Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение физической культуры





Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономиче­ского уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни.за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спен­сер, К. Дим) ~ Другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо. Эта позиция нашла отраже­ние в трудах классиков марксизма-ленинизма. В произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина вскрыты истоки экономической и культурной жизни людей на ранних ступенях развития общества. Марксистско-ленинская наука дала также возможность рассматри­вать происхождение и первоначальное развитие фи­зического воспитания и спорта с материалистических по­зиций.

ГЁГозникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии объективных и субъективных факторов, т. е. при взаимодействии характера и уров­ня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составлявших объективный фактор, и сознания человека, являющего­ся фактором субъективны^

Современная |*наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления чело­веческого общества. Коллективная охота — явление социально обу­словленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было про­явить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за су­ществование.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в услови­ях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со мно­гими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство выраба­тывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к трав­мам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания..Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали


должного физического развития человека, определенных двигатель­ных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась — увели­чивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая воору­женность заставляла человека в период палеолита *, действовать кол­лективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии, еще не могла привести к появлению физических упражнений.! У древ­него человека в отличие от животных существовал социальный спо­соб передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поко­ления в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельнос­ти, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласо­вание двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совмест­ных действий. Опыт применения физических упражнений фиксиро­вался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства.

Способность к мышлению позволила человеку установить, в част­ности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия про­текали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). | При этом охотник осознавал ре­альную действительность, а правильность своих действий сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу предварительной под-готовкиД/

"^Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки к предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал силы участников предстоящей охоты, мобилизовывал волю охотников.»

Возникновение физических упражнений следует отнести к само­му раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого обще­ства, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания челове­ка возникли значительно раньше религии, они передавались из по­коления в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.). Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих соб­ственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препят­ствие и др.), а на ее модель (изображение). Будущий процесс тру­да, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, вы­двигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя. Люди учились определенной деятельности в процессе ■

* Палеолит — древний каменный век.


совершенствования своих движений, а также при вступлении в опре­деленные отношения с окружающим миром в ходе общения друг с другом. Передача опыта и его использование в процессе общения и есть воспитание, а в данном конкретном случае — физическое воспи­тание. *

Одной из форм передачи опыта древнего человека было подра-жание, которое представляло собой осознанную, направленную че­ловеческую деятельность, регулируемую всеми членами племени. ГПо мере развития общества главное значение приобрела передача опыта с помощью воспитания, в процессе которого обучае­мые подвергались специальным, заранее запланированным воздей­ствиям. \

(Опыт повседневного использования орудий постепенно привел че­ловека к осознанию зависимости успеха производственной деятель­ности от предварительной подготовки — выполнения имитационных упражнений. Эти движения постепенно «отрываются» от своей опре­деленной трудовой первоосновы и становятся обобщенными и отвле­ченными. Так, на основе естественного бега, например во время по­гони за добычей или бегства от врага, постелено формировался бег на различные дистанции; прыжки уже не связывались только с пре­пятствиями, а метание, которое не было обусловлено необходимостью поразить цель, превращалось в метание на расстояние и т. д. Та­ким образом, перечисленные упражнения непосредственно уже не служили общественному производству, а лишь готовили к нему, фор­мируя навыки, развивая умения. Дальнейшие практические шаги в использовании физических упражнений укрепляли уверенность людей в целесообразности подобных действий, создавали практику приме­нения упражнений. Процесс изготовления метательного оружия и его испытания для проверки технических свойств также совершался вне охоты. Испытание и «наладка» изготовляемого оружия требовали неоднократных повторений связанных с ними действий, т.е. упраж­нений.

Физические упражнения выражают отношения людей к внешней И собственной природе и прежде всего — отношения друг к другу. Таким образом,^причиной возникновения физического воспитания яв­ляется потребность в передаче и закреплении трудовых навыков. Биологической предпосылкой, природной основой появления физиче­ских упражнений считается естественная потребность в упражнении органов, необходимом для их полноценной жизнедеятельности. Чело­век— это существо не только социальное, но и природно-биологиче-ское. Он не наследует виды деятельности, но биологические возмож­ности ее усвоения могут передаваться по наследству.

Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые могут быть развиты с помощью физи­ческих упражнений. Трудовая деятельность человека есть соедине­ние социального и биологического, но ведущей стороной в их взаимо­действии выступает социальное начало. Процесс передачи общест­венно-исторического опыта, в том числе и опыта физического воспитания, происходит в процессе общения между людьми.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.