|
Отношение к объекту познания и к самонаблюдениюПредположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания. Поскольку известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим внутренним состояниям, самонаблюдение. Следующая группа совершенствуемых отношений представлена на рис. 19. I. Иногда говорят, что больше всего надо думать о результате творчества, об объекте познания, а не о себе. «Чем сильнее захвачен объектом, чем больше забываешь о себе, тем скорее получишь результат». Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно. II. Другой вариант - интерес к процессу творчества, попытки разобраться в состояниях творчества, с тем чтобы лучше ими управлять, интерес к трансформациям состояний у себя, самонаблюдение, самоанализ. Рис. 19. Варианты отношений к объекту познания, субъективным состояниям, связанным с творчеством Однако соотношение интереса к объекту познания и самонаблюдения можно иллюстрировать с помощью рис. 20. Если гипертрофировать самонаблюдение, фиксировать внимание на процессе творчества, то можно попасть в замкнутый ' 81 Объею] Рис. 20. Внимание объекту познания и самонаблюдению круг наблюдения субъективно-психологических состояний, не связанных с внешней реальностью III. Объединение противоположных подходов достигается, например, так' сначала преобладает интерес к объекту познания, затем, когда результат достигается, человек анализирует свои состояния, приведшие к результату. Знание этих состояний позволяег создать более благоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получению новых результатов. Новые результаты способствуют изучению процесса творчества у себя, шлифовке творческого поведения и т. д. Общение и уединение Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да и само выражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается. Поэтому следующая группа «выясняемых» отношений - баланс общения и уединении (рис. 21). I. Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы. Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя и для других людей. Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Говорят о «живительных связях с людьми». Общение помогает чувствовать историческое время, проблемы, волнующие людей. Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир. II. Известно, что гипостимуляция, например, в условиях Крайнего Севера резко активизирует воображение, делает почти всех людей похожими на творческих. Человек как бы вынужден жить за счет внутренних источников информации, а не за счет внешних. Подобное влияние оказывает на человека длительное уединение. Времени для того, чтобы привести в порядок имеющиеся представления, предостаточно. Рис. 21. Варианты отношения к общению и у единению Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие. III. Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно Дополняет другое. Пример объединения противоположностей: А. С. Пушкин волей обстоятельств был задержан в Болдино, при этом влюблен, жаждал встречи, к тому же общение с друзьями накануне было достаточно активным, отсюда - ожидание встреч. На какое время задержат - было неизвестно. Это породило феномен Болдинской осени (к тому же еще и осень!) - самый творчески продуктивный период его жизни или один из самых творчески продуктивных. Оценка и самооценка Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого. Здесь тоже возможны варианты, в общем смысле подобные отмеченным ранее. I. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок». Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности. После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева (1997, с. 90), заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них. Отвергая эту позицию, можно вспомнить детские стихи: - Где ты была, киска? - У королевы, у английской. - Что ты видала при дворе? - Видала мышку на ковре. Восприятие некоторых людей так устроено, что даже на приеме у королевы они могут заметить «мышку на ковре», т. е. несущественные детали, - главное в королевской жизни пройдет мимо них. Подобным образом они могут воспринимать любой творческий результат. Поэтому оценки со стороны окружающих важнь! не всегда. II. Протест против значения оценок окружающих звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Поэту». Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты парь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуй плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай точпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. III. Слова А. С. Пушкина: «Ты сам свой высший суд...» -отражают обиду на оценку, обращение к самооценке (слово «суд» от слова судить, рассуждать), но по каким критериям судить о себе, себя оценивать? Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих. В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему - все равно будешь зависеть от отзыва. В то же время самооценка включена в структуру воли {Щербаков Е. П., 1990, с. 76). Рис. 22. Варианты отношений к оценке со стороны окружающих и к самооценке Р. М. Грановская (1997, с. 466) отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции». Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это? Один из вариантов - оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности. Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны. Отношение к достигнутому Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов. В этом тоже возможны варианты (рис. 23). Рис. 23. Варианты отношений к достигнутому в творчестве I. Крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику. Действительно, всякие там критики, «проницательные читатели» -весьма скучные люди и слушать их не стоит! II. Все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали. Лучше работать над собой, для себя и с самим собой, совершенствуясь... Художественная иллюстрация крайнего поведения в этом плане дана в рассказе О. Бальзака «Неведомый шедевр». Художник, мастер своего дела, так долго переделывал свою замечательную картину, что от нее ничего не осталось. III. Работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются» с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются. Любой автор прекрасно знает: стоит провести семинар по той теме, о которой он пишет, и его представления несколько изменятся, уточнятся. Своей работой он не до конца удовлетворен, понимает, что что-то можно сделать лучше. Но тем не менее считает необходимым зафиксировать промежуточный результат. Подобным образом могут относиться к своей работе актер, музыкант, живописец, архитектор, организатор, рабочий и др. Человек способен радоваться достигнутому, это поддерживает его усилия, при этом он способен двигаться и дальше. Г. С. Альтшуллер (1973 и др.), автор теории решения изобретательских задач, считал, что обязательное наличие в деятельности промежуточных результатов - одна из черт творческой личности. Если иметь в виду изложение новых представлений в тексте как особенный вид творчества (подразумевается соотношение общего и особенного), можно отметить, например, и такой баланс: полнота выражения мысли (чувств) или лаконичность, краткость. Впрочем, нечто подобное может проявляться в устной речи и в любой деятельности. Отношение к изложению представлений: Полнота или краткость I. «Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полностью выразить себя, высказаться. Подобная позиция имеет хорошие стороны, но она связана с многословием... иногда - с «разжевыванием» того, что уже давно понято. II. Суть того, что хочешь сказать, следует выражать лаконично. «Краткость - сестра таланта». Не стоит «растекаться мыслию по древу». «Много говорит тот, кто ничего не знает». По любой теме можно говорить бесконечно. Говорите коротко. III. В предельном проявлении второго отношения тоже есть недостатки. Например, преподаватель рассказывает: ((Одной знакомой математичке я пытался высказать то, что в определенный момент чувствовал и понимал, щедро и самоотверженно делясь с нею настоящим Вдохновением... Она послушала меня немного и изрекла: "Если у тебя есть Лонтан - заткни его, дай отдохнуть и фонтану", т.е. повторила известное выражение Козьмы Пруткова. Она считала, что краткость, пожалуй, не сестра таланта, но сам талант и что мысль можно выразить в двух словах, если не в одном». Рис. 24. Варианты отношения к полноте или краткости изложения представлений В этой связи вспоминаются слова академика В. А. Коптюга: «Математики иногда говорят так коротко, что смысл сказанного доходит через год». Не у каждого хватит терпения, времени, постоянства размышлений разбираться в том, что было сказано год назад. Следовательно, большая часть предельно лаконичных высказываний останется не понятой. Чрезмерно лаконичные высказывания передают информацию не надежно. В обычном общении человек часто стремится передать другим не только мысли, но и представления, чувства, переживания. В этих случаях не обойтись без подробных описаний, иногда даже внушений. Многие это чувствуют и понимают. Экономист Н. о подготовке методического пособия: «Старались собрать выжимки из выжимок...». Каково же было Удивление авторов, когда читатели к их труду интереса не проявили! Изложение было настолько пережатым, что ценные мысли попросту не воспринимались. Следовательно краткость - это хорошо, но все хорошо в меру. Если излагаются представления в стиле синтеза, ncg существенные стороны того, о чем идет речь, должны быть обозначены, кроме того, уделено внимание и целому. Сжатие изложения дальше этого предела связано с потерями информации. Образцы полных и кратких описаний и их интерпретаций представляют записи М. М. Пришвина (1985). Полно и в то же время кратко выражать свои мысли - искусство. Широта применения творческих подходов I. Если человек добирается до состояний Вдохновения, Озарения, решает сложные профессиональные задачи, ему начинает казаться, что и в обычной жизни любая задача по плечу. Возникает желание решать творческие задачи во всем, чего бы он ни коснулся. Отчасти это верно, кое-что удается, но не стоит забывать, что переключение на новую деятельность часто означает: все начинать с нуля. Излишняя разбросанность в творчестве может ослабить доминанту творчества, увести от нее и даже угасить ее вовсе. II. «Не стоит разбрасываться». Если выбрал какое-то направление работы, то его и придерживайся. Отказывайся от того, что может мешать. Эта позиция верна, но излишнее застревание на одном направлении работы может сдерживать и ограничивать творчество. Ведь оно не всегда предсказуемо и заранее трудно определить, что является основным, что - отвлечением. Через некоторое время могут обозначиться взаимосвязи, которые обогатят то, чем занимался. III. Более уравновешенный вариант: придерживаться основной линии в творчестве, присоединяя к ней близкие или психологически дополнительные виды деятельности. Изобретения попутные, в смежных областях деятельности, в быту поддерживают доминанту творчества, напоминают о ней. В то же время следует постоянно иметь в виду основные ориентиры, пока они не поменялись. Но если все-таки меняются, то на это существует достаточное основание...
Рис. 25. Узость или широта применения творческих подходов Если суммировать сказанное, получаем следующий перечень сбалансированных отношений: сознательная работа и внимание движениям подсознания; баланс интереса к объекту познания и субъективно-психологическому процессу творчества; взаимодополнение общения и уединении; самооценка с учетом мнений специалистов; достижения - основа дальнейшего движения вперед; изложение представлений: полнота и лаконичность; Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|