|
Приведение актов национального законодательства в соответствие Конвенции12.1 Присоединение Украины к международному соглашению, устанавливающему новые стандарты, связано с необходимостью гармонизации с этими стандартами национального законодательства. Национальные акты, действующие в настоящее время в Украине, требуют пересмотра не только в связи с необходимостью учитывать вопросы морской биологии при регулировании торгового судоходства, но также в связи с необходимостью адаптации действующих актов к новым и существующим международным конвенциям в области судоходства, стороной которых является Украина.
12.2 Правовые, организационные и технические нормы, которые потребуются для имплементации Конвенции, должны быть инкорпорированы в национальное законодательство тремя путями: - путем внесения поправок в действующие нормативные акты; - путем разработки и ввода в действие новых нормативных актов; - путем адаптации инструментов Конвенции к законодательству и существующей практике и их последующего принятия в качестве актов национального законодательства.
12.3 Процедуры разработки и ввода в действие национальных нормативных актов, в том числе таких, которые представляют собой адаптированные международные документы, хорошо известны, а перечень этих документов будет зависеть от того, какие именно документы будут разработаны ИМО в соответствии с резолюциями Дипломатической конференции по управлению ВБ (Конференция УВБ) и последующим опытом имплементации Конвенции. Резолюцией 1 Конференции УВБ принято решение о разработке и принятии нижеследующих документов: .1 руководство по удалению осадка в береговые приемные сооружения согласно статье 5 Конвенции и правилу В-5 Правил; .2 руководство по отбору проб ВБ согласно статье 9 Конвенции; .3 руководство по соответствию эквивалентных методов управления ВБ для прогулочных судов и судов, предназначенных для проведения поисково-спасательных операций, согласно правилу А-5; .4 руководство по одобрению судовых планов управления ВБ согласно правилу В-1; .5 руководство по проектированию портовых сооружений для приема ВБ согласно правилу В-3; .6 руководство по замене ВБ согласно правилу В-4; .7 руководство по применению дополнительных мер согласно правилу С-1 и проведению оценки риска согласно правилу А-4; .8 руководство по одобрению систем обработки ВБ согласно правилу D-3.1; .9 процедура одобрения активных веществ согласно правилу D-3.2; .10 руководство по испытаниям и оценке типовых технологий обработки ВБ согласно правилу D-4. Согласно требованиям Резолюции 1 Конференции УВБ для облегчения процесса имплементации Конвенции указанные документы должны быть разработаны и приняты до ее вступления в силу. Если список не будет скорректирован позднее, именно эти инструменты Конвенции нужно будет адаптировать и ввести в национальное законодательство в качестве национальных нормативных актов либо в качестве специальных разделов действующих или подлежащих разработке нормативных актов.
12.4 В соответствии с разработанными в рамках Программы ГлоБалласт правовыми рекомендациями (McConnell. 2002. GloBallast Legislative Review – Final Report. GloBallast Monograph Series №1. IMO London), национальные требования о контроле ВБ судов, заходящих в порты Украины, целесообразно изложить либо в природоохранном, либо в карантинном законодательстве, либо в национальных правилах предотвращения загрязнения морских вод Украины от биологического загрязнения. Регулирование вопроса управления и контроля ВБ Правилами охраны внутренних вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения (утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 19.02.96 №269, измененным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2002 №431) не представляется возможным, так как внесение водных организмов с ВБ не является ни загрязнением, ни засорением; соответствующие комментарии были представлены Конференции УВБ документом Организации Объединенных Наций (BWM/CONF/9: Comments on the draft Convention (as contained in BWM/CONF/2), submitted by the United Nations Division for Ocean Affairs and the Law of the Sea (UN-DOALOS)). Принятые постановлением Кабинета Министров Украины от 24.04.2002 №696 Правила санитарной охраны территории Украины по аналогии с такими же актами законодательства других стран могут быть названы карантинными правилами. Однако, поскольку эти правила направлены на предотвращение заноса на территорию Украины возбудителей инфекционных заболеваний, они не могут охватить всей проблемы управления ВБ. Поэтому наиболее целесообразным является разработка и принятие отдельных, специальных правил, регулирующих проблему.
12.5 С целью эффективного решения проблемы управления и контроля ВБ необходимо усовершенствовать действующие или разработать и принять новые акты национального законодательства, регламентирующие: .1 управление ВБ на борту судна; .2 организацию управления и контроля ВБ в портах; .3 мониторинг морской среды в районах сброса ВБ; .4 управление ВБ на региональном уровне. 12.5.1 С целью обеспечения единообразного подхода к применению действующих правовых норм, касающихся приема, обработки и сброса ВБ, необходимо разработать и ввести в законодательство определения терминов: а) водяной балласт; б) осадки ВБ; в) опасные водные и патогенные организмы в ВБ; г) управление ВБ. 12.5.2 Для правового обеспечения управления ВБ на борту украинских судов необходимо: а) дополнить действующее Наставление по предотвращению загрязнения с судов новым разделом «Правила предотвращения переноса водных организмов в судовом ВБ», включив в него в качестве подразделов руководящие указания относительно применения методов замены и обработки ВБ; б) разработать и ввести в действие Типовую инструкцию по удалению осадков из балластных танков судов; в) разработать и ввести в действие национальные (региональные) версии нормативных документов, разработанных ИМО в соответствии с Резолюцией 1 Конференции УВБ. 12.5.3 В соответствии с существующей практикой, потребуется издание организационно-распорядительных документов: - касательно технического надзора за судами (классификационные общества); - касательно надзора государства флага (органам надзора за безопасностью судоходства); - касательно надзора государства порта (органам надзора за безопасностью судоходства, за экологической безопасностью, санитарно-карантинного надзора). 12.5.4 Дополнения и поправки после соответствующего анализа должны быть сделаны в следующих нормативных актах: а) законы Украины: Закон Украины об охране окружающей природной среды; Водный кодекс Украины; Кодекс торгового мореплавания Украины; Кодекс Украины об административных правонарушениях; Закон Украины об отходах; б) подзаконные акты, регламентирующие охрану морской среды Украины от загрязнения и контроль судов в портах Украины. В качестве начального перечня таких документов может быть использован перечень, приведенный в юридическом обзоре Законодательство и правовое регулирование в Украине, подготовленном д.ю.н. А.Ф. Высоцким[10], и в приложениях к этому документу. При внесении поправок необходимо четко разграничивать вопросы управления и контроля ВБ от контроля движения отходов, сточных, нефтесодержащих и других вод. Кроме того, необходимо избегать двойных толкований, дублирования функций различных органов, противоречий с международными нормами, обязательными для Украины. 12.5.5 В соответствии с Положением о государственном мониторинге окружающей природной среды, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23.09.1993 № 785, с Порядком осуществления государственного мониторинга вод, утвержденным постановленим Кабинета Министров Украины от 20.07.96 № 815 мониторинг на водных объектах, а также разработка и ввод в действие соответствующих нормативов, должны осуществляться силами и средствами Минэкологии и Минздрава под общим руководством Минэкологии. Система мониторинга ВБ как конкретного объекта постоянного наблюдения в соответствии с Государственной программой усовершенствования функционирования государственной системы обеспечения безопасности судоходства на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28.01.2002 №96, должна создаваться как результат совместных усилий Минтранса, Минэкологии, Минздрава и Минагрополитики под общим руководством Минтранса. Согласно классификации национального законодательства такой мониторинг может считаться специальным, и поэтому потребует разработки специальных нормативных документов, регламентирующих порядок регистрации сведений о балластных операциях, представляемых судами, заходящими в воды Украины, их обобщения, хранения и учета. К документам такой системы должны быть отнесены Положение о национальном информационном центре системы, типовая инструкция о регистрации балластных операций в порту и на терминале, инструкция о передаче информации из порта в упомянутый центр и в другие центры (региональный, всемирный). Результаты анализа отобранных проб ВБ должны также представляться с целью их объединения с теми сведениями о ВБ, которые представлены портом (терминалом) относительно судна, где такие пробы отбирались. Для гармонизации и обобщения указанных сведений должны быть разработаны и введены в действие согласованные типовые формы представления этой информации. Организационно-правовые документы системы мониторинга ВБ судов, заходящих в порты Украины, во избежание ведомственных толкований должны утверждаться либо Минтрансом, либо Кабинетом Министров.
12.6 В качестве инструментов отдельных положений Конвенции и национального законодательства представляется целесообразным разработка и ввод в действие нижеследующих нормативных актов. 12.6.1 Правила контроля ВБ в портах Украины, которые могут быть разработаны либо в виде раздела Национальных правил предотвращения загрязнения морских вод Украины от биологического загрязнения, либо в виде отдельного нормативного акта. В правилах должны быть установлены конкретные требования к сбросу ВБ с судна, прибывающего в порт Украины. Эти требования должны касаться только ВБ, заявленного капитаном для получения права на его сброс в акваторию порта. В правилах должны быть изложены не только требования, но и разъяснения о том, как судам, прибывающим в порт, следует поступать в том случае, если по тем или иным причинам они не смогли осуществить балластные операции. Правила целесообразно дополнить следующими приложениями: - Инструкция по отбору, доставке и сохранению проб ВБ; - Инструкция по проведению лабораторного анализа отобранных проб ВБ; - Инструкция о порядке выдачи разрешения на сброс ВБ в портах (основанная на результатах оценки риска);- Инструкция о выдаче капитанам судов сведений о составе морской воды в местах приема ВБ; - Перечень и координаты морских районов территориального моря и внутренних вод Украины, предназначенных для стоянки судов в целях замены ВБ;- типовые формы предписанных правилами справок. 12.6.2 Инструкция о типовом одобрении портовых систем обработки ВБ. В документе должна быть установлена методика одобрения не только тех систем, которые спроектированы и изготовлены в Украине, но и иностранного производства. 12.6.3 В том случае, если Правилами (п.12.6.1) в Украине будет установлена выборочная система контроля судового балласта, основанная на оценке риска, потребуется разработка и ввод в действие Инструкции по проведению оценки риска переноса ОВОП для портов Украины (в перспективе – региона).
12.7 Новые нормативные документы должны разрабатываться с учетом нижеследующих принципов: - общее количество новых документов должно быть минимальным; - государствами, расположенными на побережьи замкнутого водного бассейна (Черного и Азовского морей), проблема опасных водных и патогенных организмов не может быть разрешена без совместных усилий всех государств региона; поэтому документы должны быть удобны для адаптации и ввода в действие либо в виде актов национального законодательства, либо в виде региональных соглашений; - документы должны основываться на разработках ИМО, а также должны учитывать положительную практику применения аналогичных документов в развитых странах и в других регионах мира; - документы, а также карантинные и экологические нормативы, должны в максимальной степени учитывать необходимость распространения их действия на некоммерческие суда (военные, пограничные, спортивные и пр.).
Принятие Конвенции Украиной
13.1 Конвенцией установлен нижеследующий порядок:
«Статья 17 Подписание, ратификация, принятие, утверждение и присоединение
1 Настоящая Конвенция открыта для подписания любым государством в штаб-квартире Организации с 01.06.2004 по 31.05.2005 года и после этого остается открытой для присоединения любого государства. 2 Государства могут стать Стороной настоящей Конвенции путем: а) подписания без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения; или b) подписания с оговоркой относительно ратификации, принятия или утверждения с последующей ратификацией, принятием, утверждением; или с) присоединения. 3 Ратификация, принятие, утверждение или присоединение осуществляются путем сдачи на хранение соответствующего документа Генеральному секретарю.»
13.2 В соответствии с национальным законодательством, для Украины возможны только второй и третий варианты. Причем, подписание с последующей ратификацией и присоединение по объему подготовительных мероприятий, нормотворческой, организационной и другой работы органов исполнительной власти и предприятий морского транспорта практически не отличаются. Разработка необходимых нормативных актов должна осуществляться на основании текста Конвенции, изложенного в Заключительном акте Дипломатической конференции УВБ. Его редакционная обработка и перевод осуществлены к июню 2004 г. То есть, подготовительный процесс может начаться не ранее этой даты. Определенное время будет затрачено на согласование и создание организационных основ для функционирования систем управления ВБ на судах, системы контроля судов в портах, системы мониторинга ВБ в портах, а главное, системы подготовки персонала, участвующего в тех или иных конвенционных мероприятиях.
13.3 Учитывая, что присоединение к Конвенции связано со значительными изменениями актов национального законодательства, можно признать целесообразным вариант разработки и предварительного согласования Концепции имплементации Конвенции в Украине в соответствии с требованиями Временного регламента Кабинета Министров Украины, принятого постановлением от 09.08.2000 г. № 915. Такая концепция может быть разработана на базе настоящей Концепции после широкого ее обсуждения со всеми заинтересованными научными учреждениями, центральными и местными органами власти, представителями предприятий и организаций морского транспорта.
13.4 Оба варианта присоединения (с предварительной разработкой концепции или без нее) предполагают наличие официального текста Конвенции на украинском языке. Такой текст должен быть подготовлен МИД при участии Минтранса и может быть основан как на англоязычном, так и на русскоязычном первоисточнике. 13.5 После принятия Верховной Радой закона о ратификации Конвенции (присоединении к ней), Кабмином утверждается программа мероприятий по имплементации Конвенции, скоординированная с программами повышения уровня безопасности на море (на морском транспорте и в рыбной промышленности), программами природоохранных мероприятий, отраслевыми программами разработки и ввода в действие нормативно-правовых документов и др. Таким образом, начиная с января года, следующего за годом принятия закона, мероприятия по имплементации Конвенции получат необходимую организационно-правовую и финансовую поддержку.
13.6 Изложенный выше порядок реализации процедур, направленных на имплементацию положений Конвенции и ее инструментов, является классическим. В соответствии с этим порядком все организационные и материально-технические мероприятия реализуются ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР. Тот факт, что при таком подходе реализовывать все мероприятия, вытекающие из документа, ставшего частью национального законодательства, намного легче: обоснованием является сам текст Конвенции, сомнений не вызывает. В то же время, при таком подходе всегда имеется опасность того, что из-за межведомственных или внутриведомственных причин выполнение всех мероприятий или части их окажется под угрозой. Тем самым окажется под угрозой выполнение обязательств Украины как государства флага, государства порта и прибрежного государства. Особенно важно то, что соответствие украинских судов конвенционным требованиям будет оцениваться не только национальной системой надзора, но также и международной. И если по каким-либо причинам украинское судно как судно стороны Конвенции не будет отвечать установленным требованиям, - такому судну грозят неприятности. По такой простой причине представляется целесообразным начать реализацию части мероприятий, направленных на достижение соответствия украинских судов требованиям Конвенции, ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР. Любой нормативный документ, касающийся функционирования системы управления ВБ на украинском судне, может быть разработан, утвержден Министром транспорта и введен в действие его распоряжением в любое время. Судовладельцам и администрации флага может быть предоставлен льготный период, достаточный для того, чтобы: - в средствах массовой информации была развернута широкая разъяснительная кампания, акцентирующая внимание всех участников торгового мореплавания на нормах и правилах новой для них Конвенции; - Укрморречфлот разработал и подал на утверждение Министру транспорта проекты нормативных документов, регламентирующих работу систем управления ВБ на украинских судах; - судовладельцы обеспечили свои суда планами управления ВБ и журналами регистрации операций с ВБ установленной формы, подготовили экипажи судов к выполнению балластных операций в соответствии с планами, обратили внимание на состояние балластных танков и приняли меры к их регулярной очистке; - ГФИ и ИГПН подготовились к осуществлению надзора над выполнением судами стандартов Конвенции в рамках мероприятий, предусмотренных Международным свидетельством об управлении ВБ, осуществили подготовку инспекторов на соответствующих семинарах; - классификационные общества разработали процедуры надзора над соответствием судов требованиям Конвенции, подготовили бланки документов, выдаваемых судну, установленной формы, в частности, бланки Международных свидетельств об управлении ВБ; - морские учебные заведения и центры подготовки плавсостава внесли в свои учебные программы тематику Конвенции и вопросы управления ВБ на судне; - Минтранс подготовил весь комплект документов, необходимых для осуществления процедуры присоединения Украины к Конвенции. Можно предположить, что все указанные субъекты процесса сумеют выполнить большую часть предписанных распоряжением мероприятий за 1-2 года. Этого срока вполне достаточно, чтобы надлежащим образом реально подготовиться к участию судов Украины в международном режиме. 13.7 Вполне вероятно и то, что в этот же период времени будет согласована и создана береговая система контроля ВБ и национальная система постоянного наблюдения за выполнением положений Конвенции и соответствием объектов установленным стандартам, а также система наложения санкций за их нарушения. Последовательная реализация мер позволит не только опробовать их эффективность без чрезмерной спешки, но в ряде случаев и ввести необходимую коррекцию. В целом в результате применения именно такого подхода будет обеспечено плавное и последовательное приближение всех участников торгового мореплавания к достижению их полного соответствия требованиям Конвенции к дате юридического оформления участия в ней Украины.
Практическая работа №2 Тема: Судовая документация по балластным операциям. Цель занятия: ознакомить студентов с форматом, реквизитами и правилами оформление судовой документации, связанной с балластными операциями на судах.
Порядок проведения занятия: 1. Краткое изложение теоретического обоснования задач практического занятия. 2. Самостоятельная работа студентов со справочными материалами данной практической работы. 3. Собеседование ведущего преподавателя со студентами с использованием перечня вопросов для контроля знаний. 4. Выводы по проделанной работе. Ознакомление с темой последующего занятия.
Литература: 1. Приложение 1. Форма международного свидетельства об управлении балластными водами. 2. Приложение 2. Форма журнала регистрации водяного балласта. 3. Приложение 3. ФОРМА ОТЧЕТА О БАЛЛАСТНЫХ ВОДАХ (предоставляется по запросу портовых властей). 4. Приложение 4. КАРАНТИННЫЙ ОТЧЕТ ПЕРЕД ПРИХОДОМ СУДНА (Практика). Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|