|
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИСтр 1 из 4Следующая ⇒ Б. И. КАВЕРИН. И. В. ДЕМИДОВ. ФИЛОСОФИЯ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Философия как особая область знаний и тип мировоззрения ……… 2. Философия как наука, ее предмет, структура и функции …………...
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ 1. Зачем необходимо изучать историю философии? …………………… 2. Объективно-идеалистическая философия Платона ………………….. 3. Особенности философии Аристотеля ………………………………… 4. Номинализм и реализм в философии Средневековья ……………….. 5. Философия А. Августина и Ф. Аквинского ………………………….. 6. Эмпиризм философии Нового времени (Ф. Бэкон) ………………….. 7. Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт) ………………. 8. И. Кант как основоположник немецкой классической философии …. 9. Диалектический метод и философская система Г. Гегеля …………… 10. Философия Л. Фейербаха ……………………………………………… 11. Характерные черты, особенности и этапы развития отечественной философии ………………………………………………………………. 12. Современная зарубежная философия ………………………………….
ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА 1. Картина мира и мировоззрение человека ……………………………… 2. Философская картина мира и ее роль в мировоззрении человека …… 3. Естественнонаучная картина мира и ее роль в мировоззрении человека …………………………………………………………………. 4. Религиозная картина мира и религиозное мировоззрение …………... 5. Проблема бытия в философии и мировоззрении …………………….. 6. Структура бытия. Бытие и картина мира ……………………………… 7. Материя как вид бытия. Современные знания о структуре материального мира ……………………………………………………. 8. Сознание как субъективное бытие: происхождение и существен- ные признаки …………………………………………………………….
ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ МИРА 1. Проблема развития в философии. Основные концепции развития …. 2. Исходные принципы, законы и категории развития ………………….
ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ. ЗНАНИЕ И ВЕРА 1. Проблема познания в философии ……………………………………… 2. Диалектика процесса познания ………………………………………… 3. Агностицизм и его формы ……………………………………………… 4. Соотношение чувственного и рационального в познании …………… 5. Проблема истины в познании ………………………………………….. 6. Специфика научного познания: основные этапы, формы и методы …
ТЕМА 6. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Понятие общества, его системность и структура …………………….. 2. Общая характеристика основных сфер жизни общества …………….. 3. Материально-производственная сфера жизни общества: сущность, структура и основные функции ……………………………. 4. Социальная сфера жизни общества: сущность, структура и функции …………………………………………………………………. 5. Политико-правовая сфера жизни общества ………………………….. 6. Духовная сфера жизни общества ……………………………………… 7. Философия истории: сущность и основная проблематика ………….. 8. Формационная концепция исторического развития …………………. 9. Цивилизационная концепция общественно-исторического процесса ………………………………………………………………… 10. Культура и культурологическое понимание общественно- исторического процесса ……………………………………………….
ТЕМА 7. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК 1. Философская антропология и ее основные проблемы ………………. 2. Философская концепция личности ……………………………………. 3. Взаимосвязь личности и общества ……………………………………. 4. Человек в мире природы. Проблема жизни и смерти в опыте человечества ……………………………………………………………. 5. Свобода и ответственность личности ………………………………… 6. Статус личности как единство ее прав, свобод, обязанностей и ответственности …………………………………………………………
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Общество как планетарная цивилизация ……………………………... 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения …………. 3. Проблемы и дилеммы современной футурологии …………………..
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….
Каверин Б. И., Демидов И. В. Философия: Вопросы и ответы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – с. – (Серия «Подготовка к экзамену»)
В вопросно-ответной форме изложены основные темы курса «Философия», определяемые Государственным образовательным стандартом (федеральный компонент). Содержание пособия адаптировано к юридической специализации студентов. В предлагаемой работе раскрывается предназначение, смысл и функции философии, ее исторические типы, школы и тенденции современного развития; анализируются основные положения и понятия философского знания; освещаются наиболее важные и актуальные философские проблемы. Избранная авторами форма изложения учебного материала, его оптимальный объем, апробированная логика рассмотрения помогут студентам в более короткие сроки повторить пройденный курс и качественно подготовиться к экзамену по философии. Для студентов юридических вузов.
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
1. Философия как особая область знаний и тип мировоззрения. С зарождением человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Внутри себя они не дифференцировались. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С развитием письменности процесс развития знаний стал более эффективным, возникло понимание всеобщих (философских) и более конкретных, практических знаний. В сохранившихся древних письменных источниках уже можно найти изложение многих воззрений, которые по своим особенностям относятся к философским или более конкретным знаниям. Сам термин «философия», как считают, возник в Древней Греции в конце VI-начале V века до н.э. из словосочетания «любить мудрость». Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н.э. в Средиземноморье мудрецами считали многих богов, но были известны также «7 мудрецов» из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес из Милета. Он был астрономом, математиком, политиком, писателям, учителем, торговцем. Современное понимание мудрости можно определить как «способность наилучшим образом достигать наилучших целей» (В. Соловьев). Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Два слова «phileo» - люблю и «sophia» – мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Оно означало любовь к мудрости (или любомудрие, как говорили на Руси), а потом – особую область знаний. Платон назвал философию наукой. Философия как совокупное, а затем – и особое знание определяла главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение. Мировоззрение представляет такую переосмысленную человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая формирует отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Уже в философско-мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы, выражают позицию людей. Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания – это образы в сознании, отражающие бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована лишь логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности. Структуру мировоззрения составляют: переосмысленные (мировоззренческие) знания; идеалы; нормы и принципы жизнедеятельности; ценностные ориентации; убеждения и верования. Мировоззрение является качественной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. И структура сознания иная. Она включает: знания; отражение эмоционально-чувственных и волевых состояний субъекта; ценностные ориентации. В современном сознании философия существует как особая область знаний, вызывающая соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния, отражающиеся в сознании. Философия есть и знание-ценность. Содержанием и характером знаний философия формирует у человека ценностное отношение к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психологии и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т.п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных мировоззренческих и жизненно-практических позиций, выработки убеждений. В зависимости от характера тех или иных знаний в мировоззрении людей, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); религиозным или светским (нерелигиозным), ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека. Теоретическое мировоззрение может включать философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и элемент мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Так, утверждение о бесконечности, несотворимости, неуничтожимости, изменчивости всего существующего как целого (бытия) равнозначны противоположным утверждениям о конечности, сотворимости, уничтожимости, неизменности бытия, так как доказать или опровергнуть экспериментально ни первые, ни вторые утверждения невозможно. Это в определенной мере можно сделать только с помощью рассуждений, логически, а можно принять без всякого доказательства, считая то или иное утверждение правильным, исходным. В философии таких проблем и знаний о них достаточно много. Невозможность более точно и конкретно их объяснить создаёт иногда мнение об абстрактности и отдалённости философии от жизни. Но это заблуждение. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект. Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию. Часто оно называется спекулятивным в том отношении, что обладает высокой степенью абстрактности и основано на логических допущениях или на вере (позициях исследователя). Обобщая сказанное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения: - это знания всеобщего и общего характера; - это универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов; - это знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного; - это знание о сущностях и закономерностях бытия; - это знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук; - это знание, которое часто обосновано лишь логически, умозрительно, не экспериментально; - многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это «вечные истины». Следовательно, философия – это особое знание и тип мировоззрения; система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира – любая, достаточно полная и обобщённая совокупность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Она может содержать различные истинные знания, а также заблуждения и ложные знания. Научная картина мира – постоянно развивающаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном историческом этапе развития общества. Картина мира – познавательно-информационная основа любого мировоззрения. Научная картина мира – база научного же мировоззрения. «Чистым», то есть или обыденным, или теоретическим, научным мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает. В нем всегда присутствуют всякие знания и верования. Но преобладающей является вполне конкретная совокупность знаний. В этом смысле научное мировоззрение только по главному содержанию является таковым. В нем «живут» и проявляются обыденные практические знания, мифы, заблуждения, верования, мистика и т.п. Например, у юриста главную роль играют правовые знания, у технического специалиста – научно-технические знания. Но философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, материалистические или идеалистические, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта-носителя этого мировоззрения. Философский тип мировоззрения имеет разновидности в зависимости от характера философского знания. К таким разновидностям можно отнести: - религиозное, светское (нерелигиозное) и смешанное философское мировоззрение; - обыденное и теоретическое; - материалистическое, идеалистическое и оккультное (нетрадиционное) мировоззрение. В перечисленных разновидностях мировоззрения философия представлена различно и роль ее неодинакова. Но в любом случае она формирует в мировоззрении три важнейших положения. Во-первых, знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным проблемам: о бытии, сознании, боге, обществе и т.д. Во-вторых, целостное восприятие и понимание объективного мира, неразрывность бытия и субъекта, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой в самом существенном через человека как меру всех вещей, главной ценности социально-исторического развития, как микрокосма. Данные философские положения и составляют ядро мировоззрения. Таким образом, философия как особая область знания имеет ярко выраженную специфику. Она выступает типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским мировоззрением. Вместе с тем, светская философия является ядром научного мировоззрения.
2. Философия как наука, ее предмет, структура и функции. Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровнях познания и мышления. Обыденное философствование – первая форма обобщенного отражения непосредственной практической жизни людей, окружающего мира, самого человека. Осмысление символов веры, религиозной догматики, видов самого бытия, социальных чувств и традиций, быта в терминах разговорного языка, повседневной речи формируют индивидуально-практическое и общественно-психологическое философствование. На абстрактно–логическом уровне мышления формируются и обосновываются уже философские учения, концепции, теории. Научная философия есть результат преимущественно рационального, абстрактно–логического мышления. Термин «научность» имеет при этом, по крайней мере, два важных акцента. Во-первых, научной философией считается всякое теоретическое, то есть систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов, суждений. Во-вторых, научной философией называются те философские учения и теории, а также сама деятельность её представителей и институтов, которые приобрели статус науки как явления общества. К основным признакам всякой науки можно отнести: получение объективно истинного теоретического знания; объект и предмет исследования; рациональность; наличие кадров и институтов науки (исследовательских, образовательных и т.д.); категориальный аппарат; методология исследования; система критериев проверки истинности знания. Философия обладает признаками науки. Объектом изучения философии является все бытие в целом. Её предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объектом и предметом философия отличается от других наук, прежде всего их всеобщностью, достаточно высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни. Поэтому имеет основание вывод о том, что философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался и уточняется сегодня различными философскими школами и направлениями. Так, предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений, символы веры и культ. Предметом натурфилософских школ выступает природа, космос, их организация, закономерности, способы и формы существования. Предмет экзистенциализма и других философских школ антропологического направления – человек, его существование, свобода, смысл жизни. Современная философия как наука обладает и другими необходимыми атрибутами: философскими кадрами, научными учреждениями и отношениями, развитым категориальным аппаратом. Она поддерживает связи с другими науками, обогащает свое содержание от них конкретными научными знаниями. В свою очередь, философия оказывает методологическую и иную помощь в совершенствовании конкретно-научных исследований, в совместном объяснении сложных явлений и процессов. Философия чрезвычайно многообразна. В этом состоит одна из трудностей дифференциации её содержания, выяснения элементов структуры, установления связей между ними. На основании тех больших сфер и видов бытия, к изучению которых обращается философия, её структуру составляют основные элементы: история философии, учение о бытии (онтология), учение о познании человеком бытия и самого себя (гносеология), а также философские учения об основных видах бытия: о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия и философия истории), о человеке (философская антропология). Данные элементы структуры научной философии охватывают или все бытие, или основные его проявления. Каждое направление в философии или философская школа определяют структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому структура философии в той или иной конкретной интерпретации может быть различной. Философия обладает рядом существенных признаков, проявление которых образует её функции. К основным функциям философии относятся мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция означает способность философии формировать мировоззрение человека, составлять его ядро и определять тип. Современная философия в научной картине мира и мировоззрении занимает центральное место. Оно обусловлено спецификой философского знания. Это «ствол» мировоззрения, где «крона» – все другие переосмысленные и переоцененные знания, идеалы, принципы, верования. Научная философия формирует в мировоззрении: а) знания и отношения по наиболее общим и фундаментальным проблемам (о бытии, человеке, сознании, познании, обществе и т.д.); б) целостное восприятие и понимание объективного мира, соотнесенность его с духовностью человека, верованиями; в) осмысленное в самом существенном взаимоотношение человека с природой – через диалектику материального и идеального, физического и духовного, постоянного и изменчивого, абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, познаваемого и непознаваемого. Как правило, именно эти знания и ценностные ориентации составляют ядро, главное содержание мировоззрения. Использование субъектами своего или общественного мировоззрения в интересах оптимизации мыслительной и практической деятельности означает проявление методологической функции. Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. В общем плане, методология – это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. В ряду её элементов: всеобщей, общенаучной и конкретных разновидностей методологии, философия – всеобщая и часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности человека имеют принципы бытия: связи, развития, материальности, идеальности, дуализма, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единства чувственного и рационального, единства отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и обратно; вариативности познания, единства объективного и субъективного в познании, абсолютного и относительного и др. Философия выполняет и другие функции: познавательную, аксиологическую, критическую, коммуникативную, логическую, эвристическую, этическую, практически-деятельную.
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
1. Зачем необходимо изучать историю философии? Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались. Если мысленно оглянуться в прошлое духовной культуры человечества, то нашему взору представится огромное разнообразие философских школ и направлений, идей и воззрений. На первый взгляд может сложиться мнение, будто это множество представляет собой неорганизованное, стихийное взаимодействие различных философских концепций, порой не связанных друг с другом. Но это не так. Эволюция философских идей - это процесс, несомненно, противоречивый. Но в конечном счете поступательный и прогрессивный. В целом история философии представляет собой «книгу мудрости», которая, если вдумчиво читать ее, может дать очень многое для решения современных проблем. Вот почему вначале следует уяснить, как философия возникла, какие этапы в своем историческом развитии она прошла и чем является сегодня. Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках. Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой» или пра(пред)философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древние Греция и Рим. Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Считается, что работа над Ведами завершилась в первой половине первого тысячелетия до н. э. В них нашло отражение социоантропоморфная позиция ариев, художественно-мифологический религиозный комплекс древнеиндийских племен. Особенно много воззрений философского характера содержала одна из книг Вед – Упанишады. В одной из частей Упанишад образованный индус перечисляет знания, которыми он овладел: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану – четвертую Веду, итихасу и пураны, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах». Высказывание дает возможность представить объем и содержание знаний Древней Индии. В VI – V веках до н. э. В Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии. Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI – I вв до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам. В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фу-си однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхе, рисунок, изображавший мир и его состояния. Основу рисунка составляли два начала: Ян, олицетворявший мужское, сильное и светлое начало, и Инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм и шестидесяти четырех гексаграмм, которые отражали бытие и его состояния. Состояния отражались графически в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от Ян (сплошные) и Инь (пунктирные) линий. В VII – III вв до н. э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа Инь-Ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня. Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере продвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой. В историческом плане принято выделять пять основных типов философии: - древняя философия (до II-V вв. н.э.) - философия Средневековья (II-V - XIV вв.) - философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) - философия Нового времени (XVII-XIX вв.) - современная философия (XX век) Обращаясь к философии древнего мира, важно подчеркнуть, что наибольшего своего развития она достигла в Древней Греции и Риме. Начало было положено школами Ионического побережья и отдельными философами, жившими в городах-полисах восточного побережья Средиземного моря. Затем лидерство перешло к континентальной Греции, ее городам-полисам. Как наука философия утвердилась в Афинской школе, которую представляли Сократ, Платон, Аристотель и их последователи.
2. Объективно-идеалистическая философия Платона. Платон (427-347 гг до н. э.) был крупнейшим представителем античного идеализма. Он происходил из афинского аристократического рода. Подлинное имя Платона – Аристокл. Платон – прозвище (от «платюс» – «широкий», «широкоплечий»). Он был учеником Сократа, основавшего в Афинах свою школу. Философские взгляды Платона глубоко продуманы и в своей совокупности они составляют систему, элементами которой являются: онтология (учение о бытии) и теология (учение о боге); космология (учение о мире) и космогония (учение о происхождении мира); психология (учение о душе) и гносеология (учение о познании); этика (учение о нравственности) и социология (учение об обществе). По Платону, существуют два мира – мир идей (нематериальная объективная совокупность сущностей бытия) и мир чувственных вещей. Рассматривая соотношение между этими мирами, Платон рассуждал таким образом. Всякая вещь рано или поздно погибает, будет ли это дерево, человек или гора. Дерево может сгореть, но понятие о дереве, идея о его сущности остается. Идеи не горят и не тонут, не исчезают и не возникают. Миллионы людей умирают, но понятие о человеке, идея о нем бессмертна. Ее не может погубить ни болезнь, ни старость. Вещи преходящи, идеи об их сущности вечны и неизменны. Он делал вывод, что идеи как обобщенное выражение сущностей элементов бытия существуют вне человека. Они объективны. Не вещи порождают идеи, а идеи порождают вещи. Вещи лишь тени идей. Платон сравнивал жизнь людей в реальном мире с пребыванием в темной пещере. В этой пещере находятся скованные узники, обращенные спиной к выходу и не имеющие возможности повернуться лицом к свету. Мимо пещеры проходят путники, несущие сосуды различной формы, лучи солнца освещают эти сосуды, и их тени падают на заднюю стенку пещеры. Скованные узники могут увидеть только эти тени, но не видят солнца, ни путников, ничего из того, что находится вне пещеры. Мы живем в мире теней, а мир идей, то есть мир бесконечно прекрасных и совершенных сущностей – это другой, потусторонний мир, недоступный для нас. Впрочем, наши души, прежде чем стать именно нашими, обитали в том прекрасном мире. Но, покидая его, считал философ, душа забывает о нем, ничего не помнит. Увидев прекрасную вещь, человек приходит в состояние некоторого волнения. Это наша душа вспоминает, что она когда-то уже видела нечто подобное, красивое, совершенное в мире идей, но который позабыла. Чтобы познать истину, считал Платон, человеку необходимо отвлечься от всего телесного, чувственного, закрыть глаза, заложить уши, углубиться в самонаблюдение и постараться «вспомнить» то, что его душа видела в мире идей. Еще при жизни Платона его учение об идеях стало вырождаться в мистику и теологию, а позднее, в римскую эпоху, слилось с догматикой раннего христианства. Представляют также интерес взгляды Платона на государство. В них он отчетливо выражает интересы аристократической группы рабовладельцев. Платон создал утопический эскиз «идеального государства». Государственная власть в нем принадлежит избранным, философам-аристократам. Второе сословие составляют воины-стражи. Они средствами насилия поддерживают классовое господство аристократов-рабовладельцев. Третье сословие - земледельцы и ремесленники. Они производят все необходимое для государства. Рабы им не считались за людей и не составляли никакого сословия.
3. Особенности философии Аристотеля. Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Четыре года Аристотель был наставником Александра Македонского. Будущий полководец высоко ценил своего учителя, сказав о нем позднее: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если я отцу обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену». В мировоззрении Аристотеля (384-322 гг до н. э.) античная философия достигла вершины своего развития. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли знания, существовавшие в то время. Он был основателем логики. Аристотель признавал объективное существование материального хаотического мира. Первоматерией считает следующие элементы (или стихии): земля, вода, воздух и огонь. Кроме того, Аристотель говорил еще о пятом элементе - божественном «эфире», из которого якобы состоят небо и звезды. Материя, по мнению Аристотеля, инертна, не имеет формы. Под воздействием высших сил из материи образуются вещи. Конкретная вещь отличается от всей материи формой. Материя без формы – это всего лишь возможность вещи. Вещь становится действительной, благодаря форме. Идеальная форма у Аристотеля, также как и материя, является первоосновой бытия. Материя пассивна. Форма активна. Она выступает как цель, к которой стремится становящаяся вещь. Форма является причиной не только существования, но и движения (изменения) вещи. Развитие, следовательно, есть оформление вещи. Аристотель приходит к идее «перводвигателя» – форме всех форм. Это мировой разум, бог. Таким образом, в онтологическом учении Аристотеля хаотическая материя и идеальная форма выступают основами бытия вместе, одновременно. Признание двух начал бытия указывает на дуализм Аристотеля. Взаимоисключающие точки зрения характерны для него и при разработке теории познания. Аристотель обосновал много ценных диалектических положений. Например, он отрицал отдельное существование общего: «… мы не можем ведь понять, что есть некий дом «вообще» наряду с отдельными домами». При этом мыслитель считал, что все существует только как единичное, индивидуальное, отдельное. Общее, по его мнению, реально вообще не существует. Политические и социологические воззрения Аристотеля связаны прежде всего с объяснением государства. Государство возникает естественным путем. Это город-полис. «Правильными» формами правления он считал монархию, аристократию и политию (правление большинства с использованием принципов монархии и аристократии). К «неправильным» формам власти он относил тиранию, олигархию и демократию. Неустойчивость города-полиса и возможную его гибель Аристотель связывал с отсутствием равенства граждан в правах, хотя рабов он не считал гражданами. Законодательство в государстве необходимо, оно – важный элемент политики. Интересны также идеи Аристотеля об обществе, человеке, семье, собственности, нравственности.
4. Номинализм и реализм в философии Средневековья. Многие особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма. «Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Благодаря им, человеческий разум в состоянии познавать сущности вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для таких реалистов, как, например Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), а позднее Фома Аквинский, главной универсалией выступает бог. Поэтому вс< ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|