Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОУВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»





ГОУВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»

Кафедра Философии и культурологии

Евдокимцев Д.В.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Юриспруденция

(код специальности) (наименование специальности).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «01» сентября 2010г.     Подпись Заведующего кафедрой ………………………………..    

 

Волгоград 2010

 


Содержание

 

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ  
1.1. Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт  
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.2. Рекомендации по работе с литературой  
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса  
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1.1. Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Культурология»

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологического исследования.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “срединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью изучения учебной дисциплины «Культурология» является формирование культурного самосознания личности через осознание включённости в культурную реальность, освоение культурного наследия предшествующих поколений и современников. Целью освоения данной учебной дисциплины также является ориентирование студента в проблемах развития современной цивилизации.

В процессе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:

· выявить структуру и состав культурологического знания;

· эксплицировать методы культурологических исследований;

· освоить фундаментальные представления в сферах теории и истории культуры и цивилизации;

· использовать культурологические подходы для решения личных, профессиональных и научных проблем.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Культурология» студент должен знать:

1.Основные культурологические подходы к проблемам человека, общества и природы.

2. Основные культурологические категории и термины.

3. Основные культурологические направления и школы

4.Основные типы культуры и цивилизации.

5.Особенности и специфику современного этапа развития культуры и цивилизации.

6.Основные достижения в развитии мировой культуры.

7.Историю культуры России, ее место в системе мировой цивилизации.

8.Роль преемственности в истории культуры, значимость культурного наследия, специфику культурного творчества

 

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Выявлять культурологические проблемы, подвергать их культурологическому анализу.

2. Увидеть истоки культурных различий и сходств между носителями тех или иных культур.

3. Выявлять и описывать проявления традиционной культуры, массовой культуры, контркультур, субкультур.

4. Использовать методы культурологического анализа для решения частных задач.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Процедур культурологической оценки, экспертизы, описания проблемной ситуации в культуре

2. Процедур оперирования культурологическими знаниями.

3. Обоснования мировоззренческой позиции в соответствии с достижениями культурологии.

Программа дисциплины «Культурология» освещает проблемы гуманитарного знания на стыке с такими дисциплинами как история, социология, психология, этика.

1.4. Тематический план учебной дисциплины

на 2010 – 2011 уч. год для студентов Ю-100

(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану - 66 часов, из них 32 аудиторных часа)

 

  очная форма  
Тема лекции семинары самост. работа студ.
1. Понятие культуры      
2. Возникновение и начальные этапы человеческой культуры      
3. Основные черты культур Древнего Востока      
4. Истоки и своеобразие культур Древней Греции и Древнего Рима      
5. Возникновение христианства. Замысел христианской культуры.      
6. Основные черты средневековой культуры      
7. Истоки современного этапа развития культуры   - -
8. Науки о культуре, их цели и методы   - -
9.Психоаналитическая интерпретация культуры -    
10.Структуралистская интерпретация культуры -    
11. Эволюционистская теория культуры и ее критика, диффузионизм. - -  
12. Теория локальных культур: О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби. - -  
Форма контроля экзамен - -  
ИТОГО      

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Основные подходы к определению понятия культуры; культура и природа. Культура как совокупность личностных (не биологических) качеств человека, как особая сфера деятельности человека, как исторически сложившаяся общность. Cultura как “возделывание”, “обработка”. Природа и культура.

Структура и функции культуры. Материальная и духовная культура: их разграничение и взаимосвязь. Освоение мира и трансляция социально значимого опыта как основные функции культуры. Социотворческая функция культуры.

Культурология: основные этапы становления и развития. Культурология как гуманитарная дисциплина: ее предмет и задачи.

Основные понятия: культура, духовная, материальная культура

СЕМИНАРЫ

Семинар 1 Понятие культура

  1. Основные подходы к определению понятия «культура»
  2. Структура и функции культуры
  3. Понятия традиционной, массовой культуры, субкультуры, контркультуры, современной (модернизм) и постсовременной (постмодернизм) культуры

 

Литература:

 

Статьи «Массовая культура», «Контркультура», «Субкультура», «Традиция», «Традиционная культура», «Модернизм», «Постмодернизм» // Культурология. XX век. [В 2 т.]: Энциклопедия. Т.1, 2 Гл. ред. С.Я. Левит. - СПб.: Университетская кн., 1998.

Статьи «Массовая культура», «Контркультура», «Субкультура», «Традиция», «Традиционная культура», «Модернизм», «Постмодернизм» // в кн. Культурология ХХ в. Словарь.

Пигалев А.И. Культурология: Учеб. / Александр Иванович Пигалев; Волгогр. гос. ун-т (ВолГУ). - Волгоград: Либрис, 2006. - 419 с.

Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / Александр Петрович Садохин. - М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.

Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие / Павел Семенович Гуревич. - [3-е изд.,перераб.и доп.]. - М.: Гардарики, 2000. - 278 с Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и термины / Вадим Петрович Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 381 с.

Гуревич П.С.Культурология: Учеб. пособие / Павел Семенович Гуревич. - М.: Знание, 1996. - 288 с. - ISBN 5-07-002850-2: 12-00.Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2000

Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для гуманит. вузов / Павел Семенович Гуревич. - М.: Nota bene, 2001. - 351 с.

Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесов, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др.; Сост. и отв. ред. Э.А. Орлова. - М.: Наука, 1994. - 415 с.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2001

Запад и Восток. Традиции и современность: Учеб. пособие для негуманит. спец. вузов / О-во "Знание" России. - М.: Знание, 1993. - 239 с.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс в кн.: Ортега-и-Гассет Х.Эстетика. Философия культуры. М., 1991

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс в кн.: Ортега-и-Гассет Х.Избранные труды. М., 2000

Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Социологические исследования. - 2001, № 3. С.90-93

Азашиков Г.Х. Политическая субкультура населения регионов России // Социология власти. Вестник Социологического центра № 5’04. – м., 2004

Осокин А. Субкультура неуставных взаимоотношений // Основы безопасности жизни. 2006, № 5

Самохвалова В.И. Массовая культура как парадигма утверждения нетворческого бытия // Полигнозис, 2003, № 3. – С. 86-103

Шестаков С.А. Традиция. Цивилизация. Консерватизм.// Социально-гуманитарные знания. – 2002, № 5. С. 269-284.

Вершинин М.В. Современные молодёжные субкультуры: хакеры // Соционика, психология и межличностные отношения. 2004, № 11 (С. 48-60), № 12 (С. 49-60)

Вершинин М.В. Современные молодёжные субкультуры: скинхэды // Соционика, психология и межличностные отношения. 2005, № 3. С. 53-57

Муратова Е.Г. Модернизация и традиция в этнических ареалах Северного Кавказа // Общественные науки и современность. – 2006, № 3. С. 86-94

Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 2003

Собкин В.С., Абросимова З..Б. Проявления девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии, - 2004, № 3. С. 3-18.

Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004, № 7. С. 105-115

Магарил С.А. Социокультурный архетип и модернизация России // Социально-гуманитарные знания – 2004, № 6. С. 26-45

Бауман З. Социология постмодернизма. М., 1991 – 22 с.

Пелипенко А.А.Культура как система / Андрей Анатольевич Пелипенко, И. Г. Яковенко; Ин-т "Открытое о-во" (Фонд Сороса). - М.: Языки русской культуры, 1998. - 371 с.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / Илья Петрович Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

Культурология: Учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов дистанционной формы обучения по спец. "ГМУ" / ВАГС; Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский; Рец.: А.И. Пигалев (ВолГУ). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 55 с.

Форма отчётности

Реферат или собеседование по контрольным вопросам.

Вопросы для контроля

1. Какие виды изменений соответствуют понятию «эволюция»?

2. Каковы основные положения эволюционистских концепций Тайлора и Фрезера?

3. Какую модель распространения культуры передаёт термин «диффузионизм»?

Литература

1. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

2. Пигалев А.И. Культурология: Учеб. / Александр Иванович Пигалев; Волгогр. гос. ун-т (ВолГУ). - Волгоград: Либрис, 2006. - 419 с.

3. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / Александр Петрович Садохин. - М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.

4. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1980.

5. Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.

6. История буржуазной социологии первой половины ХХ века.

7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

8. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

9. Культурология: Учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов дистанционной формы обучения по спец. "ГМУ" / ВАГС; Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский; Рец.: А.И. Пигалев (ВолГУ). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 55 с.

 

Вопросы для контроля

1. Что означает термин «локальная культура»?

2. Какие локальные культуры выделяют в своих учениях Шпенглер, Тойнби, Данилевский?

3. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация» в концепциях Шпенглера, Тойнби, Данилевского?

4. Культурология: Учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов дистанционной формы обучения по спец. "ГМУ" / ВАГС; Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский; Рец.: А.И. Пигалев (ВолГУ). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 55 с.

 

Литература.

 

1. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / Александр Петрович Садохин. - М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.

2. Шпенглер О. Закат Европы / Освальд Шпенглер; Пер. с нем. Н.Ф. Гарелина; Вступ. ст. А.П. Дубнова; Коммент. Ю.П. Бубенкова, А.П. Бубнова. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1993. - 592 с. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М., 1993.

3. Шпенглер О. Закат Европы. Том 2 (фрагменты). // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

4. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М.. 1995

5. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

7. Араб-Оглы Э.А. Концепция исторического круговорота. // Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии. М., 1960.

8. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.

9. Рашковский Е.Б. Востоковедческая проблематика в культурно-исторической концепции А.Тойнби. М., 1976.

10. Семенов Ю.И. Социальная философия А.Тойнби: Критический очерк. М.. 1980.

11. Тавризян Г.М. Наука и миф в морфологии культуры О.Шпенглера. // Вопросы философии, 1984, №8.

12. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хёйзинга: Две концепции культурного кризиса. М., 1989.

13. Февр Л. Бои за историю. М.. 1991.

14. Культурология: Учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов дистанционной формы обучения по спец. "ГМУ" / ВАГС; Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский; Рец.: А.И. Пигалев (ВолГУ). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 55 с.

 

Задания для самостоятельной работы

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные подходы к определению понятия культуры?

2. Каким образом понятие «культура» соотносится с понятием «природа»?

3. Разграничьте понятия материальной и духовной культуры. Приведите примеры связей между материальной и духовной культурой.

4. Каковы основные функции культуры?

5. Что такое традиция? Каковы характерные черты традиционного общества? Что представляет собой традиционализм?

6. Определите понятия и охарактеризуйте феномены массовой культуры, субкультуры и контркультуры?

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объясняется появление тотемов и табу в культуре? Каковы их функции?

2. Какая связь существует между мифом и ритуалом?

3. Какова роль погребального ритуала в наследовании социального опыта?

4. Чем пространство и время культуры отличается от физического времени и пространства?

5. Что такое метафора? Каковы ее функции?

6. Каковы причины перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства?

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы общие черты культур Древнего Востока?

2. Как связана оседлость с представлениями о земле как территории?

3. Какие функции выполнял храм в «территориальных царствах»?

4. Какую роль играли представления о смерти в культуре Древнего Египта?

6. Почему древние китайцы не перешли к фонетическому письму?

7. Что такое нирвана?

8. Чем боги отличаются от духов?

9. Какую роль играл политеизм в социальной структуре древних цивилизаций?

10. Какие тексты Библии признаются священными и иудаистами и христианами?

11. Чем древнееврейская культура принципиально отличается от культуры родовой общины?

12. С помощью каких религиозных установлений древние евреи преодолели циклическую модель времени?

13. Что такое шаббат?

14. Чем древнееврейские пророки отличаются от предсказывающих будущее прорицателей и астрологов Древнего Востока?

15. Как совмещаются в древнееврейской культуре мессианизм, эсхатологизм и материализм?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как агональный характер древнегреческой культуры трансформирует традиционные древневосточные сферы государственной власти, религии, торговли?

2. Как связаны гуманизм и феномен «схоле»?

3. Каковы культурно-исторические последствия введения греками гласных букв в алфавит?

4. С какими идеями связана постоянная экспансия Рима?

5. Какова роль римского права в становлении культуры Древнего Рима и всей европейской культуры?

6. Какие качества древнеримской культуры способствовали возникновению и распространению христианства?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Осветите основные подходы к решению проблемы возникновения христианства.

2. Охарактеризуйте ситуацию, сложившуюся в римском и еврейском обществе накануне возникновения христианства. Перечислите основные течения иудаизма, получившие распространение в это время.

3. Охарактеризуйте христианство как «авраамическую религию», «теизм» и «религию спасения».

4. Каковы основные положения христианского учения? Каково содержание догматов троичности и боговоплощения?

5. Каким образом трактуется идея «заместительной жертвы» в христианстве?

6. Какова роль деятельности Иисуса Христа и ранних христиан в подготовке мировоззренческих условий объединения локальных культур?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «средние века», каково место и значение эпохи средневековья в истории мировой культуры? Каковы хронологические рамки средних веков?

2. Какими историческими событиями обусловлен консерватизм средневековой культуры, ее стремление к порядку и иерархичности?

3. Назовите цель и основные мероприятия реформ папы Григория VII. Какую роль эти реформы сыграли в становлении Западной Европы как культурной целостности?

4. Каковы особенности византийской культуры в сравнении с культурой Западной Европы.

5. Каковы особенности исламской культуры и ее вклад в историю мировой цивилизации?

6. Охарактеризуйте особенности культуры средневековой Руси. Какова специфика мировоззрения человека Киевской Руси?

Вопросы для самоконтроля

1. Какой смысл заключен в названии «эпоха Возрождения»? Назовите характерные черты ренессансного гуманизма.

2. Какую роль в судьбе эпохи Возрождения сыграло противостояние Церкви и Государства в средние века?

3. Что такое Реформация? Каковы ее причины? Раскройте основные положения доктрины Мартина Лютера: учение о грехе, «оправдание только верой», отрицание посреднической роли Церкви.

4. Охарактеризуйте основные факторы и особенности развития немецкой, английской, французской и русской культур в Новое время.

5. Как связаны секуляризация и нигилизм?

6. Как славянофилы и западники видели пути развития России?

Вопросы для самоконтроля

1. В чём проявляется уникальность существования человека в культуре в отличие от жизни биологических организмов в природе?

2. Как вы понимаете соотношение биологического и культурного, средств и способов существования в системе человеческой жизнедеятельности?

3. Какие отрасли знания входят в сферу исследований социальной (культурной) антропологии? Назовите основные этапы формирования социальной (культурной) антропологии и дайте им характеристику.

4. Раскройте значение символа как важнейшего инструмента культуротворчества.

5. Как вы понимаете теоретическое положение, согласно которому символическое творчество людей есть процесс воображаемого «удвоения мира»?

6. Каковы расхождения концепций Бергсона и Кассирера в оценке роли символа в культуре?

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите, как в работах предшественников Фрейда возникает и развивается представление о бессознательном?

2. Какова по З. Фрейду модель психики человеческой личности?

3. Как З. Фрейд представляет происхождение культуры? Какое в этой связи значение имеет так называемый «эдипов комплекс»?

4. В чём сформулированная Лаканом интерпретация бессознательного принципиально отличается от трактовки, предложенной Фрейдом?

5. Какую роль, согласно представлениям Юнга, в общественной психологии выполняют культурные архетипы?

6. Как Юнг понимает социально-психологическую ситуацию современности? Каковы с его точки зрения перспективы развития культуры?

Список дополнительной литературы

1. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы, 1970, № 3.

2. «Психоаналитическая культурология» // Культурология. ХХ век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.

3. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Пер. с фр. М.: Изд-во «Гнозис», 1995. 192 с.

4. «Бессознательное», «Лакан», «Либидо», «Психоанализ», «Сублимация», «Фрейд», «Эдипов комплекс», «Юнг» // Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

6. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / Пер. с нем. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. 416 с.

  1. Культурология: Учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов дистанционной формы обучения по спец. "ГМУ" / ВАГС; Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский; Рец.: А.И. Пигалев (ВолГУ). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 55 с.
  2. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / Александр Петрович Садохин. - М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём суть обосновываемого К. Леви-Стросом различения между так называемыми «горячими» и «холодными» обществами?

2. Приведите примеры «бинарных оппозиций» и объясните, какие функции выполняет медиатор.

3. Как вы понимаете тезис Барта о «смерти автора» в «текстах» современной культуры? Как, по мысли Р. Барта, связаны язык и власть?

4. Как вы понимаете используемое Фуко понятие «эпистема»? Каких эпистемы, по мнению мыслителя, отражают интеллектуальную историю Западной Европы?

5. В чём суть «постмодернистской» критики культурного проекта «модерна»? Как эти мотивы нашли своё преломление в культурологических идеях постструктурализма?

6. В чём заключается проблема «центризма культуры»? Какие способы её разрешения предлагают Ж. Деррида, Ж. Делёза и Ф. Гваттари?

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличия игры от других форм человеческой деятельности? Назовите основные разновидности игровой деятельности.

2. Назовите основных представителей «игровой» концепции культуры и коротко очертите их культурологические взгляды.

3. Каковы основные положения концепции «локальных культур»? Перечислите сторонников и критиков этой концепции.

4. Раскройте понятие «ноосферы».

 

Варианты срезовых контрольных работ

1. Культура: понятие, структура, функции.

2. Проблема происхождения человека и культуры.

3. Основные концепции происхождения культуры.

4. Первобытная культура: основные механизмы организации социального пространства-времени.

5. Роль экзогамии и тотемизма в становлении рода как первой небиологической формы сообщества.

6. “Неолитическая революция” и кризис структур родовой культуры.

7. Древний Восток как культурная целостность: общая характеристика.

8. Основные этапы истории культуры Древнего Египта.

9. Древнеегипетская культура как образец “территориального царства”.

10.Монотеизм в Древнем Израиле.

11.Основные этапы истории античности.

 

Контрольные вопросы к аттестации

1. Культура: понятие, структура, функции.

2. Проблема происхождения человека и культуры.

3. Основные концепции происхождения культуры.

4. Первобытная культура: основные механизмы организации социального пространства-времени.

5. Роль экзогамии и тотемизма в становлении рода как первой небиологической формы сообщества.

6. “Неолитическая революция” и кризис структур родовой культуры.

7. Древний Восток как культурная целостность: общая характеристика.

8. Основные этапы истории культуры Древнего Египта.

9. Древнеегипетская культура как образец “территориального царства”.

10.Место Древнего Израиля в истории мировой культуры, истоки древнееврейской культуры и основные этапы ее развития.

11.Истоки и особенности древнегреческой культуры.

12.Древний Рим и проблема объединения локальных культур.

13.Возникновение христианства. Основные черты замысла христианской культуры.

14.Средневековье как культурная целостность. Ранний этап формирования культуры западноевропейского средневековья.

15.Расцвет культуры европейского средневековья. Роль католической церкви в формировании единой западноевропейской культуры.

16.Истоки и особенности культуры Византии.

17.Истоки и особенности средневековой мусульманской культуры.

18.Происхождение Руси как самостоятельного культурного образования. Значение принятия христианства для развития русской культуры.

19.Истоки, предпосылки и характерные черты культуры эпохи Возрождения.

20.Реформация и генезис светской культуры.

 

Вопросы к экзамену

 

12.Культура: понятие, структура, функции.

13.Понятие традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры и контркультуры.

14.Проблема происхождения человека и культуры.

15.Роль экзогамии и тотемизма в становлении рода как первой небиологической формы сообщества.

16.Функция погребального обряда в родовой культуре

17.Проблемы происхождения языка и письменности

18.Роль жертвоприношений в культуре рода

19.Религиозные представления первых людей: миф, религия, фетишизм, магия, тотемизм, анимизм, аниматизм

20.“Неолитическая революция” и связанные с ней трансформации человеческой культуры

21.Древний Восток как культурная целостность: общая характеристика.

22.Особенности культур Древнего Египта, Древней Индии

23.Особенности культур Древнего Китая, Древнего Израиля

24.Истоки и особенности древнегреческой культуры (Этапы развития, гуманизм, рынок, школа, философия, театр как механизмы общегреческой интеграции).

25.Древний Рим и проблема объединения локальных культур.

26.Возникновение христианства. Основные положения замысла христианской культуры.

27.Средневековье как культурная целостность. Формирование и расцвет культуры европейского средневековья. Роль католической церкви в формировании единой западноевропейской культуры.

28.Истоки и особенности культуры Византии.

29.Истоки и особенности средневековой мусульманской культуры.

30.Происхождение Руси как самостоятельного культурного образования. Значение принятия христианства для развития русской культуры.

31.Истоки, предпосылки и характерные черты культуры эпохи Возрождения.

32.Реформация и генезис светской культуры.

33.Новое время и формирование национальных культур в Европе.

34.“Смерть Бога” и основные черты секулярной культуры.

35.Русская культура между Западом и Востоком. Культурно-исторические предпосылки проблемы и ее отражение в отечественной общественно-политической и религиозно-философской мысли.

36. Основные тенденции в современной культуре России

37.Становление культурологии как науки: основные этапы и их представители (этнографический, эволюционистский, исторический, психологический, структурно-функционалистский, неоэволюционистский, постструктуралистский).

38.Эволюционистская концепция культуры в теории Э.Б. Тайлора. Представления о культуре в культурной антропологии М. Мид

39.Цивилизационный подход А. Тойнби. «Осевое время» человеческой цивилизации в учении К. Ясперса.

40.О. Шпенглер: концепция локальных культур. Учение Н. Данилевского о культурно-исторических типах и закономерностях развития культуры.

41.Й. Хёйзинга: основные черты “игровой” концепции культуры. М. Бахтин о роли «карнавала» и «диалога» в культуре.

42.Идея элитарной культуры в учениях Ф. Ницше и Х. Ортеги-и-Гассета.

43.Интерпретация культуры в психоанализе З. Фрейда.

44.Исследование архетипов коллективного бессознательного в “аналитической психологии” К.-Г. Юнга.

45. Учение Э. Кассирера о роли символа в культуре. Ю. Лотман и семиотика культуры.

46. Культурологические представления М. Вебера и П. Сорокина.

47.Структуралистская концепция культуры К. Леви-Стросса.

48. Постструктуралистские концепции культуры эпохи «постмодерна» (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез).

 

Список основной литературы

 

1. Пигалев А.И. Культурология: Учеб. / Александр Иванович Пигалев; Волгогр. гос. ун-т (ВолГУ). - Волгоград: Либрис, 2006. - 419 с.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие / Павел Семенович Гуревич. - [3-е изд.,перераб.и доп.]. - М.: Гардарики, 2000. - 278 с Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и термины / Вадим Петрович Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 381 с.

3. Гуревич П.С.Культурология: Учеб. пособие / Павел Семенович Гуревич. - М.: Знание, 1996. - 288 с. - ISBN 5-07-002850-2: 12-00.Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2000

4. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для гуманит. вузов / Павел Семенович Гуревич. - М.: Nota bene, 2001. - 351 с.

5. Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесов, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др.; Сост. и отв. ред. Э.А. Орлова. - М.: Наука, 1994. - 415 с.

6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2001

7. Запад и Восток. Традиции и современность: Учеб. пособие для негуманит. спец. вузов / О-во "Знание" России. - М.: Знание, 1993. - 239 с.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс в кн.: Ортега-и-Гассет Х.Эстетика. Философия культуры. М., 1991

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс в кн.: Ортега-и-Гассет Х.Избранные труды. М., 2000

9. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 2003

10. Бауман З. Социология постмодернизма. М., 1991 – 22 с.

11. Пелипенко А.А.Культура как система / Андрей Анатольевич Пелипенко, И. Г. Яковенко; Ин-т "Открытое о-во" (Фонд Сороса). - М.: Языки русской культуры, 1998. - 371 с.

12. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / Илья Петрович Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

13. Культурология: Учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов дистанционной формы обучения по спец. "ГМУ" / ВАГС; Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский; Рец.: А.И. Пигалев (ВолГУ). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 55 с.

14. Галин С.А. Отечественная культура XX века: Учеб. пособие для вузов / Сергей Афанасьевич Галин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 479 с.

15. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / Александр Петрович Садохин. - М.: ЭКСМО, 2007. - 624 с.

Рекомендации к изучению отдельных тем курса. В рамках темы «Понятие культуры» следует обратить особое внимание на многомерность понятия «культура» и, вместе с тем, на его увязывание во всех интерпретациях с человеческой жизнедеятельностью. В теме, посвящённой раннеродовой культуре, необходимо сфокусироваться на культуротворческой роли ритуала. В контексте истории древневосточных культур следует выделить линию трансформации зооморфизма духовной культуры в антропоморфизм. При рассмотрении проблем истории средневековой культуры важно исходить из позиции реабилитации имиджа средневековья как питательной среды, в которой сформировались основания современной культуры. При анализе состояния современной культуры необходимо заострить внимание на последствиях перехода от теоцентризма к антропоцентризму, оценить изнаночные стороны освобождения человека и возникающие в этой связи проблемы и духовные поиски.

Рекомендации по работе с литературой. Рекомендации по работе с пособием: Д.В. Евдокимцев, А.И. Макаров, Л.В. Яворская, Д.Р. Яворский. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.

Данное учебно-методическое пособие является приложением к учебнику А. И. Пигалева «Культурология» (Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2002) и призвано помочь студентам дистанционной формы обучения самостоятельно освоить эту дисциплину. Структура пособия повторяет содержание учебника. К каждой теме даны вопросы для самоконтроля, контрольные задания для самопроверки и список дополнительной литературы. В конце каждого раздела помещен глоссарий, разъясняющий специальные термины. В конце пособия находятся ответы на контрольные задания и список экзаменационных вопросов.

Перед тем, как начать знакомство с определенной темой учебника, рекомендуется просмотреть соответствующий этой теме перечень «Вопросов для самоконтроля» в учебно-методическом пособии. Вопросы укажут вам на опорные идеи, положения, концепции данной темы. Постарайтесь в ходе чтения выделись те фрагменты учебника, которые содержат ответы на вопросы.

Если вы столкнулись со специальным термином, значение которого не разъяснено, обратитесь к «Глоссарию», расположенному в конце раздела.

По завершении знакомства с темой, выполните контрольные задания для самопроверки. Затем проверьте результаты работы по ответам, помещенным в конце пособия. Способность свободно ответить на все вопросы и выполнить все контрольные задания пособия – критерий освоения темы учебника.

Для прояснения тех фрагментов учебника, которые вам показались не вполне ясными, или для факультативного расширения знаний в области культурологии воспользуйтесь монографиями и статьями, перечисленными в «Списке дополнительной литературы» (расширенный, но не разбитый по темам список литературы вы можете найти в конце учебника).

По окончании работы с учебником, проверьте свои знания по списку экзаменационных вопросов, помещенных в конце пособия.

 

1.4. Рекомендации по поводу работы с тестовой системой курса. Структура тестовых заданий предполагает необходимость выбора единственно верного ответа из числа предлагаемых вариантов ответа на поставленный вопрос.

1.5. Советы по подготовке к экзамену. В процессе подготовки к экзамену следует соблюдать требования комплексности, последовательности, дифференциации матер ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.