|
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКССтр 1 из 16Следующая ⇒ Рекомендовано на заседании кафедры Декан факультета Информационной безопасности Протокол № __________ _______________М.Ю. Денисов «____»______________2009 г. _______________________ Зав.кафедрой___________________ «___» ____________2009 г.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» Цикла СД.Ф 7 по специальности 080507 «Менеджмент организации»
Составитель
д.э.н, профессор О.С. Причина
Ростов-на-Дону ОГЛАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ ДИСЦИПЛИНЫ Проректор по учебно-методической работе профессор Н.П. Маслова
СД.Ф7 «Инновационный менеджмент» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080507 «Менеджмент организации»
(код) (наименование)
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана. ОСНОВАНИЕ Учебный план специальности 080507 «Менеджмент организации» одобрен Ученым советом вуза 30.06.2009 г. Протокол № 9
Программа обсуждалась и согласована
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель и задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом Средства обучения Информационно-методические
1. Видеофильмы, иллюстрирующие успешный опыт инновационной деятельности:
Электронный учебник «Инновационный менеджмент» А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова
2. Комплекты тестовых заданий для самоконтроля освоения теоретической части учебной дисциплины
Периодические издания и источники всемирнойглобальной сети Интернет:
- www.wipo.org – сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. - www.altshuller.ru – официальный сайт Г.С. Альтшуллера. - www.cnews.ru – новостной сайт, содержащий информацию о рынках высоких технологий. - www.economicus.ru – учебный портал по экономической теории, менеджменту, маркетингу, содержит информацию о величайших отечественных и зарубежных экономистах -ученых, электронные учебники. - www.ii.spb.ru - сайт института инноватики СПбГПУ
Материально-технические
Содержание и структура тестовых материалов Тематическая структура по разделам - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ -УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ -УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНАЯ -ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ -ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ Содержание тестовых материалов ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ 1. Объекты управления в инновационной деятельности в государственных, акционерных и частных организациях: R направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространение и использование в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг R деятельность по созданию новых продуктов и технологий R подразделения, участвующие в реализации научно-технической политики предприятия R деятельность, связанная с организацией внедрения новых технологий, производством новых продуктов £ функции конструкторско-технологических подразделений организаций 2. Появление теории инноватики обусловлено: R историческим развитием общественного производства R развитием изобретательской деятельности £ нормативно-законодательными актами промышленно-развитых стран R развитием методологической базы исследования R ускоренным ростом количества изобретений 3. Экономические явления, воспринимавшиеся как закономерности функционирования капитала на стадии машинного производства до возникновения инновационной теории: R спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, его бурного подъема, кризиса перепроизводства, переходящего в депрессию R экономические спады R банкротство предприятий R массовая безработица £ интенсивное развитие инновационной деятельности 4. По мнению экономистов XIX века, продолжительность промышленно-капиталистических циклов: R 7 - 11 лет £ 4 - 5 лет £ 40 - 60 лет £ 2 - 7 лет 5. Название циклических экономических изменений, обнаруженные Н. Д. Кондратьевым R длинные волны, или большие циклы конъюнктуры R средние циклы £ промышленно-капиталистические циклы R промышленные циклы (волны) R короткие циклы (волны) 6. По мнению английского экономиста Дж. Китчина, продолжительность малых циклов в экономике составляет: R 3-3,5 года £ 1 - 3 года £ 3 - 5 лет £ 5 - 7 лет £ 7 - 10 лет 7. Й. А. Шумпетер ввел в научный оборот новую категорию: R инновацию (нововведение) £ новацию (новшество) £ изобретение £ конкуренцию £ открытие СВЕДЕНИЯ о ППС
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Деловую игру «Управление инновационной деятельностью фирмы» следует проводить в следующем порядке действий: ● постановки стратегических и тактических целей; ● разработки системы стратегий; ● анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска; ● анализа инфраструктуры; ● анализа возможностей фирмы; ● диагноза реально сложившейся ситуации; ● прогноза будущего состояния фирмы; ● поиска источников капитала; ● поиска патентов, лицензий, ноу-хау; ● формирования инновационного и инвестиционного портфелей; ● стратегического и оперативного планирования; ● оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством; ● совершенствования организационных структур; ● управления технико-технологическим развитием производства; ● управления персоналом; ● управления и контроля за финансами; ● анализа и оценки проектов нововведений; ● выбора инновационного проекта; ● оценки эффективности инноваций; ● процедуры принятия управленческих решений; ● изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиска ниши на рынке; ● разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга; ● исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта; ● позиционирования нововведения на рынке; ● формирования инновационной стратегии фирмы на рынке; ● устранения, диверсификации рисков и управления рисками.
При создание бизнес - плана инновационного проекта используется «Пользовательский интерфейс MS Project».
КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. (Курс лекций составлен на основе электронного учебника «Инновационный менеджмент», А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова, Издательсво «КНОРУС»)
Таблица 2.5 Содержание и формы инновационного менеджмента . На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель инновационного управления инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, Р. А. Фатхутдинов характеризует его как «самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов». С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства. Содержание понятия «инновационный менеджмент» П. Н. Завлин рассматривает, по крайней мере, в трех аспектах: 1) как науку и искусство управления инновациями; 2) как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; 3) как аппарат управления инновациями. Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает: 1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества; 2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством. В инновационном менеджменте следует выделять два уровня. Первый уровень представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы. Это стратегический инновационный менеджмент. Он направлен на разработку стратегий роста и развития организации. Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применения новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потокиВиды и функции инновационного менеджмента показаны в табл. 3.1. Таблица 3.1 Таблица 3.2 Таблица 4.1 Таблица 4.2 Таблица 5.2 Таблица 5.3 Таблица 5.5 Матрица «продукциярынок» Инновационная стратегия фирмы напрямую зависит от ее научно-технической политики. Согласно современной экономической науке в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному). Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть фирма в отрезок времени от t 1 до t 3 работает над тремя поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 5.11). Рис. 5.11. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов (А, В, С) Необходимым условием наступательной стратегии является технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов. Главное конкурентное преимущество новаторов состоит в том, что благодаря созданным и накопленным специфическим знаниям и умениям они способны осуществить нововведение лучше, чем их конкуренты. Современные стратегии организаций должны базироваться не на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон как основы конкурентных преимуществ, а на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое внешнее окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование: «Главное всегда быть на полголовы впереди ближайшего дышащего в затылок конкурента». Планирование и прогнозирование в инновационном менеджменте Планирование одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например производственное, финансовое, социальное, инновационное. Инновационное планирование способы координацииинновационной деятельности организации. Инновационное планирование это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей инновационного развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения управленческих ресурсов1. Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный), целям (стратегическое и оперативное планирование), объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т. д.), факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т. д.). На первом этапе процесса планирования проводится анализ факторов внешней и внутренней среды, производственных возможностей и состояния производственного аппарата, НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции, финансового состояния и финансовых возможностей и пр. Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям: ● проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий; ● организация и проведение опытно-конструкторских работ; ● подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; ● разработка технологических процессов изготовления новой продукции; ● проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснастки и т. д.; ● технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии; ● разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений; ● применение или приобретение необходимых информационных устройств и ресурсов; ● подготовка, обучение, переквалификация и использование специальных методов подбора персонала для инновационной деятельности; ● организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций; ● организация маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта и позиционирование новшеств на рынке. Следующим этапом планирования являются доведение планов до работников и организация условий для реализации планов. Неотъемлемой составной частью планирования является поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства. Многие проекты научных исследований и разработок часто подвержены действию случайных факторов, т. е. состав работ, выполняемых после завершения некоторого этапа, может изменяться в зависимости от некоторых условий. Например, химик, занимающийся синтезом и испытанием нового инсектицида, должен сознавать, что возможно несколько результатов: неудача, испытания прошли нормально, получен уникальный результат. Каждый из этих результатов может привести к необходимости выполнения ряда последующих работ. Поэтому, если используется метод PERT или критического пути, результирующая сеть, изображающая все связи между работами над первичным проектом, будет большой и громоздкой. При этом существует вероятность того, что с помощью одной схемы не удастся полностью отобразить проект. Задачи этого типа можно изобразить с помощью сетей типа дерева с точками принятия решений (рис. 5.17). Рис. 5.17. Пример результирующей сети Рассмотренные выше сетевые методы могут быть применены к планированию нескольких проектов, руководство которыми осуществляется одной организацией. Рассмотрим, например, портфель из четырех проектов научных исследований (рис. 5.18). Рис. 5.18. Сетевой график для комплексной программы Как видно из рисунка, проект А должен быть завершен до того, как сможет начаться проект В (например, проект А должен произвести сырье для проекта В). Проект X и проект Y могут начаться и закончиться в любое время в интервале между моментами а и е. Таким образом, пунктирные линии на рис. 5.18 отображают лишь фиктивные зависимости и служат для того, чтобы указать общий диапазон времени для всех четырех проектов. На этих фиктивных связях, если они имеются, можно проставить длительности выполнения проектов и таким путем получить ранний срок начала и поздний срок окончания проекта. Резервное время для отдельных проектов, образующееся за счет этих фиктивных работ, можно использовать так же, как фиктивные работы в сетях для автономного проекта. Таблица 6.1 Таблица 6.2 Некоторые стандарты по управлению проектами Таблица 6.4 Таблица 6.5 Таблица 7.1 Таблица 7.4 Таблица 8.6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Для эффективного достижения указанных целей обучения процесс изучения материала дисциплины «Инновационный менеджмент» предполагает интенсивную работу на лекциях, семинарах, самостоятельно, применяя информационными ресурсами и прикладные программы. На дневном отделении в качестве основных элементов учебного процесса выступают лекции по инновационному менеджменту по электронноу учебнику, а также семинары в компьютерном классе по составлению инновационного проекта, используя программы Project Expert и Project Invest. Ряд семинаров будет организован в виде практических занятий по решению аналитических задач. В рамках консультаций и других дополнительных занятий будут обсуждаться результаты отдельных студенческих работ, проводиться текущее и рубежное тестирование. Кроме того, предусмотрена выдача домашних заданий по разработке инновационного проекта.
Для студентов заочного и очно-заочного отделений особое значение приобретает самостоятельная проработка материала курса по учебникам и пособиям, в том числе и кафедральным, поскольку лекционный курс дается в этом случае в сокращенном виде. Студентам очно-заочного отделения также предстоит выполнить определенное количество заданий, их перечень приведен в разделе «Организация самостоятельной работы». Студентам заочного отделения предстоит выполнить в виде домашнего задания разработку инновационного проекта в среде Project Expert и Project Invest. Особое внимание хочется обратить на то, что выполнение заданий требует обращения не только к учебникам, но и к информации, содержащейся в периодических изданиях, а также в интернете. В разделе «Учебно-методическое обеспечение» приведен список книг, периодических изданий и ресурсов интернета, которые могут оказаться полезными при изучении курса. Экзамен по курсу сдается в форме итогового теста, охватывающего все содержание курса. В ряде случаев (особенно это качается студентов заочного и очно-заочного отделений) тест будет дополняться собеседованием по заданиям и домашней работе.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|