Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Клинические методы диагностики психических нарушений





Общей целью психиатрической диагностики является выявле­ние нарушений психики, поэтому особое внимание уделяется патологическим проявлениям и их классификации. Психиатр скло­нен оценивать каждого индивида как потенциального пациента, психиатрического больного. Однако чтобы иметь право называть человека психически больным и ставить определенный диагноз, врач должен проследовать ряд ступеней. Психиатры используют несколько диагностических методов, которые дополняют друг друга и помогают разделить нормы от патологии. Основополагающая дилемма психического здоровья или болезни при этом становит­ся наиболее актуальной. Нередко непрофессионалу бывает трудно отличить здорового человека от больного. Например, человека, страдающего депрессией, от слегка меланхоличного, задумчиво­го человека; притупление эмоций при шизофрении от сдержан­ного и уравновешенного характера; гипоманиакальные состояния от живости, неутомимости энергичного человека; снижение интеллекта от глупости или недостатка образования; человека с бре­дом ревности от ревнивого человека.

Для врача клиническая диагностика является главным прин­ципом, она определяет дальнейшее лечение — терапию. В то же время торопиться с установлением патологии не следует, прини­мая во внимание весь комплекс факторов, влияющих на индиви­да, в частности негативное воздействие среды, недостаточное раз­витие форм психиатрической помощи, негативное отношение общества к психически больному.

Важнейшим методом психиатрического обследования являет­ся опрос или психиатрическая беседа с пациентом. Действитель­но, большинство симптомов психических расстройств можно вы­явить только со слов больного. Опрос преследует две цели: во-первых, он дает возможность пациенту высказать врачу свои жа­лобы, заботы и тревоги, позволяет врачу получить данные о лич­ности больного, его жизненных обстоятельствах и болезненных проявлениях, а во-вторых, является необходимой предпосылкой для установления диагноза. Беседа с больным в медицине называется методом сбора анамнеза.

Анамнез — сведения об истории болезни (анамнез болезни) и основных обстоятельствах жизни (анамнез жизни).

При изучении анамнеза болезни собирается информация о том, когда и какие признаки болезни появились, какие события со­путствовали их возникновению, как далее происходило развитие симптомов. При определении анамнеза жизни задаются вопросы о биографических событиях, затрагиваются воспоминания о ро­дительской семье, учебе в школе, поведении в детском и подрост­ковом возрасте, а также представления индивида о том, каков его социальный статус на данный момент.

Таким образом, основная часть сведений поступает от самого пациента. Этот вид сбора информации называется субъективным анамнезом. В процессе расспроса выясняется прежде всего, на­сколько объективно человек воспринимает происходящее вокруг, как он ориентирован в пространстве и времени, насколько в его памяти сохранены важнейшие события его жизни. При этом зада­ются прямые и косвенные вопросы о болезненных переживаниях, например о галлюцинациях, навязчивых мыслях, а также опреде­ляется критичное отношение человека к выявленным болезнен­ным особенностям — осознает ли он их болезненность. Кроме того, всегда уместно выяснить наличие суицидальных мыслей. Между тем существенное значение имеет личностная оценка настоящих и прошедших событий, произошедших в семейной и профессио­нальной сферах.

Объективный анамнез обозначает сведения, полученные от род­ных и близких пациента, которые, в частности, построены на схожих вопросах и имеют целью верифицировать, проверить адек­ватность субъективного анамнеза и составить полную картину пси­хических нарушений.

В зарубежной психиатрии опрос может принимать форму либо психиатрического интервью, либо разведки. Интервью подразумевает открытый, неструктурированный характер беседы, когда ее ход меняется в зависимости от выявляющихся проблемных зон. Этот вид опроса применяется тогда, когда есть основания пред­полагать, что в дальнейшем понадобится психотерапевтическое лечение. Для разведки характерен более жесткий формат, когда беседа определяется целенаправленными вопросами психиатра. Ее цель — активное выявление психопатологических симптомов. В любом варианте психиатрическая беседа подчиняется опреде­ленным правилам относительно содержания ее вводной, средней и заключительной фаз, тем не менее ее сквозными принципами являются понимание и наиболее точное описание проблематики больного.

Другим методом психиатрического обследования является на­блюдение за поведением пациента. Диагностическое наблюдение дополняет результаты беседы, поэтому при первом контакте важ­но заметить характерный рисунок действий, движений, мимики, жестов, речи человека. Например, может быть оценена степень его возбуждения или заторможенности, особенности интонации голоса (монотонный или скорбный), а также своеобразие речи (быстрая, медленная, тихая, прерывистая). На поведении могут сказываться галлюцинации, когда он к чему-то приглядывается, прислушивается, или бред, проявляющийся в подозрительности, настороженности, внезапной агрессии.

В результате беседы и наблюдения формируется представление о следующих функциях человека:

- сознании;

- степени ориентированности в окружающей обстановке;

- восприятии;

- понимании;

- мышлении, ходе и содержании мыслей;

- основном настроении и аффективных реакциях;

- мнестических функциях (памяти);

- интеллекте;

- психомоторной выразительности.

Осмотр пациента и связанные с ним неврологическое и сома­тическое обследования представляют собой следующий метод ди­агностики психических нарушений. При осмотре фиксируются телесные повреждения и внешние особенности человека, опреде­ляется их связь с болезненными симптомами. Кроме того, при неврологическом осмотре выясняются возможные проявления нервных болезней, которые могут зависеть от органических поражений головного мозга. Соматическое обследование является неотъемлемой частью каждого психиатрического заключения. Его значение обусловлено возможной связью психических нарушений с соматическими заболеваниями.

Дополнительными клиническими методами исследования яв­ляются нейрофизиологическое и нейрорентгенологическое об­следования. Наиболее распространенными методами в медицин­ской практике исследований мозговых поражений признаются электроэнцефалография, эхоэнцефалография и компьютерная томография головного мозга, пользующаяся особой популяр­ностью при поиске мозговых опухолей, атрофических процессов. Однако следует заметить, что большинство психических нару­шений не сопровождаются повреждениями нервной системы и мозга. Хотя, возможно, сегодня клинические методы исследова­ния не являются настолько совершенными, чтобы продемонст­рировать проблемные зоны. Тем не менее известный американ­ский исследователь Э. Фуллер Торри, изучающий мозг людей, бо­левших шизофренией, убежден, что когда-нибудь медицина смо­жет найти универсальный ответ на все вопросы, связанные с пси­хическими заболеваниями в органической структуре головного мозга.

Таким образом, заключение, которое формируется в результа­те обследования клинической картины болезни, основано на дан­ных нескольких методов. Кроме того, психиатрический диагноз не может быть установлен на основании одного-единственного симптома. Решающее значение имеет цельная картина, так как отдельные психопатологические симптомы многозначны и в диагностическом отношении неспецифичны. Психиатрический ди­агноз ставится в соответствии с принятыми классификациями пси­хических болезней. В России, как и во многих других странах, пси­хиатры придерживаются Международной классификации болез­ней (МКБ-10), которая содержит 10 основных разделов и вклю­чает 458 психических нарушений. В США используют другую клас­сификацию — Руководство по диагностике и статистике психи­ческих расстройств (DSM-IV). Особенность последней состоит в том, что подразделяются не болезни как целостные концепты, а синдромы или отдельные психические расстройства. Это связано с психиатрической парадигмой, согласно которой весь комплекс болезненных признаков вряд ли может быть обнаружен у индиви­да, скорее можно выявить у него более или менее стойкие синдромологические признаки.

Клинико-психиатрическое представление о состоянии па­циента включает следующие составляющие:

1) основные даты личной, семейной жизни, социальное положение;

2) личный анамнез (раннее детство, сексуальность, меж­личностные отношения и конфликты);

3) история семьи;

4) социальный анамнез;

5) история заболевания;

6) жалобы в настоящее время;

7) соматическое и особенно неврологическое состояние;

8) данные клинико-психологического и диагностического тестирования;

9) данные специальных соматических исследований;

10) психопатологические данные;

11) краткое резюме всех полученных данных;

12) предварительный диагноз;

13) гипотетический прогноз;

14) план лечения;

15) последующий дневник проводимой терапии;

16) окончательный диагноз;

17) обобщенная запись в форме эпикриза.

В целом психиатрическое обследование остается ведущим в определении индивидуальной патологии, однако в настоящее вре­мя решение об окончательном диагнозе принимается с учетом патопсихологической экспертизы и невозможно без данных пси­хологической диагностики.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.