Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вся моя жизнь – роман с собственной душой.





М.И. Цветаева.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Создание благоприятной атмосферы урока. Звучит музыка из кинофильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром».

II. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

1. Слово учителя. Учитель объявляет тему урока и ставит проблемный вопрос, на основе которого учащиеся определяют цели урока.

«Почему крылатая душа М.И. Цветаевой стала скиталицей, а потом добровольно ушла в вечность?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос, к нам приглашены группы заинтересованных людей:

1 группа – художники – 5 человек;

2 группа – ассистенты художника – 2 человека;

3 группа – литературоведы – 4 человека;

4 группа - журналисты – 4 человека;

5 группа – музыканты – 3 человека;

Группа – эксперты-наблюдатели – 3 человека.

Так как аудитория уже подготовлена к этому завершающему уроку, то многие получили опережающее задание: создать кроссворды, коллажи, выучить наизусть понравившиеся стихи, высказывания по данному вопросу.

III. Поиск ответа на проблемный вопрос путём работы в группах с опережающими заданиями, обмена результатами исследовательской деятельности.

Опережающие задания:

- наизусть стихи;

- кроссворды;

- коллажи;

- биографические данные.

Журналист № 1.

По нашей просьбе музыканты подобрали классические произведения, помогающие раскрыть весь драматизм жизни М.И. Цветаевой, многогранность её творчества.

Журналист № 2.

Наша группа, состоящая из 4-х человек, проведёт журналистское расследование и постарается дать ответ на волнующий нас до сих пор вопрос: «Почему ушла из жизни М. Цветаева?»

Слово предоставляется литературоведам, которые расскажут, насколько была благоприятна атмосфера для развития поэтического таланта Марины Цветаевой.

Литературовед № 1.

М.И. Цветаева по происхождению принадлежала к научно-художественной интеллигенции. Отец – профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, мать – талантливая пианистка.

Стихи начинает писать с 6 лет, а в 18 лет выходит 1-ый сборник «Вечерний альбом». Известные поэты, в частности, Н. Гумилёв, отмечает в поэзии «бездумное любование пустяками жизни», «домашность» тематики, но вместе с тем видят зрелость стихотворной речи, считая её прекрасной.

Литературовед № 2.

Юную поэтессу благосклонно приняли известные поэты, критики: В. Брюсов, М. Волошин, с которым вскоре она подружилась, и своё пребывание в Коктебеле считала самым счастливым временем в своей жизни. Волошин адресовал поэтессе преувеличенно восторженное послание, где писал:

Кто вам дал такую ясность красок?

Кто вам дал такую точность слов?

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать: «Чудо есть!»

Макс Волошин открыл Марине дверь в большую поэзию.

Друг юности С. Эфрон помог издать Цветаевой 2 сборника: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). В Париже в Сорбонне Марина прослушала курс старофранцузской литературы.

Учитель. Слово предоставляется экспертной группе, которая определяет ценность информации, дополняет, делает выводы.

Эксперт № 1.

Цветаева – «великолепная и победоносная» - жила очень напряжённой душевной жизнью, уверенной в своих силах: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». По началу так причудливо и совмещались в ней 2 души; два обличья: восторженная «барышня», поклонница Растана, погружённая в книжно-романтические грёзы и своевольная, строптивая «бунтарка», «дерзкая кровь», которая больше всего любит дразнить людей и «смеётся, когда нельзя». «Моё дело – срывать все личины, иногда при этом задевая кожу, а иногда и мясо». Она хорошо знала себе цену как поэт. 1914 год в дневнике: «В своих стихах я уверена непоколебимо».

«О, как солнечно и как звёздно начат жизни первый том».

Звучит первая часть (Moderato) концерта № 2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.

Слово учителя.

Море – изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное.

Море не знает покоя: с каждым его выходом волны, серебрясь и сверкая, разбиваясь о гранитные скалы, превращаются в бренную пену.

Море бессмертно: всякий его вдох возрождает из пены, воскрешает новую волну.

Марина – «морская», море – её лира: человека, жизни, любви.

Соната № 30 фортепиано ми мажор, сочинение № 109 (ч.2 Prestissimo) Л. Бетховен.

Звучит стихотворение «Кто создан из камня…»

Хотелось бы представить себе эту женщину с таким романтическим именем и такой цветочной фамилией. Посмотреть, кто и что скрывается под этим именем.

Поможет нам в этом художник и его ассистенты.

Художник 1. На фотографии в чёрно-белом изображении мы видим лик поэтессы. Нам бы хотелось, чтобы он заиграл, как пена морская. Мои ассистенты, исследуя стихи М. Цветаевой, по крупицам собрали строки, в которых можно зрительно представить поэтессу. Они будут дополнять мой рассказ:

«Марина была невелика ростом, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии…, легки и стремительны движения. Стройная, строгая осанка была у неё. Волосы её, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучавшегося её лицом; светлы и немеркнущи были глаза – зелёные, цвета винограда. Черты лица и контуры его были точны и чётки; никакой расплывчивости, ничего недодуманного мастером… Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаённой выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём».

Ассистент 1. Читают строки из стихов, воссоздающих внешность Марины Цветаевой. («Я тебя отвоюю у всех земель», из сборника «Вечерний альбом»).

Художник 2. Мои коллеги в жанре коллаж ответят на волнующий нас вопрос. В конце встречи мы увидим это.

Художник 3. Как правило, необычная внешность даётся необычному характеру. А характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента.

Была действительно добра и щедра; спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась самым последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.

Ассистент 1.

И. Эренбург: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетит перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную пустоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок».

Читают выдержки из стихотворных строк, свидетельствующие о её характере.

Эксперт 2.

Благодаря сообщениям, мы представили себе молодую женщину, которая стремилась быть самой собой, ни в чём не зависеть ни от времени, ни от среды, быть «язычницей», «огнопоклонницей», всё своевольно и властно подчинять собственной мечте, гордо нести в своей душе романтическое представление о «высокой» поэзии. Поэтесса держалась особняком в литературном мире, бросая вызов окружению.

Литературовед 3.

Декабрь 1920г, заснеженная Москва, переполненный зал Политехнического музея, где В. Брюсов проводил «вечер поэтесс». Выступали по большей части разукрашенные по последней моде дамочки, баловавшиеся стишками. Цветаева шокировала их всех своей повадкой и всем своим видом: она была в каком-то чёрном, несуразном, напоминающем подрясник платье, в валенках, перепоясанная солдатским ремнём, с полевой офицерской сумкой на боку. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом. Среди никчемного птичьего щебетания звучал голос настоящего поэта, читавшего отличные, хотя порой и страшно фрондерские стихи.

Чтец.

Звучит стихотворение «Мальчиком, бегущим резво…»

«Какой-нибудь предок мой был – скрипач…»

Литературовед 4.

Окрылила душу поэтессы любовь к Сергею Эфрону.

«Моя любовь – это страстное материнство, не имеющее никакого отношения к детям», - писала Марина. Сердоликовская бухта Коктебеля подарила ей Сергея Эфрона. Высокий незнакомец попросил разрешение помочь ей собирать красивые камни. Марина загадала: если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Встречу с ним она считала чудом.

 

Звучит фрагмент из «Карнавала» соч.9, ч.1

(«Благородный вальс» Р. Шумана)

На фоне музыки звучит стихотворение.

Чтец. Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у все небес…»

(август 1916г).

Литературовед 1.

В счастливейшем 1911г. Цветаева нашла своё море, растворилась в нём, слилась с ним, превратилась в волну.

Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось.

Уходя с добровольческой армией в январе 1918г., прощаясь с семьёй, С. Эфрон напишет письмо: «Мариночка, знайте, что ваше имя я крепко ношу в сердце, что бы ни было – я Ваш вечный и верный друг. Так обо мне всегда и думайте. Моя последняя просьба к Вам – живите». И она жила вопреки всему.

Звучит соч. 45 Чайковского «Итальянское каприччо».

Чтец «Я с вызовом ношу его кольцо»

Я с вызовом ношу его кольцо.

-Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге…

В его лице я рыцарству верна.

- Всем Вам, кто жил и умирал без страху. –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Эфрона расстреляют в октябре 1941г. – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия:

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

Эксперт 3.

Не стало рыцаря, за которым она по своей воле следовала повсюду. Исчезло море, с которым когда-то слилась волной Марина.

Ещё один рубец, пожалуй, самый страшный в израненной душе Марины.

Журналист 3.

Марина Цветаева не поняла и не приняла Октябрь. Жена белого офицера все эти долгие годы чувствовала себя отщепенкой, поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью. Мы все понимаем, что что-то должно произойти в жизни Цветаевой.

Литературовед 2.

В 1922г. Марина Цветаева уезжает к мужу в Берлин, потом в Прагу, в Париж. Поначалу эмиграция приняла Цветаеву как свою. Её охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина изменилась. Независимость поэтессы, её смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление её творчества раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. В 1934г. Она пишет: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии (защиты – нет)». Чувство одиночества и тоски по родине больно ранят душу Марины Цветаевой. Это угадывается по тональности её стихов, она становится трагической. Поэтесса говорит: «…знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам». В стихах звучит убийственный гнев, ирония, презрение.

Чтец. Стихотворение «Читатели газет»

«О, чёрная гора, затмившая – весь свет!..»

Эксперт 3.

Подводя итог услышанному, можем сказать, что в среде рутины и косности поэт отстаивает право на свободу и независимость своего поэтического «Я», являясь врагом расизма, черносотенства, фашизма, обличителем мёртворождённой среды.

«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» Её стихи – крик живой, истерзанной души. Цветаева теряла последнюю надежду – спасительную веру в жизнь.

Журналист 4.

В 1939 поэтесса восстанавливает своё советское гражданство и возвращается с 140летним сыном на Родину вслед за дочерью и мужем. Творчество её оборвалось, осталось физическое существование, чувствовала себя ненужной, чужой всюду: «Зола эмиграции…Я вся под нею…»

Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Муж и дочь оказались арестованными.

К 1941г. Огонь её души погас окончательно. Грянула война. 8 августа уехала из Москвы, а 31 августа ушла «во Вселенную».

Чтец стихотворение «Вскрыла жилы: неостановимо…»

Марина Цветаева погибла, когда её реальная жизнь, решительно оттеснив жизнь Духа, одержала победу. Когда не выдержала её израненная, живая душа…

По свидетельству современников, кто-то из чекистов посетил М. Цветаеву буквально за день до её смерти. Цель этого посещения – великая поэтесса приняла единственное решение – самоубийство.

 

 

Чтец. Стихотворение «Пригвождена к позорному чтецу».

Чтец: Рябину рубили зорькою.

Рябина – судьбина горькая.

Рябина седыми спусками…

Рябина! Судьбина русская…

IV. Итог урока.

1. Эксперты представляют выводы по теме урока, отвечая на поставленный вопрос.

2. Художники показывают своё видение судьбы поэтессы в виде коллажей.

3. Оценку устным рассказам дают эксперты.

4. Журналисты знакомят слушателей с творческими работами-эссе.

5. Оценка зрителями работы чтецов (аплодисменты).

6. Итоги конкурса «Лучший кроссворд» (мнение экспертов).

7. Исполнение песни М. Цветаевой из к/ф «Ирония судьбы, или с лёгким паром» «Мне нравится, что вы больны не мной».

 

V. Модель урока.

 

И3

М→ Ге → И1 → Т → ОД → ТЗ → Р → О → ДЗ

И2

 

М – мотивация учебной деятельности

Г – групповая работа по единому заданию

И1-3 – индивидуальная работа дифференцированного характера

ОД – задания для одарённых детей

ТЗ – творческие задания

О – оценивание

Р – рефлексия

ДЗ – домашнее задание.

 

 

ОТВЕТЫ

К кроссворду «Поэзия М. Цветаевой»:

1. Марина – (7б.).

2. Москва – (6б.).

3. Эфрон – (5б.).

4. Ностальгия – (10б.).

5. Блок – (4б.).

6. Бренная – (7б.).

7. Эссе – (4б.).

8. Орфей – (5б.).

9. Волошин – (7б.).

10.Ариадна – (7б.).

11. Душа – (4б.).

12. Рябина – (6б.).

 

 

Урок – исследование с элементами интерактивного обучения по роману

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема: Высокий гуманистический пафос романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба романа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Богов иных… померкнут лики,

И обнажится всякая беда,







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.