|
методические указания к выполнению контрольной работы
Выбор темы контрольной работы осуществляется на основе совпадения последней цифры (двух последних цифр) номера студенческого билета с № темы в приведенном ниже перечне.
Краткие методические рекомендации к написанию контрольной работы.
Писать необходимо четко и разборчиво, выделяя при этом основные смысловые моменты. Работа не должна содержать повторений общеизвестных истин, чрезмерно длинных рассуждений. Все страницы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, на котором нумерация не ставится, хотя считается первой страницей. Номера проставляются посередине в верхней части каждого листа.
По ходу изложения в тексте выделяются заголовки, указанные в оглавлении работы, формулы, результаты расчетов. Все таблицы, рисунки, схемы, графики должны иметь порядковый номер и название. Название и номера рисунков, схем и графиков размещаются внизу нарисованных объектов. При построении таблиц номера и название размещаются вверху.
Перечень используемой литературы оформляете в соответствии с требованиями ГОСТа. По каждому источнику указываются: фамилия и инициалы автора, наименование источника, место издания, наименование издательства, год издания.
Качество оформления учитывается при определении результативной оценки.
1. Введение
Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Если в вашем эссе даются исследования и оценки того, как (могут быть и почему?) учеными используются ключевые термины для различного обозначения понятий или придаются им различные значения (например, децентрализация), тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные же суждения следует привести в основной части работы(например, дать это под отдельным подзаголовком).
2. Содержание основной части работы
Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе, и это представляет собой главную трудность: именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные, формулы, расчеты или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию/анализ. Аналитический раздел составляет основу всей работы, как по значимости, так и по трудоемкости выполнения. Раздел включает в себя анализ проблемы (объекта) исследования и инновационный проект ее решения (совершенствования), а также оценку социально-экономической эффективности предлагаемых инноваций. Анализ проблемы (объекта) базируется на финансово-экономической, информационной и организационной характеристиках, связанных с решением поставленной проблемы. Для решения отдельных инновационных проектов студентам дается условная информация, не связанная с конкретными объектами.
На основе анализа, а также соответствующих методик расчета обосновываются предлагаемые инновации, решающие поставленные перед работой задачи. Излагается суть инновационных решений и раскрывается механизм соответствующего инновационного процесса, экспертиза различных вариантов решения проблемы, а также оценка экономической и социальной эффективности.
3. Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании письменной работы для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники. Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Даже если вы используете, скажем, таблицу данных по объему иностранных инвестиций в телекоммуникации на территории Российской Федерации, укажите время проведения этого исследования, источник и т.д. Необходимо должным образом использовать литературу,имеющуюся по данной теме. При цитировании (используя чьи-то слова) берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (порядковый номер списка литературы, включая номер страницы [5 C.47]). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом; даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику. Например: "В этом параграфе/разделе я пользуюсь преимущественно работами Ю.П. Морозова, В. Г. Медынского. Ф.А. Фатхудинова [12, 3, 5]... и т.д.".
4. Заключительная часть. Заключительная часть -это краткое изложение ваших основных аргументов.
.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
1. «Деловые ангелы» - физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. В отличие от банков они не требуют от предпринимателей в залог его дома и предприятия в качестве гарантии займа. Они могут оказать рискофирме при необходимости быструю помощь, так как около 2/3 “деловых ангелов” вкладывают деньги в предприятия, расположенные не далее 100 миль от их дома. Недостатком является то, что у них нет средств для вторичного финансирования [Гончаров В.В., 1993, с.27 ]. 2. Антрепренер - ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудности при из воплощении. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на задачи внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; задачи координации служб фирмы во внешней деятельности; задачи взаимодействия с субъектами внешней инновационной среды: задачи рыночного продвижения нового продукта; поиска и формулирования потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты как руководитель подразделения по новой продукции, управляющий по проекту. Антрепренеров в организации немного [Гончаров В.В., 1993]. 3. Бизнес – экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 4. Бизнес-инкубатор – организация, обеспечивающая малые предприятия физическим пространством для работы, помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса. Деятельность бизнес-инкубаторов способствует осуществлению начальной стадии развития нового, как правило, малого предприятия, освоению новой продукции и реализации инновационных проектов [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 5. Бизнесмен – коммерсант, предприниматель, делец; вообще – человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль или иные выгоды [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 6. Бизнес-область – это область коммерческой деятельности фирмы, отвечающая следующим критериям: способностью к стратегической автономии, внешним рынком, различимым кругом потребителей, различимым кругом конкурентов, особенной цепочкой ценообразования, взаимозаменяемостью продукции, влиянием отделения или ликвидации, реальным доходом [Ефремов В.С., с. 15-16]. 7. Венчурная фирма – коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала) [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 364]. 8. Генератор идей - это другой тип новаторского персонажа. К их характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» в ряде отделений может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение [Гончаров В.В., 1993]. 9. Динамическая сложность ситуации – динамически сложной является ситуация, в которой (1) причина и следствие трудно различимы, когда (2) ближайшие и отдаленные последствия какого-то действия оказываются принципиально различными. Либо когда (3) местные последствия какого-то действия оказываются противоположными его влиянию на отдаленные части системы. Когда (4) в результате очевидных действий получаем весьма неожиданные последствия. 10. Жизненный цикл инновации – последовательный (относительно) состав стадий преобразования инноваций по цепочке от исследований до потребления и сервисной поддержки. 1. Исследования (научная идея, прикладное исследование и макет). 2. Разработки - конструкторско-технологические решения и опытный образец. 3. Промышленное производство (производственные решения и серийные образцы). 4. Маркетинговые решения (с помощью обратной связи, воздействующие на три предыдущих стадии). 5. Логистика информационных и материально-вещественных потоков (с помощью обратной связи решения логистики воздействуют на четыре предыдущих стадии). 6. Диффузия инноваций (рыночное распространение). 7. Рутинизация инноваций у потребителей (этапы: приобретение; освоение; подготовка к потреблению (адаптация); включение в технологию своего делового процесса и повышение технологического уровня; включение в культуру своей организации и повышение своей компетенции; получение выгоды). 8. Сервисная поддержка [Баранчеев В.П.]. 11. Жизненный цикл продукта – процесс, включающий четыре стадии: 1) стадия НИОКР (R&D); 2) стадия производства; 3) стадия маркетинга; 4) стадия сервиса. 12. Жизненный цикл товара (1) – процесс развития продаж товара и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка [Котлер, 1990, с. 350]. 13. Жизненный цикл товара (2) – включает пять стадий: 1) введение (внедрение) на рынок – Е; 2) ускоренный рост рынка (экспоненциальная фаза) – G1; 3) замедленный рост рынка (турбулентная, или логарифмическая фаза) – G2); 4) зрелость и насыщение рынка – М (Первая фаза – зрелость, М1. Вторая фаза – насыщение, М2); 5) спад – D (Первая фаза – стагнация, D1. Вторая фаза – обвал, D2). [Ламбен, с. 242]. 14. Инкубатор – многофункциональный комплекс, представляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и развития [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 366]. 15. Инноватор – это потребитель, который (1) получил или приобрел новшество (в основном через рынок, но может быть и через другой какой-либо распределительный механизм, например, внутрифирменный), (2) адаптируется к нему, (3) освоил его, (4) рутинизировал его (свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, то есть он включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру), (5) использует новшество, (6) повышает свою компетенцию (получил новые знания, умения, навыки), (7) получает выгоду в виде нового качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности. В широком смысле слова «новаторы» включаются в понятие «инноваторы» [Баранчеев В.П.]. 16. Инновационная сфера – представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры [Котлер Ф., 1990, с. 172 ]. 17. Инновационная активность – это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность методов, уровень технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. 18. Инновационная бизнес-система – система, направленная на устойчивую реализацию данного инновационного бизнес-процесса, которая включает как сам инновационный бизнес-процесс, так и дополняющие его другие инновационные компоненты, в том числе организационные формы инновационной деятельности, инновационная среда, инфраструктура, динамика развития, стратегические позиции, организационный механизм, система управления. Инновационная бизнес-система определяется конкретной бизнес-моделью [Баранчеев В.П.]. 19. Инновационная деятельность – совокупность действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. Она может быть межотраслевой и отраслевой. Результатами своей инновационной деятельности участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки [Баранчеев В.П.]. 20. Инновационная идея – бывает двух типов: 1) направленная на создание инноваций; 2) направленная на их реализацию. Первый тип – это идея, позволяющая создать что-то новое (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи). Такие идеи представляют собой гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой или логистической). Они позволяют преобразовывать инновации, добавлять в них новые признаки, а также развертывать программы действий по решению задачи. Второй тип – это идеи использования новшества. Они служат в качестве гипотезы выбора альтернативной стратегии развития: что использовать, где, как и когда, с каким ресурсом, с какими последствиями (идеи перехода на выпуск нового продукта, оказания новой услуги, перехода на данную новую технологию, приоритетного использования данного ресурса и другие) [Баранчеев В.П.]. 21. Инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка [Д.И. Кокурин, с. 215]. 22. Инновационная позиция – оценка фактического состояния предприятия (организации) в рамках двухвекторного стратегического инновационного пространства, в котором один вектор – стратегический инновационный потенциал, а другой – стратегический инновационный климат. Причем уже известны целевые значения оценки и фактические сравниваются с целевыми, а результат сравнительной оценки может послужить основанием постановки задачи поиска и выбора инновационной стратегии развития. 23. Инновационная система – часть производственно-хозяйственной системы (ПХС) организации, элементы которой в наибольшей степени участвуют в инновационном процессе и инновационных трансформациях. Совокупность элементов инновационной системы может обеспечить проведение инновационных преобразований. Назначение инновационной системы организации – подготовить свои элементы и инновационный потенциал в целом для успешной реализации инновационных стратегий. Основную роль в инновационных системах при этом играет инновационный механизм в виде инновационного мультипликатора – умножителя инноваций [Баранчеев В.П.]. 24. Инновационная среда – внешнее окружение инновационной организации, ее инновационной системы, состоящее из дальнего окружения (макросреды), практически малодоступной для оказания со стороны организации какого-либо влияния, и ближнего окружения (микросреды), поведение которого под определенным влиянием организации. В инновационной среде формируется инновационное поведение организации. Внешняя среда составляет инфраструктуру инновационной системы организации. 25. Инновационная стратегия (1) – совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе по разработке и внедрению новшеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 366]. 26. Инновационная стратегия (2) – способ или средство достижения цели инновационного развития организации, представляющее собой какую-либо инновацию, определяющая участие организации в инновационном процессе и осуществление жизненного цикла инноваций, инновационное поведение организации, ее инновационную активность. Разработка и реализация инновационной стратегии представляет собой инновационный проект, через который инновационная стратегия инвестируется [Баранчеев В.П.]. 27. Инновационная фирма – по первому подходу, это экономическая единица любой организационно-правовой формы, научно-технический потенциал которой составляет значительную долю ее экономического потенциала, а затраты на НИОКР – весомую долю ее объемов продаж (если ориентироваться на показатель, принятый в Японии, - 3%). По большей части, продукты, составляющие производственную программу подобной экономической единицы, находятся на стадиях освоения или роста жизненного цикла и заменяются новыми продуктами вскоре после стабилизации объема их продаж. Важнейшее место среди активов подобной компании занимают нематериальные активы. По второму подходу, построенному на более упрощенных критериях, это любая фирма, проявляющая большую инновационную активность и участвующая в инновационном процессе. 28. Инновационная цель – желаемый результат инновационной деятельности, то есть реализации инновационной стратегии (например, должно быть осуществлено производство новой продукции), выраженный качественно (именно новой продукции) и количественно (в заданном объеме выпуска), имеющий ответственного исполнителя (начальник производства), срок достижения (1 марта следующего года) и ограничение по ресурсам (в пределах утвержденной сметы расходов). 29. Инновационный процесс – рассматривается как жизненный цикл инновации с учетом последовательности проведения работ. ИП - широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и степенью детализации. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его можно рассматривать как временные этапа жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта [Котлер Ф., 1990, с. 160-172 ]. 30. Инновационный бизнес – бизнес, ориентированный на участие в создании и реализации инноваций [Баранчеев В.П.]. 31. Инновационный бизнес-процесс – инновационный процесс, направленный на получение инновационного продукта и коммерческого результата от его реализации на рынке новшеств, и к тому же включающий определенные ресурсы и оператор (трансформатор, преобразователь, механизм) превращения этих ресурсов в инновационный продукт и коммерческий результат, а также возможный блок вспомогательных факторов [Баранчеев В.П.]. 32. Инновационный климат – интегральная оценка состояния компонентов внешней инновационной среды. 33. Инновационный менеджмент – совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 366]. 34. Инновационный мультипликатор – «умножитель инноваций» в виде (1) формирования инновационных движущих сил организации; (2) комплекса или системы инновационных рычагов (факторов, влияющих на инновационную активность); (2) генерации и аккумулирования идей и знаний (4) логистикой потоков идей, знаний и компетенций, а также (5) системой мотивации. Это сочетание должно обеспечить долговременное увеличение потока инноваций. 35. Инновационный потенциал – интегральная оценка состояния элементов инновационной системы (активной части производственно-хозяйственной системы - ПХС). Ресурсная база, мобилизованная для реализации инновационной стратегии и на достижение ее целей, включает: (1) предложения по формированию портфеля продукции и услуг; (2) состояние функционально-производственного (делового) блока с его жизненными циклами продуктов и услуг, жизненным циклам инноваций, инновационным системам (механизмам, мультипликаторам и рычагам); (3) материально-техническая ресурсная база; (4) настройку организационного обеспечения; (5) возможности системы управления [Баранчеев В.П.]. 36. Инновационный проект – часть инновационного процесса, оформленная в виде обоснованного состава мероприятий и действий, направленных на достижение какой-либо цели, на разработку и реализацию какой-либо инновационной стратегии на любой стадии жизненного цикла инновации. Поэтому ИП могут быть разными. 1. Создание нового: бизнеса, продукции, услуги, технологии, метода, предприятия, подразделения, системы. 2. Внедрение новшества (переход на выпуск новой продукции, переход на новую технологию, внедрение новой системы чего-либо, обновление какого-либо элемента производственно-хозяйственной системы). 3. Подготовка предприятия, коллектива, сотрудников, информационно-коммуникационных технологий, материально-технической базы, производства, организационного обеспечения, системы управления к внедрению новшества. 4. Логистика потока информации, идей, инноваций, знаний, компетенций. 5. Маркетинг инноваций. 6. Новые услуги по сервисной поддержке нового товара [Баранчеев В.П.]. 37. Инновационный процесс (1) – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 366]. 38. Инновационный процесс (2) – понимается процесс преобразования научного знания в инновацию [Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Маркетинг инноваций, 2005, с. 6]. 39. Инновационный процесс (3) – это сочетание основного и вспомогательного процесса, когда осуществляется основной процесс преобразования знания в инновацию и инновации в компетенцию, а вспомогательный процесс обеспечивает основной необходимыми услугами. Основной процесс можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых идет созревание идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и инновация распространяется, затем принимается, осваивается и практически используется и извлекается выгода. Параллельно идет вспомогательный процесс, обеспечиваемый инфраструктурными звеньями. Инновационный процесс, его организация, управление и инвестирование реализуется через инновационные программы и совокупность инновационных проектов. Инновационный процесс большей части инноваций, носящих научно-технический характер, базируется на процессе создания и освоения новой техники (ПСНТ) [Баранчеев В.П.]. 40. Инновационный рычаг – существенное качественное повышение какого-либо фактора, связанного с увеличением инновационного потенциала, которое в результате вызовет усиление инновационной активности и появление (частный мультипликационный эффект) потока инноваций. Такими рычагами могут быть: низкие затраты, быстрый рост, высокие прибыли, сильные торговые марки, повышение гибкости и усиление совместных усилий [Баранчеев В.П.]. 41. Инновация– под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера [Котлер Ф., 1990, с. 160 ]. 42. Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон. Во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества; во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы-создателя, рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества; в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате (1) рыночной диффузии новшество дошло до потребителя (то есть оно получено, приобретено), (2) состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), (3) прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать), и (4) проведена рутинизации новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками), (5) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого (6) повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда), (7) получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса). В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса. 43. Интеллектуальные модели – это таящиеся глубоко в сознании предположения, обобщения или даже картинки или образы, которые влияют на наше понимание мира и выбираемый нами способ действия. Зачастую мы не осознаем существования этих интеллектуальных моделей (ИМ) и того, как они определяют наше поведение. Работа с ИМ начинается с заглядывания в себя. Нужно научиться выводить их на поверхность, наружу, чтобы сделать доступными для внимательного изучения. Дисциплина работы с ИМ – их выявление, проверка и совершенствование мировоззрения – сулит возможность серьезного прорыва в деле создания обучающихся организаций. [Сенге, 1999, с.32 и 179]. 44. Интрапренер - не менее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организации должно быть существенно больше. Это специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных «мозговых штурмов», организация первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель подразделения, отличающегося повышенной творческой активностью, но иногда интрапренер и сам возглавляет творческую группу [Гончаров В.В., 1993]. 45. Информационные привратники - находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в фирме [Гончаров В.В., 1993]. 46. Коммерциализация инноваций – это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшества (части инновационного процесса) из расчета участия в будущих прибылях в случае успеха [Баранчеев В.П.]. 47. Компетенция – это степень понимания, основанная на имеющихся знаниях. Это знания о знаниях, или понимание того, что необходимо для выполнения работы. Лица, просто исполняющие работу, могут не понимать ее теоретических основ, но являться умелыми работниками и исполнять свои функции день изо дня. В этом случае говорят, что у него рабочие знания, когда человек использует знания для фактического исполнения своей работы, не задумываясь ни о причинах, ни о способах ее выполнения. [Брукинг, 2001, с.216]. 48. Модель ТАМО – модель Феликса Янсена, описывающая инновации как коммерциализацию чего-то нового, отражающая комплекс инноваций, обеспечивающих постоянный рост и процветание компании, включающий: Т – новую технологию; А – новые приложения к технологии в виде новых продуктов и новых услуг; М – формирование новых рынков и маркетинговых технологий; О – построение новых организационных форм. При этом увеличивается итоговая ценность для потребителей и, тем самым, усиливается их лояльность [Ф. Янсен, 2002, с. 9-11]. 49. Новатор – создавший в результате творческого процесса новшество (в виде нового продукта, новой услуги, нового материала, новой технологии, нового решения и т.п.) и передавший это новшество обществу через рынок или какой-либо другой механизм. Автор должен придать новшеству определенные признаки новизны [Баранчеев В.П.]. 50. Новация (новшество) – все, к чему можно приложить определение «новое». Новация – это результат чьей-либо творческой деятельности, который может иметь следующий вид: новый продукт, новая услуга, новая технология, новый метод или способ, новый рынок, новое экономическое, социальное, организационно-управленческое решение. Новшество должно обладать определенными признаками новизны и должно быть предложено потребителю через рынок или какой-либо другой распределительный механизм. 51. Организационные нововведения – включают в себя три основных типа: нововведения процедурного характера; нововведения, связанные со структурными преобразованиями, и нововведения, связанные с изменением производственных элементов, из которых состоит организация. Наиболее часто встречаются организационные нововведения процедурного типа: изменение набора показателей, методов расчета коэффициентов значимости и т.п. К структурным нововведения относятся изменения в направлениях соподчиненности, координации, обмена информацией между существующими звеньями и элементами. К наиболее радикальным организационным нововведениям относятся преобразования производственных элементов: введение новых подразделений и звеньев, ликвидация старых структурных единиц, проведение слияния подразделений, поглощение других компаний и т.д. Изменение набора производственных элементов обязательно требует соответствующих структурных и процедурных изменений. Возможен и обратный процесс, так как накопление большого количества процедурных организационных нововведений с течением времени может потребовать структурных, а затем и элементных изменений [Гончаров В.В., 1993, с. 73 ]. 52. Отрасль – вид экономической деятельности, совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников [«Инновационный менеджмент» под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля, 2004, с. 371]. 53. Показатель инновативности “ТАТ” - характеризует инновативность фирмы. Термин ТАТ пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания “turn - around time” (“успевай поворачиваться”). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отгрузки в больших количествах. В цветном телевидении фирме “Мацусита” принадлежит своего рода рекорд - ТАТ в 4,7 месяцев. Эксперты консультативной фирмы “Маккинси” считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к сокращению ТАТ за счет сокращения на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля. Это означает экономию в 18 месяцев, которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели использоваться новой технологией [Гончаров В.В,, 1993, с. 83]. 54. Рынок инноваций – совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участнитков по ценам, срокам и масштабам такого обмена [Кокурин Д.И. Инновационная деятельность, 2001, с. 258]. 55. Рынок новшеств – это система экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научным товаром [Ковалев, коммуникации, с. 130].
Литература глоссария по инновационному менеджменту По материалам сайта "Инноватика и конкурентные приемущества" 1. Брукинг Энни. Интеллектуальный капитал. (Знания – ключ к успеху в новом тысячелении). Пер. с англ. под ред. Л.Н.Ковалик. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»). (Глава 10. Управление знаниями и корпоративная память, с.208-224). 2. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы). - М.: МП “Сувенир”, 1993. - 488 с. 3. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. - М.: Издательство «Финпресс», 1998. - 192 с. 4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с. 5. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 288 с. 6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. Учебник для вузов / Под ред. проф. Швандара В.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208 с. 7. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с. 8. Котлер Филип. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с. 9. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг (Европейская перспектива). Пер. с франц. - С.-П., Наука, 1996. - 589 с. (Глава 10. Развитие путем выпуска новых товаров, с. 351-400). 10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Маркетинг инноваций. Научно-практическое издание. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет. Экономический факультет. 2005. – 109 с. 11. Сенге Питер. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации (О системном мышлении и интеллектуальных моделях) / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. - 408 с. (Интеллектуальные модели, с.32, 179-206; Изменение сознания, с.89-108). 12. Янсен Феликс. Эпоха инноваций: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 308 с.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|