Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концепции элитарной культуры в учениях Ф. Ницше и Х. Ортеги-И-Гассета





 

Ортега-И-Гассет Хосе (1883-1955) – испанский культуролог. Главный труд «Восстание масс».

Один из главный разработчиков темы массовой культуры. Рассматривал ХХ в. как время, когда ослабевает влияние элиты (достойных, избранного меньшинства) и усиливается роль массы, толпы как недифференцированного множества. Масса понимается как стадность, снижение критического мышления, одичание. Человек-масса – это существование в режиме автоматизмов, самодовольства, стремления к безудержному потреблению. Человек масса ведёт паразитарное существование, прилагая минимум усилий, используя идеи, ценности, технологии, изобретённые творческим меньшинством, но при этом стремится к максимальному потреблению материальных благ, не меняясь внутренне, интеллектуально, морально. Массе противопоставляются герои, духовная аристократия, избранные группы, отличающиеся умением работать над собой, внутренним благородством, наличием моральных принципов, интеллектуальными усилиями и ответственностью.

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ. Главные работы: «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов».

Ницше уподобляет себя античному приёмщику изваяний богов (идолов), который простукивал эти изваяния на предмет обнаружения в них пустот, и в этом случае «забраковывал» эти изваяния (идолов общества). Таким же образом он проверяет общепринятые ценности и стереотипы современного ему буржуазного общества, обывательской и мещанской психологии на предмет обнаружения в них глупости, пошлости, поверхностности. Этому массовому сознанию он противопоставлял образ героя - «сверхчеловека», который отказывается от удовлетворения примитивных потребностей (комфорта, безопасности) ради удовлетворения высших потребностей (реализации уникальной, творческой роли в мире). Сверхчеловек переживает происходящее экстатично, с мощным жизненным порывом, с сильными и высокими эмоциями, он живёт ради реализации мечты, не замечает препятствий, не обращает внимания на мнение толпы, преисполнен героизма, внутреннего благородства и духовного аристократизма. Человек, согласно Ницше, - это «мост» между животным и сверхчеловеком. Отдалённые признаки сверхчеловека Ницше находил в поведении некоторых прославившихся людей (Александра Македонского, Наполеона и т.д.).

Согласно Ницше, полный цикл развития личности состоит из 3 стадий, хотя личность может и «застрять» на каком-то этапе на всю жизнь. 1 этап – «верблюд», когда человек выполняет много нетворческой, часто неэффективной работы, не все усилия приносят результаты. 2 этап – «лев», когда человек достигает славы, признания, могущества, но он несчастлив, т.к. он несвободен и является «заложником» своего положения. 3 этап – «ребёнок», состояние души, когда человек занимается только тем, что ему по-настоящему интересно, самым главным, живёт ради реализации высокой мечты.

 


РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы

Тема: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Контрольные задания для самопроверки

(Необходимо выбрать из предложенного один вариант ответа)

1. Термин «культура» происходит от латинского слова, обозначавшего

а) «религиозное поклонение»,

б) «образованность»,

В) «возделывание земли».

Где впервые встречается термин «культура» в значении «возделывание души»?

а) В речах Платона – греческого философа,

б) в трудах Катона – римского сенатора,

в) в речах римского оратора Цицерона.

Понятие «культура» стало предметом специального изучения

а) в период античности,

б) в новое время,

в) в эпоху средневековья.

4. Выберите наиболее точное определение понятия «материальная культура»:

а) совокупность материальных продуктов деятельности человека;

б) совокупность условий и средств человеческого существования.

 

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема: Возникновение и начальные этапы человеческой культуры

Контрольные задания для самопроверки

1. Экзогамия это:

а) запрет брачных отношений внутри рода,

б) запрет на убийство сородичей,

в) межплеменные войны.

2. Тотемизм - это:

а) верование в бессмертие души,

б) верование в родового первопредка,

в) культ неба.

3. Табу - это:

а) метательное орудие,

б) ритуальный запрет,

в) культ предка.

4. Функции шамана заключаются в том, чтобы:

а) совершать жертвоприношения в храмах;

б) предсказывать будущее по расположению светил на небе,

в) поддерживать связь членов рода с умершими предками.

5. «Неолитической революцией» называют:

а) процесс перехода от присваивающих форм хозяйства к производящим,

б) появление великих цивилизаций древности,

в) начало употребления железных орудий труда.

 

Тема: Основные черты культур Древнего Востока

Контрольные задания для самопроверки

1. Линейный образ времени впервые появляется:

а) в культуре Древнего Египта,

б) в культуре Древнего Израиля,

в) в европейской культуре.

2. Время обитателям «территориальных царств» представлялось:

а) линейным,

б) цикличным,

в) неподвижным.

3. Храм в религиях «территориальных царств» считался:

а) резиденцией правителя,

б) местом обитания бога, связующим звеном между Небом и Землей,

в) местом поклонения первопредку.

4. В качестве высшего божественного начала в культуре «территориальных царств» выступало:

а) Солнце,

б) Небо,

в) Земля.

5. Прародителем еврейского народа считается:

а) Моисей,

б) Авраам,

в) Ной.

6. Статус правителя «территориального царства» можно выразить следующей формулой:

а) «наместник Бога на земле»,

б) «избранник народа»,

в) «божество».

Тема 4. Истоки и своеобразие культур Древней Греции и Древнего Рима

Контрольные задания для самопроверки

Отнесите соответствующие утверждения или термины к определенному типу культуры, пользуясь следующим кодом:

Р - первобытная родовая культура,

Ц - культура «территориальных царств»

И - культура древнего Израиля

А - античная культура (Древняя Греция и Древний Рим)

(Для выполнения задания лучше воспользоваться таблицей из 3 столбцов и 10 строк. В каждую ячейку вписывается одна из букв кода)

Принцип «агонистики» - состязательности Полис – укрепленный город, контролирующий прилегающую земледельческую округу Школа как пространство где человек свободен от обязанностей перед богами
Переносной храм в виде палатки – скинии Возникновение экзогамии Появление имен как первых слов
Дуальная организация общества (две брачные фратрии) Заповедь соблюдения субботы, как дня посвященного Богу Тотем
Театр как место где стираются грани между ритуалом и искусством Каменные скрижали с 10 заповедями Закрепление генеалогии (происхождения) через татуирование
Историческое время устремленное назад к прошлому ко времени деятельности культурного героя Появление запрета на инцест Принцип «единство в многообразии»
Важнейшее место города – агора – рыночная площадь Обрезание и изменение имен как символы Завета между Богом и человеком Символом социального пространства-времени (хронотопа), является круг
Миф, где крупному городу приписывалась миссия по культурной унификации мира Повеление загробного мира, переданное через маску шамана Четко ориентированная измеренная и укрепленная территория
Идея «рода человеческого» в противовес идеям «рода» и «народа» Монотеизм Драгоценные камни и дорогие металлы как символы Неба и небесных богов
Иероглифическое письмо где знаки не изменяют свои значения Правитель – сын Неба   Столб мертвых
Принадлежность человека к определенному сословию означало, что он следует за определенной звездой Игры (спортивные состязания) в честь богов Человеческие жертвоприношения как механизм обеспечения мира

 

Тема 5. ИСТОКИ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

 

Контрольные задания для самопроверки

Выберите единственно верный вариант ответа из числа предложенных:

1. Христианство возникает:

а) в Египте,

б) в городе Рим,

в) в Древней Греции,

г) в Палестине.

2. Основу христианской части Библии – Нового Завета составляют:

а) послания апостолов и Апокалипсис,

б) четыре Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Марка и от Луки,

в) четыре Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Петра и от Луки,

г) четыре Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Петра и от Павла.

 

3. Римские власти воспринимали Иисуса Христа в качестве:

а) царя иудейского,

б) мессии,

в) смутьяна, выступающего против власти Рима,

г) богочеловека.

 

4. Из учеников Христа наибольший след в раннехристианской истории оставили два апостола. Ими были:

а) Петр и Иоанн,

б) Павел и Иоанн,

в) Петр и Андрей Первозванный,

г) Петр и Павел.

 

Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольные задания для самопроверки

1. Какой из богов занял главное место в языческом пантеоне при первой религиозной реформе князя Владимира?

а) Род,

б) Велес,

в) Сварог,

г) Перун.

2. «Двоеверие» – это:

а) система религиозных воззрений на основе сочетания старых языческих представлений и новых – христианских;

б) положение, когда привилегированный класс исповедывает одну религию, а народные массы – другую;

в) система религиозных верований, когда наблюдается четкое деление мира на «этот, добрый», и «тот, злой»;

г) сосуществование в одном государственном образовании двух народностей, исповедующих разные религии.

3. Термин «католическая церковь» означает:

а) самая правильная из христианских церквей,

б) традиционная церковь,

в) вселенская церковь,

г) обновленная церковь.

4. Назовите автора концепции, в соответствии с которой Церковь как «Град Божий» противостоит языческому государству – «Граду земному»?

а) Фома Аквинский (XIII век),

б) Григорий VII (XI век),

в) Августин Аврелий (IV век),

г) Апостол Павел (I век).

5. В эпоху зрелого средневековья концепция взаимоотношений государства и Церкви меняется. Монах Гильдебрандт из монастыря в Клюни издает в 1073 году труд, где она изложена. Что это за труд?

а) «О граде Божием»,

б) «История моих бедствий»,

в) «Папская революция»,

г) «Диктат пап».

6. По мысли папы Григория VII отношения между «Градом земным» и «Градом Божьим» строятся следующим образом:

а) государь становится сеньором и защитником для Церкви,

б) Церковь должна стать частью государственной системы,

в) Церковь выводится из-под юрисдикции светских государей и становится самостоятельной.

7. Какой особый праздник установлен аббатом Одилоном из Клюнийского монастыря, чтобы объединить христианское и дохристианское время?

а) День всех святых,

б) День поминовения всех усопших,

в) Рождество,

г) Праздник Святого Духа.

Тема 7. ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Контрольные задания для самопроверки

1. Выберите из предложенного черты средневекового доренессансного мировоззрения:

а) человек – мера всех вещей,

б) человек отделен от Бога пропастью первородного греха и своей праведной жизнью может приблизиться к нему после смерти в Царствии Небесном,

в) человек свободен и может проявить себя во всех областях творчества – титан.

2. Выберите из предложенного термины, характеризующие ренессансное мировоззрение:

а) «теоцентризм»,

б) «космоцентризм»,

в) «антропоцентризм».

3. Кто из перечисленных ниже людей не является деятелем эпохи Проторенессанса?

а) Данте Алигьери,

б) Франческо Петрарка,

в) Леонардо да Винчи,

г) Джиованни Боккаччо.

4. Мировоззрение, в котором Бог не является личностью, а божественное «разлито» в природе называется:

а) атеизм,

б) теизм,

в) пантеизм.

5. Религиозное движение против Католической церкви в XVI-XVII веках в Северной Европе называется:

а) Северное Возрождение,

б) Гуманизм,

в) Ренессанс,

г) Реформация.

6. Секуляризация как явление культуры это:

а) переход церковных земель в государственное владение,

б) усиление влияния религии на общество,

в) обретение культурой независимости от религии.

7. Нигилизм это:

а) отрицание всех прежних культурных ценностей, норм, целей,

б) отрицание Бога как цели существования человека, как основного творца и хранителя человеческого общества,

в) отрицание роли Церкви в культурных процессах.

Тема: НАУКИ О КУЛЬТУРЕ, ИХ ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ

Контрольные задания для самопроверки

1. Этнография – это наука

а) о биологическом развитии человека,

б) о народонаселении, его составе, численности, географическом распространении,

в) изучающая культуру преимущественно бесписьменных народов.

2. Основоположником эволюцистского направления в культурологии был

а) Э. Тайлор,

б) Б. Малиновский,

в) Э. Кассирер.

3. Концепция, согласно которой пространственное распространение культуры происходит из какого-либо центра или центров, носит название

а) эволюционизм,

б) функционализм,

в) диффузионизм.

 

Тема 9. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Контрольные задания для самопроверки

1. Защитный механизм человеческой психики, переводящий запретные, с точки зрения культуры, переживания в сферу бессознательного, З. Фрейд называет

а) сублимация,

б) вытеснение,

в) либидо.

2. Для обозначения процесса переключения психической энергии человека с культурно неприемлемой мотивации на созидательные и возвышающие личность цели З. Фрейд использует термин

а) бессознательное,

б) вытеснение,

в) сублимация.

3. Какие элементы, согласно Ж. Лакану, образуют структуру человеческой психики?

4. Автором концепции «коллективного бессознательного» был

а) З. Фрейд,

б) К.Г. Юнг,

в) Ж. Лакан.

5. Согласно З. Фрейду, человеческая психика включает в себя следующие элементы:

а) «Оно», «Я», «Сверх-Я»;

б) «Я», «Мы», «Они»;

в) «Разум», «Эмоции», «Инстинкты».

 

Тема 10. СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Контрольные задания для самопроверки

1. Выявите, какое из указанных ниже утверждений соответствует идеям учения Кассирера о символических формах культуры, а какое - психоанализу Фрейда.

a) «Человек – творение Бога, созданное им по своему образу и подобию»

b) «Человек произошёл из человекообразных существ прежде всего посредством трудовой деятельности»

c) «Человек – биологическое существо, которое в своём развитии пошло по пути трансформации биологических инстинктов в общественные модели поведения»

d) «Человек – это биологическое существо, способное к порождению смыслов, значений, знаков»

2. Сравните изложенные ниже интерпретации «бессознательного» и определите, какие из них отражают положения психоанализа Фрейда, «аналитической психологии» Юнга и «структурного психоанализа» Лакана.

a) Бессознательное – это сфера человеческой психики, включающая в себя безотчётные, инстинктивные влечения, имеющие чётко выраженный биологический, сексуальный характер.

b) Бессознательное – это не сводимая к животной сексуальности, жизненная энергия человеческого организма, которая получает оформление в символах и знаках речи.

c) Бессознательное – это область коллективной психики, которая является культурным наследием людей и отражает первичные формы приспособления человека к окружающему миру.

3. Установите, какие из приведённых далее определений культуры отвечают теоретическим представлениям концепции символических форм, психоанализа, структурализма и постструктурализма.

a) Культура – это система запретов, ограничивающая биологические инстинкты людей.

b) Культура – упорядоченная система коллективной жизнедеятельности людей, которая усваивается и воспроизводится каждым отдельным членом общества.

c) Культура – это не только совокупность стереотипов коллективной жизнедеятельности членов общества, но, прежде всего творческие, т.е. «не типичные» действия и поступки людей.

d) Культура – символическая система координат, которая выработана усилиями прошлых поколений и современников, и посредством которой люди выстраивают своё отношение к себе и другим, к жизни и смерти, пространству и времени.

4. Модель децентрированной культуры в постструктурализме обозначается термином

а) «медиатор»,

б) «эпистема»,

в) «ризома»

Вопросы для самоконтроля

5. Каковы отличия игры от других форм человеческой деятельности? Назовите основные разновидности игровой деятельности.

6. Назовите основных представителей «игровой» концепции культуры и коротко очертите их культурологические взгляды.

7. Каковы основные положения концепции «локальных культур»? Перечислите сторонников и критиков этой концепции.

8. Раскройте понятие «ноосферы».

.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.