Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка, диагностика и экспертиза в области психического здоровья





Первым этапом всех мероприятий в области охраны психическо­го здоровья принято считать определение, оценку или диагностику психических болезней. Принцип оценки рассматривается в качестве отправного пункта не случайно. Как было отмечено ранее, стремле­ние определить, отграничить патологию является первоначальной задачей медицинских профессионалов и требованием общества. Од­нако основным функциональным назначением оценки психическо­го здоровья является построение и постепенное развертывание ме­роприятий по его охране. В сущности, оценка подразумевает иссле­довательскую активность, применение разнообразных методов изу­чения индивидуального и общественного здоровья и болезни, по­этому этот этап условно можно назвать исследовательским.

В то же время оценочные процедуры могут использоваться как на начальном этапе — для определения ситуации пациента, так и на всех последующих этапах — для понимания особенностей про­цесса болезни, адекватности медицинских и социальных мер, их соответствия индивидуальным и социальным предпочтениям, а также анализа результативности мероприятий. Во многих смыслах оценка предстает не только как принцип, но и как глубокая науч­ная парадигма, содержащая определенную идеологию — воспри­ятие экспертного знания как ключевого в области психического здоровья. Таким образом, необходим более тщательный анализ различных подходов к функциям и значению оценочных меро­приятий, и прежде всего видам оценки.

Оценка в области психического здоровья представляет собой про­цесс изучения и обобщенный результат определения индивидуального и общественного психического здоровья или патологии.

Во-первых, процесс оценки (оценивание) предполагает систему исследовательских процедур. Во-вторых, оценка подразуме­вает вынесение мнения о результате проведенного исследования. И, в-третьих, результат оценки констатирует наличие патологии или здоровья и, возможно, уровень психических нарушений или их сохранности. Важно заметить, что оценка имеет приблизитель­ный характер, и заключение предлагается в терминах вероятно­сти. Поэтому она может производиться очень широким кругом исследователей, затрагивать не только уровень индивида, но и социальное окружение, социальную систему в целом.

Однако существуют узкоспециальные процедуры оценки или методы исследования, имеющие различные обозначения в про­фессиональной терминологии разных дисциплин. В тезаурусе пси­хиатрии и патопсихологии, например, есть понятия обследова­ния и осмотра, диагностики и экспертизы, клинического интервью И беседы, функциональных проб и тестовых методик. Объекта­ми изучения этих наук являются отдельные индивиды с пред­полагаемой патологией, пациенты психиатрических учреждений. И социологии и социальной работе оценочные аналогии прини­мают формы социологических опросов и интервью, социальной диагностики и социальной экспертизы, психосоциальной оцен­ки, социального паспорта и анкеты. Предметом анализа этих дисциплин являются социальные объекты: группы, учреждения, ин­дивиды в социальном окружении, а также социальные объекты, представляющие как психическую патологию, так и психическое здоровье.

Некоторые методики оценки предлагают особые способы и технологии, которые применяются в области охраны психическо­го здоровья. Речь идет о том, какую роль виды оценки, например диагностика и экспертиза, играют в построении деятельности по охране психического здоровья, для чего служат их выводы и каким образом они могут найти применение во взаимодействии с проблемами психического здоровья. Так определяется их самосто­ятельный статус как оценочных технологий психического здоровья. Другие оценочные процедуры извлекаются из общей методоло­гии медицинских и социальных наук. Отбираются различные ме­тоды исследования из арсенала соответствующих наук, затем они адаптируются к области психического здоровья. Сами по себе эти методы могут не иметь приложений к данной области и являться «чистыми» способами исследования

Диагностика — процесс распознавания болезни и постановки диагноза

В частности, диагностика как специфическая технология может рассматриваться в отношении к индивидуальной и социаль­ной патологии. Влияние медицинской модели на психологию и социальные науки привело к тому, что этот термин стал исполь­зоваться в очень широком контексте. Появились интерпретации социальных проблем как социальных патологий и социальных или социально значимых болезней. К ним относились те проблемы, которые либо вызывались социальными факторами, либо имели негативные социальные последствия, например СПИД.

Действительно, многие проблемы индивидуального психиче­ского функционирования признаются социально значимыми. Наи­более очевидные среди них связаны с алкоголизмом, наркомани­ей, суицидом. Менее значимые, однако не менее актуальные, зависимости между индивидуальной и социальной психической патологией выявляются при рассмотрении девиаций. Девиации — популярное обозначение социальных патологий, по существу, яв­ляются социологической интерпретацией поведенческих откло­нений от социальной нормы. Бродяжничество, делинквентность (правонарушения), нищенствование представляются такими же отклонениями от приспособительного поведения к окружающей среде, как и психическая дезадаптация.

В перечисленных примерах фактически речь идет о двух фор­мах диагностики: диагностике как деятельности по распо­знаванию и анализу индивидуальных патологий и социальной ди­агностике как деятельности по определению социальных проблем. Интересно, что исследователь социальных патологий также пользу­ется правом постановки диагноза, например рассматривает яв­ление бродяжничества как медицинский синдром дромомании, представляет его в качестве основной проблемы в России, изучает условия, при которых проблема бродяжничества детей становится социальной, всеобщей и первоочередной. Таким образом, одной из задач этой главы является детализация диагностических спосо­бов, которые используются в науках о психическом здоровье.

Более сложной оценочной процедурой является экспертиза.

Экспертиза — исследование, требующее специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения.

Этот метод может применяться при оценке индивидуального случая психического здоровья или состояния социального объекта, например медико-социальной программы. Исследование и результат экспертизы иногда принимают форму освидетельство­вания и заключения, когда целью выступает не только диагно­стика наличного состояния, но и возможный прогноз, а также проектирование будущего развития.

В области психического здоровья встречается несколько ви­дов экспертизы. В судебно-психиатрической экспертизе оце­нивается вменяемость (способность отдавать отчет в своих действиях, осознанное поведение) или невменяемость испытуемого, совершившего противоправное действие. В зависимости от эксперт­ного заключения решается вопрос об уголовной ответственности. В рамках экспертизы трудоспособности, которая с недавнего вре­мени стала называться медико-социальной экспертизой, иссле­дуется степень трудоспособности психически больных. Как прави­ло, речь идет об установлении группы инвалидности по психи­ческому заболеванию и подтверждении соответствующих государ­ственных гарантий. Наконец, существует экспертиза пригодности к несению военной службы.

В свою очередь социальная экспертиза направлена на диагно­стику социального объекта, прогнозирование его последующих изменений и влияние на другие социальные объекты. Например, определяется социальный эффект программы, нововведения, про­екта или конкретной деятельности по охране психического здо­ровья, их влияние на целевую социальную группу или возможные побочные следствия. Еще более частным примером является тен­дерная экспертиза, когда отслеживается позитивный или нега­тивный эффект мероприятий на положение мужчин и женщин.

Экспертиза и социальная экспертиза требуют высокопрофес­сиональных знаний в узкоспециальных областях психического здо­ровья, поэтому выполняется специалистами, имеющими соответ­ствующую квалификацию и право на экспертную деятельность. Экспертные оценки применяются также в других видах исследований, в частности при оценке эффективности деятельности.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.