Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникало ли у Вас ощущение, что идея шла как бы извне, была не Ваша? Или такого ощущения не было?





Многие студенты и школьники отметили, что такое ощущение у них возникало.

Примеры ответов (у школьников указан класс, у студентов -номер группы):

«Да, у меня возникало такое ощущение (особенно когда сильно долго думаешь над проблемой)» (К, гр. 041).

«Да, возникало. Было такое ощущение, что идея появилась ниоткуда, но не возникла сама по себе, а как будто ее уже сказал кто-то» (С., гр. 041).

«Когда все происходило, такое чувство, что кто-то тебе объясняет простейшим путем решение этой задачи. Я на такое не была способна, а кто-то объясняет» (С., гр. 042).

«Возникало, точнее, возникает ощущение, что непонятно откуда столько мыслей не из чего» (Н., гр. 042).

«Да, возникало, но наверное оно было очень неопределенно» (П.. гр. 042).

«Ощущение возникало не раз. Самое яркое на олимпиаде по биологии. Беру читаю вопросы и понимаю, что ничегошеньки не знаю. Первая мысль: это олимпиада, мне изначально ничего не светило, на оценку это не влияет. Вывод: можно писать всякую чушь, пришедшую в голову и без напряга начинаешь вспоминать все подряд, полностью расслабляешься и осеняет, ничего не теряя, пишешь» (П. Е., гр. 043).

«Да, так как не знаю, на что способна: и если идея хороша, то с трудом верится, что она моя» (С. М., гр. 043).

«Было очень редко. Один или два раза в жизни. Часто приходят строчки стихотворения на ум» (В., гр. 044).

<<Да, бывало. Даже непонятно, откуда иногда такие идеи могли появиться в моей голове, вроде бы совсем и не в тему» (С Л., гр. 044).

«Да, такое ощуи^ение у меня было. При решении шахматных задач» (К., гр. 044).

«Да, возникало и возникает очень часто. Более того, мне кажется, что творческие открытия и решения должны появляться спонтанно. Да и больше положительных эмоций возникает у человека, когда нечто новое открывается ему неожиданно» (И., гр. 044).

«Да, возникало. По крайней мере, возникало ощущение, что идея (решение) откуда-то привнесена, когда это не так» (С. Д., гр. 044).

«Да, как будто схватил ее на лету» (Д., гр. 045).

«Да, возникало, иногда, когда что-нибудь решишь или сделаешь, возникает ощущение, что ты этого не в состоянии сделать» (Т., ФМШ, 9-2 кл.).

«Да. Когда я искал решение и ничего не мог придумать, дошел до состояния, что вообще уже не мог думать и именно тогда возникало решение Иногда я находился уже в полусонном усталом состоянии» (К, ФМШ 9-2 кл.).

«Было. Когда что-то важное обдумываешь, разговариваешь сам с собой, но потом осознаешь, что тот, с кем ты говоришь, это не ты, а кто-то другой, становится страшно. Ведь это его идеи, а не твои» (ФМШ 9-2 кл., имя не указано).

«Было. В голове появляются мысли. Такие, что, кажется, я сам до такого никогда не додумался бы» (Ф., ФМШ 9-2 кл.).

Разумеется, часто студенты и школьники подобные ощущения и чувства отвергают. Например:

«Все идеи, которые приходили мне в голову, мне нравились и были моими» (Ч., гр. 041).

«0щyu^eнue, что постижение нового шло как бы извне не возникало. Наоборот, появлялась гордость, что именно я могла сообразить, как решать задачу» (М.. гр. 042).

«Мне кажется, что новая идея шла все-таки из моей души» (В., гр. 042).

Результаты, оцениваемые суммарно, представлены в табл. 5.

У 48 % учащихся ФМШ и студентов ФЕН при получении творческого решения возникало ощущение, что идея шла как бы извне.

Объяснить отмечаемый эффект можно следующим образом.

Попробуйте прочесть следующие две строки, не выполняя счетных операций:

6 умножить на 6,

5 умножить на 5.

У большинства читателей счет осуществляется автоматически, т. е. результаты счетных действий появляются в голове сами собой.

Результаты автоматизированных умственных действий могут появляться в голове без усилий и даже помимо воли!

Таблица 5 Доля лиц, которым решения иногда как бы приходят извне

Категория опрашиваемых, номер группы Да Нет Неопре­деленный ответ Колич. человек
         
         
         
         
         
не указано        
Студенты (человек)        
Студенты (%)          
Школьники (человек)        
Школьники (%)          
Всего(человек)        
Всего (%)          

 

Ряды выученных или привычных или автоматизированных умственных действий, разумеется, могут быть заведомо большими, чем умножение одного числа на другое. В особенности это верно, если человек длительное время занимался интенсивной умственной работой, т. е. сформировал высшее бессознательное (о котором шла речь в гл. 2).

Внезапность возникновения идеи в голове может быть обусловлена и эффектами межполушарных взаимодействий мозга.

Для примера рассмотрим следующую задачу (Альтшуллер Г. С., 1973, с. 12 - 15). При сборке подшипника множество шариков намазывается густой смазкой, чтобы они прилипали к поверхности, вокруг которой должны располагаться; в другом варианте шарики обматывались тканью; для улучшения процесса сборки предлагались клеящие составы; сборка оставалась грязной и трудоемкой.

Что можно сделать для облегчения этой работы? У Вас есть идеи?

У многих слушателей в обычной аудитории при подобной формулировке задачи идеи, как правило, не возникают.

Теперь попробуйте решить ту же задачу при другом определении ее условий: металлические шарики сами удерживаются вокруг металлического кольца.

Что применить для того, чтобы это осуществилось?

При такой формулировке задачи в любой аудитории решение приходит в голову многим, быстро, для получения решения никакие усилия не требуются, более того, появлению решения сопротивляться невозможно.

Применить магнит!

Самоотчеты показывают, что человек • субъективно воспринимает ход идей как непрерывный, если они сменяют одна Другую в рамках языка одного полушария мозга, например в рамках логических рассуждении Если преобразование видения — слышания - осязания реальности приводит к возникновению идеи, это может восприниматься как перерыв постепенности, словно идея пришла «ниоткуда», не известно откуда или как бы была подсказана извне.

Если человек привык отождествлять свое мышление с сознательным рационально-логическим мышлением, ему может казаться, что простое появление идеи в голове без произвольных умственных усилий обусловлено воздействием извне.

Иногда казалось, что творческое решение обусловлено воздействием извне 48 % студентов и учащихся. Эта цифра слишком высока для того, чтобы думать о случайности подобных ощущений или о их ненормальности.

Можно привести пример рассматриваемых состояний, когда проделанная умственная работа частично осознается: «Иногда, особенно решая примеры по математике, я, смотря на пример, вдруг ощущаю, что мысли понеслись с чудовищной скоростью. Я ощущаю их главные обрывки, но все происходит абсолютно вне моего сознания. Результат приходит мгновенно, решение впечатывается в голову» (А. В., гр. 041).

Часто «перевод информации из подсознания в сознание» происходит не так быстро, занимает некоторое время, его можно сравнить с работой песочных часов или с перемоткой клубка нитей. Хотя человек чувствует сразу многое и одновременно, для перевода этого в сознание требуется время.

Нечто объемное и целостное должно быть представлено сознанию, если речь идет о письме, условно выражаясь, через линейные словесные коды; если речь идет о рисовании картины, нечто чувствуемое выражается через множество мазков кистью;

если речь идет о танце или о ручной работе чувствуемое выражается через множество движений и т. п., для этого требуется время.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.