|
Социологическая критика рыночной экономики (К. Поланьи)Имя Карла Поланьи (1886—1964) практически не известно отечественному читателю, между тем его работа «Великое преобразование» (1944) оказала большое влияние на западную общественную мысль; некоторые социологи считают ее одной из самых плодотворных попыток критики рыночного хозяйства. Надо отметить, что имя Поланьи упоминается во всех работах, посвященных истории экономической социологии.20 Цель Поланьи заключалась в том, чтобы объяснить в социологических категориях тенденцию социально-экономического развития стран Европы в первой половине XX в., которую он связывает с крушением «рыночного общества», сформированного в XIX в. Он стремился показать, что саморегулируемый рынок разрушает общество, подчинив его своим законам, и общество неминуемо начинает защищаться от рынка. Какие же основные доводы выдвигает Поланьи в своей работе? Прежде всего, он исследует соотношение экономики и общества в докапиталистическую эпоху. Обычно в традиционном обществе хозяйство погружено в социальные отношения, в нем рынок не играет важной роли, мотивы поведения человека главным образом неэкономические — он действует не для приобретения или накопления материальных благ, не для получения выгоды, а для сохранения своего социального положения или приобретения социального «капитала». По крайней мере, экономические интересы не заслоняют социальных связей, отношений родства, согласуясь с этическими принципами. В примитивном племени, к примеру, ни производство, ни распределение, ни обмен не подчинены экономическим мотивам. Распределение осуществляется как церемониальное, как награда за достоинства, обмен выступает как дарение или выполняет функцию общения, производство и труд не окрашены 20 Карл Поланьи родился в 1886 г. в Вене, область его интересов — история хозяйства (см.: Polanyi К. Trade and Market in Early Empires: Economies in History and Theory. Glencoe, 1957), в 1934 г. он эмигрировал в Великобританию, преподавал в Оксфорде и в Лондонском университете. Работа над его книгой «The Great Transformation: the Political and Economic Origins of Our Time» продолжалась с 1939 по 1943 г., книга была опубликована в 1944 г., после чего неоднократно переиздавалась. стремлением к вознаграждению или приобретательству, а выступают как исполнение долга, подчинение традиции. В основном здесь господствуют три принципа экономических действий — перераспределение (все произведенное подлежит в племени распределению, осуществляемому вождем); натуральное хозяйство, предполагающее производство не для обмена и не для себя лично, а для коллектива; взаимный обмен, предполагающий взаимообразные действия, создающие симметрию социальной организации общества. Так или иначе, все хозяйства нерыночного типа предполагают наличие хотя бы одного принципа. Эти принципы были институционализированы в обществе с помощью традиций, верований, законов, и в целом экономические отношения были подчинены социальной организации. И средневековая Европа мало чем отличалась по развитию хозяйственных отношений от древних культур, технология производства мало изменилась, основной прогресс заключался в социальной, культурной, интеллектуальной сферах. Даже в эпоху меркантилизма экономика была еще вложена в социальные отношения и ими регулировалась. Но рынок преобразовывает отношения экономики и общества. Изменяется сама внутренняя психология человека — люди перестают довольствоваться своим существованием и обращаются к погоне за улучшениями, за прогрессом. Здравый смысл был заменен готовностью принять любые социальные последствия экономического прогресса, который стал политикой государства, частный интерес стал господствовать над справедливостью и законом. В результате этого многие страны нанесли невосполнимый ущерб своему обществу и природе: в Англии социальная ткань аграрного общества — деревни, была разрушена в погоне за прибылью от продажи шерсти. Появилась вера в то, что социальные проблемы могут и будут решены простым наращиванием материального богатства. Таким образом, рынок в эпоху капитализма уже затрагивал саму ткань общества, его сущность; труд, земля и капитал стали товарами. Рынок начал подчинять себе общество. Как же образуется рынок? Со времен Смита считается, что рынок вырастает из склонности людей к обмену, затем самостоятельно вырастает городской, национальный и международный рынок. Но антропология доказала, что человеку не свойственна психология обмена, человек по своей природе не является «экономическим существом». Рынок существовал в древности, но он был основан на принципе неконкурентности, регулировался традицией и законодательством, существовал обычно для редких предметов, т. е. был внешним по преимуществу. В противовес Марксу, Поланьи доказывал, что рынок не возник как логическое развитие экономических отношений, а был создан государственной политикой в эпоху формирова- 8 Заказ 152 ния централизованных государств в Европе. Именно государственное вмешательство освободило торговлю от привязанности к городам и стимулировало образование национального рынка, государство способствовало и монополиям торговли, и конкуренции в одинаковой мере. Но, освободив рынок от регулирования, уже никто не гарантировал доход участникам рыночных отношений, распределение было отдано в руки рынка. Все доходы стали определяться рыночными ценами, все производство и обмен ориентировалось на цены и прибыль. Рынок стал захватывать в свою орбиту все наиболее важные для общества ресурсы — труд, землю, капитал. Но эти ресурсы составляют ткань социальной организации — обладание землей было источником привилегий, социального статуса, поэтому земля не входила в объекты купли-продажи; труд также был вложен в цеховую организацию либо в крестьянскую общину, отношения труда регулировались обычаем и традицией; капитал в виде денег был исключительной функцией государства, выпуск денег и обеспечение ими входили в монополию государства. В рыночной экономике труд, земля.и деньги должны быть в составе рынка, но сами по себе они не являются товарами, они не воспроизводятся как товары на продажу в условиях спроса — предложения. Труд выступает как часть жизни человека и не предназначен для продажи, но он продается.21 Земля и капитал не могут быть произведены в зависимости от простого повышения спроса на них, тем не менее и они продаются как товары. Таким образом, субстанция общества ■— земля, труд, капитал — втягивается в рыночный оборот. Рыночная экономика может существовать только в рыночном обществе, здесь социальные отношения уже вложены в экономические, вся организация общества становится придатком рынка. В результате рынок разрушает социальную организацию общества и социальные отношения — все сельское население вынуждено превратиться в мигрантов, рабочий уже не имеет социального окружения как крестьянин.22 Изменяется вся его жизнедеятельность. Рынок, разрушив социальные связи, создает культурный вакуум. Рынок разрушает связь человека с природой, превращая природу — географическое окружение человека — в обычный товар, тем самым уничтожая пространство социальной органи- 21 Здесь идеи Поланьи напоминают социальную теорию заработной пла 22 Рабочий уже не имеет родства, соседства, профессии, единства убеж зации и истощая природные ресурсы. Земля для человека — основа стабильности и безопасности, и коммерциализация земли лишает его этого. Если феодализм раньше обеспечивал единство земли и человека, единство земли и капитала (через вложение в улучшение земли), то капитализм уничтожает это единство. . Рынок нарушает естественные связи производства и потребления — раньше торговля их соединяла, теперь промышленность стала развиваться самостоятельно, единственный ее мотив— получение прибыли без учета потребностей. Такое развитие производства и рынка привело к высокому росту бедности, что было невидимой безработицей, но вскоре возникла и явная безработица. Постепенно общество предоставило рынку решение проблемы бедных — в Англии стали возникать работные дома. Тем не менее главное последствие рынка не в возросшей бедности и эксплуатации, а в разрушении социальной ткани общества, его социальной организации. Рыночное общество требовало своего идеологического оправдания— так появилась политическая экономия. Она рассматривала человека как «экономическое» существо, а общество — как экономическое по своей природе явление. Саморегулируемый рынок сделал для политэкономов общество саморегулируемым, а его законы были объявлены нечеловеческими, по типу законов природы. В политической области появился «экономический либерализм» — вера в свободное общество на основе конкуренции, в золотой стандарт, в свободу международной торговли. Рынок требовал невмешательства политики в дела экономики. Так появилось либеральное государство. Либеральное государство не дорожит свободой, а дорожит рынком, оно не гнушается самых жестоких мер для его сохранения. Если предприниматели решатся свободно объединиться в монополию, а рабочие — в профсоюзы, то такой свободой либеральное государство без сомнения жертвует, так как это противоречит свободе рынка.23 Кроме всего прочего, побочным результатом возникновения рынка стал мир. Век свободного рынка — XIX в. — характеризовался столетием мира (с 1815 по 1914 г.). Бизнес и торговля связывали интересы разных стран, золотой стандарт обеспечивал единую финансовую систему, капитальные вложения в другие страны не давали повода развязать войну. Поэтому Поланьи писал, что финансовый капитал принес не только войны, но и мир. Почему же в XX в. происходит крушение рыночной экономики и рыночного общества? Поланьи отвечал на данный вопрос так: как только рынок из регулируемого превращается 23 Polanyi К. Ibid. P. 148—149. в саморегулируемый, как только он начинает подчинять себе общество, так общество начинает сопротивляться рынку; такова вынужденная самозащита общества. Все основные компоненты субстанции общества — труд, земля и капитал — пытаются выйти из-под контроля рынка. Общество защищается от рынка прежде всего с помощью классовой организации. Если в теории марксизма классы объявляются экономическими по своей природе, то Поланьи настаивал на том, что классы — это чисто социальные группы; для интересов класса удовлетворение потребностей стоит на последнем месте, а наибольшее значение играют социальное признание, статус, безопасность. И рынок угрожал социальному, а не экономическому положению классов, поэтому рабочие классы, землевладельцы и земледельцы стали сопротивляться рынку. Появилось экономическое и политическое сознание пролетариата и как следствие — политические партии и профсоюзы, назначение которых заключалось в том, чтобы сломать связь цен и заработной платы, сделать положение рабочего более устойчивым и безопасным. Социальное законодательство, законы о труде, страхование от безработицы — все это исключало труд из сферы рынка. Землевладельцы также отчаянно сопротивлялись рынку — это была так называемая борьба «либералов» и «реакции». Но эти слои постепенно теряли значение — они вынуждены были идти на компромисс с рынком. Только рабочий класс и его организации до конца шли против рынка. Но самое интересное в концепции Поланьи то, что и производство, и бизнес вынуждены искать защиты от рынка. Во-первых, в денежной системе, подчиненной законам рынка, возникают трудности, поскольку деньги — фиктивный, а не настоящий товар. Поэтому многие страны одновременно отказались от политики золотого стандарта и стали чисто политическими методами через систему институтов центрального банка регулировать денежное обращение. Крушение золотого стандарта и свидетельствовало о падении рыночной экономики. Во-вторых, как только вложения капитала в другие страны стали не игрушечными, а настоящими, как только международная торговля приобрела значительный вес, так государство стало активно вмешиваться в экономическую жизнь, политическими средствами защищая интересы своей экономики. И когда непротекционистских рынков уже не было, политика государств стала явно агрессивной. Вслед за этим исчерпавший себя рынок принес огромные мировые войны. В-третьих, производство начинает защищать себя от рынка с помощью объединения в картели, тресты и монополии. Причем их образование не было естественным продолжением рыночной экономики, а явилось следствием того, что рынок пришел к своему логическому завершению, и тогда в дело вступило государство, стимулиро- вавшее своей протекционистской политикой образование мо- 'НОПОЛИЙ. Таким образом, писал Поланьи, вместе с рынком росло и сопротивление общества ему. Все основные рыночные общества испытывали к началу XX в. существенные трудности, выражавшиеся в росте безработицы, классовой борьбы, войн, нестабильности экономического развития. Но эти противоречия оставались скрытыми внутри стран до тех пор, пока мировая экономика и баланс сил не потерпели крушения. Так начиналось великое преобразование, о котором объявил Поланьи в названии книги. В результате всех этих проблем экономическая и политическая системы оказались парализованными, при этом лидерство в политике отходило тем, кто предлагал легкий выход из сложившейся ситуации. Рыночное общество отказалось функционировать; тогда пришло время, с одной стороны, фашистского правительства, с другой — социалистического.24 Фашистское решение проблемы означало преобразование всех рыночных институтов за счет уничтожения демократических, за счет подавления личности. Социализм также означал подавление рыночной экономики. В 30-е годы коллективизация реально заменила рыночные отношения в сельском хозяйстве, а планирование— в производстве. Да и традиционно рыночные страны в 30-е годы, особенно в период подготовки к войне, шли по пути преобразования экономики, их идеалом стала свободная экономика при сильном правительстве. «Новый курс» в США был напрямую направлен на дискредитацию принципа свободы предпринимательства. Видит ли Поланьи выход из этой ситуации? По его мнению, рыночная система как технологическая система сохранится, но рынок из саморегулируемого превратится в регулируемый, поскольку основная проблема заключается не в индустриальной, а в рыночной организации общества. Деньги уже практически выведены из-под контроля рынка, теперь земля и труд должны быть полностью исключены из компетенции рынка. Но конец рыночного общества не означает конец рынка как такового — в технологическом смысле рынок как реакция производителя на спрос останется, так как он гарантирует свободу покупателю, но при этом рынок должен регулироваться обществом. Уничтожение рыночного общества не означает крушения идеала свободы. Рыночный механизм в обществе сохраняет свободу для богатых, но задача для общества состоит в том, чтобы расширить свободу для тех, кто испытывает в ней недостаток. Укрепление планирования должно идти параллельно с усилением индивидуальной свободы, гарантируемой законодательством и сильной государственной властью. 24 Ibid. P. 239. Итак, Поланьи видит будущее западного общества в отказе от рыночных принципов функционирования экономики, именно это должно обеспечить дальнейшую свободу личности в обществе. Примерно в то же время еще один известный экономист Фридрих Хайек пытался доказать другую идею, состоящую-в том, что уничтожение рынка означает и уничтожение индивидуальной свободы. § 4. Рынок и свобода личности (Ф. Хайек) Фридрих Хайек25 (1899—1984) был одним из самых известных пропагандистов рыночной системы и ее социальных функций в обществе. Еще в 30-е и 40-е годы он критиковал экономическую политику кейнсианства и доказывал, что рынок является гарантом свободы личности в обществе. Его книга «Дорога к рабству» была опубликована в 1944 г. и является классическим образцом исследования социальных аспектов рынка. Хайек начинает с рассмотрения социальных результатов рыночной системы: что дает рыночная экономика человеку, обществу и его институтам? Свобода предпринимательства сформировала новый тип человека — в нем проявились такие качества, как восприятие нового, терпимость, индивидуальность мышления и поведения. Люди получили возможность самостоятельно выстраивать свой жизненный порядок, обладая уверенностью в своей судьбе и способностью совершенствовать собственную жизнь. Свобода предпринимательства привела,к экономическому успеху всех классов — к началу XX в. даже трудящиеся имели такой уровень благосостояния, уверенности и независимости, о котором в прошлые времена нельзя было и мечтать, считал Хайек. Свобода предпринимательства дала расцвет науки, так как появились люди, на свой страх и риск поддерживавшие внедрение новых идей и разработок. Но в 30-е годы XX в. традиция индивидуализма ослабла даже в таких странах, как Великобритания и США, и роль государства в экономике была более чем высока — люди отказывались опираться на механизм свободной конкуренции и стремились заменить этот безличный механизм рынка рациональным руководством и планированием. И это было сознательным изменением общества, исходя из новых идеалов, а не самостоятельной тенденцией развития экономики. Как соотносятся план и рынок? Обычно считается, что рынок, в отличие от планирования, означает анархию, неорганизованность и стихию, а планирование предполагает рациональ- 25 Фридрих Август фон Хайек — австрийский экономист, основатель австрийского экономического института (1927), с 1931 г. преподавал в Лондонском университете, с 1950 г. — в Чикагском университете, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974). :ность (и действительно, в этом его привлекательность для человека и общества). Но как раз рынок предполагает более сложную систему организации для своей реализации, считает Хайек, здесь необходимы такие институты, как право, деньги, информация. Именно государство создает условия для существования конкуренции, поэтому и в рыночной системе правительство также выполняет активную функцию. Вместе с тем конкуренция позволяет избежать насильственного вмешательства в экономическую жизнь индивида, дает ему возможность самому принимать решения: покупать и продавать все, что угодно, самостоятельно определяя цены. Рынок представляет собой систему для координации децентрализованных хозяйств, снабжая индивидов необходимой информацией через систему цен. И чем сложнее система, тем лучше работает механизм конкуренции, и никакой централизованный орган не может охватить всю эту бесконечную информацию и обеспечить ею производителей. Нельзя заменить конкуренцию планированием, полагал Хайек, идея социализма как раз и означала установление плановой директивной экономики с централизацией ресурсов и "справедливым распределением. Но реализация идеи социализма, прыжок в «царство свободы» означают забвение идеалов свободы личности и невиданное угнетение масс населения: сталинский социализм и есть настоящий, реальный социализм. Является ли планирование неизбежной тенденцией экономического развития? Обычно считается, отмечал Хайек, что еще в условиях капитализма создаются предпосылки централизации — новые технологии требуют концентрации производства в крупных монополиях. Но концентрация производства в реальности есть следствие не экономико-технологических факторов (будто бы крупные предприятия более эффективны), а результат политических тенденций — монополии возникают там, где государство покровительствует им, стремясь через них оказывать решающее воздействие на экономику. История свидетельствует о том, что картели и синдикаты стали возникать в менее развитых капиталистических странах (например, в Германии), где государство не препятствовало этому. Поэтому стремление государств к регулируемой плановой экономике является не необходимостью, а результатом сознательного рационального выбора. Планирование, по Хайеку, несет большие отрицательные последствия для общества. Во-первых, оно приводит к тому, что индивидуальные ценности и интересы личности не признаются обществом. В условиях рынка каждый руководствуется своей шкалой ценностей, которая отлична от ценностей других людей; есть области, где по соглашению действуют общие нормы, но планирование полностью разрушает равновесие личного и общественного. Здесь все ресурсы общества органи- зуются согласно одной системе ценностей, а соответственно и целей. Обычно планирование оперирует такими понятиями, как «общий интерес», «социальные цели общества», «социальное благосостояние»; в этом случае цели индивида должны подчиняться целям общества, поскольку нельзя построить всеобщего кодекса ценностей. Поэтому планирование преобразует демократическое общество в тоталитарное. Во-вторых, планирование по своей внутренней природе означает диктатуру. План представляет собой единое целое, его нельзя принять путем дополнений и компромиссов. Парламент вообще не может не принять план фактически, поскольку он сам в момент решения не способен дать альтернативу. Нельзя планировать развитие экономики демократическими методами, как нельзя вести войну с их помощью. В-третьих, планирование означает произвол государства по отношению к личности. Если в рыночной системе государственные мероприятия строго ограничены в законодательстве, правительство устанавливает лишь общие «правила игры», которые относятся ко всем индивидам и к нему самому, при этом индивид может прогнозировать свои действия и действия правительства, то в условиях планирования правительство обращается к конкретным делам, оно берется регулировать все, причем и закон должен санкционировать произвол — правительство может принимать решения в непредвиденных обстоятельствах. И чем больше планирует правительство, тем труднее планировать индивиду. При этом правительство всегда выбирает в своих действиях чью-либо сторону, оно не может быть, как в условиях рынка, беспристрастным арбитром. Поэтому коллективистское правительство, писал Хайек, всегда морально. Даже политика равного распределения означает выбор— разные люди получают разное обхождение. Здесь нет, как в условиях рынка, всеобщего формального равенства всех перед законом. Планирование и регулирование экономической жизни означает вторжение не только в экономическую, но и в политическую сферу деятельности. Потеря свободы в экономике есть потеря свободы вообще — экономика представляет собой средства для достижения целей, но, регулируя средства, общество будет регулировать и цели. Здесь индивиду надо еще доказать значимость своих личных целей для общества и добиться согласия на получение средств.26 В условиях конкуренции мы можем реализовать свои цели у множества продавцов и покупателей, но если приходится 26 Хайек приводит такой пример: лишь одно небольшое ограничение экономической свободы государством — запрет обмена валюты, означает для индивида лишение возможности общения с внешним миром, выезда за границу, получения информации (см.: Хайек А. Дорога к рабству//Вопросы философии. 1990. № 10. С. 134). сталкиваться с государственной монополией, то здесь индивид бессилен. Регулирование производства так или иначе означает регулирование и потребления — мы можем получить лишь то, что кем-то заранее определено. В условиях конкуренции, даже если мы не можем купить вещь, это не означает того, что кто-то сознательно мешает нам ее приобрести. Таким образом регулирование экономики означает регулирование всей жизни индивида. Иногда считается, что регулирование экономики означает возврат к прежним временам, когда не было конкуренции и свободы предпринимательства. Но на деле, отмечал Хайек, ситуация изменилась. Если раньше в условиях натурального хозяйства общественные интересы мало касались людей, то теперь в условиях разделения труда человек очень тесно связан с обществом, и экономическое регулирование затрагивает всю его жизнь. Рыночная экономика безлична, конкуренция «слепа» и в этом ее преимущество по сравнению с плановой экономикой. Здесь распределение богатства зависит от способности и предприимчивости индивида, хотя и случай играет свою роль; в плановой экономике декларируемое «равное» распределение на деле оборачивается распределением, подчиненным небольшой группе высокопоставленных чиновников. В рыночной экономике и бедный человек в состоянии изменить свою судьбу — именно от него зависит то, будет ли он богатым. В условиях же социализма и состоятельный человек в меньшей степени способен изменить свою судьбу. Гарантией свободы личности является частная собственность, причем как для собственников, так и для не-собственников. Институт частной собственности означает механизм распределения власти среди многих лиц, они не могут объединиться в единую силу, поэтому власть капитала — это миф. В рыночной экономике власть децентрализована, и никто в отдельности не обладает полнотой всей власти. При плановой экономике власть централизована по Максимуму: сила маленького государственного чиновника при социализме во много раз больше, чем сила миллионера в капиталистическом обществе, поскольку за первым стоит вся мощь государственного аппарата. Обычно к власти в тоталитарных режимах приходят худшие, считал Хайек. Это связано с тем, что сама партия, устанавливающая такой режим, требует единообразия мышления, военизированной подчиненности, партия привлекает легковерных и эмоционально неустойчивых сторонников, поскольку их легче всего обратить в свою веру. Интеллектуально и культурно развитые люди на это не идут. Кроме того, партия обычно сплачивает своих сторонников, возбуждая чувство ненависти к врагу (образ врага может быть любым). Сами методы коллективистского преобразования требуют от человека того, чтобы он переступил некий нравственный барьер, отбросив общечеловеческие ценности. Поэтому не случайно в коллективистских правительствах руководят такие личности, как Гитлер. Стремление к плановой экономике часто связывается с термином «экономическая защищенность», но самое это понятие слишком расплывчато. В рыночной экономике всем предоставляется некий минимальный уровень защищенности — помощь в случае стихийных бедствий, определенный уровень бесплатного образования и медицинской помощи, пособие по безработице и т. д. Полная же защищенность граничит с отсутствием свободы: стабильность доходов, прочное положение, отсутствие угрозы потерять работу — все это связано с желанием и волей начальства. Армия и есть пример полной общей защищенности, где всем даются гарантии и определенное положение, но это — «защищенность бараков и казарм». Получая экономическую защиту, человек теряет право выбора и связанную с ним ответственность за свои действия. Опасной тенденцией современности Хайек называет монополизм. Монополии стремятся добиться стабильности своего положения, но в рыночной экономике средства на эти цели берутся у других, более слабых производителей, получается санкционированная государством эксплуатация более сильными монополистами слабых производителей, усиление позиций одних расшатывает позиции других. В результате монополизация экономики способствует усилению власти государства — накапливая власть, монополии впоследствии отдают ее государству. (Но даже власть монополий несравнима с властью государства, поэтому они во много раз предпочтительнее централизованной экономики.) Вместе с процессом монополизации рост профсоюзов способствует развитию тоталитаризма. По сути, добиваясь стабильного экономического положения, вступая в союз с монополистами, профсоюзы приводят к более жесткой эксплуатации менее организованных рабочих. Ограничение конкуренции в сфере труда так или иначе сказывается на ограничении свободы: мы подчиняемся либо безличным законам рынка, либо власти каких-либо третьих лиц. Итак, заключает Хайек, уходя от «оков» рынка, люди сознательно надевают на себя «оковы авторитаризма», еще более мучительные, чем прежде.27 Изменилась вся система ценностей западного общества — если раньше это было стремление к независимости, самостоятельности, инициатива, риск и ответственность, то теперь — стремление к материальной обеспеченности путем доверия своих экономических функций другим лицам. Стремление к регулированию хозяйства — резуль- 27 Хайек А. Дорога к рабству//Там же. № 12. С. 131.
тат сознательного выбора правительств, теперь настала пора понять все последствия этого шага. Нет необходимости планировать прогресс, надо лишь создать условия для него. Единственной политикой правительств должна стать политика, направленная на достижение свободы личности. Идеи Хайека получили большое признание, его работы были заново открыты в 70-е годы на Западе и в 80-е годы в России. Многие экономисты и политики стали приверженцами его идеологии, и после некоторого отступления рынок во многих странах стал играть большую роль. Социальные идеи Хайека получили и экономическое развитие в теории и политике монетаризма. Но все-таки многие страны придерживаются курса на сочетание рыночной политики и сильного социального регулирования, не оставляя в компетенции рынка вопросы социальной сферы. Итак, мы охарактеризовали основные социологические идеи экономистов первой половины XX в. Но в это время и социологические теории не стояли в стороне от экономических вопросов. Мощным направлением в экономической социологии стал структурно-функциональный анализ, разрабатываемый Талкоттом Парсонсом в 30—40-е годы, а с 50-х годов происходила инстйтуционализация экономической социологии как научного направления. Об этом пойдет речь в следующей главе, посвященной социологическим теориям экономики, разрабатываемым как в социологии, так и в экономике в 50—90-е годы. ГЛАВА V СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ § 1. Экономика и общество в теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Н. Смэлсер) Известный американский социолог Талкотт Парсонс (1902— 1979) был одним из первых, кто в 50-е годы XX в. заново поставил вопрос об интеграции экономической и социологической теорий. Он опирался на те основы экономической социологии, которые были заложены в начале века, при этом особенно подчеркивал значение работ Вебера и Маршалла. Но впоследствии, с его точки зрения, экономическая наука была занята разработкой прагматических задач и у нее не было времени для изучения глубоких теоретических социальных проблем. Социологическая теория тоже мало занималась тем, что было интересно экономистам. Поэтому требовалась новая попытка соединения экономической и социологической теорий, что и было предпринято Парсонсом и Смэлсером в их фундаментальном труде «Экономика и общество: исследование по интеграции экономической и социальной теорий» (1956). Важной характеристикой подхода Парсонса к экономической социологии является использование им методологии структурно-функционального анализа, разработанного в более ранней работе «Структура социального действия» (1937). Интересно, что и сама методология формировалась Парсонсом в процессе критики экономических парадигм социального поведения. Поэтому как методология способствовала созданию экономической социологии, так и, наоборот, предмет экономической социологии способствовал созданию методологии. Но для того, чтобы охарактеризовать теорию экономической социологии Парсонса, следует сначала обратиться к основным положениям методологии. Центральной категорией методологии Парсонса является действие. Действие для Парсонса состоит из процессов, посредством которых люди формируют значимые для себя цели и более или менее успешно воплощают их в конкретной ситуации. Из действий людей складывается общество, т. е. действие является первичным элементом общества. Что стоит за внеш- ним фактом действия? Что движет людьми при формировании целей и их воплощении? Первым научным объяснением действия была теория утилитаризма Смита, разработанная в политической экономии. Согласно ей, человек движется эгоистическими мотивами, действуя рационально, сравнивая затраты и результаты, выгоду и пользу. И вся социальная система формировалась по теории утилитаризма на основе соблюдения всеми своих личных интересов. Социологическая теория начинала формироваться как позитивистская, поэтому вопрос о внутренних мотивах действия человека вообще не ставился. И только понимающая социология заново обратилась к исследованию действия с точки зрения его смыслового содержания. Но здесь уже признавалось, что действие может быть не только рациональным, но и аффективным, ценностно-рациональным, традиционным. Парсонс продолжил разработку этой концепции действия, для него действие, так же как и для Вебера, может быть инструментальным (рационально мотивированным), экспрессивным или мораль- ным. Но действие не происходит в социальном вакууме: даже если цели и средства их достижения обусловлены личностью, то формируются они в терминах культурной среды; здесь не- обходимы такие факторы коммуникации, как язык, символические средства общения. В процессе действия человек всегда выступает представителем общества, имея определенный статус — положение в обществе согласно происхождению, национальности, образованию, профессии и т. п.; он сам и другие ориентированы на этот статус. В зависимости от ситуации и статуса «деятель» («actor») разыгрывает «роли» — типовые схемы поведения, которые закладываются в него в процессе социализации. Развивая дальше эту идею, Парсонс предлагает типовую схему для характеристики поведения индивида, называя ее системой действия. Эта система действия состоит из четырех, несводимых друг к другу подсистем: 1) личностной; 2) социальной, 3) культурной, 4) биолого-психологической («behavioral organism»). Это означает, что: 1) действие всегда лич-ностно, т. е. осуществляется конкретным индивидом, обладающим уникальным восприятием мира, действие всегда своеобразно и неповторимо; 2) действие происходит всегда в социальной среде, т. е. человек выступает представителем определенной социальной группы, он обладает статусом, выполняя социально определенные типовые роли; действие несет на себе отпечаток нормативной организации, заставляя индивида следовать правилам поведения, накладывая определенные права и обязанности; 3) действие происходит в культурной среде — индивид не создает сам средства коммуникации, а воспринимает их уже как готовые, пользуется ими; культура формирует систему ценностей для индивида, которые включают в себя знания и верования, из них индивид выбирает модели и средства п Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|