Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. мотивация учебной деятельности.





Слово учителя.

1.1. Проблемный вопрос: что делать, если вы полюбили, а объект любви не отвечает взаимностью?

1.2. Сегодня мы рассмотрим подобную ситуацию, её трагизм в свете лучей духовности.

II. Проверка домашнего задания

1. Слово учителя. Изучим запись сокращений персонажей повести для выполнения последующего задания (предварительная запись имён на доске):

В= княгиня Вера

Ш= князь Шеин – муж княгини Веры

Н= помощник прокурора Николай – брат княгини Веры

АФ= Анна Фриессе – сестра княгини Веры

г.А= генерал Аносов

Г.С.Ж= телеграфист Желтков

2. Проверку домашнего задания проводим в форме литературного диктанта: я зачитываю пословицу или крылатое изречение – вы сокращённо записываете персонаж или персонажи, к которым относится изречение (в столбик).

· Любить и быть в здравом рассудке разве лишь Богу дано (Катуля) [Г.С.Ж]

· Любовь – владелец и тиран богов и людей (Вергилий) [Г.С.Ж]

· Орёл не ловит мух (древнеримская пословица) [в прямом смысле – княгиня Вера, в переносном – Г.С.Ж]

· Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй (русская пословица) [Г.С.Ж]

· Змею следует вышвырнуть из дома (древнеримская пословица) [для Г.С.Ж змея – любовь, В, Н]

· И то, что под землёю прячется, время покажет в свете дня (Гораций)

[Г.С.Ж, В]

· Оглянись во гневе (пословица) [Н]

· Сорняки губят посевы (Квинтилиан) [Н]

· Каков человек, такова и его речь (Сенека) [ко всем персонажам]

3. Самоаудит. Проверка и анализ ответов учащихся, исправление и дополнение.

Правильные ответы зачитывает и комментирует учитель (см. в квадратных скобках).

 

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Форма работы на уроке следующая: работаем в группах по 6 человек, т.о. работает 5 групп. Готовим сравнительную характеристику действительных и возможных взаимоотношений:

1 группа – Желтков и княгиня Вера

2 группа – Желтков и Василий Львович Шеин

3 группа – Желтков и Николай Николаевич Мирзо-Булат-Тугановский

4 группа – Желтков и Анна Фриессе

5 группа – Желтков и генерал Аносов – с точки зрения духовного родства.

Время работы – 6 минут.

 

2. Доклады – мозаичные мазки представителей групп.

Возможные точки соприкосновения (варианты ответов) персонажей повести по группам.

1 группа.

а) для княгини Веры любовь Желткова неприемлема из-за разницы в социальном статусе в девичестве;

б) она замужем, душой чиста, в чувствах непосредственна;

в) о силе чувства Желткова узнала лишь после его смерти, тогда же и оценила силу его любви к ней, подготовленная просветительством генерала Аносова.

2 группа.

Мягкий, добрый человек, неревнивый муж, защищающийся от реалий жизни юмором, доходящим до сарказма – злой насмешки над Желтковым [Г.С.Ж]

3 группа.

Н.Н как помощник прокурора любую ситуацию оценивает только по закону, исходя из социальных различий, чёрств сердцем и душой, не склонен к компромиссам, является полной противоположностью Желткову, частично князю Василию Шеину и генералу Аносову.

4 группа.

Анна Фриессе занята общественной деятельностью, но найти себя в ней не может, так как реалии жизни оценивает поверхностно, флиртуя и с реалиями действительности и с мужчинами, поэтому на глубокие чувства не способна.

 

5 группа.

Генерал Аносов знающий, много повидавший в жизни персонаж, душа его огрубела от условий армейской жизни, но он один, как никто другой, способен понять и оценить Желткова. Душа его открыта высоким помыслам, и в этом она родственна душе и духовности Желткова.

 

3. Обобщение мозаичных плиток: вопрос к классу.

Почему и в чём повесть «Гранатовый браслет» перекликается с библийной «Песнью Песней царя Соломона»?

Перекличка происходит только лишь на уровне всепоглощающей, самоотверженной (показательной в Библии) любви, или и в сфере высокой духовности любящего сердца.

 

IV. Итог урока.

Задание для одарённых детей.

1. Сведение воедино мозаичных плиток трагизма любви глубокой и бескорыстной, морали и высокой духовности любящего сердца.

2. Оценивание работы учащихся на уроке по группам с учётом индивидуальных ответов на вопросы по домашнему заданию.

 

V. Домашнее задание.

Провести исследование художественных особенностей текстов писем Желткова к Вере Шеиной и текста сатирического журнала князя Василия Шеина.

 

 

МОДЕЛЬ УРОКА

Ф

М → Ф → Р → НМ → Г → К → О → ДЗ

 

ОД

 

Урок – конференция

Тема: А музы не молчали (лирика Великой Отечественной войны)

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-конференция с элементами интерактивного обучения.

Цели урока:

Обучающая: познакомить с поэзией военных лет, показать, как в ней отразилась духовная жизнь общества.

Развивающая: расширить знания о войне, о героическом подвиге народа, показать роль искусства в формировании морального климата общества; способствовать развитию у учащихся социальной и коммуникативной компетентности.

Воспитательная: воспитывать уважение к истории страны и народа, разъяснять моральную необходимость сохранения памяти о событиях великой войны.

Оборудование: документальные фотографии, плакаты на военную тематику, подборка документальных и художественных произведений литературы, иллюстрации; записи песен «Вставай, страна огромная», «День Победы».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он не похож на наши обычные уроки. Урок посвящён лирике Великой Отечественной войны и проводится с применением элементов интерактивного обучения. Работа у нас будет проходить в форме конференции. К этому уроку мы готовились заранее, у нас были созданы несколько творческих групп – историки, литературоведы, чтецы, - которые занимались подбором материала по теме. Сейчас эти ребята займут место в центре нашей аудитории за столом, а остальные разместятся по периметру класса. Этот вид организации урока носит название «аквариум». Итак, мы начинаем.

Звучит запись песни «Священная война».

Все мы знаем, что литература, как и искусство в целом, является формой отражения действительности. Но жизнь порой бывает такова, что кажется несовместимой с искусством. Ещё древние говорили: «Когда гремят пушки, музы молчат». Так ли это? На примере периода Великой Отечественной войны попробуем решить эту проблему. Жила ли литература? Какими путями шло её развитие? Какую роль сыграли литературные произведения той поры? Кто были их создатели? Вот круг вопросов, которые мы решим сегодня, и в конечном итоге выясним, действительно ли музы молчат, когда гремят пушки. Вначале предоставим слово нашим историкам.

 

Первый историк (ученик). В 1933 году к власти в Германии пришёл фашизм. В стране установился жесточайший крайне правый радикальный режим. Представители литературы и искусства, понимавшие его антигуманную сущность, покинули страну или же оказались в концлагерях. В результате политики фашизма вскоре стало ясно, что большая война неизбежна. 22 июня 1941 года Германия внезапно напала на Советский Союз, обрушившись огромной силой на всём протяжении границы от Балтийского до Чёрного моря.

Музы замолчали. Казалось, единственное, что слышал мир, это то, как гремят пушки.

Литературовед 1. Нет, искусство и литература не прекратили своего развития, они просто стали жить в несколько иных формах. Стихи и песни, например, вместе с народом воевали с первых дней войны. Они создавались как известными поэтами, так и обычными солдатами. Уже в первые дни войны только московскими поэтами и композиторами было создано более ста песен, поднимавших народ на бой с врагом. А самым первым стихотворением войны, ставшим впоследствии песней, было произведение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». 24 июня 1941 года текст был напечатан в «Известиях», 25 июня композитор Александров написал музыку, а 27 июня на Белорусском вокзале в Москве звучала эта песня, провожая на фронт эшелоны.

Чтец 1. В. Лебедев-Кумач «Священная война»

*** Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

*** Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!

*** Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

*** Не смеют крылья чёрные

над родиной летать.

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

*** Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

*** Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война.

Историк 2. Однако враг оказался неизмеримо сильнее, думалось вначале. Первый период войны прошёл под знаком граничащих с катастрофой поражений Красной Армии, несмотря на беспримерное мужество и героизм советских воинов. Немцы, преодолевая упорное сопротивление, быстро продвигались в глубь страны. Уже к середине июля они прошли 400-500 км в северо-западном направлении, выйдя на подступы к Ленинграду, на 450-600 км в западном и 300-350 км в юго-западном направлении. Стойко сопротивлявшиеся советские части оказывались в десятках больших и малых окружений.

Литературовед 2. Да, это были самые суровые, самые тяжёлые недели, месяцы великой войны. И общий настрой, боевой дух поэзии начального периода войны нашёл своё яркое выражение в творчестве Александра Суркова и Константина Симонова, чьи стихи наполнены горящей любовью к родине и яростной ненавистью к врагу. Эти стихи читались в перерывах между атаками на переднем крае сражений и в глубоком тылу. Особенной любовью пользовались, да и сейчас пользуется стихотворение, написанное в 1941 году и ставшее песней. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо к жене в стихах в ноябре 1941 года в землянке на 20-м километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам, переписывались от руки, переходили из уст в уста. Позже композитор Листов создал мелодию на эти стихи.

Чтец 2. Алексей Сурков.

Бьётся в тесной печурке огонь.

На поленьях смола как слеза,

И поёт мне в землянке огонь

Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Чтец 3. На западном фронте в 1941 году было написано такое стихотворение А. Суркова.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьём он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

Чтец 4. Близко ему по настроению и стихотворение К. Симонова «Убей его». Вот отрывок из этого стихотворения.

Так убей же немца, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоём дому чтобы стон,

А в его по мёртвом стоял.

Так хотел он, его вина –

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же его скорей,

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

Чтец 5. В этом же 1942 году написал своё стихотворение и Сергей Наровгатов.

В те годы

Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожжённых сёл, казнённых городов,

По горестной, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

Запоминал над деревнями пламя,

И ветер, разносивший жаркий прах,

И девушек, библейскими гвоздями

Распятых на райкомовских дверях.

И вороньё кружилось без боязни,

И коршун рвал добычу на глазах,

И метил все бесчинства и все казни

Паучий извивающийся знак.

В своей печали древним песням равный,

Я сёла, словно летопись, листал,

И в каждой бабе видел Ярославну,

Во всех ручьях Непрявду узнавал.

Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

- Россия, мати! Свете мой безмерный,

Которой местью мстить мне за тебя?

Историк 1. Несмотря на всю мощь германской армии молниеносной войны не получилось. Немецкое наступление завязло под Смоленском. Не смогли враги и войти в Ленинград. На долю этого города выпало особое испытание - 900 дней и ночей блокады. Но и в этих нечеловеческих условиях холода, голода, обстрелов и бомбёжек поэтическое слово пробивало дорогу к сердцам защитников родной земли.

Литературовед 1. В июле 1941 года в Ленинграде Анна Ахматова написала знаменитую «Клятву».

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Искусствовед. И невозможно переоценить строчки «Февральского дневника» Ольги Берггольц, которые звучали по радио, вселяя мужество, гордость, надежду и силы для борьбы в души измученных, но не покорившихся людей.

Чтец 6. О. Берггольц «Второе письмо на Каму» (отрывок)

Ленинградец, товарищ, оглянись-ка назад

В полугодье войны, изумляясь себе:

Мы ведь смерти самой поглядели в глаза,

Мы готовились к самой последней борьбе.

Ленинград в сентябре, Ленинград в сентябре…

Златосумрачный, царственный листопад,

Скрежет первых бомбёжек, рыданье сирен,

Тёмно-ржавые контуры баррикад.

Только всё, что тогда я на Каму писала,

Всё, о чём я так скупо теперь говорю, -

Ленинградец, ты знаешь, - было только началом,

Было только вступлением к твоему декабрю.

Ленинград в декабре, Ленинград в декабре!

О, как ставенки стонут на тёмной заре,

Как угрюмо твоё ледяное жильё,

Как врагами изранено тело твоё…

Мама, Родина, светлая, из-за кольца

Ты твердишь:

«Ежечасно гордимся тобой»

Да, мы вновь не отводим от смерти лица,

Принимаем голодный и медленный бой.

Ленинградец, мой спутник, мой испытанный друг,

Нам декабрьские дни сентября тяжелей.

Всё равно не разнимем слабеющих рук:

Мы и это, и это должны одолеть.

Искусствовед. Однако надо заметить, что не только поэзия сражалась с врагом. Да, именно она стала ведущим жанром во время войны как наиболее доступная, мобильная, действенная и эмоциональная форма отражения мира. Широкое распространение получили и другие малые формы публицистического характера – памфлет, репортаж, очерк. Алексей Толстой в историческом очерке «Родина» писал: «И вот смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды на устроение её, обступили Москву и ждут от нас величия души и велят нам: «Свергайте».

И далее: «Зубами перегрызть хрящ вражеского горла – только так! Ни шагу назад!»

Историк 2. Создаётся впечатление, что в литературе этого периода тон задавала и вообще определяла лицо всей литературы поэзия лозунга, призыва к борьбе, мести, ненависти к врагу. Но ведь не в этом заключается суть литературы, а тем более самой лирической её части – поэзии.

Литературовед 1. Да это верно, но верно лишь отчасти. Вполне естественно, что в литературных произведениях времён войны ведущей стала тема ненависти к вагу и призыва к отмщению. Однако эта тема раскрывалась не прямолинейно и примитивно, а через создание более сложных образов, через освещение темы любви к родной земле, к покинутому семейному очагу, любви к родным и близким, а также любви между мужчиной и женщиной и безмерной тоски по утраченному счастью мирной жизни. Таково уже звучавшее стихотворение К.Симонова «Жди меня» или Юлии Друниной «Зинка».

Чтец 7. К.Симонов «Жди меня».

Чтец 8. Ю. Друнина «Зинка» (отрывок)

- Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?1

Историк 1. После битвы под Москвой, Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге стало ясно, что враг остановлен. Для окончательной победы над врагом необходимо было до предела напрячь все стратегические и экономические ресурсы государства.

 

 

Литературовед 2. Но этого было недостаточно. Главным всё же оставалось настроение людей, их несокрушимая вера в победу, моральный климат на фронте и в тылу. Вот тут-то и сыграла свою важнейшую роль литература и поэзия в частности. Она пробуждала лучшие чувства, звала на бой, вселяла уверенность, давала силы жить и побеждать.

Чтец 9. С. Орлов «Его зарыли в шар земной»

Литературовед. Итак, мы увидели, что поэтическое слово обладало той силой, которая вела за собой на смертный бой с врагом. Стихи и песни внесли свой вклад в приближение великой победы.

Историк. Да, и здесь уместно было бы сказать о поэтах, чьи стихотворные строчки были опалены войной. Эти поэты сражались на фронтах с оружием в руках и отдали за победу свои жизни. А стихи остались. Вспомним об этом и почтим память Павла Когана, Бориса Кострова, Михаила Кульчицкого и многих других.

Чтец. Вот стихотворение Леонида Вилкомира., погибшего 19 июля 1942 года.

Мы победим. Мои – слова,

Моя – над миром синева,

Мои – деревья и кусты,

Мои – сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встаёт земля,

Вопит, и злобствует, и гонит –

Меня к своим ногам не склонит,

Как в бурю – мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:

Свободной птицею взлечу,

Глазам открою высоту,

В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,

В морях затрепещу звездой,

В горах дорогой пробегу.

Я – человек, я – всё могу!

Историк. Я считаю, что мы достаточно полно осветили круг вопросов, стоящих перед нами.

Литературовед. Завершить наш разговор хотелось бы стихотворением поэта, который также участвовал в сражениях. Ему удалось уцелеть, и в послевоенное время тема памяти так воплотилась в его творчестве.

 

Чтец. Александр Твардовский.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

Что все они, кто старше, кто моложе

Остались там. И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Корреспондент. А сейчас позвольте узнать мнение слушателей (задаёт несколько вопросов учащимся, не принимавшим участия в конференции и сидящим по периметру класса).

Вопросы примерные:

· Достаточно ли полно освещена тема конференции?

· Убедительны ли были её участники?

· Хотели бы вы что-либо дополнить?

 

Учитель подводит итоги, оценивает участников разговора и даёт задание учащимся написать сочинение-миниатюру по теме урока.

Домашнее задание. Прочитать один из рассказов Л. Соболева или любой рассказ о Великой Отечественной войне по выбору учащихся.

После этого учитель благодарит всех участников конференции, подчёркивая важность сохранения памяти о войне.

Звучит запись песни «День Победы».

МОДЕЛЬ УРОКА

ИР

М → НМ → О → Р → ДЗ

 

Г

 

М – мотивация, сообщение целей и задач

НМ – новый материал, слово учителя

ИР – индивидуальная работа (чтецы, корреспондент)

Г – групповая работа (литературоведы, историки, искусствовед)

О – оценивание учителем групповой и индивидуальной работы

Р – рефлексия (осознание учащимися основных компонентов деятельности на уроке, провести в форме сочинения-миниатюры)

ДЗ – домашнее задание (поисковая работа)

 

Урок-беседа с элементами дискуссии по рассказам И.А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи»

Тема: Отрицание сущности бездуховности существования.

Тип урока: урок поиска истины.

Вид урока: микродискуссия с элементами интерактивного обучения.

Цель урока:

Обучающая – изучить сущность человеческих отношений в рассказах И.А. Бунина «Дурочка», «Красавица», «Лёгкое дыхание»;

Развивающая – развитие логического мышления учащихся, творческого воображения, словесного рисования;

Воспитывающая – воспитание ответственности за свои поступки.

 

Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, сборники произведений.

«Ничего не следует делать,

Не приложив ума»

Сенека

Ход урока:

Лейтмотив урока: «Ничего не следует делать, не приложив ума» (Сенека).

1. Работа с лейтмотивом урока: как следует понимать данное высказывание древнегреческого философа? (Заслушать несколько мнений)

2. Проверка домашнего задания.

Тест-контроль знания учащимися текстов рассказов Ивана Бунина «Дурочка», «Красавица», «Лёгкое дыхание».

1) Главная героиня рассказа «Лёгкое дыхание»…

а) Катя Малютина;

б) Оля Мещерская;

в) Маргарита Наваррская.

 

2) Вступление в рассказ «Лёгкое дыхание» содержит в себе:

а) описание детских лет главного героя;

б) описание портрета главного героя;

в) описание могильного памятника главному герою.

3) Главная героиня рассказа «Лёгкое дыхание» училась:

а) в школе;

б) в гимназии;

в) в институте благородных девиц.

4) Начальница вызывала к себе главную героиню с целью…

а) поговорить относительно успеваемости;

б) поговорить относительно поведения;

в) помочь распутать нитки в клубке.

5) С главной героиней через месяц после разговора с начальницей случилось:

а) она стала женщиной;

б) она ушла из учебного заведения

в) её застрелил казачий офицер.

6) В рассказе «Лёгкое дыхание» определена следующая главная деталь женской красоты:

а) чёрные, кипящие смолой глаза;

б) тонкий стан;

в) лёгкое дыхание.

7) Действующих лиц в рассказе «Красавица»:

а) одно;

б) два;

в) три.

8) Мальчик – урод является одним из действующих лиц рассказа:

а) «Красавица»;

б) «Дурочка»;

в) «Лёгкое дыхание».

9) Отцом мальчика - урода был

а) семинарист;

б) чиновник казённой палаты;

в) отец не указан.

Шифр ответов: 1а; 2в; 3б; 4б; 5в; 6в; 7в; 8б; 9а.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.