварценеггера. Точно так же некоторые люди могут иметь генетическую склонность к прощению, но если они прощение не практикуют, если не общаются с людьми, которые умеют прощать, у них не разовьются «мускулы прощения».

 

Общественная форма прощения — примирение. Это процесс столь же сложный, сколь и необходимый... Примирение включает в себя несколько этапов: покаяние, раскаяние, принятие ответственности, исцеление и, наконец, воссоединение.

Джон Т. Павликовски

 

Почти каждый раз, когда я не могу кого-то простить, я начинаю терять здоровье — физическое, психическое и духовное.

 

Но есть еще одна важная вещь. Мне вспоминаются слова Малкольма Маггериджа: «Я навсегда запомню вспышку Золотой Нити Блейка, нити, сверкающей подобно солнцу; я остановился, чтобы поднять ее, сочтя ее монеткой или каким-то золотым изделием, но затем обнаружил, что это Золотая Нить».

Я искал мира и, в конце концов, ощутил, что прощен за свое негодование в адрес Бога. Желая простить Бога, я, сам того не осознавая, преклонил колени и стал молить о прощении.

 

Четыре шага к прощению себя

 

Когда люди прощают себя, они перестают ненавидеть и распространять свою злобу на своих детей, друзей и соседей.

Беверли Фланиган



 

Когда-то моя первая любовь Гейлин разорвала отношения со мной, причинив боль, но после этого виновником страданий стал я сам. Стараясь осчастливить себя, пытался манипулировать женщинами. Это была не вполне здоровая реакция на разочарование и обиду. Впоследствии мне было очень трудно простить себе свое бессердечное отношение к нежным женщинам.

 

Понимать значит прощать, в том числе и себя.

Александр Чейз

 

Много лет спустя, уже обретя определенное душевное спокойствие и стабильность, благодаря браку с Кирби находясь в состоянии умиротворения и счастья (невзирая на все жизненные заботы), я продолжал упрекать себя за свое поведение во время обучения в колледже. Нужно было перестать осуждать себя; необходимо было себя простить.

Парадоксально, но я задумался о прощении себя, когда читал о Холокосте, задавшись вопросом, что бы я ощущал, если бы пришлось оказывать Адольфу Гитлеру услуги по психологическому консультированию. И представил, как он говорит:

— Я много думал о том зле, которое сотворил, о тех людях, которых уничтожил, и в конце концов решил простить себя.

Разумеется, меня бы напугало подобное утверждение. Прощение невозможно без искупления вины. Конечно, прощать себя нужно скорее преступнику, чем жертве.

 

Когда люди прощают себя, они перестают ненавидеть и распространять свою злобу на своих детей, друзей и соседей.

Беверли Фланиган

 

Я часто не могу простить себе то, что делаю что-то неправильно.

Мы должны, если возможно, исправлять свои ошибки. Моим первым шагом стало исцеление духа.

 

Для этого мне потребовалось восстановить гармоничные взаимоотношения с Богом, природой, жизнью. В моем случае для этого было необходимо признаться в неправедном отношении к Богу. Помимо этого, я признал, что сделал много плохого окружающим.

Далее, в добавление к покаянию перед Господом, мы должны постараться искупить вину перед теми, кого мы обидели. Это искупление предполагает извинение, возмещение убытков, восстановление нанесенных повреждений. Возможно, потребуется компенсировать материальный вред.

Конечно, это не всегда возможно и не всегда благоразумно. В моем случае, например, я мог бы попытаться разыскать женщин, которых обидел. Но со времени моего общения с ними прошло несколько десятилетий, и я не был уверен, что они вспомнят меня. А если бы они даже меня и вспомнили, то сочли бы скорее сумасшедшим, чем искренним человеком. Иногда бывает достаточно просто пожелать искупления своей вины.

 

Уберегите своего ближнего от греха.

Псалмы

 

Разобравшись по возможности с Богом и с теми, кому вы нанесли вред, следует отправиться на поиски сокровища, которое заключает в себе прощения себя самого. В следующей главе я опишу пять шагов к прощению себя и других.

Наконец, даже простив себя, мы часто все равно продолжаем испытывать эмоциональную неудовлетворенность и чувствуем себя плохо. Почему? Наше представление о себе и самооценка нуждаются в улучшении. В моем случае самооценка была занижена плохим и приносящим вред поведением. До того, как я признался, что оскорблял чувства женщин во время обучения в колледже, я относился к себе более благосклонно. Но, прокручивая в памяти события прошлого, увидел в своей душе трещины, которых раньше не замечал, именно они изменили мое представление о себе. Я увидел, что никакой я не романтичный конкистадор, а скорее человек, склонный губить чужие сердца. Мое видение себя изменилось. На то, чтобы признать себя порочным, у меня ушли годы.

 

Никому не дано самостоятельно признать свою греховность. Поскольку все мы имеем грехи, наши разговоры о них — не более чем греховное переливание из пустого в порожнее.

Серен Кьеркегор

 

Следствием поиска сокровища прощения является трансформация.

 

Мы можем начать свой путь к прощению, ища выгоду для себя, но позже нам неизбежно захочется осчастливить других.

 

Обретя радость исцеления и восстановления хороших отношений с окружающими, вы обнаружите, что прощение обладает силой. Это открытие изменит вас навсегда.

 

О Господи, помни не только о тех, кто обладает доброй волей, но и о тех, кому она не свойственна. Забудь о страданиях, которые они причинили нам; помни о дарах, которые мы обрели благодаря своим страданиям. Помни о нашей дружбе, преданности, смирении, нашей отваге, нашей щедрости, о величии наших сердец. И когда наши обидчики предстанут перед судом, пусть все обретенные нами дары послужат им прощением.

Запись, найденная в одном из концлагерей, 1945 год

 

Поиск сокровищ

 

Какая-то часть нас всегда упивается нашими болью и горечью. Эти боль и горечь подобны черным сокровищам, которые мы ошибочно считаем ценными. Эти «сокровища» питают нас.

Питер ван Бримэн

 

Итак, мы решили отправиться на поиски прощения. Мы узнали об опасностях, которые таят в себе прощение и непрощение. Мы увидели, что для того, чтобы прощать, нужна отвага. Теперь мы близки к пониманию того, как отыскать сокровище прощения в руинах разрушенных взаимоотношений. Мы начинаем аккуратно раскапывать сокровище, сметая слои пыли, как если бы мы выкапывали из земли ценное ископаемое.

 

Если в вашем сердце поселилась злость, не вымещайте ее на ближнем. Это закон. Все остальное — лишь комментарии к нему.

Гиллель

 

Прощение и Бог

 

Иногда прощение может быть результатом столкновения с Божественным или сверхъестественным.

 

Мусульмане знают, что ислам — это религия, основанная на повиновении Богу, и, будучи покорными Богу, мусульмане должны уметь прощать и восстанавливать разрушенные взаимоотношения. Мусульмане способны даровать прощение, поскольку они умеют ценить отношения между людьми.

У евреев день, когда они получают прощение Бога, называется Днем Искупления. Евреи, религия которых предполагает прощение от чистого сердца, склонны, получив прощение от Бога, прощать проступки других. Даже несмотря на право получения «тшеува» (то есть извинений со стороны обидчика, возмещения убытков и уверений в желании сохранить хорошие отношения) евреи, как правило, прощают чужие проступки в любом случае.

И христианам необходимость прощать диктуется их религией, самим Богом-отцом и учением Христа, который умер за человеческие грехи.

 

Какая-то часть нас всегда упивается нашими болью и горечью. Эти боль и горечь подобны черным сокровищам, которые мы ошибочно считаем ценными. Эти «сокровища» питают нас.

Питер ван Бримэн

 

Также христиане умеют прощать благодаря Святому Духу, который, по их мнению, живет в каждом из нас.

Сострадание, свойственное буддистам, заставляет их изживать ненависть любовью. А это путь к прощению.

Что касается индуизма, то в этой религии основное место занимают понятия «кармы» и «дхармы». Индуисты движутся по пути прощения, ища себе наград в настоящем и будущем.

Для тех, кто выбрал для себя путь нерелигиозной духовности, необходимость прощать проистекает из их глубинной связанности с природой и окружающими людьми.

 

Прощение и память

Некоторые утверждают, что, простив кого-либо, должно забыть о проступке, но на самом деле прощение требует памяти, а не ее отсутствия. Если мы просто забудем свою или чужую обиду, потребность в прощении отпадет, и мы создадим угрозу получить те же самые раны в будущем.

 

Когда мы прощаем, память о наших обидах должна не исчезнуть, а видоизмениться.

 

Справедливость диктует необходимость нести ответственность за обиду, нанесенную другому человеку, а милосердие предполагает прощение обидчика.

Джон Воутер

Ошибочно воспринимать свою долговременную память как единую многоканальную DVD-систему, которая хранит информацию о нашей жизни — наших мыслях, чувствах, запахах, взглядах и звуках. На самом деле память подобна зерну, которое содержит в себе суть пережитого нами события. Вспоминая о чем-либо, мы опускаем зерно памяти в почву настоящего. Из этих зерен память и вырастает. Визуализация — стебель цветка нашей памяти. Наши прошлые мысли — это листья, раскрывающиеся тогда, когда мы сосредотачиваемся на них. Наши чувства — бутоны цветка.

Форма цветка памяти, который мы выращиваем, зависит от почвы, состояние которой частично диктуется нашим настроением. Если мы вспоминаем о причиненном нам вреде, мы создаем горькую, соленую, смоченную слезами почву, из которой вырастает уродливый и безобразный цветок памяти. Мы будем рыцарями в сияющих доспехах, а человек, причинивший нам зло, — драконом, которого нужно усмирить. Или же мы можем быть невинными жертвами, мучимыми чудовищем зла. Если посадить цветок памяти в горькую почву, он вырастет кривым и некрасивым.

Однако если вспомнить о том или ином событии, будучи здоровыми и склонными прощать, находясь в хорошем расположении духа, наш цветок памяти вырастает более красивым. Этот цветок отобразит прожитый нами опыт и поможет нам наладить хорошие взаимоотношения с человеком, который нанес нам обиду, не теряя при этом самоуважения. Правильная память помогает нам избавиться от боли.

 

Все мы ищем справедливости; но в ней нет спасения. Мы жаждем милосердия, и эта жажда учит нас расплачиваться за последствия нашего сострадания.

Вильям Шекспир

 

Каждый раз вспоминая о пережитом событии, мы видоизменяем цветок нашей памяти. Каждый цветок памяти дает свои семена. Событие может быть одним, но характер памяти о нем бывает разным и зависит от нашего настроения и от того, на каких аспектах пережитого события заостряется внимание. Это покажется неправдоподобным, но выбор того, как и что запоминать, всегда за нами. Невозможно ни перечеркнуть наше прошлое, ни переделать его, но, умея работать с памятью, изменить характер роста листьев на нашем цветке в наших силах.

 

Ключ к успеху — изменение почвы, избавление от горечи и неумения прощать.

 

Прощение предполагает трансформацию наших воспоминаний. Мы должны научиться изменять свой взгляд на пережитые события, на себя и на других людей.

 

Ты хотел причинить мне боль, но Бог поможет мне. Он спасет меня.

Бытие

 

Прощение и печаль

Будучи сильно обиженными, мы начинаем испытывать чувство потери — потери уверенности и безопасности во взаимоотношениях. Рискуем потерять дружбу, честь и верность по отношению к своим друзьям и близким. Можем утратить надежду и ощущение того, что мир справедлив. Мы рискуем вообще усомниться в людях, или придем к выводу, что все жестоки и бесчувственны. Это прямая дорога к цинизму. Подобные потери заставляют нас горевать.

Переживание горя включает в себя несколько этапов. Вначале мы испытываем шок и что-то вроде оцепенения, становимся эмоционально нестабильными. Начинаем испытывать странные чувства в обычных обстоятельствах или привычные чувства, но в неподходящих ситуациях и местах.

На втором этапе переживания стараемся разобраться в том, что с нами произошло. В этот период мы вновь и вновь прокручиваем в голове пережитое событие. Воображаем возможные концовки события или просто удивляемся тому, как все могло так случиться. «Что было бы, если?..» — неустанно повторяет наш внутренний голос. И мы начинаем выращивать один цветок памяти за другим, при этом видоизменяя событие.

 

И сказал Иисус: «Господи, прости их, они не ведают что творят».

Евангелие от Луки

 

Испытывая печаль, мы ищем новое понимание жизни сообразно с переживаемой нами потерей. Некоторые люди способны горевать годами.

Постоянное прокручивание в голове одних и тех же мыслей влияет на взаимодействие с социумом. Иногда мы рассказываем кому-то о том, что потеряли, о том, как были неправы. И готовы щедро делиться воспоминаниями со всеми, чье внимание нам удалось привлечь. Рассказывая историю несчастий, мы повествуем в первую очередь о своих потерях.

Второй этап переживания подобен завладевшему нами сну, в котором мы снова и снова пересматриваем один и тот же фильм. Мы изнуряем друзей, рассказывая им одну и ту же историю. Друзья хотят сказать нам, чтобы мы перестали, а некоторые не только хотят, но и говорят это напрямую. Но если бы перестать было так просто. Отвлечься от навязчивых идей, как правило, очень трудно.

Наконец, нам удается разобраться с нашими переживаниями, и мы принимаем решение продолжать двигаться дальше, несмотря на все потери. Наконец-то наша печаль проходит.

 

Прямо сейчас создайте в голове список тех, кто печалит вас. Помолитесь Господу, попросите его изменить этих людей (помните, что сами вы сделать это не в состоянии). Молитесь о том, чтобы Бог даровал вам возможность увидеть тот день, когда вражда сменится миром.

Чарльз Р. Свиндолл

 

То, что мы думаем о причиненном нам горе, играет решающую роль в воспоминаниях, которые у нас останутся, когда мы избавимся от печали. Природа горя такова, что, печалясь, мы постоянно пересказываем себе одну и ту же историю. Если после двух или более лет печали мы не прощаем обидчика или себя, то продолжаем в тысячный раз пересказывать себе и друзьям все ту же историю нашего непрощения. Мы снова и снова пробуждаем чувство горечи, обиды, злобы и страха. Если позволить этим чувствам завладеть нами, обернуться ненавистью и враждебностью, то и воспоминания соответствующим образом изменятся, и дальнейшее переживание проблемы будет проходить под знаком ненависти, враждебности и злобы. В этом случае даже спустя многие годы мы будем пожинать горькие плоды своего неумения прощать.

 

Напротив, если мы сможем в период печали побороть себя и простить, видоизменим свои воспоминания, а вместе с тем и характер нашей жизни, наши страдания прекратятся. Мы перестанем снова и снова прокручивать в голове одно и то же событие.

 

Прощение и преобразование

Слой грязи, под которым скрывается сокровище прощения, состоит из эмоций и мотиваций, связанных с непрощением. Если мы хотим научиться прощать, нам шаг за шагом придется избавляться от негативных эмоций и мотивов.

 

Все было бы очень просто, если бы существовали отдельно взятые злые люди, коварно делающие злые поступки. В этом случае нужно было бы лишь изолировать этих людей от общества и уничтожить их. Но черта, разделяющая добро и зло, таится в сердце каждого человеческого существа. А кто же захочет уничтожить часть своего собственного сердца?

Александр Солженицын

 

Мы должны будем видоизменить эмоции и мотивы путем их обновления и трансформации. Мы способны шаг за шагом избавиться от слоя грязи и в конечном итоге найти среди руин сокровище — сокровище прощения.

Один из инструментов, который поможет нам в этом, заключается в изменении взгляда на причину проступка. В когнитивной психологии такой подход называется сменой обвиняемого лица, сменой лица, осуществляющего контроль, и, наконец, сменой лица, ответственного за произошедшее. Если мы сможем понять, что ответственность лежит не только на нашем обидчике, но и на нас самих, нам будет легче простить.

Еще один способ открыть для себя сокровище прощения — научиться испытывать положительные эмоции.

 

Способны ли мы сопереживать тому, кто причинил нам боль?

 

Можно использовать терапевтическую технику разговора с пустым стулом, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Нужно сесть на стул и начать разговор так, как если бы перед нами сидел наш обидчик. Затем необходимо пересесть на стул обидчика и продолжить разговор от его (ее) лица. После нескольких таких перемещений нам станет проще понять человека, нанесшего нам обиду.

 

Если бы мы могли прочесть тайную историю наших врагов, мы бы обнаружили, что в жизни каждого человека достаточно печали и страдания, способных обезвредить любую враждебность.

Чарльз Л. Аллен

 

Даже если нам не удастся полностью понять человека, мы перестанем испытывать антипатию по отношению к нему. Возможно, мы пожалеем его. Может быть и так, что, приняв во внимание обстоятельства жизни обидчика, мы в какой-то мере сможем понять, почему он причинил нам боль.

Иногда мы можем испытать сочувствие к человеку. Сочувствие — это тоже своего рода симпатия. Сочувствие предполагает жалость к человеку, желание ему помочь.

В редких случаях даже возникает любовь к обидчику — любовь неэгоистичная, альтруистическая. Конечно, при наличии романтично настроенного партнера любовь способна победить нежелание прощать.

 

Эмпатия, симпатия, сочувствие и любовь — это инструменты, которые помогут вам очистить свою душу от негативных эмоций, связанных с непрощением, подобно тому, как щетка археолога счищает грязь с бесценного сокровища.

 

Мы должны обрести и развивать в себе умение прощать. Тот, кто лишен силы, которую таит в себе прощение, лишен силы любви. Даже в самых плохих из нас таится добро, и даже в лучших из нас есть зло. Поняв это, мы перестанем ненавидеть своих врагов.

Мартин Лютер Кинг мл.

 

Замена эмоций, связанных с неумением прощать, на эмоции положительные осуществляется при помощи других инструментов. Надежда, раскаяние, смирение и благодарность подобны мягким дуновениям ветра, сметающим прочь налет непрощения, подобно эмпатии, симпатии, сочувствию и любви.

Надежда дает нам силы на то, чтобы продолжать очищать грязь даже тогда, когда под ее слоем не видно ничего хорошего. Раскаяние подразумевает под собой осознание того, что мы что-то сделали неправильно и сожалеем о случившемся. Смирение не есть фальшивая гордость и убежденность в том, что мы хуже, чем есть на самом деле. Прежде всего, это умение думать о других людях, а не о себе. Чувство благодарности говорит о том, что мы стали объектом милосердия со стороны других людей — людей, которые отказались судить нас, мы удостоились чужой милости, чужого благословения. Испытывая чувство благодарности к кому-то, мы можем перенаправить ее на того, кто обидел нас.

 

Каждый, кто хочет научиться прощать, должен сойти со своего трона. В противном случае попытка прощения превратится в обвинение, и тогда не стоит удивляться, если человек отвергнет нас.

Питер ван Бримэн

 

Шаги на пути к прощению

Рядом исследователей были разработаны специальные научные программы, призванные помогать людям прощать. Натаниэль Уэйд, Джулия Мейер и я проанализировали некоторые из этих программ. Нам удалось выяснить, что процесс прощения обычно делится на серию шагов.

 

1. Сначала мы вспоминаем о нанесенной нам ране (сделать это необходимо как можно менее эмоционально).

2. Затем мы пытаемся посочувствовать тому, кто обидел нас. Следует в деталях вспомнить образ обидчика.

3. Потом мы даруем прощение. В основе этого дара лежит не эгоизм, а скорее желание благословить человека, ранившего нас. Нужно помнить, что, отдавая, мы сами многое получаем.

4. Нужно оставаться верным своему стремлению простить. Расскажите об этом стремлении близким людям.

5. Не отказывайтесь от желания прощать, даже если вы сомневаетесь в том, что простили конкретного обидчика. Для нас естественно ожидать извинений от человека, который нанес нам вред.

 

Благородство наиболее ценно тогда, когда им не хвастаются.

Блез Паскаль

 

Мы с легкостью говорим о прощении, когда речь заходит о чужой обиде, но лишь немногие из нас способны простить и восстановить разрушенные отношения с тем, кто был жесток с нами.

Льюис Б. Смидес

 

Если мы не получаем извинений, то можем засомневаться, удастся ли нам простить обидчика. В этом случае нужно вспомнить о сокровище, которое таит в себе акт прощения.

 

В своих ранних работах я определил пять шагов на пути к прощению. Большинство специалистов подразделяют прощение на такие же этапы, различается только их последовательность. После того, как мою маму убили, я смог простить преступников, проделав описанные выше шаги. Когда я узнал об убийстве, моей первой реакцией были шок и смятение, которые затем сменились яростью. Я помню, как смотрел на бейсбольную биту, и мне хотелось избить ею убийц.

Несколько часов спустя, поняв, что за весь этот жуткий день у меня не возникло даже мысли о прощении, я попытался представить себе сцену ограбления с точки зрения убийц. Они искали ценные вещи, и внезапное появление моей мамы стало для них помехой. Очевидно, когда они ее увидели, их испугала угроза тюрьмы. Один из молодых людей от страха и ярости ударил маму ломом, который грабители использовали для проникновения в дом.

 

Тот, кто прощает вас от чистого сердца, берет на себя ответственность за последствия того, что сделали вы. Поэтому прощение — это всегда своего рода жертва.

Дэг Хаммерскольд

 

Я представил себе картину убийства и неохотно попробовал посочувствовать молодым грабителям и вспомнил, как смотрел на биту, думая: «Если бы они были здесь, я бы вышиб им мозги». Мое сердце исполнилось раскаяния. Тогда я подумал: «Кто я такой, чтобы отнимать жизнь у двух молодых людей?» Я простил их. Сделав это, я приобрел сокровище, более ценное, чем груды золота. Прощение. В моих руках оказалась Золотая Нить Блейка.

В предыдущей главе я процитировал слова Малкольма Маггериджа и хочу сделать это снова. Золотая Нить была его путеводной звездой на протяжении всей жизни. Маггеридж писал: «С тех пор я часто возвращался в болотные топи. На мне были темные очки. Я постоянно терял из виду свою цель, но всегда находил ее вновь. У меня было ощущение, что я несу в руках огромный шар. Я был слишком слаб, чтобы нести его. Но я всегда был уверен, что, даже идя неверными шагами, потея от неимоверной тяжести, я все равно рано или поздно приду к Иерусалимской стене, к Вратам Рая».

 

Я уверен, что каждая принесенная нами жертва способна настолько обогатить нас в будущем, что в нашем сердце не останется места для сожаления.

Джордж Ф. Бурба

 

Я, командующий легионами Рима в ливийской пустыне, усвоил для себя одно: в жизни следует искать две вещи — Любовь и Силу. Никто на свете не обладает и тем, и другим.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.