Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







М. Бахтин о роли «карнавала» и «диалога» в культуре





 

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - отечественный культуролог, который пережил сложную судьбу и высокую степень признания в конце жизни, в том числе за рубежом, особенно после смерти. В 30-е годы был репрессирован за чтение лекций по идеалистической философии Канта, в ссылке из-за болезни у него была ампутирована нога. Известно, что, будучи на поселении, он тайно приезжал в Москву за книгами (чтобы быть в курсе новых научных открытий), а некоторые его важные произведения так и не увидели свет, т.к. рукописи пошли на «самокрутки» в тяжёлые военные годы. Главные произведения: «К философии поступка», «Проблемы поэтики Достоевского».

Бахтин вошёл в историю гуманитарной мысли как один из создателей «нравственной философии», как представитель «философии диалога». Согласно диалогической философии самыми важными аспектами жизни и культуры являются не наши планы, намерения, желания, а то, как человек проявляет себя в отношениях с другими, - это и есть сфера «диалога». Важнейшим условием диалога является «хронотоп» (с греч. «хронос» - время, «топос» - пространство); хронотоп – пространственно-временная интерактивная среда, коммуникативное силовое поле.

Особое внимание Бахтин уделяет собственно диалогу: диалог происходит с Другим (человеком, культурой, сферой реальности). Жизнь полифонична (полна голосами, волениями Других существ). Именно в соотнесении с Другими личность и культура начинают самоидентифицироваться, т.е. отличать себя от Других (свой-другой), приемлемое от неприемлемого (своё-чужое). В искреннем диалоге с Другим часто происходит познание, т.к. каждый человек обладает своим «кругозором», совмещение которых создаёт расширение прежней картины или «избыток видения». В результате человек усваивает в свой кругозор представления, перенесённые из кругозора Другого. Важно, чтобы в диалоге не происходило полного растворения личности участников, полного подчинения одного участника другим (даже в Библии говорится: «возлюби ближнего как самого себя», но не меньше чем себя и не больше, чем себя! ).



Так, одним из главных «измерений» диалога является «поступок». Пока человек думает о «хорошем», собирается что-то сделать хорошее, - это подобие «сна», нечто зависшее, недоведенное до реализации и, по мнению Бахтина, само по себе мало что значит. Всё это приобретает значение только тогда, когда проявляется в ткани поступка. Поступок – это проявление внутреннего отношения во внешних формах, давление мыслей, эмоций на внешнюю реальность, занятие позиции во времени и пространстве, что нередко требует преодоления внутреннего и внешнего сопротивления; зато поступок доходит до внешнего адресата, доносит то, что для нас важно. Поступок – бытие; жизнь без поступка – небытие, сон, оцепенение, до конца непроявившаяся жизнь (как вынашиваемый, но нерождённый ребёнок). В этом плане Бахтин отстаивает идею, согласно которой у человека нет «алиби бытия», т.е. его жизнь не может быть оправдана, если он не живёт или живёт во сне (не совершает поступки).

Немаловажной для культуры является и такая разновидность диалога как «карнавал». В период позднего средневековья и эпохи Возрождения в период праздников карнавал – это особый тип игрового взаимодействия, в котором перестают действовать строгие правила, иерархическое разделение, происходит отход от официоза, в результате энергия личности, людей, народа находит более свободный эмоциональный выход. Жёсткий порядок культуры перестаёт сковывать инициативу, творческую энергию, стремление к эксперементу, пробу творческих сил. «Карнавал» - понятие, обозначающее игровой формат, являющийся противовесом сухого формализма, давления властной иерархии, он показывает относительность и условность ограничительных рамок, которые с одной стороны удерживают от низменных проявлений человека, а с другой стороны, могут препятствовать более высшим чувствам, отношениям, ценностям.

Наиболее высшими и труднодостижимыми формами диалога являются любовь между мужчиной и женщиной, любовь к родным, родине, дружба, партнёрство, взаимопомощь, солидарность.

 

Лотман Юрий Михайлович (1922-1993). Главные работы: «Труды по знаковым системам», «Культура и взрыв».

Отечественный учёный, основатель структурно-семиотической школы, которая опиралась на исследования в рамках семиотики. Семиотика – наука о знаках, символах, значениях, с помощью которых люди осмысляют себя и окружающую реальность, наделяют смыслом, определяют своё социальное поведение и культурное развитие.

С этих позиций все культурные явления (события, духовные и материальные ценности) рассматриваются как знаковые системы или «тексты», которые должны быть «прочитаны», интерпретированы, поняты. Причём интерпретация такого текста может открывать новые смыслы, грани, особенности любого явления.

Согласно Лотману, культуры – это «знаковые миры». Можно говорить, что каждая личность, социальная группа, народ, нация, религиозная общность порождают свои особые символические миры – системы координат, только у представителей одной большой культуры более сходные культурные миры. Культуру в целом можно сравнить с вселенской библиотекой, в которой запечатлён весь опыт, но этот фонд идей, смыслов, программ, подходов, инструментов постоянно пополняется. Понимание повседневных событий – это сканирование культурных текстов.

Лотман исследовал культурные миры дворянства, крестьянства, классиков русской литературы, показав, что в этих мирах по-особенному понимается высокое и низкое, отличие своего от чужого и т.д.

Революция, согласно Лотману, - это ситуация, когда культурные миры разных социальных групп общества достигают критической степени несовпадения, различия, что вызывает культурный взрыв и приводит к перекодированию реальности, к перестройке системе координат. Развитие культуры – это более плавный процесс перекодирования реальности.

 

 

ДанилевскийНиколай Яковлевич (1822-1885)

Русский историк, культуролог, автор знаменитого труда «Россия и Европа».

Разработал оригинальную концепцию локальных культур (культурно-исторических типов), согласно которой культуры являются достаточно замкнутыми духовно-материальными образованиями, напоминающими огромные организмы, которые проходят стадии детства, юности, взросления, зрелости, старения и гибели. Взаимодействие между культурами не затрагивает глубин ментальности или влияет на них очень медленно. Влияние одной культуры на другую Данилевский сравнивает с «прививкой» инородного элемента (как у деревьев), либо с «удобрением почвы», созданием благоприятных условий для появления этого элемента.

Данилевский выработал пять главных закономерностей развития культурно-исторических типов:

1. народ, обладающий общим языком, способный к историческому развитию и прошедший стадию «детства», образует культурно-исторический тип;

2. для подлинного развития культуры народ должен достичь политической независимости;

3. основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа;

4. цивилизация тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны его этнографические элементы (общность включает множество народов и народностей);

5. период роста культур продолжителен, а период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.