|
Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфереНа современном этапе динамичное развитие рыночной экономики в России невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере. В настоящее время именно научно-технические инновации определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики в целом в глобализирующейся мировой системе. В индустриально развитых странах государство является главным стимулирующим, поддерживающим началом и даже в некоторых случаях вектором, определяющим направление инновационного развития национальной экономики. Необходимо отметить, что государственное регулирование инновационной сферы взаимосвязано с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные научные исследования и высокорисковые инновационные проекты. Современное состояние мировой экономики характеризуется непрерывно прогрессирующим ростом конкурентоспособности национальных экономик на основе научно-технологических инноваций. Одновременно в России финансирование НИОКР в промышленности с 1992 г. сократилось к началу XXI в. более чем в 20 раз, а в сфере ВПК почти в 50 раз. Это указывает на то, что Российскому государству, чтобы преодолеть социально-экономическое отставание, необходимо форсированно разрабатывать и внедрять действенную государственную инновационную и научно-техническую политику. Несмотря на то что научно-технический потенциал России за счет «утечки мозгов», сокращения финансирования и количества научно-исследовательских предприятий и программ значительно уменьшился, в целом он сохранен и остается достаточно высоким. Вместе с тем он во многом не востребован как на внутреннем, так и на международном рынке. Аккумулировать этот потенциал и направлять его на создание современной экономики, базирующейся на научно-технологических инновациях, работа, посильная только для государства. Многочисленные разработанные и принятые государственные программы, касающиеся развития инновационных процессов в стране, носят в большинстве случаев лишь декларативный характер и часто не имеют практических механизмов их реализации. Назрела насущная необходимость в проведении стратегической, всеохватывающей, действенной государственной инновационной политики, с помощью которой Россия сможет догнать индустриально развитые страны мира и занять подобающее ей место. В связи с этим все более актуальными и значимыми становятся исследование и разработка стратегии, методов, механизмов и практических рекомендаций государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности на основе исторического опыта СССР, практики государственного управления инновационной сферы в индустриально развитых странах и специфики современного переходного положения России. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: ● развитие рыночных отношений; ● проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций; ● создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами; ● обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере; ● расширение спроса на инновации; ● предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации; ● содействие модернизации техники; ● развитие лизинга наукоемкой продукции; ● активизация предпринимательства; ● пресечение недобросовестной конкуренции; ● поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке; ● развитие экспортного потенциала страны; ● развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере; ● внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности: ● государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; ● содействие развитию инновационной инфраструктуры, ● кадровая поддержка инновационной деятельности, ● содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; ● моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом Президента РФ); ● информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т. п.); ● содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; ● защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях. Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: ● проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности; ● направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; ● выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов; ● создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере; ● предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности; ● снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: ● установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; ● гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров: ● на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; ● выполнение проектных и изыскательских работ; ● строительного подряда; ● по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности; ● страхования инновационных рисков; ● (контрактов) с инвесторами; ● иных, предусмотренных законодательством РФ. Регулирование инновационной деятельности происходит на базе инновационных прогнозов, инновационных стратегий, инновационных программ, инновационных проектов, программ и проектов поддержки инновационной деятельности. Инструменты государственного регулирования: ● социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; ● государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; ● федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов; ● государственные заказы и современные контрактные системы; ● индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности; ● механизм интеграции регуляторов и структур. Основные функции государственных органов в инновационной сфере: ● аккумулирование средств на научные исследования и инновации; ● координация инновационной деятельности; ● стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; ● создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; ● кадровое обеспечение инновационной деятельности; ● формирование научно-инновационной инфраструктуры; ● институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; ● обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; ● повышение общественного статуса инновационной деятельности; ● региональное регулирование инновационных процессов; ● урегулирование международных аспектов инновационных процессов. Формы государственной поддержки инновационной деятельности: ● прямое финансирование; ● предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; ● создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; ● снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; ● отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; ● реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; ● создание сети технополисов, технопарков и т. п. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Важной задачей государственного регулирования является регулирование международных связей в области инновационной деятельности. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т. п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике. Высшая форма регулятивной деятельности это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. К основным направлениям инновационной политики государства можно отнести следующие: ● разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; ● создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях; ● развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники; ● развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; ● совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций; ● реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу; ● использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования. В настоящее время в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20062008 гг.) (Программа) и основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., целью государственной политики является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, а именно повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Для достижения указанной цели за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств одной из задач на современном этапе является обеспечение повышения эффективности частно-государственного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения. При этом основной акцент необходимо сделать на создание благоприятных условий для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры. Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. В качестве инструментов взаимодействия государства и бизнеса выступают следующие: 1. Создание и функционирование особых экономических зон. 2. Развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров. 3. Формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации. 4. Реализация принципов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях». 5. Повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития. 6. Государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты. 7. Повышение результативности механизмов поддержки лизинга, в том числе за счет льготного налогообложения. В последнее время активизировалась разработка и совершенствование нормативно-правовой основы реализации инструментов частно-государственного партнерства, в частности, приняты следующие документы: 1. Федеральные законы: № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 27 августа 2005 г.; № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г.; № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.; № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. 2. Распоряжения и постановления Правительства РФ: распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2006 г. № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об утверждении Положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации». В развитие указанных законодательных и нормативных актов разрабатываются и утверждаются соответствующие законы, постановления и распоряжения Правительства РФ и уполномоченных министерств и ведомств. Системная организация инновационной деятельности предполагает решение задач пяти уровней: 1 уровень выработка национальной инновационной доктрины; 2 уровень формирование общей инновационной политики и ее национальных составляющих; 3 уровень разработка и принятие нормативно-правовых документов, обеспечивающих идентичные условия для организации инновационной деятельности как в регионе, муниципальном образовании, так и на конкретном предприятии; 4 уровень разработка совокупности программ, позволяющих форсировать инновационную деятельность по направлениям, отвечающим приоритетам региона, муниципального образования и предприятия; 5 уровень разработка и реализация бизнес-процессов инновационной деятельности на уровне предприятия. Оптимальная организация работы на всех уровнях предполагает необходимость делегирования части вопросов местным властям и руководству предприятий на основе принципов обеспечения равных прав и равной защиты интересов субъектов инновационной деятельности, входящих в общее инновационное пространство, при равной ответственности за реализацию совместных инновационных проектов и программ.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|