Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфере





На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики в России невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере. В настоящее время именно научно-технические инновации определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики в целом в глобализирующейся мировой системе. В индустриально развитых странах государство является главным стимулирующим, поддерживающим началом и даже в некоторых случаях вектором, определяющим направление инновационного развития национальной экономики. Необходимо отметить, что государственное регулирование инновационной сферы взаимосвязано с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные научные исследования и высокорисковые инновационные проекты.

Современное состояние мировой экономики характеризуется непрерывно прогрессирующим ростом конкурентоспособности национальных экономик на основе научно-технологических инноваций. Одновременно в России финансирование НИОКР в промышленности с 1992 г. сократилось к началу XXI в. более чем в 20 раз, а в сфере ВПК  почти в 50 раз. Это указывает на то, что Российскому государству, чтобы преодолеть социально-экономическое отставание, необходимо форсированно разрабатывать и внедрять действенную государственную инновационную и научно-техническую политику.

Несмотря на то что научно-технический потенциал России за счет «утечки мозгов», сокращения финансирования и количества научно-исследовательских предприятий и программ значительно уменьшился, в целом он сохранен и остается достаточно высоким. Вместе с тем он во многом не востребован как на внутреннем, так и на международном рынке. Аккумулировать этот потенциал и направлять его на создание современной экономики, базирующейся на научно-технологических инновациях,  работа, посильная только для государства.

Многочисленные разработанные и принятые государственные программы, касающиеся развития инновационных процессов в стране, носят в большинстве случаев лишь декларативный характер и часто не имеют практических механизмов их реализации. Назрела насущная необходимость в проведении стратегической, всеохватывающей, действенной государственной инновационной политики, с помощью которой Россия сможет догнать индустриально развитые страны мира и занять подобающее ей место. В связи с этим все более актуальными и значимыми становятся исследование и разработка стратегии, методов, механизмов и практических рекомендаций государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности на основе исторического опыта СССР, практики государственного управления инновационной сферы в индустриально развитых странах и специфики современного переходного положения России.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности  организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

● развитие рыночных отношений;

● проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

● создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;

● обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

● расширение спроса на инновации;

● предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

● содействие модернизации техники;

● развитие лизинга наукоемкой продукции;

● активизация предпринимательства;

● пресечение недобросовестной конкуренции;

● поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

● развитие экспортного потенциала страны;

● развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

● внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

● государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

● содействие развитию инновационной инфраструктуры,

● кадровая поддержка инновационной деятельности,

● содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

● моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом Президента РФ);

● информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т. п.);

● содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

● защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

● проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

● направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

● выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов;

● создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

● предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

● снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

● установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;

● гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования  правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров:

● на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

● выполнение проектных и изыскательских работ;

● строительного подряда;

● по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности;

● страхования инновационных рисков;

● (контрактов) с инвесторами;

● иных, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе инновационных прогнозов, инновационных стратегий, инновационных программ, инновационных проектов, программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инструменты государственного регулирования:

● социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

● государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

● федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

● государственные заказы и современные контрактные системы;

● индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

● механизм интеграции регуляторов и структур.

Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

● аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

● координация инновационной деятельности;

● стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

● создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

● кадровое обеспечение инновационной деятельности;

● формирование научно-инновационной инфраструктуры;

● институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

● обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

● повышение общественного статуса инновационной деятельности;

● региональное регулирование инновационных процессов;

● урегулирование международных аспектов инновационных процессов.

Формы государственной поддержки инновационной деятельности:

● прямое финансирование;

● предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

● создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

● снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

● отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

● реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

● создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.

Важной задачей государственного регулирования является регулирование международных связей в области инновационной деятельности.

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т. п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Высшая форма регулятивной деятельности  это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития.

К основным направлениям инновационной политики государства можно отнести следующие:

● разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

● создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях;

● развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

● развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

● совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

● реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

● использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

В настоящее время в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20062008 гг.) (Программа) и основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., целью государственной политики является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, а именно повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Для достижения указанной цели за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств одной из задач на современном этапе является обеспечение повышения эффективности частно-государственного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения. При этом основной акцент необходимо сделать на создание благоприятных условий для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. В качестве инструментов взаимодействия государства и бизнеса выступают следующие:

1. Создание и функционирование особых экономических зон.

2. Развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров.

3. Формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

4. Реализация принципов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

5. Повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития.

6. Государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты.

7. Повышение результативности механизмов поддержки лизинга, в том числе за счет льготного налогообложения.

В последнее время активизировалась разработка и совершенствование нормативно-правовой основы реализации инструментов частно-государственного партнерства, в частности, приняты следующие документы:

1. Федеральные законы: № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 27 августа 2005 г.; № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г.; № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.; № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.

2. Распоряжения и постановления Правительства РФ: распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2006 г. № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об утверждении Положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации».

В развитие указанных законодательных и нормативных актов разрабатываются и утверждаются соответствующие законы, постановления и распоряжения Правительства РФ и уполномоченных министерств и ведомств.

Системная организация инновационной деятельности предполагает решение задач пяти уровней:

1 уровень  выработка национальной инновационной доктрины;

2 уровень  формирование общей инновационной политики и ее национальных составляющих;

3 уровень  разработка и принятие нормативно-правовых документов, обеспечивающих идентичные условия для организации инновационной деятельности как в регионе, муниципальном образовании, так и на конкретном предприятии;

4 уровень  разработка совокупности программ, позволяющих форсировать инновационную деятельность по направлениям, отвечающим приоритетам региона, муниципального образования и предприятия;

5 уровень  разработка и реализация бизнес-процессов инновационной деятельности на уровне предприятия.

Оптимальная организация работы на всех уровнях предполагает необходимость делегирования части вопросов местным властям и руководству предприятий на основе принципов обеспечения равных прав и равной защиты интересов субъектов инновационной деятельности, входящих в общее инновационное пространство, при равной ответственности за реализацию совместных инновационных проектов и программ.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.