Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии





Рынки совершенной конкуренции являются желательными по принципу экономической эффективности, пока нет экстерналий и ничто не препятствует работе рыночного механизма. При совершенной конкуренции сумма совокупных излишков потребителя и производителя достигает максимальной величины. Сравнение эффективности совершенной конкуренции и иных моделей рынков показывает, что последние проигрывают ей по двум причинам.

Во-первых, в отличие от цен на рынке совершенной конкуренции равновесная цена в условиях несовершенной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребления дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Если бы объем производства увеличился до точки, где кривая спроса пересекает кривую предельных издержек, совокупный излишек мог бы быть увеличен. Снижение излишка обусловлено тем, что монопольная власть приводит к безвозвратным потерям, а фирмы даже в условиях монополистической конкуренции, не говоря уже об олигополии или монополии, обладают монополистической властью.

Во-вторых, в условиях несовершенной конкуренции имеются избыточные производственные мощности. Фактический объем производства фирмы оказывается меньше того, который минимизирует средние издержки. Вход новых фирм снижает прибыли до нуля (например, в условиях совершенной и монополистической конкуренции); при остальных типах рыночных структур этого может не быть. На рынке совершенной конкуренции фирма сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса, и поэтому нулевая прибыль приходится на точку минимума средних издержек; на рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет отрицательный наклон и поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимума средних издержек.

Стоит ли в этих условиях государству регулировать все модели несовершенной конкуренции?

Во-первых, монопольная власть велика в условиях монополии, в олигополии она снижается, а при монополистической конкуренции – незначительна. Наличие избыточных производственных мощностей будет определяться эластичностью кривой спроса и будет самым незначительным в условиях монополистической конкуренции. Поэтому государству следует обратить внимание лишь на рассматриваемые параметры у монополии.

Во-вторых, неэффективность рыночного механизма в условиях монополистической конкуренции и меньше у олигополии компенсируется за счет важного преимущества – диверсификации товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди разнообразных товаров и эта польза от разнообразия товаров может превышать убытки от неэффективности, порождаемой убывающими кривыми спроса. Суть монопольной власти отдельной фирмы не следует преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, которая может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров. Это экономическая монополия.

Экономические последствия. 1. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.

2. Х-неэффективность. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

3. НТП и динамическая эффективность: проблема в том, способны ли монополисты разрабатывать и внедрять более эффективную технологию? Существует один впечатляющий довод в пользу того, что монополия может не внедрять достижения НТП – отсутствие конкурентов.

4. Распределение дохода. Монополия способствует неравенству в распределении дохода. Монополисты, благодаря своей рыночной власти, в состоянии назначать более высокую цену, чем это сделала бы конкурентная фирма с такими же издержками, т.е. они фактически облагают потребителей «частным налогом» и получают экономические прибыли.

Естественная монополия — тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, |что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, при этом систему мер (контроль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти.

Рассмотрим регулирование цен естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где последние снижаются. В такой отрасли было бы нецелесообразно иметь множество фирм, ибо удельные средние издержки существенно бы возросли. Нерегулируемый монополист выбрал бы Qм и Рм. Регулирование цен может улучшить социальные последствия естественной монополии.

1) общественно оптимальная цена устанавливается на уровне предельных издержек. 2) цена, обеспечивающая справедливую прибыль устанавливается на уровне средних издержек.

 

Рис. Регулирование цен естественной монополии

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.