|
Клинические методы диагностики психических нарушенийОбщей целью психиатрической диагностики является выявление нарушений психики, поэтому особое внимание уделяется патологическим проявлениям и их классификации. Психиатр склонен оценивать каждого индивида как потенциального пациента, психиатрического больного. Однако чтобы иметь право называть человека психически больным и ставить определенный диагноз, врач должен проследовать ряд ступеней. Психиатры используют несколько диагностических методов, которые дополняют друг друга и помогают разделить нормы от патологии. Основополагающая дилемма психического здоровья или болезни при этом становится наиболее актуальной. Нередко непрофессионалу бывает трудно отличить здорового человека от больного. Например, человека, страдающего депрессией, от слегка меланхоличного, задумчивого человека; притупление эмоций при шизофрении от сдержанного и уравновешенного характера; гипоманиакальные состояния от живости, неутомимости энергичного человека; снижение интеллекта от глупости или недостатка образования; человека с бредом ревности от ревнивого человека. Для врача клиническая диагностика является главным принципом, она определяет дальнейшее лечение — терапию. В то же время торопиться с установлением патологии не следует, принимая во внимание весь комплекс факторов, влияющих на индивида, в частности негативное воздействие среды, недостаточное развитие форм психиатрической помощи, негативное отношение общества к психически больному. Важнейшим методом психиатрического обследования является опрос или психиатрическая беседа с пациентом. Действительно, большинство симптомов психических расстройств можно выявить только со слов больного. Опрос преследует две цели: во-первых, он дает возможность пациенту высказать врачу свои жалобы, заботы и тревоги, позволяет врачу получить данные о личности больного, его жизненных обстоятельствах и болезненных проявлениях, а во-вторых, является необходимой предпосылкой для установления диагноза. Беседа с больным в медицине называется методом сбора анамнеза. Анамнез — сведения об истории болезни (анамнез болезни) и основных обстоятельствах жизни (анамнез жизни). При изучении анамнеза болезни собирается информация о том, когда и какие признаки болезни появились, какие события сопутствовали их возникновению, как далее происходило развитие симптомов. При определении анамнеза жизни задаются вопросы о биографических событиях, затрагиваются воспоминания о родительской семье, учебе в школе, поведении в детском и подростковом возрасте, а также представления индивида о том, каков его социальный статус на данный момент. Таким образом, основная часть сведений поступает от самого пациента. Этот вид сбора информации называется субъективным анамнезом. В процессе расспроса выясняется прежде всего, насколько объективно человек воспринимает происходящее вокруг, как он ориентирован в пространстве и времени, насколько в его памяти сохранены важнейшие события его жизни. При этом задаются прямые и косвенные вопросы о болезненных переживаниях, например о галлюцинациях, навязчивых мыслях, а также определяется критичное отношение человека к выявленным болезненным особенностям — осознает ли он их болезненность. Кроме того, всегда уместно выяснить наличие суицидальных мыслей. Между тем существенное значение имеет личностная оценка настоящих и прошедших событий, произошедших в семейной и профессиональной сферах. Объективный анамнез обозначает сведения, полученные от родных и близких пациента, которые, в частности, построены на схожих вопросах и имеют целью верифицировать, проверить адекватность субъективного анамнеза и составить полную картину психических нарушений. В зарубежной психиатрии опрос может принимать форму либо психиатрического интервью, либо разведки. Интервью подразумевает открытый, неструктурированный характер беседы, когда ее ход меняется в зависимости от выявляющихся проблемных зон. Этот вид опроса применяется тогда, когда есть основания предполагать, что в дальнейшем понадобится психотерапевтическое лечение. Для разведки характерен более жесткий формат, когда беседа определяется целенаправленными вопросами психиатра. Ее цель — активное выявление психопатологических симптомов. В любом варианте психиатрическая беседа подчиняется определенным правилам относительно содержания ее вводной, средней и заключительной фаз, тем не менее ее сквозными принципами являются понимание и наиболее точное описание проблематики больного. Другим методом психиатрического обследования является наблюдение за поведением пациента. Диагностическое наблюдение дополняет результаты беседы, поэтому при первом контакте важно заметить характерный рисунок действий, движений, мимики, жестов, речи человека. Например, может быть оценена степень его возбуждения или заторможенности, особенности интонации голоса (монотонный или скорбный), а также своеобразие речи (быстрая, медленная, тихая, прерывистая). На поведении могут сказываться галлюцинации, когда он к чему-то приглядывается, прислушивается, или бред, проявляющийся в подозрительности, настороженности, внезапной агрессии. В результате беседы и наблюдения формируется представление о следующих функциях человека: - сознании; - степени ориентированности в окружающей обстановке; - восприятии; - понимании; - мышлении, ходе и содержании мыслей; - основном настроении и аффективных реакциях; - мнестических функциях (памяти); - интеллекте; - психомоторной выразительности. Осмотр пациента и связанные с ним неврологическое и соматическое обследования представляют собой следующий метод диагностики психических нарушений. При осмотре фиксируются телесные повреждения и внешние особенности человека, определяется их связь с болезненными симптомами. Кроме того, при неврологическом осмотре выясняются возможные проявления нервных болезней, которые могут зависеть от органических поражений головного мозга. Соматическое обследование является неотъемлемой частью каждого психиатрического заключения. Его значение обусловлено возможной связью психических нарушений с соматическими заболеваниями. Дополнительными клиническими методами исследования являются нейрофизиологическое и нейрорентгенологическое обследования. Наиболее распространенными методами в медицинской практике исследований мозговых поражений признаются электроэнцефалография, эхоэнцефалография и компьютерная томография головного мозга, пользующаяся особой популярностью при поиске мозговых опухолей, атрофических процессов. Однако следует заметить, что большинство психических нарушений не сопровождаются повреждениями нервной системы и мозга. Хотя, возможно, сегодня клинические методы исследования не являются настолько совершенными, чтобы продемонстрировать проблемные зоны. Тем не менее известный американский исследователь Э. Фуллер Торри, изучающий мозг людей, болевших шизофренией, убежден, что когда-нибудь медицина сможет найти универсальный ответ на все вопросы, связанные с психическими заболеваниями в органической структуре головного мозга. Таким образом, заключение, которое формируется в результате обследования клинической картины болезни, основано на данных нескольких методов. Кроме того, психиатрический диагноз не может быть установлен на основании одного-единственного симптома. Решающее значение имеет цельная картина, так как отдельные психопатологические симптомы многозначны и в диагностическом отношении неспецифичны. Психиатрический диагноз ставится в соответствии с принятыми классификациями психических болезней. В России, как и во многих других странах, психиатры придерживаются Международной классификации болезней (МКБ-10), которая содержит 10 основных разделов и включает 458 психических нарушений. В США используют другую классификацию — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV). Особенность последней состоит в том, что подразделяются не болезни как целостные концепты, а синдромы или отдельные психические расстройства. Это связано с психиатрической парадигмой, согласно которой весь комплекс болезненных признаков вряд ли может быть обнаружен у индивида, скорее можно выявить у него более или менее стойкие синдромологические признаки. Клинико-психиатрическое представление о состоянии пациента включает следующие составляющие: 1) основные даты личной, семейной жизни, социальное положение; 2) личный анамнез (раннее детство, сексуальность, межличностные отношения и конфликты); 3) история семьи; 4) социальный анамнез; 5) история заболевания; 6) жалобы в настоящее время; 7) соматическое и особенно неврологическое состояние; 8) данные клинико-психологического и диагностического тестирования; 9) данные специальных соматических исследований; 10) психопатологические данные; 11) краткое резюме всех полученных данных; 12) предварительный диагноз; 13) гипотетический прогноз; 14) план лечения; 15) последующий дневник проводимой терапии; 16) окончательный диагноз; 17) обобщенная запись в форме эпикриза. В целом психиатрическое обследование остается ведущим в определении индивидуальной патологии, однако в настоящее время решение об окончательном диагнозе принимается с учетом патопсихологической экспертизы и невозможно без данных психологической диагностики. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|