|
Критика буржуазных теорий возникновения физической культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Изучению возникновения и первоначального развития физической культуры придается большое значение. Современные буржуазные авторы искажают, фальсифицируют причины возникновения, развития, характер физического,, воспитания в условиях доклассового общества. Их основные теоретические взгляды сводятся к следующему: деятельность людей древнего общества в области физического воспитания является бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имеет культовые происхождения, характер, содержание и выступает как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества. Подобные утверждения перечеркивают значение огромного положительного и реального опыта, роль постепенно накапливаемых, сознательно применяемых навыков и умений, передаваемых из поколения в поколение и являющихся одной из причин развития культуры. Отрицая роль сознания в возникновении физической культуры, буржуазные историки и теоретики тем самым не признают труд и мышление как качественно новые явления, поставившие человека неизмеримо выше всех животных. Буржуазные авторы пытаются опровергнуть марксистское утверждение о том, что первоосновой физической культуры является трудовая деятельность людей. Они пытаются обосновать антинаучную теорию о первичности игры, спорта и подчиненной роли труда в, жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как «свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни и труда. Буржуазные авторы пытаются представить потребность человека в физическом воспитании в виде инстинкта и поэтому считают, что физическое воспитание не зависит от общественных целей. Отсюда следует вывод, что если действия человека определяются постоянными и не зависимыми от условий существования инстинктами, то буржуазное общество не несет ответственности за те пороки и извращения в культуре (в частности, в физической культуре и спорте), которые оно порождает. С этой точки зрения легко оправдывается профессиональный буржуазный спорт, насаждающий низменные нравы и являющийся одной из особо утонченных форм эксплуатации человека человеком. Подчиняя сознание человека инстинктам, буржуазные деятели вслед за этим делают выводы, что люди по своей природе являются не пригодными для создания, справедливого общества без эксплуатации и насилия. Советские и прогрессивные зарубежныеученые выступают с критикой подобных Основоположники научного коммунизма придавали большое значение изучению начальных стадий развития человечества. В своих произведениях они неоднократно обращались к вопросам о возникновений общества, сознания, речи и т. д. Ф. Энгельс в труде «Анти-Дюринг» писал: «...эта «седая древность» при всех обстоятельствах остается для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития...»* * Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 118.
Физическое воспитание в родовом обществе В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, выражающаяся в ведении общего хозяйства, в четком разделении труда между полами, которым занят весь коллектив. Помимо труда па воспитание влияет и военное дело, хотя постоянной вооруженной силы пока еще нет, а столкновения между племенами носят несистематический характер и происходят от случая к случаю. Источниками изучения развития физической культуры в родовом обществе являются не только археологические исследования, но и этнографические данные, полученные современными учеными при изучении жизни племен и народностей, находившихся на стадии первобытнообщинного строя в недалеком прошлом и сохранивших некоторые обычаи и обряды до настоящего времени. В родовом обществе физическое воспитание имело высокий уровень развития. По этнографическим данным оно представлено у всех народностей, включая даже наиболее примитивные (кубу, ведда, тасманийцы). Так, охотничья деятельность тасманийцев требовала проявления физических качеств (облавные охоты, загоны, разнообразные метания), при этом женщины показывали не меньшую ловкость и выносливость на охоте, чем мужчины. Метанию небольших копий в цель обучали тасманийских подростков взрослые мужчины; тасманийцам были известны и игры, о чем свидетельствует специальное понятие в их языке. У австралийцев изготовление и применение охотничьих орудий также требовали силы, ловкости, физической выносливости. Система их охоты была совершенной благодаря опыту, передающемуся от поколения к поколению. Австралийские пляски «корробори» имели разнообразное двигательное содержание. Следует отметить, что они являлись также предметом обучения. Вооруженные столкновения подчинялись нормам и приемам (урегулированная война) и в меньшей степени влияли на развитие физического воспитания. Одной из главных форм этого воспитания были игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба. Все этнографы, изучавшие игры и развлечения австралийцев, характеризуют их как спортивные игры и соревнования. Некоторые виды метательного оружия служили спортивным инвентарем. Так, с помощью метательной палки «вит-вит» осваивались абстрагированные движения, т.е. метание на расстояние, а не в цель; проводились и состязания. В то же время занятия с бумерангом были такими же, как и на обычной охоте, что говорит о явно подготовительном характере этих упражнений. Обычно функции воспитателей несли люди пожилого икфаета. Ь австралийском обществе имелся также и институт с явно выраженной педагогической направленностью. Это были инициации (посвящения), представляющие собой обширные и разноообразные группы обрядов, которые сопровождали рождение человека, переход из одной возрастной группы в другую, прием в род и племя, исключение из них, переселение и т. п. Инициации состояли из цикла обрядов, проводимых в течение ряда лет и распадающихся на несколько Обучение метанию бумеранга стадий. Важнейшим моментом инициации был принцип коллективного участия. Обряды инициации включали многие физические упражнения: поражение копьем рисунка животного на песке, подбрасывание посвящаемого в воздух, бег и прыжки в охотничьих плясках, так называемый круговой бег посвящаемых, метание бумеранга, борьбу, бег с препятствиями. После того как юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Интересно, что инициациям предшествовал период систематического обучения, предметом которого были физические занятия, изучение правил религиозного ритуала. К инициациям допускались лишь те юноши, которые достигли необходимой степени физической и духовной зрелости, проявляющейся в их поведении. Обучение в процессе инициаци class=WordSection6>нырянии и т.п. Таким образом, в инициациях африканских племен физические упражнения занимали важное место. При подготовке к ним юноши даже удаля- лись из селения на несколько месяцев, в течение которых они занимались интенсивными упражнениями. У тунгусов (эвенков) выборы-посвящения гражданского и военного вождя рода сопровождались публичными испытаниями их физической подготовки. Военное обучение эвенков включало две стадии. Первую проходило все мужское население рода под руководством военного вождя. Обучение на первой стадии включало многие военно-спортивные упражнения (стрельбу, бег, прыжки, увертывания от стрел, управление лодкой и др.). Вторую стадию обучения проходили только те мужчины, которые были хорошо обучены военному делу. Во время племенных сборов проводились игры командами-фратриями *. Физические упражнения чукчей (оленных и приморских) также отличались большим-разнообразием (бег, поднимание груза, фехтование копьем, борьба, подбрасывание на шкуре, гонки на байдарках, на лыжах и др.). В выполнении этих упражнений принимали участие и женщины. Так как в жизни чукотского народа метательным орудиям отводилось одно из главных мест, то это в значительной мере отразилось и на развитии физических упражнений: большое распространение получили разнообразные состязания по метанию. Своеобразную систему физической подготовки имели эскимосы. У них были распространены комплексные соревнования типа простейших многоборий. Например, состязания на байдарках завершались бегом. Сила развивалась с помощью поднятия я ношения тяжестей, что было очень важным для охотников, которым приходилось доставлять добычу в поселение, находящееся зачастую далеко от места охоты. Таким образом, игры становились своеобразным средством развития физических качеств, необходимых охотнику, оленеводу, рыболову. В подражательных плясках проявлялась ловкость, сила, выносливость. Среди народов, населяющих Сибирь и Крайний Север, также культивировались различные физические упражнения. Богатые сведения о них содержат народные песни, сказания, предания, рассказывающие об играх, состязаниях, посвящениях в богатыри и т. п. Обучение всегда начиналось с легких упражнений, которые постепенно усложнялись. Известны "были и различные методические приемы и правила. Так, австралийцы для развития обеих рук у детей привязывали поочередно им за спину то одну, то другую руку, заставляя целыми днями действовать только одной свободной рукой; в играх индейцев учитывались половые особенности играющих; эскимосы при обучении управлению лодкой, езде на санях обращали внимание на самые трудные ситуации, которые могли возникнуть при этом; у чукчей женщины участвовали в беге на более короткие дистанции. Удалось установить, что эскимосы при физической подготовке подростков постепенно увеличивали вес камня и расстояние, на которое его нужно было перенести, причем впоследствии подросток (начинающий тренироваться в 7—8 лет) должен был бежать с камнем, перепрыгивая через различные препятствия; в зависимости * Фратрия — братство, совокупность родов, составляющих племя. 15 ше размеры лука и ооъекты охоты, обучение стрельбе велось постепенно, размеры лыж всегда соответствовали возрасту и росту и т.п. В заключение необходимо отметить общие черты в физическом воспитании всех племен родового общества. Физические упражнения были направлены не только на развитие физических качеств, но и на воспитание стойкости и воли, поэтому всеобщее распространение получили бег, борьба, различные прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры в мяч. На содержание физического воспитания оказывали влияние географическая среда и природные условия, что способствовали появлению отдельных оригинальных упражнений (подбрасывание на шкуре, сложные прыжки и др.). Общим и постоянным признаком физического воспитания доклассового периода являлся сознательный характер его связи с общественным бытием. Физическое воспитание объективно отражало творческую активность народных масс доклассового родового строя, свидетельствовало о единой линии, по которой шло развитие культуры, в том числе и физической. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|