Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психосоциальная оценка и оценка ресурсов в социальной работе





Сегодня наиболее актуальным является использование техно­логии социальной оценки, в отличие от диагностики, понимае­мой в медикалистской терминологии. Рассмотрим теоретические принципы двух современных вариантов психосоциальной оцен­ки, которая используется, в частности, в социальной работе в области психического здоровья. Первый вариант связан с тради­ционной психодинамической моделью социальной работы. Второй вариант относится к современному пониманию задач оцен­ки, основанному на теории активизации ресурсов. Оба подхода заимствованы из зарубежной социальной работы и относятся к | различным периодам: первый — к началу XX в., второй — к кон­цу XX в.

Изучение случая — метод глубинного исследования ситуации личности в ее окружении.

Психосоциальная оценка или изучение случая относится к перному варианту и имеет в своей основе диагностическую теорию, которая представляет собой начальную стадию психосоциальной работы со случаем. В процессе анализа происходит оценка существующих и прежних связей, социального окружения и со­бытий, произошедших в жизни клиента. В отличие от психодина­мической исходной позиции, по которой детский опыт человека, |сго отношения с родителями полностью определяют его психоло­гические проблемы, в психосоциальной работе со случаем учиты­ваются факторы настоящего момента, которые актуальны в ситу­ации клиента. Психосоциальная оценка строится на нескольких моментах. Во-первых, формируется диагностическое понимание, когда со­циальный работник и клиент вместе принимают решение о том, что представляет проблему и что может быть изменено. Во-вторых, создается динамическое понимание, т.е. понимание при­чин и следствий проблемы, например, что в проблеме объяс­няется прошлым опытом клиента, и как это сказывается на сегодняшней ситуации. В-третьих, информация о клиническом диагнозе может быть важна, так как определяет основные ха­рактеристики личности, которые имеют значение для социаль­ной работы со случаем. Кроме того, в психосоциальной оценке проводится различие между психологическими и социальными факторами. Необходимо уточнить соотношение внутренних пси­хических процессов и требований внешней окружающей сре­ды, иными словами, взаимосвязь психологического стресса и давления среды.

Психосоциальный стресс рассматривается как совокупность пси­хических и физиологических реакций, вызванных социальными усло­виями, которые оказывают негативное воздействие на адаптивные функции индивида.

Выявляя психические реакции на стресс, социальные работ­ники обычно руководствуются теми же принципами, что и дру­гие клинические специалисты. Так, социальные работники, по­лучившие специальную подготовку, вполне могут отличить нор­мальную, хотя и затруднительную адаптацию пациента к ситуа­ции, в которой возникает угроза жизни, от нарушений способно­сти адекватного реагирования, например не выходящее за рамки нормы переживание утраты близкого человека от патологической депрессии. Однако внимание при диагностике направлено скорее на источники психосоциального стресса, чем на биологические особенности. Так, прежде всего оценивается:

- наличие или отсутствие социальной поддержки;

- воздействие позитивных или негативных событий и измене­ний, разрушающих или угрожающих разрушить повседневную жизнедеятельность индивида;

- количество и разнообразие ролей, успешность их исполне­ния;

- возможности и стиль преодоления трудностей.

Главная установка оценки — внести вклад в процесс лечения с помощью сведений об особенностях взаимоотношений в сис­теме «личность — ее окружение», поэтому результатом оценки является разработка плана действий, которые должны поддер­жать усилия пациента по овладению ситуацией и управлению своей жизнью.

Другой вариант оценки в социальной работе связан с постмо­дернистским этапом в развитии ее теории и сменой патоцентричной парадигмы в вопросах психического здоровья на саноцентричную. Речь идет о том, как производить оценку, используя способы, ориентированные на поиск сохранных психических функций и сильных сторон личности, поэтому диагностический результат формулируется не в патологических терминах, а исходя из модели нормализации. Подобного рода оценка отвечает гуманистическим, этическим и политическим принципам, которые характеризуют процесс оказания помощи. Этот подход развивается в новейших теориях социальной работы: антидискриминаторной теории, эмпауэрмента (активизации ресурсов), адвокатуре и в некоторых других.

Нормализация — 1) процесс приближения поведения, отличного от обычного в силу недостаточности развития каких-либо функций, к одобряемым стандартам; 2) социальное движение за интеграцию индивидов с ограниченными возможностями в широкое общество.

Патологический подход считается неадекватным, потому что сводит сложность и комплексность человеческих состояний к уз­ким диагностическим схемам. Альтернативами контролю, класси­фикации и четкости, присущими клиническому взгляду, являют­ся динамика, поиск ресурсов и личностный потенциал. Если со­средоточиться на дефицитах, то ограничения все время будут ос­таваться в центре внимания, поэтому еще на этапе оценки важно обратиться к ресурсам индивида. В настоящее время разрабатыва­ются теоретические основы оценки ресурсов, происходит техно-логизация этого метода. Можно выделить несколько важнейших принципов оценки индивидуальных ресурсов.

1. Отдавайте приоритет пониманию фактов самим клиентом.

Главное значение должно придаваться тому, как сам чело­век видит свою ситуацию, как он выражает ее собственными словами. Не следует делать упор на тесты и методики, класси­фицирующие клиента и его психические функции. Они не дол­жны выполняться по принуждению. Тесты и методики целесо­образно применять для определения сильных сторон личности, на которые можно опираться.

2. Верьте клиенту.

Несмотря на тот факт, что некоторым людям сложно ве­рить, ошибкой является считать их недостойными доверия, так как это противоречит таким принципам социальной работы, как уважение достоинства и признание ценности клиента.

3. Определите цели клиента.

Хотя последующая работа и терапевтическое вмешательство должны серьезно обсуждаться и планироваться, полезно начать с достижения собственных целей клиента: чего он хочет достичь и как этого добиться. Это поддержит мотивацию человека к работе.

4. Оценивайте прежде всего личностные и социальные ресурсы.

Несмотря на то, что нужно обращать внимание на пробле­мы, пути решения трудностей находятся в ресурсных облас­тях, поэтому оценки препятствий и недостатков не принесут большой пользы.

5. Оценка сильных сторон многоплановой личности.

Ресурсы можно обнаружить в навыках межличностного обще­ния клиента, в наличии мотивации к изменению, в эмоциональ­ной сфере и интеллектуальных способностях. Ресурсной может быть и внешняя помощь — исходящая из семьи, от значимых социальных групп, от социальных служб и других институций.

6. Используйте оценку, чтобы определить уникальность человека.
Оценка сильных сторон личности помогает профессионалу

оценить индивидуальность клиента, позволяет им обоим уви­деть, что отличает клиента от других людей.

7. Пользуйтесь тем языком, который клиент может понять.

Профессиональный жаргон является барьером на пути к эф­фективной работе. Слово написанное и слово сказанное долж­ны быть понятны тем, кто не является специалистом в вопро­сах психического здоровья.

8. Цените совместную активность специалиста и клиента.
Подчеркивая важность понимания клиентом ситуации и его

целей, социальный работник может уменьшить неравное положе­ние специалиста и клиента. Для того чтобы мотивация была устой­чива, клиент должен чувствовать, что он владеет процессом.

9. Достигайте взаимного соглашения относительно оценки.

Социальный работник должен открыто делиться своим мне­нием и знакомить клиента с разработанной программой, поэто­му окончательный документ по оценке должен обсуждаться с па­циентом. Скрываемые от клиента оценки, предназначенные для служебного пользования, делают его уязвимым к манипуляции.

10. Избегайте обвинения и осуждения.

Как правило, ни на клиента, ни на какой-либо аспект окру­жения не должна возлагаться вина. Ситуация человека обычно является результатом множества сложных взаимодействий и со­бытий. Если социальный работник будет обвинять клиента, он окажется без поддержки, и его самооценка резко упадет. Если будет обвиняться окружение, то это может лишить клиента внешней поддержки и мотивации.

11. Избегайте думать в терминах «причина—следствие».

Обыденное представление может быть упрощенным и при­водить к осуждению. Оценка должна фокусироваться на «здесь и теперь» ресурсах, а не на прошлом опыте. Слишком большое внимания к причинным факторам, связанным с прошлым, рас­пыляет энергию и усилия.

12. Оценивайте, а не диагностируйте.

Диагноз связан с медицинской моделью, в которой проис­ходит наклеивание ярлыков. При этом в чем-то отличное или неприемлемое поведение рассматривается как симптом пато­логии. Оценка представляет собой гораздо более широкий про­цесс, чем диагноз, поскольку формирует понимание поведе­ния клиента в контексте его окружения.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.