Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС





Рекомендовано

на заседании кафедры Декан факультета

Информационной безопасности

Протокол № __________ _______________М.Ю. Денисов

«____»______________2009 г. _______________________

Зав.кафедрой___________________ «___» ____________2009 г.

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

Цикла СД.Ф 7 по специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

Составитель

 

д.э.н, профессор О.С. Причина

 

 

Ростов-на-Дону


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Рабочая программа Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе Контроль знаний студентов Содержание и структура тестовых материалов Сведения о ППС Деловая игра по дисциплине Курс лекций Методические указания по дисциплине Методические указания по самостоятельной работе студентов Словарь     14-15   14-17 17-26   29-124 125-127 128-136

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ

ДИСЦИПЛИНЫ Проректор по учебно-методической работе

профессор Н.П. Маслова

 

СД.Ф7 «Инновационный менеджмент»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080507 «Менеджмент организации»

 

 

Факультет   Информатизации и управления
Кафедра   Менеджмент

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в часах ГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    5 лет 5 лет 6 мес. 3 года 6 мес.
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:      
- лекций, по семестрам      
7 семестр    
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам      
     
- практические занятия, по семестрам      
7 семестр    
Индивидуальная работа, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:      
- контрольные работы по семестрам - 4 курс 3 курс
- курсовые работы по семестрам - - -
- курсовые проекты по семестрам - - -
- др. виды работы по семестрам - - -
Зачеты, по семестрам, час   - -
Экзамены, по семестрам, час 7 семестр 4 курс 3 курс

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Учебный план специальности 080507 «Менеджмент организации» одобрен Ученым советом вуза 30.06.2009 г. Протокол № 9

 

Автор д.э.н., профессор   О.С. Причина  

 

Программа обсуждалась и согласована

Кафедрой Менеджмента   В.А. Долятовский  
Учебно-методическим советом специальности      
Учебно-методическим управлением      

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель и задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом

Средства обучения

Информационно-методические

 

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок
Основная литература
1.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник.- М.:ИНФРА-М, 2008.-295 с. – (Высшее образование).
2.Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник 4-е издание. – СПб.: Питер, 2004.
4.Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2006.
5. Каширин А.И. Венчурное инвестирование в России / Под ред. А.И. Каширина, А.С. Семенова.– М.: Вершина, 2007.
6. Барышева А.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – М.: Изд-во Дашков и К, 2007, 384 с.
7.Лапыгин Ю.Н. Управление проектами. – М.: Омега-Л, 2007, 256 с.  
 
Дополнительная литература
1. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.  
2. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2006.-237с. – (Учебники для программы МВА).
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой.- М.: ИНФРА-М, 2009.-238 с. – (Высшее образование
4 Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2006. 300 с.
5 Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. Вильямс, 2007. 432 с.
6 Румянцев А.А. Менеджмент инноваций. Как научную разработку довести до инновации: Учебное пособие. Бизнес-пресса, 2007. 200 с.
7 Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы теории / М.В. Волынкина.– М.: Аспект пресс, 2007.
8 Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2008.
9 Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.АВ. Дагиева.– 2-е изд., перераб., доп. – М.: Дело, 2006.
10Гинин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000.
11Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Инвестиции: источники и методы финансирования: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2006;
12Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Плотникова Е. Н. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. Новосибирск: СГГА, 2007.  

 

1. Видеофильмы, иллюстрирующие успешный опыт инновационной деятельности:

 

Электронный учебник «Инновационный менеджмент» А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова

 

2. Комплекты тестовых заданий для самоконтроля освоения теоретической части учебной дисциплины

 

 

Периодические издания и источники всемирнойглобальной сети Интернет:

 

- www.wipo.org – сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности.

- www.altshuller.ru – официальный сайт Г.С. Альтшуллера.

- www.cnews.ru – новостной сайт, содержащий информацию о рынках высоких технологий.

- www.economicus.ru – учебный портал по экономической теории, менеджменту, маркетингу, содержит информацию о величайших отечественных и зарубежных экономистах -ученых, электронные учебники.

- www.ii.spb.ru - сайт института инноватики СПбГПУ

 

Материально-технические

 

Номер аудитории Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
212,213,214 1. Windows 2000\2003 Server. 2. Microsoft ISA Server.   Моделирование, обучение, демонстрация
  1. MS Project, Project Expert.     Демонстрационно-обучающие

 

Содержание и структура тестовых материалов

Тематическая структура по разделам

- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ

-УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

-УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНАЯ

-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ

-ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Содержание тестовых материалов

ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ

1. Объекты управления в инновационной деятельности в государственных, акционерных и частных организациях:

R направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространение и использование в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг

R деятельность по созданию новых продуктов и технологий

R подразделения, участвующие в реализации научно-технической политики предприятия

R деятельность, связанная с организацией внедрения новых технологий, производством новых продуктов

£ функции конструкторско-технологических подразделений организаций

2. Появление теории инноватики обусловлено:

R историческим развитием общественного производства

R развитием изобретательской деятельности

£ нормативно-законодательными актами промышленно-развитых стран

R развитием методологической базы исследования

R ускоренным ростом количества изобретений

3. Экономические явления, воспринимавшиеся как закономерности функционирования капитала на стадии машинного производства до возникновения инновационной теории:

R спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, его бурного подъема, кризиса перепроизводства, переходящего в депрессию

R экономические спады

R банкротство предприятий

R массовая безработица

£ интенсивное развитие инновационной деятельности

4. По мнению экономистов XIX века, продолжительность промышленно-капиталистических циклов:

R 7 - 11 лет

£ 4 - 5 лет

£ 40 - 60 лет

£ 2 - 7 лет

5. Название циклических экономических изменений, обнаруженные Н. Д. Кондратьевым

R длинные волны, или большие циклы конъюнктуры

R средние циклы

£ промышленно-капиталистические циклы

R промышленные циклы (волны)

R короткие циклы (волны)

6. По мнению английского экономиста Дж. Китчина, продолжительность малых циклов в экономике составляет:

R 3-3,5 года

£ 1 - 3 года

£ 3 - 5 лет

£ 5 - 7 лет

£ 7 - 10 лет

7. Й. А. Шумпетер ввел в научный оборот новую категорию:

R инновацию (нововведение)

£ новацию (новшество)

£ изобретение

£ конкуренцию

£ открытие

СВЕДЕНИЯ о ППС

 

№ п/п Ф.И.О. полностью Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил (ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
Всего В т.ч.
Педагоги-ческий По дисцип-лине
1. Причина Ольга Сергеевна Второе высшее: ВЗФЭИ «Финансы и кредит»,1996г д.э.н.       РГЭУ «РИНХ» Штатный сотрудник ИППК ЮФУ

 


ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Деловую игру «Управление инновационной деятельностью фирмы» следует проводить в следующем порядке действий:

● постановки стратегических и тактических целей;

● разработки системы стратегий;

● анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска;

● анализа инфраструктуры;

● анализа возможностей фирмы;

● диагноза реально сложившейся ситуации;

● прогноза будущего состояния фирмы;

● поиска источников капитала;

● поиска патентов, лицензий, ноу-хау;

● формирования инновационного и инвестиционного портфелей;

● стратегического и оперативного планирования;

● оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством;

● совершенствования организационных структур;

● управления технико-технологическим развитием производства;

● управления персоналом;

● управления и контроля за финансами;

● анализа и оценки проектов нововведений;

● выбора инновационного проекта;

● оценки эффективности инноваций;

● процедуры принятия управленческих решений;

● изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиска ниши на рынке;

● разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга;

● исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта;

● позиционирования нововведения на рынке;

● формирования инновационной стратегии фирмы на рынке;

● устранения, диверсификации рисков и управления рисками.

 

При создание бизнес - плана инновационного проекта используется «Пользовательский интерфейс MS Project».

 

КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

(Курс лекций составлен на основе электронного учебника «Инновационный менеджмент», А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова, Издательсво «КНОРУС»)

 

Таблица 2.5

Содержание и формы инновационного менеджмента

. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель инновационного управления  инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент  совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, Р. А. Фатхутдинов характеризует его как «самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» П. Н. Завлин рассматривает, по крайней мере, в трех аспектах:

1) как науку и искусство управления инновациями;

2) как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;

3) как аппарат управления инновациями.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

В инновационном менеджменте следует выделять два уровня. Первый уровень представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы. Это стратегический инновационный менеджмент. Он направлен на разработку стратегий роста и развития организации.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применения новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потокиВиды и функции инновационного менеджмента показаны в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Таблица 3.2

Таблица 4.1

Таблица 4.2

Таблица 5.2

Таблица 5.3

Таблица 5.5

Матрица «продукциярынок»

Инновационная стратегия фирмы напрямую зависит от ее научно-технической политики. Согласно современной экономической науке в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники  уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).

Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть фирма в отрезок времени от t 1 до t 3 работает над тремя поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 5.11).

Рис. 5.11. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов (А, В, С)

Необходимым условием наступательной стратегии является технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.

Главное конкурентное преимущество новаторов состоит в том, что благодаря созданным и накопленным специфическим знаниям и умениям они способны осуществить нововведение лучше, чем их конкуренты.

Современные стратегии организаций должны базироваться не на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон как основы конкурентных преимуществ, а на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое внешнее окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование: «Главное  всегда быть на полголовы впереди ближайшего дышащего в затылок конкурента».

Планирование и прогнозирование в инновационном менеджменте

Планирование  одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например производственное, финансовое, социальное, инновационное.

Инновационное планирование  способы координацииинновационной деятельности организации. Инновационное планирование  это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей инновационного развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения управленческих ресурсов1.

Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный), целям (стратегическое и оперативное планирование), объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т. д.), факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т. д.).

На первом этапе процесса планирования проводится анализ факторов внешней и внутренней среды, производственных возможностей и состояния производственного аппарата, НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции, финансового состояния и финансовых возможностей и пр.

Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям:

● проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий;

● организация и проведение опытно-конструкторских работ;

● подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

● разработка технологических процессов изготовления новой продукции;

● проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснастки и т. д.;

● технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;

● разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений;

● применение или приобретение необходимых информационных устройств и ресурсов;

● подготовка, обучение, переквалификация и использование специальных методов подбора персонала для инновационной деятельности;

● организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций;

● организация маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта и позиционирование новшеств на рынке.

Следующим этапом планирования являются доведение планов до работников и организация условий для реализации планов.

Неотъемлемой составной частью планирования является поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства.

Многие проекты научных исследований и разработок часто подвержены действию случайных факторов, т. е. состав работ, выполняемых после завершения некоторого этапа, может изменяться в зависимости от некоторых условий. Например, химик, занимающийся синтезом и испытанием нового инсектицида, должен сознавать, что возможно несколько результатов: неудача, испытания прошли нормально, получен уникальный результат. Каждый из этих результатов может привести к необходимости выполнения ряда последующих работ.

Поэтому, если используется метод PERT или критического пути, результирующая сеть, изображающая все связи между работами над первичным проектом, будет большой и громоздкой. При этом существует вероятность того, что с помощью одной схемы не удастся полностью отобразить проект. Задачи этого типа можно изобразить с помощью сетей типа дерева с точками принятия решений (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Пример результирующей сети

Рассмотренные выше сетевые методы могут быть применены к планированию нескольких проектов, руководство которыми осуществляется одной организацией. Рассмотрим, например, портфель из четырех проектов научных исследований (рис. 5.18).

Рис. 5.18. Сетевой график для комплексной программы

Как видно из рисунка, проект А должен быть завершен до того, как сможет начаться проект В (например, проект А должен произвести сырье для проекта В). Проект X и проект Y могут начаться и закончиться в любое время в интервале между моментами а и е. Таким образом, пунктирные линии на рис. 5.18 отображают лишь фиктивные зависимости и служат для того, чтобы указать общий диапазон времени для всех четырех проектов. На этих фиктивных связях, если они имеются, можно проставить длительности выполнения проектов и таким путем получить ранний срок начала и поздний срок окончания проекта. Резервное время для отдельных проектов, образующееся за счет этих фиктивных работ, можно использовать так же, как фиктивные работы в сетях для автономного проекта.

Таблица 6.1

Таблица 6.2

Некоторые стандарты по управлению проектами

Таблица 6.4

Таблица 6.5

Таблица 7.1

Таблица 7.4

Таблица 8.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для эффективного достижения указанных целей обучения процесс изучения материала дисциплины «Инновационный менеджмент» предполагает интенсивную работу на лекциях, семинарах, самостоятельно, применяя информационными ресурсами и прикладные программы. На дневном отделении в качестве основных элементов учебного процесса выступают лекции по инновационному менеджменту по электронноу учебнику, а также семинары в компьютерном классе по составлению инновационного проекта, используя программы Project Expert и Project Invest. Ряд семинаров будет организован в виде практических занятий по решению аналитических задач. В рамках консультаций и других дополнительных занятий будут обсуждаться результаты отдельных студенческих работ, проводиться текущее и рубежное тестирование.

Кроме того, предусмотрена выдача домашних заданий по разработке инновационного проекта.

 

Для студентов заочного и очно-заочного отделений особое значение приобретает самостоятельная проработка материала курса по учебникам и пособиям, в том числе и кафедральным, поскольку лекционный курс дается в этом случае в сокращенном виде. Студентам очно-заочного отделения также предстоит выполнить определенное количество заданий, их перечень приведен в разделе «Организация самостоятельной работы».

Студентам заочного отделения предстоит выполнить в виде домашнего задания разработку инновационного проекта в среде Project Expert и Project Invest. Особое внимание хочется обратить на то, что выполнение заданий требует обращения не только к учебникам, но и к информации, содержащейся в периодических изданиях, а также в интернете. В разделе «Учебно-методическое обеспечение» приведен список книг, периодических изданий и ресурсов интернета, которые могут оказаться полезными при изучении курса.

Экзамен по курсу сдается в форме итогового теста, охватывающего все содержание курса. В ряде случаев (особенно это качается студентов заочного и очно-заочного отделений) тест будет дополняться собеседованием по заданиям и домашней работе.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

1. «Деловые ангелы» - физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. В отличие от банков они не требуют от предпринимателей в залог его дома и предприятия в качестве гарантии займа. Они могут оказать рискофирме при необходимости быструю помощь, так как около 2/3 “деловых ангелов” вкладывают деньги в предприятия, расположенные не далее 100 миль от их дома. Недостатком является то, что у них нет средств для вторичного финансирования [Гончаров В.В., 1993, с.27 ]. 2. Антрепренер - ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудности при из воплощении. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на задачи внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; задачи координации служб фирмы во внешней деятельности; задачи взаимодействия с субъектами внешней инновационной среды: задачи рыночного продвижения нового продукта; поиска и формулирования потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты как руководитель подразделения по новой продукции, управляющий по проекту. Антрепренеров в организации немного [Гончаров В.В., 1993]. 3. Бизнес – экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 4. Бизнес-инкубатор – организация, обеспечивающая малые предприятия физическим пространством для работы, помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса. Деятельность бизнес-инкубаторов способствует осуществлению начальной стадии развития нового, как правило, малого предприятия, освоению новой продукции и реализации инновационных проектов [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 5. Бизнесмен – коммерсант, предприниматель, делец; вообще – человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль или иные выгоды [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 6. Бизнес-область – это область коммерческой деятельности фирмы, отвечающая следующим критериям: способностью к стратегической автономии, внешним рынком, различимым кругом потребителей, различимым кругом конкурентов, особенной цепочкой ценообразования, взаимозаменяемостью продукции, влиянием отделения или ликвидации, реальным доходом [Ефремов В.С., с. 15-16]. 7. Венчурная фирма – коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала) [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 8. Генератор идей - это другой тип новаторского персонажа. К их характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» в ряде отделений может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение [Гончаров В.В., 1993]. 9. Динамическая сложность ситуации – динамически сложной является ситуация, в которой (1) причина и следствие трудно различимы, когда (2) ближайшие и отдаленные последствия какого-то действия оказываются принципиально различными. Либо когда (3) местные последствия какого-то действия оказываются противоположными его влиянию на отдаленные части системы. Когда (4) в результате очевидных действий получаем весьма неожиданные последствия. 10. Жизненный цикл инновации – последовательный (относительно) состав стадий преобразования инноваций по цепочке от исследований до потребления и сервисной поддержки. 1. Исследования (научная идея, прикладное исследование и макет). 2. Разработки - конструкторско-технологические решения и опытный образец. 3. Промышленное производство (производственные решения и серийные образцы). 4. Маркетинговые решения (с помощью обратной связи, воздействующие на три предыдущих стадии). 5. Логистика информационных и материально-вещественных потоков (с помощью обратной связи решения логистики воздействуют на четыре предыдущих стадии). 6. Диффузия инноваций (рыночное распространение). 7. Рутинизация инноваций у потребителей (этапы: приобретение; освоение; подготовка к потреблению (адаптация); включение в технологию своего делового процесса и повышение технологического уровня; включение в культуру своей организации и повышение своей компетенции; получение выгоды). 8. Сервисная поддержка [Баранчеев В.П.]. 11. Жизненный цикл продукта – процесс, включающий четыре стадии: 1) стадия НИОКР (R&D); 2) стадия производства; 3) стадия маркетинга; 4) стадия сервиса. 12. Жизненный цикл товара (1) – процесс развития продаж товара и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка [Котлер, 1990, с. 350]. 13. Жизненный цикл товара (2) – включает пять стадий: 1) введение (внедрение) на рынок – Е; 2) ускоренный рост рынка (экспоненциальная фаза) – G1; 3) замедленный рост рынка (турбулентная, или логарифмическая фаза) – G2); 4) зрелость и насыщение рынка – М (Первая фаза – зрелость, М1. Вторая фаза – насыщение, М2); 5) спад – D (Первая фаза – стагнация, D1. Вторая фаза – обвал, D2). [Ламбен, с. 242]. 14. Инкубатор – многофункциональный комплекс, представляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и развития [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 366]. 15. Инноватор – это потребитель, который (1) получил или приобрел новшество (в основном через рынок, но может быть и через другой какой-либо распределительный механизм, например, внутрифирменный), (2) адаптируется к нему, (3) освоил его, (4) рутинизировал его (свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, то есть он включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру), (5) использует новшество, (6) повышает свою компетенцию (получил новые знания, умения, навыки), (7) получает выгоду в виде нового качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности. В широком смысле слова «новаторы» включаются в понятие «инноваторы» [Баранчеев В.П.]. 16. Инновационная сфера – представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры [Котлер Ф., 1990, с. 172 ]. 17. Инновационная активность – это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность методов, уровень технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. 18. Инновационная бизнес-система – система, направленная на устойчивую реализацию данного инновационного бизнес-процесса, которая включает как сам инновационный бизнес-процесс, так и дополняющие его другие инновационные компоненты, в том числе организационные формы инновационной деятельности, инновационная среда, инфраструктура, динамика развития, стратегические позиции, организационный механизм, система управления. Инновационная бизнес-система определяется конкретной бизнес-моделью [Баранчеев В.П.]. 19. Инновационная деятельность – совокупность действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. Она может быть межотраслевой и отраслевой. Результатами своей инновационной деятельности участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки [Баранчеев В.П.]. 20. Инновационная идея – бывает двух типов: 1) направленная на создание





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.