|
Возникновение физической культурыПроблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни.за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим) ~ Другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо. Эта позиция нашла отражение в трудах классиков марксизма-ленинизма. В произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина вскрыты истоки экономической и культурной жизни людей на ранних ступенях развития общества. Марксистско-ленинская наука дала также возможность рассматривать происхождение и первоначальное развитие физического воспитания и спорта с материалистических позиций. ГЁГозникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии объективных и субъективных факторов, т. е. при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составлявших объективный фактор, и сознания человека, являющегося фактором субъективны^ Современная |*наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота — явление социально обусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование. Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания..Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась — увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита *, действовать коллективно. Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии, еще не могла привести к появлению физических упражнений.! У древнего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). | При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих действий сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу предварительной под-готовкиД/ "^Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки к предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал силы участников предстоящей охоты, мобилизовывал волю охотников.» Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.). Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и др.), а на ее модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя. Люди учились определенной деятельности в процессе ■ * Палеолит — древний каменный век. совершенствования своих движений, а также при вступлении в определенные отношения с окружающим миром в ходе общения друг с другом. Передача опыта и его использование в процессе общения и есть воспитание, а в данном конкретном случае — физическое воспитание. * Одной из форм передачи опыта древнего человека было подра-жание, которое представляло собой осознанную, направленную человеческую деятельность, регулируемую всеми членами племени. ГПо мере развития общества главное значение приобрела передача опыта с помощью воспитания, в процессе которого обучаемые подвергались специальным, заранее запланированным воздействиям. \ (Опыт повседневного использования орудий постепенно привел человека к осознанию зависимости успеха производственной деятельности от предварительной подготовки — выполнения имитационных упражнений. Эти движения постепенно «отрываются» от своей определенной трудовой первоосновы и становятся обобщенными и отвлеченными. Так, на основе естественного бега, например во время погони за добычей или бегства от врага, постелено формировался бег на различные дистанции; прыжки уже не связывались только с препятствиями, а метание, которое не было обусловлено необходимостью поразить цель, превращалось в метание на расстояние и т. д. Таким образом, перечисленные упражнения непосредственно уже не служили общественному производству, а лишь готовили к нему, формируя навыки, развивая умения. Дальнейшие практические шаги в использовании физических упражнений укрепляли уверенность людей в целесообразности подобных действий, создавали практику применения упражнений. Процесс изготовления метательного оружия и его испытания для проверки технических свойств также совершался вне охоты. Испытание и «наладка» изготовляемого оружия требовали неоднократных повторений связанных с ними действий, т.е. упражнений. Физические упражнения выражают отношения людей к внешней И собственной природе и прежде всего — отношения друг к другу. Таким образом,^причиной возникновения физического воспитания является потребность в передаче и закреплении трудовых навыков. Биологической предпосылкой, природной основой появления физических упражнений считается естественная потребность в упражнении органов, необходимом для их полноценной жизнедеятельности. Человек— это существо не только социальное, но и природно-биологиче-ское. Он не наследует виды деятельности, но биологические возможности ее усвоения могут передаваться по наследству. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые могут быть развиты с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но ведущей стороной в их взаимодействии выступает социальное начало. Процесс передачи общественно-исторического опыта, в том числе и опыта физического воспитания, происходит в процессе общения между людьми. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|