Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Показатели оценки ликвидности, их достоинства и недостатки.





Банковский менеджмент

Переживая в настоящее время тяжелый финансовый кризис, указал на не совершенность и слабость современной системы управления банковской деятельностью. Рост коммерческих банков никогда не сопровождался адекватным совершенствованием системы управления. Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует реорганизации системы внутреннего контроля всей деятельности банка, поэтому в данный момент перед коммерческими банками на 1-й план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск менеджмента, финансового менеджмента организации и маркетинга. Умение рисковать в разумных пределах один из элементов культуры предпринимательства в целом и банковской деятельности в особенности

Современный коммерческий менеджмент работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых институтов, он вынужден постоянно бороться за своих клиентов, предлагать новые банковские продукты, которые обеспечивали бы необходимую прибыль, надежность стабильность, а так же способность быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

1. компетентность руководства в стратегическом анализе планирования, разработки политики в

управленческих функциях;

2. качество планирования;

3. управление рисками;

4. управление ликвидностью банка;

5.управление человеческими ресурсами;

6. создание систем контроля (внешний или внутренний аудит, мониторинг доходности и

ликвидности рынков);

7. единая информационная технология (комплексная автоматизация документооборота бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля стратегического планирования).



Совершенность перечисленных условий как раз и проявляются при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент – это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкрет-х практикой введения банковского дела. Банк – это, прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены вклады множества кредиторов, как юридических, так и физических лиц, поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.

Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

1. управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);

2. управление персоналом.

 

 

Управление валютным риском коммерческого банка.

Валютные риски обычно управляются в банках различными методами. Первым шагом к управлению валютными рисками внутри структуры банка является установление лимитов на валютные операции. Так, например, очень распространены следующие виды лимитов:

1. Лимиты на иностранные государства (устанавливаются максимально возможные суммы для операций в течение дня с клиентами и контрпартнерами в сумме из каждой конкретной страны).

2. Лимиты на операции с контрпартнерами и клиентами (устанавливается максимально возможная сумма для операций на каждого контрпартнера, клиента или виды клиентов).

3. Лимит инструментария (установление ограничений по используемым инструментам и валютам с определением списка возможных к торговле валют и инструментов торговли).

4. Установление лимитов на каждый день и каждого дилера (обычно устанавливается размер максимально возможной открытой позиции по торгуемым иностранным валютам, возможный доля переноса на следующий рабочий день для каждого конкретного дилера и каждого конкретного инструмента).

5. Лимит убытков (устанавливается максимально возможный размер убытков, после достижения которого все открытые позиции должны быть закрыты с убытками). В некоторых банках такой лимит устанавливается на каждый рабочий день или отдельный период (обычно 1 месяц), в некоторых банках он подразделяется на отдельные виды инструментов, а в некоторых банках может также устанавливаться на отдельных дилеров.

Кроме лимитов в мировой практике применяются следующие

методы валютных рисков:

- взаимный зачет покупки-продажи валюты по активу и пассиву, так называемый метод «мэтчинг», где с помощью вычета поступления валюты из величины её оттока банк имеет возможность оказывать влияние на их размер и соответственно на свои риски;

- использование метода «неттинга», который заключается в максимальном сокращении количества валютных сделок с помощью их укрупнения. Для этой цели банки создают подразделения, которые координируют поступление заявок на покупку-продажу иностранной валюты;

- приобретение дополнительной информации путем приобретения информационных продуктов, специализированных фирм в режиме реального времени отображающих движение валютных курсов и последнюю информацию;

- тщательное изучение и анализ валютных рынков на ежедневной основе. 1

 

Цели и методы управления ликвидностью

Важной стороной управления банковскими опера­циями является управление ликвидностью. Коммерче­ский банк, проводя свои операции, испытывает посто­янное противоречие между ликвидностью и рентабель­ностью, которое конкретно выражается в противоре­чии между вкладчиками и акционерами. Первые стре­мятся к стабильной выплате процентов по депозитам и вкладам, а вторые — к увеличению выплат по диви­дендам от приобретенных акций банка, подталкивая руководство к расширению активных операций, в том числе и рискованных. Однако расширение активных операций может привести к подрыву ликвидности и создать угрозу невыплаты по вкладам и депозитам. Поэтому вкладчики заинтересованы в поддержании ста­бильной ликвидности, и для банка чрезвычайно важно поддержание хорошей ликвидности. Нарушение лик­видности может привести к банкротству банка или его поглощению другим банком.

Ликвидность банка — это его способность покрыть свои обязательства перед клиентами. Важным условием соблюдения ликвидности является соблюдение баланса между пассивами и активами по срокам и по структуре.

В мировой банковской практике применяются сле­дующие оценки банковской ликвидности. Ликвидными активами считаются такие, которые могут быть легко превращены в наличные средства с небольшим риском потерь или вообще без них. Активы банка складыва­ются из наиболее ликвидных и наименее ликвидных.

В последнее время банки также используют для управления ликвидностью теорию управления пасси­вами. Суть ее состоит в том, что для решения проблемы ликвидности привлекаются дополнительные средства с рынка ссудных капиталов такими способами: заимст­вование средств у центрального банка, выпуск срочных депозитных сертификатов на рынок, получение средств на рынке евровалют, обращение за деньгами в свой банковский холдинг.

 

 

Банковский менеджмент

Переживая в настоящее время тяжелый финансовый кризис, указал на не совершенность и слабость современной системы управления банковской деятельностью. Рост коммерческих банков никогда не сопровождался адекватным совершенствованием системы управления. Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует реорганизации системы внутреннего контроля всей деятельности банка, поэтому в данный момент перед коммерческими банками на 1-й план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск менеджмента, финансового менеджмента организации и маркетинга. Умение рисковать в разумных пределах один из элементов культуры предпринимательства в целом и банковской деятельности в особенности

Современный коммерческий менеджмент работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых институтов, он вынужден постоянно бороться за своих клиентов, предлагать новые банковские продукты, которые обеспечивали бы необходимую прибыль, надежность стабильность, а так же способность быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

1. компетентность руководства в стратегическом анализе планирования, разработки политики в

управленческих функциях;

2. качество планирования;

3. управление рисками;

4. управление ликвидностью банка;

5.управление человеческими ресурсами;

6. создание систем контроля (внешний или внутренний аудит, мониторинг доходности и

ликвидности рынков);

7. единая информационная технология (комплексная автоматизация документооборота бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля стратегического планирования).

Совершенность перечисленных условий как раз и проявляются при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент – это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкрет-х практикой введения банковского дела. Банк – это, прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены вклады множества кредиторов, как юридических, так и физических лиц, поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.

Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

1. управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);

2. управление персоналом.

 

 

Показатели оценки ликвидности, их достоинства и недостатки.

Ликвидность банка — его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками, кредиторами и другими клиентами. Обязательства банка складываются из реальных и условных.

Реальные обязательства отражены в балансе банка в виде депозитов до востребования, срочных депозитов, привлеченных межбанковских ресурсов, средств кредиторов.

Условные обязательства выражены забалансовыми пассивными (гарантии и поручительства, выданные банком, и др.) и забалансовыми активными операциями (неиспользованные кредитные линии и выставленные аккредитивы).

Для выполнения обязательств банк использует следующие ликвидные активы:

- денежную наличность, выраженную в остатках денег в кассе и на корреспондентских счетах (в Банке России и в других коммерческих банках);

- активы, которые можно быстро превратить в наличность;

- межбанковские кредиты, которые при необходимости можно получить с межбанковского рынка или от Банка России;

- другие привлеченные средства, например выпуск депозитных сертификатов и банковских векселей.

Различают ликвидность, накопленную банком (денежная наличность, высоколиквидные ценные бумаги), и покупную (вновь приобретенную) (привлеченные межбанковские кредиты, выпуск банковских векселей, депозитных и сберегательных сертификатов). Соблюдение этих признаков ликвидности банка (своевременное и без потерь выполнение обязательств) обусловлено внутренними и внешними факторами, определяющими качество деятельности банка и состояние внешней среды.

Ликвидность банка определяется также качеством привлеченных средств, т.е. ликвидностью обязательств, стабильностью депозитов и умеренной зависимостью от внешних заимствований.

Ликвидность обязательств характеризует быстроту их погашения и степень возобновляемости для банка при поддержании общего объема привлеченных средств на определенном уровне, отражает их срочную структуру.

В современной российской практике используются два метода оценки ликвидности: посредством коэффициентов и на основе потока денежной наличности. Основу метода коэффициентов составляют оценочные показатели ликвидности, установленные Банком России. В настоящее время таких показателей три:

Н2 — норматив мгновенной ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня. Предельное значение ≥ 15%;

Н3 — норматив текущей ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней. Предельное значение ≥ 50%;

Н4 — норматив долгосрочной ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Предельное значение ≤ 120%

 

 

3. Содержание банковского менеджмента: планирование, анализ, регулирование, контроль.

Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.

Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и ре­зультаты его деятельности в соизмерении с источни­ками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прог­нозов.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы раз­вития банка.

Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлени­ям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процент­ная, кадровая и др. политика).

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе срав­нения фактически достигнутых результатов с прогноз­ными, с результатами истекших периодов и с резуль­татами лучших банков.

Материалы анализа позволяют выявить положи­тельные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные на­личием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская дея­тельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы "чужих" денег, государствен­ное регулирование предусматривает ряд принципи­альных требований к лицензированию банков, огра­ничению сфер их деятельности, достаточности капи­тала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

Контроль в банковской деятельности подразделя­ется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Феде­рации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответст­вии с их полномочиями, а также органы внутрен­него аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внеш­ним контролем и состоит в проверке соблюдения за­конодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских ин­струкций и правил, предписаний внешних контро­лирующих органов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.