Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль оценки социального функционирования и качества жизни больных





Одним из примеров профессиональных оценочных модулей, оснащающих деятельность социальных работников, является «Оп­росник для оценки социального функционирования и качества жизни больного», разработанный в 1998 г. Московским НИИ пси­хиатрии МЗ РФ. Технология, предложенная в этом инструменте, отражает личностно ориентированный подход, адресованный к индивидуальным нуждам каждого пациента со всеми его характерологическими и социальными особенностями, суждениями и оценками, в том числе относительно последствий заболевания

Качество жизни — удовлетворенность степенью достижения целей, задач, желаний, состояния здоровья, к которым человек стремится, или соответствие образа жизни, который человек хотел бы вести, реальному положению.

В данный опросник включена категория качества жизни. Именно поэтому в нем содержится два важных дифференци­альных показателя: объективный — относительно социального статуса и функционирования, и субъективный — показываю­щий удовлетворенность каждой из сфер жизни. Опросник за­полняется социальным работником совместно с пациентом, так что оценка производится на основе принципа партнерства и личного участия самого больного, получающего прекрасную воз­можность отразить субъективные мнения по всем обстоятель-iтам своей жизни. Опросник состоит из 13 разделов и 82 во­просов, требующих выбора одного из вариантов ответов, иног­да с соответствующими баллами. В сокращенном виде (названия разделов и вопросы), без вариантов и шкальных оценок опрос-пик представлен ниже.

Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни больного

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О.____________________________________

Год рождения______________________________

Дата обследования__________________________

Возраст___________________________________

ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ

Диагностическая категория, код расстройства (МКБ-10). Длительность заболевания.

Длительность наблюдения в психоневрологическом диспансе­ре (ПНД). Форма наблюдения. Частота обращений в ПНД в год.

Частота стационирования в психиатрическую больницу (ПБ) за последние 5 лет.

Частота помещения в дневной стационар (ДС) за последние

Поддерживающая терапия. Обращаемость в ПНД. Цель обращения в ПНД.

ОБЩЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Удовлетворенность жизнью в целом.

ЗДОРОВЬЕ

Оценка своего психического здоровья. Удовлетворенность своим психическим состоянием. Наличие хронических соматических заболеваний. Оценка здоровья в целом. Удовлетворенность физическим самочувствием.

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образование.

Удовлетворенность полученным образованием.

Трудовой стаж.

Профессиональная группа на момент обследования.

Удовлетворенность имеющейся профессией.

Трудоспособность.

Причины оформления группы инвалидности.

Сколько времени имеет инвалидность.

Удовлетворенность наличием группы инвалидности.

Число дней временной нетрудоспособности по психическому

заболеванию.

Количество смен работы за последние 5 лет.

Причины последней смены работы.

Удовлетворенность частотой переходов на другую работу.

Характеристика трудовой деятельности на последнем месте

работы.

Характеристика последнего места работы.

Удовлетворенность работой.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Физическая работоспособность. Удовлетворенность физической работоспособностью. Интеллектуальная продуктивность. Удовлетворенность интеллектуальной продуктивностью.

ДНЕВНАЯ АКТИВНОСТЬ

Прогулки.

Посещение магазинов.

Использование общественного транспорта.

Чтение.

Просмотр телепередач.

Посещение театров, других мест отдыха.

Общение с друзьями и знакомыми.

Хобби.

Занятие домашним хозяйством.

Оценка дневной активности.

Удовлетворенность дневной активностью.

ДОХОД

Материальное положение.

Оценка дохода.

Удовлетворенность материальным положением.

ЖИЛЬЕ

Характеристика жилищных условий. Оценка жилищных условий. Удовлетворенность жилищными условиями.

ПИТАНИЕ

Качество питания. Затраты на питание. Оценка питания. Удовлетворенность питанием.

ОДЕЖДА

Обеспеченность одеждой. Оценка обеспеченности одеждой. Удовлетворенность одеждой.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

Семейное положение.

Состав семьи.

Удовлетворенность семейным образом жизни.

Удовлетворенность отсутствием семьи.

Положение больного в семье.

Удовлетворенность положением в семье.

Взаимоотношения с родственниками.

Удовлетворенность взаимоотношениями с родственниками.

Потребность иметь друзей.

Характеристика круга общения.

Удовлетворенность широтой круга общения.

Характер отношений с окружающими.

Удовлетворенность характером общения с окружающими.

ОБЩЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Удовлетворенность жизнью в целом. Ощущение благополучия.

С помощью этого метода определяются различные группы боль­ных," для которых согласно нарушениям сфер социального функ­ционирования разрабатываются программы дальнейшего психо­социального воздействия. Например, выделяются группы: 1) па­циентов с инвалидностью, высоким риском потери работы, про­блемами трудоустройства и безработицы; 2) малообеспеченных; 3) с бедными социальными сетями, не имеющих близких род­ственников или не поддерживающих с ними отношений; 4) име­ющих проблемы в семье; 5) пациентов с ограниченными соци­альными контактами.

Различное соотношение показателей социального функциони­рования и качества жизни также определяет мотивацию к соци­альной реабилитации и характер реабилитационных программ.

Опросник для оценки социального функционирования и каче­ства жизни психически больных прошел соответствующую про­верку и валидизацию, рекомендован Министерством здравоохра­нения РФ в качестве единого стандарта для изучения социальных проблем людей с психической патологией.

3.9. Социальный паспорт как психосоциальное заключение

Социальный паспорт представляет собой профессиональное зак­лючение о психическом здоровье индивида, составленное специали­стом по социальной работе. Как правило, факт составления соци­ального паспорта означает, что человек прошел диагностическое обследование относительно нервно-психического расстройства и стал клиентом или пациентом служб психиатрической помощи: психоневрологического диспансера, психиатрической клиники, бюро медико-социальной экспертизы, центра психического здо­ровья и других служб. Там, где развиты внебольничные формы социальной помощи, например в зарубежных моделях менедж­мента случая (управление случаем), социальный паспорт или карта социального обследования могут применяться по отношению к более широкому кругу клиентов социальной работы в области психического здоровья.

Социальный паспорт в качестве итогового диагностического документа сопоставим с заключениями патопсихологической и психиатрической экспертизы. Первоначальная оценка его психосо­циальных проблем индивида так же важна, как и оценка его пси­хического статуса. Поэтому начальные действия социального ра­ботника направлены на установление многочисленных соци­альных факторов, влияющих на психическое самочувствие ин­дивида. Используя теоретические знания об эпидемиологической концепции риска, психосоциальной оценке, оценке в нормали­зующих терминах, социальный работник разрабатывает основу для сбора информации о прошлой жизни и окружении индиви­да, настоящей социальной ситуации и условиях его жизни, а также об уже оказанной или необходимой медико-социальной помощи.

В паспорте конкретизируются различные категории оценки. Иногда оправданна разработка частных модификаций в зависи­мости от профиля медико-социального учреждения, преиму­щественных задач социальной работы в рамках отдельной службы. Как правило, применяется анкетная форма сбора и представ­ления данных. Вместе с тем социальный паспорт должен доку­ментирование подтверждать основные группы диагностических характеристик социальной жизни индивида, объединенных в общие категории.

В о-п е р в ы х, социальный паспорт обязательно включает пас-портичку, в которой обобщаются паспортные сведения и данные о демографическом и социальном положении клиента. Эта часть документа повторяет аналогичную группу вопросов, используе­мых в социологическом методе опросов для получения информа­ции о профессиональном и социальном статусе, семейном положении, доходе, оьразовании и т.д. индивида. «Формализация воп­росов здесь может быть наиболее высокой, так как происходит сбор объективных данных.

Во-вторых, в паспорте содержится также подробное описание факторов риска для психического здоровья индивида. На ном этапе целесообразно применить несколько сквозных классификаций, главными из которых являются те, которые позво­ляют рассмотреть прошлое и настоящее человека в перспективе индивидуальных и социальных факторов риска. Целесообразно разделить эту стадию на биографический этап и этап «здесь и теперь». Биографические данные включают перечисление ряда индивидуальных факторов риска и факторов социального окру­жения с учетом прошлого опыта и событий жизни человека. Затрагиваются предрасполагающие факторы наследственной при­роды, краткий анамнез трудностей в период развития и роста, нарушения здоровья и психического развития в детстве, пробле­мы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и в школь-пой среде, неудовлетворительных условий проживания в про­шлом (географических, этнических, социальных, жилищных, материальных и других). Таким образом, осуществляется оценка биографического риска для возникновения нарушений психического здоровья.

Далее необходимо зафиксировать факторы риска настояще-ю момента, т.е. психические и социальные проблемы, име­ющие место «здесь и теперь». На этом этапе в кратком изложе­нии перечисляются ключевые моменты психиатрического ди­агноза и другие негативные факторы, сопровождающие нару­шения здоровья, например злоупотребление алкоголем, наркотиками, СПИД, соматические заболевания, которые могут вызвать социальные проблемы у индивида. Однако особое вни­мание уделяется детализации провоцирующих факторов психосоциальной природы, таких, как установка на болезнь, неразрешенность навыков саморегуляции и совладания с трудностями, частота конфликтов и стрессовых ситуаций, вероятность воз­никновения кризисных состояний, одиночество, межличност­ные трудности в отношениях с ближайшим окружением и чле­нами семьи, насилие в семье. Важное диагностическое значе­ние имеют также характер профессиональной и учебной деятельности, производственных отношений и условий труда, а также неудовлетворительные жилищные условия, принадлеж­ность к этническим меньшинствам, материальная незащищен­ность и другие социальные проблемы. Важно дифференциро-вать микросоциальные и макросоциальные факторы социаль­ного и психического неблагополучия. Так, одиночество и бед­ность являются социальными условиями разного уровня, для понимания которых требуется рассмотрение в одном случае сло жившихся моделей социального взаимодействия, а в другом — структурных факторов.

В-третьих, в паспорте следует зафиксировать ресурсы, т.е. поддерживающие факторы индивидуальной и социальной при­роды. Среди индивидуальных факторов требуют оценки сохран­ные психические функции, навыки самостоятельного обслу­живания, способы самореализации, психологической самопод­держки и саморазвития, валеологические установки, навыки социального этикета, потенциальные способности личности и другие сильные стороны человека. В качестве социальных ре­сурсов выявляются позитивное взаимодействие с ближайшим окружением и членами семьи, возможность установления но­вых межличностных контактов 'и отношений взаимной под­держки, участия в сообществах, общественных организациях и клубных формах досуга, пользование гарантированной со­циальной защитой, доступ к другим видам помощи в социаль­ной системе.

В-четвертых, социальный паспорт фиксирует потребно­сти в помощи. На заключительном этапе происходит определе­ние объема и характера медико-социальной помощи, которая была оказана, а также той, в которой существует актуальная по­требность. Фиксируются предыдущие обращения в общемедицин­ские, психиатрические, социозащитные и реабилитационные уч­реждения, длительность лечения и наблюдения, участие в реа­билитационных мероприятиях и трудотерапии. Исключительно важным представляется изучение потребностей в помощи для решения наиболее острых социальных проблем индивида с на­рушениями психического здоровья. Для этого регистрируются потребности в трудоустройстве, юридической и материальной помощи, социальном патронаже, других видах социальной по­мощи.

В некоторых случаях социальный паспорт может быть разрабо­тан для оценки семьи, а не отдельного индивида с психическими расстройствами.

Социальный паспорт семьи представляется адекватным для опи­сания социальной ситуации ребенка с психическими нарушения­ми, пожилого человека или индивида с нарушенными способно­стями к самообслуживанию и недееспособностью вследствие пси­хических заболеваний. Кроме того, содержание паспорта может изменяться в зависимости от типа учреждения психиатрического или социального профиля.

В целом оценка социального работника ситуации клиента пред­полагает путь к построению программы дальнейшей профилакти­ки, вмешательства, реабилитации, социально-правовой защиты, которые не могут быть реализованы сегодня только клинически­ми методами и медицинскими технологиями.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.