|
Задачи и методы науки «Экономика организации (предприятий)».Стр 1 из 5Следующая ⇒ Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей. Экономика организации - наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой. Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения. Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. При экономических исследованиях для познания сущности явлений и процессов применяются общенаучные и специфические методы. К общенаучным методам относятся: · метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от мелких явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сути явлений; · метод индукции – общий вывод делается на основе единичных факторов, то есть решения принимаются от частного к общему, от фактов к теории; · метод дедукции предполагает обратный подход – от общего к частному и единичному; · гипотеза (выдвигается с помощью методов индукции и дедукции) - научное предположение, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на практике и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; · метод сравнительного анализа – сопоставление частных и обобщающих показателей для выявления наилучших результатов; · экспериментальный – проверка истинности гипотез и другие. К специфическим методам относятся: · статистико-экономический – характеристика развития явлений и процессов на основе массовых цифровых данных (приемы – экономическая группировка, средних величин, относительных величин, графический); · монографический – изучение отдельных элементов общей совокупности, которые являются типичными для характеристики изучаемых объектов или являются представителями передовой группы предприятий; · расчетно-конструктивный – позволяет найти реальные пути научно обоснованного решения проблемы; · балансовый – метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность явления или процесса; · экономико-математический – позволяет с помощью ЭВМ решить многофакторные экономические задачи и другие. 2. Основополагающие идеи организационных теорий. Ф. Тейлор (1911 г.) определил принципы, которые составили основу классической теории организации: – разделение труда в широком смысле слова – и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию; – функциональное руководство – замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции; – измерение труда – измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»; – задачи-предписания – примерные инструкции по выполнению конкретных задач; – программы стимулирования – премия за производительность выше нормы; – мотивация – личная заинтересованность является движущей силой; – роль индивидуальных способностей – проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем). Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации: – четкие цели; – один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля); – использование «мостика» Файоля в цепи подчинения; – равенство прав и обязанностей; – рациональное разделение труда; – определение ответственности за результаты труда; – благоприятные возможности для проявления инициативы. Бюрократия (правление государственных служащих: точность, дисциплина, ответственность) М. Вебера, который разработал принципы построения идеальной структуры организации: – определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда; – организация строится на принципах иерархии – строгом подчинении; – деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого; – управление организацией исключает личные эмоции; – назначение на должность основываются на квалификации и заслугах. В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо получила развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест): – разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности; – работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства; – менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях – понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены. Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей: – кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям; – успех организации зависит от удовлетворенности ее членов; – организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной); – власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения. Д. Макгрегор и теория Х-теория Y. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях. В соответствии с теорией Х(прямое применение власти): каждому человеку присуще от природы нежелание работать, поэтому он избегает затрат труда, где это возможно; поэтому людей надо принуждать; люди стараются избегать ответственности и предпочитают быть ведомыми; больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите. В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе – человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом – люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто (рис. 9).
А. Чандлер установил, что с изменениями стратегии компаний меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды. Дж. Томсон выполнил теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации, показав разницу между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями. В 1967 г. исследование влияния внешней среды на организацию провели преподаватели гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш, они рассматривали организационные структуры и системы управления, сравнивая компании, имеющие лучшие результаты в динамичном бизнесе (производство специальных пластиков) с лучшими компаниями в стабильной, мало меняющейся отрасли (производство контейнеров). Установили, что фирмы, для которых характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и сложные системы управления. Полученные результаты стали основой для формирования концепции организации как открытой системы. Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон выдвинули концепцию «Организация как мусорная корзина» (модель нерационального принятия решений): лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Эта модель применима к организационной структуре, известной как организованная анархия, пример: университеты, исследовательские организации (технологии неясны, текучесть кадров «пришел-ушел») Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|