|
II. Актуализация опорных знаний. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 1. Беседа по вопросам: · Что такое любовь? · Какие отношения между противоположными полами её характеризуют? · В чём проявляется сущность любви (ЛЗ - когда бережёшь дорогого человека), · В чём состоит сущность отношений родителей и детей? 2. Задание по рядам: кратко (фабульно) передать сюжет рассказов: 1-ый ряд – «Лёгкое дыхание»; 2-ой ряд – «Красавица»; 3-ий ряд – «Дурочка». III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя: а) Словарная работа: диалектика – это философский термин, одним из значений которого является утверждение, что в мире нет ничего такого, что бы не изменилось. дискуссия – столкновение полярных мнений, вызывающих поиск истины. б) сообщение темы, цели, задач урока и методов работы на нём. Задачи урока: изучение сущности человеческих отношений в рассматриваемых рассказах И. Бунина; обратить внимание на проблему ответственности человека за свои поступки. Методы реализации задач урока: беседа, дискуссия с целью поиска истины, познания диалектики души персонажей рассказов. 2. Беседа по вопросам: - Какова взаимозависимость любви и духовности человека? - Становишься ли духовно богаче, когда любишь, или нет? - Что отличает Олю Мещерскую от её подруг уже в 15 лет? [Изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз – это, по Бунину, признаки очарования, девичьей, женской красоты]. - Какова причина слухов, что Оля Мещерская ветрена и не может жить без поклонников? [Видное, неординарное всегда образует вокруг себя кривотолки людей]. - Что в поведении Мещерской не понравилось начальнице гимназии? [Причёска, дорогие гребни, дорогие туфельки, женственность в 15 лет – всё это создаёт впечатление ветрености поведения]. - Что скрывается за признанием Ольги начальнице гимназии о её брате – соблазнителе? [Взрослость, дерзость, переход к пониманию иных – недетских – ценностей; диалектическое изменение души Ольги]. - Почему у Ольги появилось желание ошеломить начальницу гимназии? [Ненависть к её брату]. - Как связано это признание с тем, что через месяц Ольгу застрелил казачий офицер? - Почему Ольга связалась с казачьим офицером, таким некрасивым и плебейского вида? Как это связано с изменениями в её душе? - Любила ли Ольга? Можно ли назвать случившееся с Ольгой её грехопадением? - Почему Ольга решила, что «теперь ей один выход?» Как это объясняет её дальнейшее поведение? Не эта ли мысль вела её к трагическому последнему аккорду в жизни? - Сравните отношение к бытию классной дамы и Ольги. Что лучше – выдумка или действительность? - Какая символика заложена в названии рассказа «Лёгкое дыхание»? Можно ли сравнить Ольгу Мещерскую с мотыльком, влетающим в огонь? - Что погубило Ольгу? - Что духовно губит взрослых людей в рассказе «Красавица»7 - Почему мачеха возненавидела пасынка? - Почему отец не встал на защиту интересов сына? - Каким (по характеру) вырастает мальчик? - Что можно сказать о духовности героев рассказа «Дурочка»? а) семинариста, будущего студента духовной академии? б) дьякона и дьяконицы – родителей семинариста? в) кухарки. IV. Подведение итогов урока, комментирование оценок за ответы на уроке. V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Взаимосвязь силы любви и сущности, бездуховности существования»
Модель урока: Ф
М → Ф → НМ → Г → Р → К → О → ДЗ
ОД
Тема урока: Высокие идеалы и предчувствие перемен в творчестве Александра Блока. Тип урока: комбинированный. Вид урока: мозаика с элементами интерактивного обучения. Цели урока: усвоить содержание стихов, в которых наиболее ярко отражены мучительные переживания поэта в начале ХХ века; способствовать формированию умений и навыков поэтического анализа текста; содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции. Оборудование: портрет А. Блока, г/з со стихами поэта, коллаж, форма мозаики, которую в течение урока нужно заполнить.
Начало урокаКонец урока Круг заполнен разными цветами, подведён итог.
«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» А. Блок (из стихотворения «О весне без конца и без краю…» Ход урока:
I. Проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний) - Эвристическая беседа, опрос по материалу прошлого урока. - Групповая работа по единому заданию: прочитать и проанализировать одно из стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (были заранее даны индивидуальные задания). - сообщение «Стихи о Прекрасной Даме» Блока и сборник М. Рыльского „На білих островах” (задание на прошлом уроке получил один из литературно одарённых детей). Вывод: стремление познать жизнь во всех её проявлениях, постоянно бороться за неё, придают стихам Блока страстность, энергию, силу. Душа поэта широко открывается навстречу всем жизненным бурям и не желает больше удовлетворяться уединением и молитвенным созерцанием. Итак, ребята, мы перешли к новой теме урока. - прочитать тему, эпиграф, записанные на доске. Эпиграф должен пройти красной нитью через всю тему урока. Для сегодняшней работы на уроке класс был разделён на четыре группы: 1. Исследователи. 2. Литературоведы. 3. Художники. 4. Поэты.
Каждая группа получила задание.
Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни приводит поэта к напряжённым творческим поискам. В 1906 году у него возникает идея «мистицизма в повседневности». Блок эстетизирует неприглядные стороны современного города, пытается найти там прекрасное, таинственное, идеальное, создаёт образы двух планов – реального и фантастического. Ярким образцом такого рода является один из шедевров поэзии – баллада «Незнакомка». - литературоведы дают понятие жанру «баллада». - прослушивание г/з «Незнакомка». - выразительное чтение одного из учащихся из группы «поэты». Слово предоставляется «исследователям», они заранее работали над следующими вопросами: 1. Как изображена обстановка, в которой находится герой стихотворения? (ученики находят детали неприглядной, будничной повседневности: ресторан, пьяные окрики, детский плач, канавы и т.д.) 2. Можно ли считать, что в «Незнакомке» даны простые зарисовки того, что случайно попало в поле зрения поэта, посетившего загородный ресторан? (Нет, ученики доказывают это). 3. Найдите синонимы, которые передают авторскую оценку изображаемого («пьяницы с глазами кроликов», «лакеи сонные торчат», «окрики пьяные» и т.д.). 4. На какие две части можно разделить балладу? (1 часть – картина ненавистного поэту мира; 2 часть – картина возвышенного идеала, символом которого выступает прекрасная женщина – таинственная Незнакомка). 5. Назовите конкретные, земные «реалии» Незнакомки: девичий стан, тёмная вуаль и.т.д. Учитель: Все эти детали внешности не создают индивидуализированного портрета женщины. И только фантазия поэта, мечтавшего об идеальной, прекрасной жизни превращают земную женщину в чудесное видение. Незнакомка окружена чем-то таинственным, загадочным. Докажите это. Учитель: Блок умеет перенести нас из повседневного в мир идеального, желаемого. - зачитайте, как пишет поэт о глазах Незнакомки (учащиеся находят: «И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу»). - Что это за берег, который за тёмной вуалью увидел поэт? (Это образ грядущего мира). Вывод: образ живой женщины с её опьяняющей красотой окончательно вытесняет призрачное видение Прекрасной Дамы (такие вопросы были даны 1 группе исследователе, заполняется 1 квадрат). Слово второй группе исследователей. «О, весна без конца и без краю…» 1907г. Учитель: чтение учащимся стихотворения. Прежде Блок утверждал, что душа поэта лишь зрит далёкие миры; теперь же поэт провозглашает новое отношение к земному бытию: «Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат».
- Докажите это, анализируя данное стихотворение. Вопросы, на которые должны были ответить учащиеся, доказывая высказывание поэта: 1. Что принимает поэт, что он так страстно, так настойчиво утверждает? (поэт принимает удачу и неудачу; плач и смех; пустынные веси и тесные города и т.д.) 2. Можно ли видеть в этом «Принимаю!» пассивное отношение поэта к жизни, покорность, смирение перед судьбой? (Нет, учащиеся доказывают текстом стиха). Учитель: Вы правы, поскольку речь идёт о решительной борьбе за жизнь. Непрерывная борьба, «вечный бой» являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдёт через многие стихи поэта. Например, в цикле «На поле Куликовом» поэт, размышляя об исторических судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, восклицает: «И вечный бой! Покой нам только снится…» 3. Весна и мечта связываются у поэта в единое целое (учащиеся доказывают это). 4. В чувствах лирического героя отчётливо проявляется характер бойца – беспокойного, страстного. Докажите. Вывод: это стихотворение вызывает у нас представление о тех неизведанных, полных неожиданностей далях, куда поэт готов устремиться из каких бы то ни было «красивых уютов» для вечной, постоянной борьбы (таким образом заполняется второй квадрат мозаики). Учитель. Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и в человеческих чувствах в цикле «Страшный мир» встречаются мечты воспоминания об ушедшей любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение «В ресторане». - Выразительное чтение стиха подготовленным учеником из группы «поэтов». Примерные вопросы, на которые должны были ответить «исследователи» третьей группы: 1. Что пробуждает у героя стихотворения встреча с Незнакомкой? (чувство любви, надежду на счастье) 2. Что усиливает тоску героя о несбывшемся счастье? (музыка, природа; учащиеся доказывают это). 3. Найдите языковые средства, которые говорят о чувствах лирического героя (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.) Вывод: Поэт любит, но очень сожалеет об ушедшем счастье. Но у него нередки в этом цикле и воспоминания о прошедшем и робкая надежда на возвращение утерянного счастья. (Третья группа заполняет свой квадрат). Учитель. Теперь, ребята, обратимся к циклу «Возмездие», который продолжает раскрывать тему урока. В цикле сожаление об ушедшем счастье, сознание своей вины и готовность принять справедливое возмездие, но здесь же и отражены раздумья поэта о событиях общественной жизни. Не сбылись надежды на то, что революция 1905г. Приведёт к преображению мира. Растерянность, отчаянье кажутся Блоку закономерным возмездием за измену своим прежним идеалам, мечтам о «Ней». Одно из наиболее волнующих, задушевных стихотворений этого цикла – «О доблестях, о подвигах, о славе…» - Прослушивание г/з или - Чтение наизусть одного из «поэтов» (дома выучить этот стих всем наизусть). Примерные вопросы, на которые отвечала четвёртая группа «Исследователей». 1. Сюжет стихотворения. 2. Какие чувства поэта нашли отражение в нём и какими средствами выражены? 3. Как раньше лирический герой относился к своей возлюбленной? 4. Почему Блок написал, что её лицо «сияло» на столе? 5. Какие ассоциации вызывает это слово? (литературоведы дают понятие слову «ассоциация», если это кому-либо не понятно). 6. Какие символы использует? (например, ночь, мрак, туман – душевная неустойчивость). 7. Как воспринимает лирический герой разлуку с любимой? 8. Как оценивает образ жизни без любимой? 9. Какие языковые средства использует и с какой целью? 10. История текста этого стихотворения (отвечает один из литературно одарённых детей). Вывод. В этом стихотворении настойчиво звучат мотивы сожаления об ушедшем счастье и сознании своей вины. Человек оказывается сам виновником своих страданий и потому получает справедливое возмездие. Это относится не только к сфере интимных чувств, но и к вопросам общественной жизни. Учащиеся этой же группы получили задание сопоставить стих Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» со стихотворением А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» (звучит грамзапись). Был дан план: 1. Лирический сюжет одного и другого стихотворения. 2. Чувства поэта после разлуки с любимой. 3. Общее в лексике. 4. Чем можно объяснить оптимистическое звучание стихотворения Пушкина и мрачное настроение стихотворения А. Блока? Вот такой получился ответ: А.С. Пушкин А. Блок «Я помню чудное мгновение…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» Общее: - лирический герой испытал чувство большой любви; - воспоминания о первой встрече обрисованы в самых светлых тонах: чудесное мгновение; её лицо сияло на столе; мимолётное виденье; герой забывал обо всём на гений чистой красоты; «горестной земле»… голос нежный; милые черты и т.д.
- есть общее и в словесно-образной ткани.
Различие Отношение к любимой после разлуки с ней: - томление грусти безнадёжной; - я бросил в ночь заветное кольцо; - звучал мне долго голос нежный и - и я забыл прекрасное лицо; слились милые черты; Дни с любимой протекали: - в тревогах шумной суеты; - летели дни, крутясь проклятым роем; - бурь порыв мятежный; - вино и страсть терзали жизнь мою. - рассеял прежние мечты.
Вывод. Перед А.С. Пушкиным открывались высокие общественные идеалы, его увлёк «бурь порыв мятежный», а у блоковского героя не осталось никаких идеалов, кроме «Неё», единственно любимой, которую он по своей вине потерял, не сумел ни удержать, ни возвратить. Так сливаются в стихотворении мотивы исторического и личного возмездия. (заполняется последний квадрат). Итак, ребята, творческая группа подготовила заранее коллаж по этим поэтическим произведениям. Попробуйте охарактеризовать это строками из стихов, наиболее ярко подтверждающих и выражающих то, что вы видите на этом коллаже. - Литературная пятиминутка (ребята находят и зачитывают). Итог. Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию которой Блок почувствовал и полюбил, приводит его к напряжённым творческим поискам, о которых мы говорили на уроке. Домашнее задание. Выучить наизусть «О доблестях, о подвигах, о славе…». Тема России – творческим группам даны опережающие задания.
МОДЕЛЬ УРОКА: Г2 И2 О1 ЧВ
Ф→ Г1 → И1 → М → Т →Р → О2 → ДЗ
УИ ЛД ТЗ Ф - фронтальный опрос Г- групповая работа по единому заданию И1 – индивидуальная работа дифференцированного характера М- мотивация учебной деятельности УИ – устное изложение ЛД – литературный диктант ТЗ – творческие задания ЧВ – чтение вслух О – задания для литературно одарённых детей Р – рефлексия ДЗ – домашнее задание.
Урок-конкурс по «Серебряному веку» русской поэзии. Тема: «И долговечней царственное слово» Тип урока: обобщающий с элементами интерактивного обучения. Цель урока: обобщение изученного материала, развитие умения творчески подходить к реализации поставленной задачи; развитие навыков выразительной речи; приобщить учащихся к миру поэтов «Серебряного века», воспитание чувства прекрасного. Оборудование: портреты поэтов, иллюстрации картин А. Белого, Д. Бурлюка, С. Городецкого, рисунки учащихся. Вид урока: урок-конкурс. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|